Методическая разработка на тему: "Информационная карта проекта "Рябинушка" в старшей группе"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Методическая разработка посвящена описанию работы над проектом "Рябинушка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnaya_karta_proekta.docx | 26.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад №125 Невского района
Санкт-Петербург
2021 год
Информационная карта проекта
«Рябинушка»
Автор проекта:
Иванова Лариса Николаевна – воспитатель
Тип проекта: информационно-познавательный.
Продолжительность проекта: краткосрочный – одна неделя (с 23.08.21г по 29.08.21г)
Вид проекта: групповой
Участники проекта: педагоги, дети (5-6 лет), родители.
Материально-техническое обеспечение: Реализация проекта осуществляется с использованием возможностей детского сада; на базе музыкального зала, групповой комнаты, прогулочной площадки; с использованием мультимедийных средств.
Актуальность проекта:
Сезонные изменения в живой природе изучает наука фенология. Наблюдения за периодическими изменениями в растительном и животном мире называют фенологическими. Сущность фенологических наблюдений состоит в том, чтобы постоянно следить за ходом сезонных явлений и записывать даты их наступления. Используя даты многолетних фенологических наблюдений, натуралисты составляют фенологические календари (календари природы). Наблюдая из года в год за одними и теми же объектами и фиксируя одни и те же явления, ученые тщательно записывают сроки этих явлений, а потом выводят (вычисляют) средние сроки наблюдаемых явлений.
Наблюдения за сезонными явлениями включают наблюдения за изменением продолжительности разных частей суток, температуры воздуха, появлением осадков и их видами. Основным содержанием наблюдений являются наблюдения за ростом, развитием, а также состоянием растений, птиц и животных. В процессе систематических наблюдений ученые отмечают определенные моменты в жизни наблюдаемых объектов.
Наблюдение за изменениями окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребёнка. Осмысливание ребёнком воспринимаемого и отражение результатов наблюдения в речи развивает самостоятельность его мысли, сообразительность, критичность ума, обогащает словарь дошкольника, совершенствует речь, память, внимание, формирует причинно-следственную взаимосвязь и закладывает надёжную основу для формирования материалистического миропонимания.
Актуальность. Большинство современных детей редко общается с природой. Деревья окружают нас постоянно. Дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Среди них красивое дерево – рябина. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом, развивать познавательные способности. Поэтому детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Воспитание экологически грамотного человека – актуальная проблема сегодня.
Проблема: у воспитанников недостаточно знаний о деревьях, наблюдение за ними в городских условиях затруднено. Формирование экологического сознания и культуры, как и продолжение знакомства с понятиями «фенологическое явление», «фенологический календарь», «феноиндикатор», требует систематической работы.
Цели: определение сезонного состояния природы путем наблюдения и выявления местных феноиндикаторов, приобщение к познанию удивительного мира деревьев, воспитание внимательного, бережного отношения к природе.
Задачи: (для детей)
- Расширять представления о сезонных изменениях в природе, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки.
- Учить отражать результаты своих наблюдений в дневнике.
3. Обогащать знания детей о роли деревьев и кустарников в природе и жизни человека.
4. Продолжать формировать правила поведения в природе.
5. Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
6. Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения и простые прогнозы.
Задачи (для педагогов):
- Изучить тематику проекта.
- Составить план по реализации проекта.
- Сформировать у детей интерес к проекту.
- Приобщать воспитанников к процессу познания окружающего мира природы.
- Заинтересовать родителей к обмену информацией, опытом.
Задачи (для родителей):
- Вовлечь родителей в совместную работу.
- Обогащение детско-родительских отношений.
Ключевым звеном проекта является:
Формирование у детей шестилетнего возраста, с помощью комплексно выстроенной системы мероприятий, представления о фенологическом индикаторе «Начало созревания плодов рябины обыкновенной». Комплексный и системный подход позволяет решить задачи проекта.
Таким образом, разработка проекта “Рябинушка” содействует формированию экологического сознания и культуры.
Продукт проекта:
Форма проведения итогового мероприятия: досуговая деятельность
Название итогового мероприятия: досуг «Рябиновые бусы».
Ожидаемый результат проекта:
- У детей сформированы представления о сезонных изменениях в природе, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки.
- Расширены знания о деревьях, их свойствах, значении в жизни людей.
- Сформирована способность видеть красоту родной природы.
Этап реализации проекта | Работа педагогов | Работа с детьми | Работа с родителями |
1.Подготовительный | Изучение методических и игровых материалов по теме. Выбор форм, методов, приемов работы. Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями (по ФГОС ДО). Поиск методического, речевого, игрового, дидактического, наглядного, музыкального материала по теме. Подготовка цикла бесед и презентаций о рябине. Подбор литературы по теме. Разработка проекта и плана мероприятий. Прогнозирование ожидаемых результатов, возможных рисков проекта. Опрос детей с целью выявления уровня имеющихся знаний и сравнения их по окончании проекта. Разработка конспекта итогового мероприятия. | Прослушивание аудиозаписей песен о рябине. Рассматривание иллюстраций и репродукций картин. Чтение энциклопедии «Деревья и кустарники». | Стимулировать совместное наблюдение родителей с детьми за деревьями во время прогулок и по дороге в детский сад. Дать родителям советы о том, что и как рассказать детям о рябине. Создание мини-сборника художественного слова о рябине. Создание художественной выставки «Изображение рябины в живописи». Создание папки-передвижки
|
2.Основной (деятельностно – практический) | Беседы с детьми: «Что мы знаем о деревьях?»; «Удивительное дерево рябина»; “Красавица рябина”. Занятие по теме “Деревья и кустарники”. Наблюдения за рябиной на участке. Просмотр презентаций о рябине. Беседа «Что мы знаем о деревьях?» Разучивание стиха по мнемотаблице «Словно паутинки, ягодки рябинки» Рисование «Листики рябины» Д/И «Разложи листочки по цвету» Подвижная игра «Раз, два, три к рябинке беги» Рассматривание иллюстраций Прослушивание и заучивание песни-хоровода «Ярко красные горошки» Художественная литература на «Рябина» Лепка «Веточка рябины» Подвижная игра «По мосточку до рябины» Пальчиковая гимнастика «Ра рябинка, два рябинка» Художественная литература Ю. Коваль «Дунина сказка о рябине» Аппликация «Рябинка» Д/И «С какого дерева лист» Подвижная игра «Кто больше ягод соберет» Художественная литература И.Ревю «Сказка про рябину» Д/И «Волшебное дерево» Рисование «Ветка рябины». Подвижная игра «Раз, два, три к рябинке беги» Прослушивание и заучивание песни-хоровода «У рябинки, у ворот детки водят хоровод» Художественная литература Я. Тайц «Рябинка», М. Борина «У рябинушки ладошки». Коллективная работа «Рябиновые бусы» Ведение дневника наблюдений. Беседы о рябине. Рассматривание иллюстраций, картинок, книг, энциклопедий с изображением рябины. Знакомство с легендами, стихами, загадками, приметами, связанными с рябиной. Аппликация “Ветка рябины”. Рисование “Рябинка”. Прослушивание записи народных песен о рябине. Игры: “Посчитай”, “Четвертый лишний”, “Узнай по описанию”, “Один-много”. “Разрезные картинки” | Изготовление кормушки для птиц. Знакомство с информацией в родительском уголке на тему «Добрые советы» Способствовать осознанию родителями важности экологического воспитания детей. | |
3.Заключительный | Оформление зала, игрового пространства. Анализ полученных результатов. | Проведение досугового мероприятия «Рябиновые бусы». | Помощь в разучивании песен, стихов. |
Литература.
1. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Творческий центр «Сфера». Москва 2015 г.
2. Шорыгина Т. А. «Деревья, какие они?» Москва 2010 г.
3. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания в детском саду. – М.:МОЗАИКА–СИНТЕЗ, 2010.–112с.
4. http://rulibs.com/ru_zar/child_prose/koval/6/j279.html
5. https://bib-super-yana.blogspot.com/2013/10/ryabina-osenyu.html
6. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-s-yelementami-mnemotehniki-vetka-rjabiny-v-vaze.html
7. https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-mnemotehniki.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка по методике развития речи. в старшей группе
разработка конспектов по развитию речи. в старшей группе доу...
планы. методические разработки, сценарии, из опыта работы воспитателя старшей группы.
проведение и сценарии празников, методики развития представления о математике, и множественные другие маетриалы...
Методическая разработка Конспект комплексного занятия для детей старшей группы «История возникновения Москвы»
Конспект комплексного занятия об истории возникновении Москвы в старшей группе детского сада....
Методическая разработка Конспект комплексного занятия для детей старшей группы «Рождение Невы»
Конспект комплексного занятия об истории появления реки Невы, как места основания города Санкт-Петербург...
Методическая разработка: "Совместная деятельность взрослого с детьми старшей группы по игровому стретчингу с использованием авторской сказки «Домик для паучка».
Данная методическая разработка представляет собой конспект совместной деятельности взрослого с детьми старшего дошкольного возраста. Упражнения стретчинга (растяжка) основаны на статичных растяжках мы...
Методическая разработка НОД по теме «Зайка заболел». Старшая группа группа.
интегрированное занятие по ЗОЖ...
Методическая разработка музыкального досуга «Сказочные образы» в старшей группе Автор разработки: музыкальный руководитель Васильева Дина Владимировна
Комплексное развитие когнитивных способностей у детей старшего дошкольного возраста возможно при использовании ИК-технологий и здоровьесберегающих технологий. При этом совершенствуются вокальные навык...