Совместная проектно - поисковая деятельность детей и взрослых (из опыта работы инструктора по физкультуре)
проект (старшая группа)

Физкультурно — оздоровительный проект  «Вместе  с  семьей», направленный  на  взаимодействие детского сада  и  семьи  по  оздоровлению  и  физическому  развитию  дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_vmeste_s_semey_2017.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Бодрая О.С., инструктор по физической культуре

ГБДОУ детский сад №16 Московского района

Санкт-Петербурга

Совместная проектно - поисковая деятельность детей и взрослых

(из опыта работы инструктора по физкультуре)

В дошкольном образовательном учреждении развитие ребенка происходит в ходе взаимодействия со взрослым, жизненно важную роль которого в данный период подчеркивали известные ученые (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, М. И. Лисина и др.). Ни на одном другом возрастном этапе взрослый  не  играет  такой роли в развитии ребенка. Поэтому целью деятельности взрослого в условиях дошкольного образовательного учреждения является конструирование такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающей действительности, раскрытию его неповторимой индивидуальности.

В нашем  саду  с 2017  внедрен долгосрочный физкультурно — оздоровительный проект  «Вместе  с  семьей», направленный  на  взаимодействие детского сада  и  семьи  по  оздоровлению  и  физическому  развитию  дошкольников. Проводится с сентября по май. В данном проекте  участвуют  дети старшей  группы, родители, инструктор  по  физической  культуре, музыкальный  руководитель,  методист, медработник,  воспитатели.

В ФГОС ДО выделена  образовательная  область  «Здоровье», реализуемая  через  организованную  учебную  деятельность — физическую  культуру,  содержание  которой  направлено  на  достижение  целей  формирования  у  детей  интереса  и  ценностного  отношения  к  занятиям  физической  культурой,  гармоничное  физическое  развитие  через  решение  следующих  специфических  задач:

  • развитие  физических  качеств (скоростных,  силовых,  гибкости,  выносливости  и координации;
  • накопление  и  обогащение  двигательного  опыта  детей  (овладение основными,  движениями);
  • формирование  воспитанников  потребности  в  двигательной  активности  и физическом  совершенствовании.

Актуальность  проекта заключается  в  том,  что  семья  и  детский  сад  -  это  важнейшие  социальные  институты,  определяющие  развитие  маленького  ребенка. У  семейного  общественного  дошкольного  воспитания  различное  предназначение, у  каждого  своя  уникальная  миссия,  поэтому  семья  и  дошкольное  учреждение  не  могут  заменить  друг  друга.  

Сотрудничество  семьи  и  педагогов  предполагает  объединение  их  усилий,  их  совместную  деятельность,  выстраивание  партнерских  отношений,  для  обеспечения  максимально  благоприятных  условий  развития  и  воспитания  детей  в  семье  и  дошкольном  учреждении.  

На  современном  этапе  развития  дошкольного  образования  ставится  вопрос  о  необходимости  взаимодействия  с  родителями  на  новых  принципах  и  новых  формах.

В  настоящее  время  одной  из  приоритетных  задач,  стоящих  перед  педагогами  дошкольного  учреждения,  является  сохранение  здоровья  детей  в  процессе  воспитания  и  обучения. Проблема  здоровья  и  его  сохранения  в  современном  обществе  стоит  очень  остро.  Известно,  что  дошкольный  возраст  является  решающим  в  формировании  фундамента  физического  и  психического  здоровья. Эту  задачу  взрослым  надо  решать  с  самых  ранних  лет  жизни  ребенка,  причем  решать  системно  и  сообща.

            Данный  проект  решает  следующие  задачи:

  • Определение  содержания  и  форм  партнерского  взаимодействия  детского  сада с  семьями  воспитанников  с  целью  формирования  основ  культуры  здоровья,  интереса  и ценностного  отношения  к  занятиям  физической  культурой.
  • Обогащение  детско — родительских  взаимоотношений  при  проведении совместных  мероприятий,  уделяя  при  этом  особое  внимание  сохранению  и  укреплению физического  здоровья  детей  старшего  дошкольного  возраста  средствами  туристических походов.
  • Анализ  и  оценка  результатов  исследовательской  деятельности  по выявлению  уровня  знаний  детей  и  их  родителей  в  образовательных  областях : «Здоровье»  и  «Физическая  культура».

Была  выдвинута  гипотеза, что  физические  качества  детей  будут  эффективно  развиваться,  а  здоровье  сохраняться  и  укрепляться  при  условии,  если  будет  разработана  система  работы  с  детьми  по  физическому  воспитанию  и  оздоровлению  инструктора  по  физической  культуре  совместно  с  родителями  дошкольников.

Для  данного  проекта  физкультурный  зал  укомплектован  гимнастической  стенкой, гимнастическим  уголком, гимнастическими  скамейками, кубами,  дугами  разной  высоты.

В  качестве  пособий  для  проведения  ОРУ и ОВД использовались  гимнастические  палки, флажки,  платочки,  веревки,  кубики,  султанчики,  набивные  мячи,  кегли,  кольца,  мячи  резиновые  разных  размеров,  обручи  разного  диаметра).

Для  родителей   в   качестве  результата  проекта  предполагалось  обогащение  детско-родительских  отношений  в  совместной  физкультурной деятельности;  повышение  интереса  к  жизни  детского  сада;  повышение  физкультурно-оздоровительной  грамотности  родителей.

Результат для  детей  предполагал снижение  уровня  заболеваемости;  повышение  уровня  физической  подготовленности;  осознание  необходимости  физкультуры,  спорта  и  здорового  образа  жизни.

Было  выделено  4  этапа  проекта.

Организационный этап включает в себя  выявление  запросов  родителей по  данному  направлению; анализ  литературных  источников, материалов; анализ  уровня  физического  развития  и  здоровья  детей; анкетирование  родителей; выявление  уровня  знаний  родителей  по  физкультурно-оздоровительному  направлению; постановка цели  и  формулирование  задач; создание  проекта и  модели  взаимодействия  инструктора  по  физкультуре  с  родителями и  детьми для  повышения  эффективности  работы  по  физическому  развитию  и  оздоровлению  детей.

Подготовительный  этап  включает в себя  разработку  календарно-тематического плана работы  с  детьми и плана  работы  с родителями; обсуждение плана работы с родителями  на  собрании; ознакомление родителей  с  организацией  здоровьесберегающей  и  физкультурно-оздоровительной  среды  в  детском  саду; составление планов физкультурно-оздоровительной работы в рамках  проектной  деятельности; разработка конспектов физкультурных мероприятий; изготовление необходимых  атрибутов и оборудования.

Практический  этап включает  совместную  деятельность  инструктора  по  физкультуре и  детей  в  рамках  спортивных  мероприятий, а также  совместную деятельность  инструктора  по  физической  культуре  с  родителями  в  виде  организации  взаимодействия детей  и родителей по плану реализации  проекта; проведения  развлечений,  досугов, праздников, фотовыставок; родительских собраний, бесед, встреч, консультаций с родителями и воспитателями;оформления стендовой информации, папок передвижек  для родителей, картотек.

Итоговый  этап  включает  в  себя анализ физкультурно-оздоровительной  работы  с детьми и родителями (наблюдение за уровнем физического развития и здоровья дошкольников; проведение анкетирования родителей с целью определения эффективности  совместной  работы; отчет о результатах проекта на итоговом  родительском собрании), проведен совместный  физкультурный праздник «День защиты детей» (помощь родителей  в  подготовке, организации и проведении праздника; организация  выставки совместного детско-родительского творчества.

В функции родителей  входило  создание  необходимых материально-технических условий для занятий дома; контроль и содействие соблюдения детьми режима дня, правил личной гигиены, закаливание, выполнение утренней  гимнастики, домашних заданий; непосредственное  участие в днях здоровья, спортивных досугах, физкультурно-музыкальных праздниках, играх, развлечениях, прогулках, соревнованиях семейных команд.

Реализация  проекта  строилась  на  принципах научности, активности  и  сознательности, комплексности  и  интегративности, адресованности  и  преемственности; результативности и гарантированности, разностороннего  развития личности, гуманизации, индивидуальности, цикличности  и  систематичности, оздоровительного, взаимосвязи  с  семьей.

За время проведения проекта у родителей был замечены: интерес к содержанию образовательного процесса; стремление родителей к взаимодействию и участию в жизни дошкольного учреждения; рост воспитательного и  оздоровительного потенциала семьи (положительное отношение  к  работе дошкольного учреждения, мотивационная  готовность  к  физкультурно- оздоровительной  деятельности  в  семье; рост  посещаемости  родителями  физкультурных  мероприятий;  положительное  мнение  родителей  о  компетентности  инструктора  по  физкультуре  в  вопросах  физического  развития  и  оздоровления.

Продуктами проектной  деятельности  стали: сборники  «Уголок  здоровья  и  «Физкультура»  для  информационных  стендов;  дополнение  сборника  «Методическая  копилка»  сказками  и  рассказами  о  пользе  физкультуры  и  спорта, стихами  и  загадками  о  семье; конкур  поделок  и  рисунков (совместное  творчество  детей и  родителей); альбом  рисунков  «Виды  спорта»; изготовление  нетрадиционного  физкультурного  оборудования; дополнение сборников физкультурных  мероприятий новыми  сценариями  развлечений и  досугов  с  детьми  и  родителями.

В  ходе  проекта  физические  качества  детей  эффективно  развиваются, а  здоровье  сохраняется  и  укрепляется  при  условии  взаимодействия  инструктора  по  физической  культуре  и  родителями  в  процессе  физического  развития  дошкольников, создание  таких  условий,  как взаимодействие  родителей  и  педагога,  организация  совместной  деятельности,  способствует  развитию  взаимодействия  с  родителями.

Таким  образом,  от  участия  родителей  в  работе  дошкольного  учреждения  выигрывают  все  субъекты  педагогического  процесса. Прежде  всего  -  дети. Родители  и  педагоги  должны  строить  свои  отношения  на  психологии  доверия  и  быть  уверены  в  хорошем  отношении  к  ребенку!

Литература:

- Артюшина  Н.А. Взаимодействие ДОУ с  семьей. – Журнал  «Управление  ДОУ» - 2010 - №8

- Бочарова  Н.И. Оздоровительный  семейный досуг  детьми  дошкольного возраста. – М.: «АРКТИ» - 2003.

- Доронова Т.Н., Глушкова Г.В., Гризик Т.И., Ерофеева  Т.И., Кузнецова Г.В. Вместе  с  семьей. – М.: «Просвещение» - 2006.

- Доронова  Т.Н., Жичкина А.Е. Дошкольное  учреждение  и  семья – единое  пространство  детского  развития. – М.: «АРКТИ» - 2003.

- Каптерев П. Задачи семейно  воспитания. – М.: «Карапуз» - 2005.

- Казина  О.Б. Веселая физкультура для  детей и их родителей: занятия, развлечения, праздники, походы. Роль родителей  в  физическом  оздоровлении  дошкольников. – М.: «Академия развития»  - 2008.

- Научно – практический журнал «Инструктор  по  физкультуре  в  ДОУ» рубрика  «Работа  с  родителями» - ТЦ «Сфера»

- Картушина С.Ю. «Оздоровительная  физкультурная интегрированная  деятельность  дошкольников». – М.: ТЦ «Сфера» - 2008, 224с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместной практико-ориентированной деятельности детей и взрослого для детей от 5 до 6 лет

Данный материал дает возможность детям расширить представления об аэропорте, посмотреть, как математика помогает людям ориентироваться и работать в аэропорту...

"Коррекция морфофункциональных отклонений у детей в условиях детского сада" из опыта работы инструктора по физкультуре

Работая в детском саду, мы все часто сталкиваемся с проблемой плоскостопия и нарушения осанки у детей. Не следует считать, что это несерьезные заболевания.http://dolgop.ucoz.ru/news/seminar_v_detskom_...

« СЕМИНАР - ПРОЕКТ » Совместная проектно-поисковая деятельность детей и взрослых.

Проектная деятельность дошкольников — это познавательная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде прое...

«Особенности организации проектной деятельности детей раннего возраста» (из опыта работы музыкального руководителя)

Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагог...

Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (из опыта работы инструктора по физической культуре)

            Оздоровительная гимнастика является обязательным компонентом базового физического воспитания детей 3 – 7 лет. В дошкольном образовательном у...