Совместная проектно - поисковая деятельность детей и взрослых (из опыта работы инструктора по физкультуре)
проект (старшая группа)
Физкультурно — оздоровительный проект «Вместе с семьей», направленный на взаимодействие детского сада и семьи по оздоровлению и физическому развитию дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vmeste_s_semey_2017.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Бодрая О.С., инструктор по физической культуре
ГБДОУ детский сад №16 Московского района
Санкт-Петербурга
Совместная проектно - поисковая деятельность детей и взрослых
(из опыта работы инструктора по физкультуре)
В дошкольном образовательном учреждении развитие ребенка происходит в ходе взаимодействия со взрослым, жизненно важную роль которого в данный период подчеркивали известные ученые (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, М. И. Лисина и др.). Ни на одном другом возрастном этапе взрослый не играет такой роли в развитии ребенка. Поэтому целью деятельности взрослого в условиях дошкольного образовательного учреждения является конструирование такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающей действительности, раскрытию его неповторимой индивидуальности.
В нашем саду с 2017 внедрен долгосрочный физкультурно — оздоровительный проект «Вместе с семьей», направленный на взаимодействие детского сада и семьи по оздоровлению и физическому развитию дошкольников. Проводится с сентября по май. В данном проекте участвуют дети старшей группы, родители, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, методист, медработник, воспитатели.
В ФГОС ДО выделена образовательная область «Здоровье», реализуемая через организованную учебную деятельность — физическую культуру, содержание которой направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации;
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными, движениями);
- формирование воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Актуальность проекта заключается в том, что семья и детский сад - это важнейшие социальные институты, определяющие развитие маленького ребенка. У семейного общественного дошкольного воспитания различное предназначение, у каждого своя уникальная миссия, поэтому семья и дошкольное учреждение не могут заменить друг друга.
Сотрудничество семьи и педагогов предполагает объединение их усилий, их совместную деятельность, выстраивание партнерских отношений, для обеспечения максимально благоприятных условий развития и воспитания детей в семье и дошкольном учреждении.
На современном этапе развития дошкольного образования ставится вопрос о необходимости взаимодействия с родителями на новых принципах и новых формах.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами дошкольного учреждения, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Эту задачу взрослым надо решать с самых ранних лет жизни ребенка, причем решать системно и сообща.
Данный проект решает следующие задачи:
- Определение содержания и форм партнерского взаимодействия детского сада с семьями воспитанников с целью формирования основ культуры здоровья, интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой.
- Обогащение детско — родительских взаимоотношений при проведении совместных мероприятий, уделяя при этом особое внимание сохранению и укреплению физического здоровья детей старшего дошкольного возраста средствами туристических походов.
- Анализ и оценка результатов исследовательской деятельности по выявлению уровня знаний детей и их родителей в образовательных областях : «Здоровье» и «Физическая культура».
Была выдвинута гипотеза, что физические качества детей будут эффективно развиваться, а здоровье сохраняться и укрепляться при условии, если будет разработана система работы с детьми по физическому воспитанию и оздоровлению инструктора по физической культуре совместно с родителями дошкольников.
Для данного проекта физкультурный зал укомплектован гимнастической стенкой, гимнастическим уголком, гимнастическими скамейками, кубами, дугами разной высоты.
В качестве пособий для проведения ОРУ и ОВД использовались гимнастические палки, флажки, платочки, веревки, кубики, султанчики, набивные мячи, кегли, кольца, мячи резиновые разных размеров, обручи разного диаметра).
Для родителей в качестве результата проекта предполагалось обогащение детско-родительских отношений в совместной физкультурной деятельности; повышение интереса к жизни детского сада; повышение физкультурно-оздоровительной грамотности родителей.
Результат для детей предполагал снижение уровня заболеваемости; повышение уровня физической подготовленности; осознание необходимости физкультуры, спорта и здорового образа жизни.
Было выделено 4 этапа проекта.
Организационный этап включает в себя выявление запросов родителей по данному направлению; анализ литературных источников, материалов; анализ уровня физического развития и здоровья детей; анкетирование родителей; выявление уровня знаний родителей по физкультурно-оздоровительному направлению; постановка цели и формулирование задач; создание проекта и модели взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями и детьми для повышения эффективности работы по физическому развитию и оздоровлению детей.
Подготовительный этап включает в себя разработку календарно-тематического плана работы с детьми и плана работы с родителями; обсуждение плана работы с родителями на собрании; ознакомление родителей с организацией здоровьесберегающей и физкультурно-оздоровительной среды в детском саду; составление планов физкультурно-оздоровительной работы в рамках проектной деятельности; разработка конспектов физкультурных мероприятий; изготовление необходимых атрибутов и оборудования.
Практический этап включает совместную деятельность инструктора по физкультуре и детей в рамках спортивных мероприятий, а также совместную деятельность инструктора по физической культуре с родителями в виде организации взаимодействия детей и родителей по плану реализации проекта; проведения развлечений, досугов, праздников, фотовыставок; родительских собраний, бесед, встреч, консультаций с родителями и воспитателями;оформления стендовой информации, папок передвижек для родителей, картотек.
Итоговый этап включает в себя анализ физкультурно-оздоровительной работы с детьми и родителями (наблюдение за уровнем физического развития и здоровья дошкольников; проведение анкетирования родителей с целью определения эффективности совместной работы; отчет о результатах проекта на итоговом родительском собрании), проведен совместный физкультурный праздник «День защиты детей» (помощь родителей в подготовке, организации и проведении праздника; организация выставки совместного детско-родительского творчества.
В функции родителей входило создание необходимых материально-технических условий для занятий дома; контроль и содействие соблюдения детьми режима дня, правил личной гигиены, закаливание, выполнение утренней гимнастики, домашних заданий; непосредственное участие в днях здоровья, спортивных досугах, физкультурно-музыкальных праздниках, играх, развлечениях, прогулках, соревнованиях семейных команд.
Реализация проекта строилась на принципах научности, активности и сознательности, комплексности и интегративности, адресованности и преемственности; результативности и гарантированности, разностороннего развития личности, гуманизации, индивидуальности, цикличности и систематичности, оздоровительного, взаимосвязи с семьей.
За время проведения проекта у родителей был замечены: интерес к содержанию образовательного процесса; стремление родителей к взаимодействию и участию в жизни дошкольного учреждения; рост воспитательного и оздоровительного потенциала семьи (положительное отношение к работе дошкольного учреждения, мотивационная готовность к физкультурно- оздоровительной деятельности в семье; рост посещаемости родителями физкультурных мероприятий; положительное мнение родителей о компетентности инструктора по физкультуре в вопросах физического развития и оздоровления.
Продуктами проектной деятельности стали: сборники «Уголок здоровья и «Физкультура» для информационных стендов; дополнение сборника «Методическая копилка» сказками и рассказами о пользе физкультуры и спорта, стихами и загадками о семье; конкур поделок и рисунков (совместное творчество детей и родителей); альбом рисунков «Виды спорта»; изготовление нетрадиционного физкультурного оборудования; дополнение сборников физкультурных мероприятий новыми сценариями развлечений и досугов с детьми и родителями.
В ходе проекта физические качества детей эффективно развиваются, а здоровье сохраняется и укрепляется при условии взаимодействия инструктора по физической культуре и родителями в процессе физического развития дошкольников, создание таких условий, как взаимодействие родителей и педагога, организация совместной деятельности, способствует развитию взаимодействия с родителями.
Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. Родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия и быть уверены в хорошем отношении к ребенку!
Литература:
- Артюшина Н.А. Взаимодействие ДОУ с семьей. – Журнал «Управление ДОУ» - 2010 - №8
- Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг детьми дошкольного возраста. – М.: «АРКТИ» - 2003.
- Доронова Т.Н., Глушкова Г.В., Гризик Т.И., Ерофеева Т.И., Кузнецова Г.В. Вместе с семьей. – М.: «Просвещение» - 2006.
- Доронова Т.Н., Жичкина А.Е. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. – М.: «АРКТИ» - 2003.
- Каптерев П. Задачи семейно воспитания. – М.: «Карапуз» - 2005.
- Казина О.Б. Веселая физкультура для детей и их родителей: занятия, развлечения, праздники, походы. Роль родителей в физическом оздоровлении дошкольников. – М.: «Академия развития» - 2008.
- Научно – практический журнал «Инструктор по физкультуре в ДОУ» рубрика «Работа с родителями» - ТЦ «Сфера»
- Картушина С.Ю. «Оздоровительная физкультурная интегрированная деятельность дошкольников». – М.: ТЦ «Сфера» - 2008, 224с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий совместной практико-ориентированной деятельности детей и взрослого для детей от 5 до 6 лет
Данный материал дает возможность детям расширить представления об аэропорте, посмотреть, как математика помогает людям ориентироваться и работать в аэропорту...
"Коррекция морфофункциональных отклонений у детей в условиях детского сада" из опыта работы инструктора по физкультуре
Работая в детском саду, мы все часто сталкиваемся с проблемой плоскостопия и нарушения осанки у детей. Не следует считать, что это несерьезные заболевания.http://dolgop.ucoz.ru/news/seminar_v_detskom_...
« СЕМИНАР - ПРОЕКТ » Совместная проектно-поисковая деятельность детей и взрослых.
Проектная деятельность дошкольников — это познавательная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде прое...
Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (из опыта работы инструктора по физической культуре)
Виды оздоровительной гимнастики проводимые в ДОУ, цели и задачи...
Статья: Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (из опыта работы инструктора по физической культуре)
оздоровительная гимнастика...
«Особенности организации проектной деятельности детей раннего возраста» (из опыта работы музыкального руководителя)
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагог...
Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (из опыта работы инструктора по физической культуре)
Оздоровительная гимнастика является обязательным компонентом базового физического воспитания детей 3 – 7 лет. В дошкольном образовательном у...