Совместная деятельность с детьми "Друзья природы" (Из опыта работы)
материал по окружающему миру (средняя группа)
Совместная деятельность с детьми "Друзья природы" (Из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная деятельность с детьми «Друзья природы»
(Из опыта работы)
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако, далеко не все способны видеть эту красоту: многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.
Основополагающую роль в экологическом воспитании ребенка играют, как правило, все сферы дошкольного детства: семья, сверстники, различные типы дошкольных образовательных учреждений.
Главной целью экологического воспитания в дошкольном возрасте – является воспитание гуманного отношения к окружающей природе.
Совместная деятельность углубленной работы по реализации социально-коммуникативного развития "Друзья природы", которой я занимаюсь, имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области.
В работе я следую следующим педагогическим принципам: системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, сезонность.
Для эффективного решения задач экологического воспитания я использую следующие формы работы с детьми: познавательные занятия; наблюдения за растительным и животным миром, за трудом взрослых; экскурсии на природу, целевые прогулки; дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры; трудовую деятельность в уголке природы и на участке детского сада; музыкальные и спортивные развлечения; опытная деятельность; различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику; чтение литературы, заучивание стихов, пословиц и поговорок, сочинение экологических сказок детьми.
Одной из новых и интересных форм экологического воспитания, которые я использую в своей работе, является метеоплощадка (или метеостанция), оборудованная на территории нашего детского сада. Это увлекательное местечко, где воспитанники учатся наблюдать за погодными условиями, их изменениями и делать выводы, а так же устанавливать причинно-следственные связи в зависимости от времени года.
С созданием метеостанции появилась возможность уйти от стереотипов во время прогулок и погрузить детей в мир исследований и открытий, научить их восхищенно смотреть на окружающую природу.
Метеоплощадка обеспечивает возможность проведения практических работ, систематических наблюдений за погодой, сезонными явлениями в окружающей среде. Дети получают возможность определять погоду с помощью специального оборудования, что вызывает у них большой интерес.
Так с помощью термометра учились с ребятами определять температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко» и т. д.
Познакомились с содержимым метеобудки. Дети узнали, что в ней находятся приборы, требующие защиты от атмосферных осадков, прямых солнечных лучей, порывов ветра.
Рассматривая компас, ребята узнали одну особенность. Стрелка компаса всегда показывает на север.
Учились определять направление ветра по флюгеру: куда «смотрит» стрелка – оттуда дует ветер. Например, если ветер подует с одной стороны – петушок тут же повернется к нему клювом. Ветер изменится – подует с другой стороны – петушок снова развернется навстречу.
Наблюдая за ветровым рукавом, определяли направление и приблизительную силу ветра. Если рукав висит и «не шевелится», значит ветра нет, если колеблется – это обозначает тихий, лёгкий ветер. А если поднимается и вытягивается вдоль горизонта, то это уже сильный ветер. Дети пришли к выводу: чем сильнее ветер, тем выше вытягивается ветровой рукав.
Ловец облаков использовали для изучения видов облаков. Ребенку дается задание найти похожее облако и сопоставить с картинкой. Вертушки – также выполняли свои роли – во-первых, они начали крутиться, когда дул ветер, а если правильно развернуть вертушку в направление ветра, можно определить и его направление.
Дети узнали, что с помощью снегомерной рейки в зимний период времени можно определить высоту снежного покрова.
Все результаты наших исследований мы отмечали на специальном стенде «Календаре природы».
Очень понравилось ребятам подкармливать птиц. Это позволяет детям в любое время года изучать их вблизи, а также учит заботиться о пернатых друзьях, оставляя для них корм в кормушке.
В общих чертах познакомились с солнечными часами, дождемером: узнали, как называются и для чего нужны. Более подробное использование оборудования метеостанции запланировано на старший дошкольный возраст.
В нескольких метрах от метеоплощадки находится мини-дендрарий, где дети продолжают свои наблюдения за растениями.
Человек давно заметил, что многие растения накануне перемены погоды изменяются. Такая способность "зеленых детей Солнца" объясняется зависимостью их жизни от условий среды: температуры, влажности и давления воздуха, а также от солнечного света. В отличие от животных в борьбе за жизнь и сохранение потомства они не могут убежать или улететь от непогоды, спрятаться в защищенном месте. Одни растения перед дождем закрывают цветки, чтобы защитить от повреждения пыльцу и уменьшить теплоотдачу; другие - при низкой относительной влажности воздуха уменьшают испарение, обильно выделяя ароматный нектар, привлекающий крылатых тружениц - пчел и других насекомых; третьи - "плачут" липкими капельками сока; четвертые - меняют форму и положение листьев.
В нашем мини-дендрарии имеется альпийская горка - это цветник пейзажного стиля, представляющий собой фрагмент горного пейзажа.
Альпинарий — нетрадиционный элемент развивающей предметной среды. Он оживляет среду, привлекает детей своей необычностью и красочностью, способствует возникновению познавательного интереса, развивает эстетические чувства, любознательность, воспитывает ответственное отношение к живым существам. Уход за горкой позволяет расширить знания дошкольников о растениях, их разнообразии, условиях жизни, формирует чувство ответственности в процессе ухода за ними.
«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» - эти слова мы знаем с детства. Сказка – неизменный спутник детства. Она не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром.
Развивать фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим процессом могут помочь сказки. С этой целью мы с детьми решили сочинять сказки. Придумывая собственные экологические сказки, дети упражняли свою способность к экологическому мышлению, уясняли для себя природные взаимосвязи связи человека с окружающей средой. Эти сказки знакомят детей с природными явлениями, их взаимосвязями, с некоторыми проблемами влияния человека на природу и многими другими.
Создание сказок – увлекательное занятие. Это мы увидели, проделав лишь небольшую часть работы. А проходило всё очень непосредственно.
Часто, усевшись на ковёр, и предложив для сочинения сказок несколько персонажей на выбор, придумывали сюжет, раскрывали линию произведения. Участие принимала вся группа: кто-то помогал в выборе героев, кто-то – в сочинении сюжета. И вот так шаг за шагом появлялись сказки. Сказки небольшие, но каждая со своим смыслом, каждая описывает какой-то случай из жизни животных, помогает видеть взаимосвязь живого и неживого.
В конце каждого занятия мы с детьми прочитывали сказку, придумывали названия, прослушав несколько вариантов, выбирали наиболее подходящее. Какова же была радость, гордость у детей, что они сами смогли сочинить сказку. А ведь до этого они лишь слушали известные всем произведения, а тут сочинили сами.
В это увлекательное занятие вовлекли и родителей. Мы попросили детей сочинить небольшие сказки с персонажами Эколятами защитниками природы. Все хорошо постарались: кто-то придумал, кто-то проиллюстрировал эту сказку (нарисовал рисунок). Получились интересные сюжеты. Так, мы решили создать книгу «Приключения Эколят». Получилось, не плохо. Наши родители приобрели интересный опыт сочинения сказок вместе с детьми.
На момент сочинения сказок и создания книги, был объявлен конкурс «Снежный городок Эколят». Обсудив с детьми и родителями наши возможности, мы решили принять участие в конкурсе. За основу строительства снежного городка, взяли сюжет одной из сказок придуманных детьми и родителями.
Выбрали место для постройки, расчистили снег, учитывая пожелания детей, начертили схему будущего городка. Всё бы ничего, но тут возникла проблема: а снег то - не лепится. Проведя опыт с сухим снегом, выявили, как сделать его влажным. И тут работа закипела. На помощь детям пришли взрослые: родители и сотрудники детского сада, которые с великим удовольствием и энтузиазмом взялись осуществить мечту детей.
Много труда было вложено: возведены стены снежного городка, домики, «выросла» снежная ёлочка. На крышу одного из домиков «прилетели» красногрудые снегири. Но взрослые решили сделать ребятам сюрприз. И когда на следующий день дети вышли на прогулку, они увидели в своём городке Эколят – защитников природы: Умницу, Шалуна, Тихоню и Ёлочку.
Сколько радости и восторга можно было увидеть в глазах детей, когда в снежных фигурах они узнавали знакомых персонажей!
А ведь Эколята появились в городке неспроста. Ёлочка с Умницей рассказали, как трудно птицам живётся зимой, как тяжело им в холодную зимнюю пору найти корм. Поэтому выходя гулять, дети своевременно наполняют различным кормом кормушки, которые сделали вместе с родителями.
Тихоня и Шалун объяснили ребятам, как ухаживать за растениями на участке, для чего нужно сгребать снег к корням деревьев и кустарников. Эколятам удалось заинтересовать и привлечь внимание детей к окружающей природе.
Участок, на котором построили снежный городок, был выбран неслучайно. Рядом с нашим городком находится метеостанция, где юные исследователи проводили свои наблюдения с помощью различных приборов, после чего ребята с удовольствием шли к жителям снежного городка рассказывали о том, что нового узнали; какую заботу проявили к окружающей природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Любим и бережём природу» (из опыта работы)
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, ...
Экологический проект «Мы и природа». Из опыта работы группы кратковременного пребывания «Учусь плавать».
Что такое экологический проект. Большую роль в формировании экологического сознания детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природе. В ...
Совместная проектно - поисковая деятельность детей и взрослых (из опыта работы инструктора по физкультуре)
Физкультурно — оздоровительный проект «Вместе с семьей», направленный на взаимодействие детского сада и семьи по оздоровлению...
Технологии формирования у детей опыта безопасного поведения дома,на улице,в природе(из опыта работы воспитателя)
Технологии формирования у детей опыта безопасного поведения дома, на улице, в природе ( из опыта работы воспитателя)...
Технологии формирования у детей опыта безопасного поведения дома, на улице, в природе (из опыта работы воспитателя средней группы)
Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Одним из направлений реализации образовательной области«Социально-коммуникативного развития» в ДОУ, согласно Федеральному...
«Театрализованная деятельность как средство формирования осознанного отношения к природе» (из опыта работы).
Театрализованная деятельность – одна из активных форм экологического образования детей, которая предоставляет большие возможности воспитания у дошкольников любви и уважения к природе, учит понимать пр...
Совместная игровая деятельность родителей и детей. Из опыта работы
В статье говорится о решении проблемы взаимоотношений детей и родителей через совместную игру. Именно совместные игры детей и родителей способствуют сближению и пониманию детей и род...