Методическая разработка на тему: "Информационная карта проекта "Рябинушка" в старшей группе"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Иванова Лариса Николаевна

Методическая разработка посвящена описанию работы над проектом "Рябинушка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnaya_karta_proekta.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №125 Невского района

Санкт-Петербург

2021 год

Информационная карта проекта

«Рябинушка»

Автор проекта:

        Иванова Лариса Николаевна – воспитатель

Тип проекта: информационно-познавательный.

Продолжительность проекта: краткосрочный – одна неделя (с 23.08.21г по 29.08.21г)

Вид проекта: групповой

Участники проектапедагоги, дети (5-6 лет), родители.

Материально-техническое обеспечение: Реализация проекта осуществляется с использованием возможностей детского сада; на базе музыкального зала, групповой комнаты, прогулочной площадки; с использованием мультимедийных средств.

Актуальность проекта:

Сезонные изменения в живой природе изучает наука фенология. Наблюдения за периодическими изменениями в растительном и животном мире называют фенологическими. Сущность фенологических наблюдений состоит в том, чтобы постоянно следить за ходом сезонных явлений и записывать даты их наступления. Используя даты многолетних фенологических наблюдений, натуралисты составляют фенологические календари (календари природы). Наблюдая из года в год за одними и теми же объектами и фиксируя одни и те же явления, ученые тщательно записывают сроки этих явлений, а потом выводят (вычисляют) средние сроки наблюдаемых явлений.

Наблюдения за сезонными явлениями включают наблюдения за изменением продолжительности разных частей суток, температуры воздуха, появлением осадков и их видами. Основным содержанием наблюдений являются наблюдения за ростом, развитием, а также состоянием растений, птиц и животных. В процессе систематических наблюдений ученые отмечают определенные моменты в жизни наблюдаемых объектов.

Наблюдение за изменениями окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребёнка. Осмысливание ребёнком воспринимаемого и отражение результатов наблюдения в речи развивает самостоятельность его мысли, сообразительность, критичность ума, обогащает словарь дошкольника, совершенствует речь, память, внимание, формирует причинно-следственную взаимосвязь и закладывает надёжную основу для формирования материалистического миропонимания.

Актуальность. Большинство  современных   детей   редко  общается  с природой. Деревья окружают нас постоянно. Дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Среди них красивое дерево – рябина. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

Огромную  роль   в  экологическом  образовании  детей  дошкольного  возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования   ребенок   получает   конкретные  познавательные   навыки:  учится  наблюдать, рассуждать, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом, развивать  познавательные  способности.  Поэтому   детям   предоставляется  дополнительная возможность  приобщиться   к  исследовательской работе,  как  к  ведущему   способу  познания окружающего мира.

Воспитание экологически грамотного человека – актуальная проблема сегодня.  

Проблема: у воспитанников недостаточно знаний о деревьях, наблюдение за ними в городских условиях затруднено. Формирование экологического сознания и культуры, как и продолжение знакомства с понятиями «фенологическое явление», «фенологический календарь», «феноиндикатор», требует систематической работы.

Цели: определение сезонного состояния природы путем наблюдения и выявления местных феноиндикаторов, приобщение к познанию удивительного мира деревьев, воспитание внимательного, бережного отношения к природе.

Задачи: (для детей)

  1. Расширять представления о сезонных изменениях в природе, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки.
  2. Учить отражать результаты своих наблюдений в дневнике.

3.   Обогащать знания детей о роли деревьев и кустарников в природе и жизни человека.

4.   Продолжать формировать правила поведения в природе.

5.   Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

6.   Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения и простые прогнозы.

Задачи (для педагогов):

  1. Изучить тематику проекта.
  2. Составить план по реализации проекта.
  3. Сформировать у детей интерес к проекту.
  4. Приобщать воспитанников к процессу познания окружающего мира природы.
  5. Заинтересовать родителей к обмену информацией, опытом.

Задачи (для родителей):

  1. Вовлечь родителей в совместную работу.
  2. Обогащение детско-родительских отношений.

Ключевым звеном проекта является:

Формирование у детей шестилетнего возраста, с помощью комплексно выстроенной системы мероприятий, представления о фенологическом индикаторе  «Начало созревания плодов рябины обыкновенной». Комплексный и системный подход позволяет решить задачи проекта.

Таким образом, разработка проекта “Рябинушка” содействует формированию экологического сознания и культуры.

Продукт проекта:

Форма проведения итогового мероприятия: досуговая деятельность

Название итогового мероприятия: досуг «Рябиновые бусы».  

Ожидаемый результат проекта: 

  • У детей сформированы представления о сезонных изменениях в природе, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки.
  • Расширены знания о деревьях, их свойствах, значении в жизни людей.
  • Сформирована способность видеть красоту родной природы.

Этап реализации проекта

Работа педагогов

Работа с детьми

Работа с родителями

1.Подготовительный

Изучение методических и игровых материалов по теме. Выбор форм, методов, приемов работы.

Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями (по ФГОС ДО).

Поиск методического, речевого, игрового, дидактического, наглядного, музыкального материала по теме.

Подготовка цикла бесед и презентаций о рябине.

Подбор литературы по теме.  

Разработка проекта и плана мероприятий.

Прогнозирование ожидаемых результатов, возможных рисков проекта.

Опрос детей с целью выявления уровня имеющихся знаний и сравнения их по окончании проекта.

Разработка конспекта итогового мероприятия.

Прослушивание аудиозаписей песен о рябине.

Рассматривание иллюстраций и репродукций картин.

Чтение энциклопедии «Деревья и кустарники».

Стимулировать совместное наблюдение родителей с детьми за деревьями во время прогулок и по дороге в детский сад.

 Дать родителям советы о том, что и как рассказать детям о рябине.

Создание мини-сборника художественного слова о рябине.

Создание художественной выставки «Изображение рябины в живописи».

Создание папки-передвижки

 

2.Основной (деятельностно – практический)

Беседы с детьми: «Что мы знаем о деревьях?»; «Удивительное дерево рябина»; “Красавица рябина”.

Занятие по теме “Деревья и кустарники”.

Наблюдения за рябиной на участке.

Просмотр презентаций о рябине.

Беседа «Что мы знаем о деревьях?»

Разучивание стиха по мнемотаблице «Словно паутинки, ягодки рябинки»

Рисование «Листики рябины»

Д/И «Разложи листочки по цвету»

Подвижная игра «Раз, два, три к рябинке беги»

Рассматривание иллюстраций

Прослушивание и заучивание песни-хоровода

«Ярко красные горошки»

Художественная литература

на «Рябина»

Лепка «Веточка рябины»

Подвижная игра «По мосточку до рябины»

Пальчиковая гимнастика «Ра рябинка, два рябинка»

Художественная литература

Ю. Коваль «Дунина сказка о рябине»

Аппликация «Рябинка»

Д/И «С какого дерева лист»

Подвижная игра «Кто больше ягод соберет»

Художественная литература

И.Ревю «Сказка про рябину»

Д/И «Волшебное дерево»

Рисование  «Ветка рябины».

Подвижная игра «Раз, два, три к рябинке беги»

Прослушивание и заучивание песни-хоровода

«У рябинки, у ворот детки водят хоровод»

Художественная литература

Я. Тайц «Рябинка», М. Борина  «У рябинушки ладошки».

Коллективная работа «Рябиновые бусы»

Ведение дневника наблюдений.

Беседы о рябине. Рассматривание иллюстраций, картинок, книг, энциклопедий с изображением рябины.

Знакомство с легендами, стихами, загадками, приметами, связанными с рябиной.

Аппликация “Ветка рябины”.

Рисование “Рябинка”.

Прослушивание записи народных песен о рябине.

Игры: “Посчитай”, “Четвертый лишний”, “Узнай по описанию”, “Один-много”. “Разрезные картинки”

Изготовление кормушки для птиц.

Знакомство с информацией в родительском уголке на тему «Добрые советы»

Способствовать

осознанию родителями важности экологического воспитания детей.

3.Заключительный

Оформление зала, игрового пространства.

Анализ полученных результатов.

Проведение досугового мероприятия «Рябиновые бусы».  

Помощь в разучивании песен, стихов.    

Литература.

1.      Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Творческий центр «Сфера». Москва 2015 г.

2.      Шорыгина Т. А. «Деревья, какие они?» Москва 2010 г.

3.      Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания в детском саду. – М.:МОЗАИКА–СИНТЕЗ, 2010.–112с.

4.      http://rulibs.com/ru_zar/child_prose/koval/6/j279.html

5.      https://bib-super-yana.blogspot.com/2013/10/ryabina-osenyu.html

6.      https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-s-yelementami-mnemotehniki-vetka-rjabiny-v-vaze.html

7.      https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-mnemotehniki.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка по методике развития речи. в старшей группе

разработка конспектов по развитию речи. в старшей группе доу...

планы. методические разработки, сценарии, из опыта работы воспитателя старшей группы.

проведение и сценарии празников, методики развития представления о математике, и множественные другие маетриалы...

Методическая разработка Конспект комплексного занятия для детей старшей группы «История возникновения Москвы»

Конспект комплексного занятия об истории возникновении Москвы в старшей группе детского сада....

Методическая разработка Конспект комплексного занятия для детей старшей группы «Рождение Невы»

Конспект комплексного занятия об истории появления реки Невы, как места основания города Санкт-Петербург...

Методическая разработка: "Совместная деятельность взрослого с детьми старшей группы по игровому стретчингу с использованием авторской сказки «Домик для паучка».

Данная методическая разработка представляет собой конспект совместной деятельности взрослого с детьми старшего дошкольного возраста. Упражнения стретчинга (растяжка) основаны на статичных растяжках мы...

Методическая разработка музыкального досуга «Сказочные образы» в старшей группе Автор разработки: музыкальный руководитель Васильева Дина Владимировна

Комплексное развитие когнитивных способностей у детей старшего дошкольного возраста возможно при использовании ИК-технологий и здоровьесберегающих технологий. При этом совершенствуются вокальные навык...