Методическая разработка на тему: "Информационная карта проекта "Рябинушка" в старшей группе"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Методическая разработка посвящена описанию работы над проектом "Рябинушка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад №125 Невского района
Санкт-Петербург
2021 год
Информационная карта проекта
«Рябинушка»
Автор проекта:
Иванова Лариса Николаевна – воспитатель
Тип проекта: информационно-познавательный.
Продолжительность проекта: краткосрочный – одна неделя (с 23.08.21г по 29.08.21г)
Вид проекта: групповой
Участники проекта: педагоги, дети (5-6 лет), родители.
Материально-техническое обеспечение: Реализация проекта осуществляется с использованием возможностей детского сада; на базе музыкального зала, групповой комнаты, прогулочной площадки; с использованием мультимедийных средств.
Актуальность проекта:
Сезонные изменения в живой природе изучает наука фенология. Наблюдения за периодическими изменениями в растительном и животном мире называют фенологическими. Сущность фенологических наблюдений состоит в том, чтобы постоянно следить за ходом сезонных явлений и записывать даты их наступления. Используя даты многолетних фенологических наблюдений, натуралисты составляют фенологические календари (календари природы). Наблюдая из года в год за одними и теми же объектами и фиксируя одни и те же явления, ученые тщательно записывают сроки этих явлений, а потом выводят (вычисляют) средние сроки наблюдаемых явлений.
Наблюдения за сезонными явлениями включают наблюдения за изменением продолжительности разных частей суток, температуры воздуха, появлением осадков и их видами. Основным содержанием наблюдений являются наблюдения за ростом, развитием, а также состоянием растений, птиц и животных. В процессе систематических наблюдений ученые отмечают определенные моменты в жизни наблюдаемых объектов.
Наблюдение за изменениями окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребёнка. Осмысливание ребёнком воспринимаемого и отражение результатов наблюдения в речи развивает самостоятельность его мысли, сообразительность, критичность ума, обогащает словарь дошкольника, совершенствует речь, память, внимание, формирует причинно-следственную взаимосвязь и закладывает надёжную основу для формирования материалистического миропонимания.
Актуальность. Большинство современных детей редко общается с природой. Деревья окружают нас постоянно. Дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Среди них красивое дерево – рябина. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом, развивать познавательные способности. Поэтому детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Воспитание экологически грамотного человека – актуальная проблема сегодня.
Проблема: у воспитанников недостаточно знаний о деревьях, наблюдение за ними в городских условиях затруднено. Формирование экологического сознания и культуры, как и продолжение знакомства с понятиями «фенологическое явление», «фенологический календарь», «феноиндикатор», требует систематической работы.
Цели: определение сезонного состояния природы путем наблюдения и выявления местных феноиндикаторов, приобщение к познанию удивительного мира деревьев, воспитание внимательного, бережного отношения к природе.
Задачи: (для детей)
- Расширять представления о сезонных изменениях в природе, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки.
- Учить отражать результаты своих наблюдений в дневнике.
3. Обогащать знания детей о роли деревьев и кустарников в природе и жизни человека.
4. Продолжать формировать правила поведения в природе.
5. Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
6. Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения и простые прогнозы.
Задачи (для педагогов):
- Изучить тематику проекта.
- Составить план по реализации проекта.
- Сформировать у детей интерес к проекту.
- Приобщать воспитанников к процессу познания окружающего мира природы.
- Заинтересовать родителей к обмену информацией, опытом.
Задачи (для родителей):
- Вовлечь родителей в совместную работу.
- Обогащение детско-родительских отношений.
Ключевым звеном проекта является:
Формирование у детей шестилетнего возраста, с помощью комплексно выстроенной системы мероприятий, представления о фенологическом индикаторе «Начало созревания плодов рябины обыкновенной». Комплексный и системный подход позволяет решить задачи проекта.
Таким образом, разработка проекта “Рябинушка” содействует формированию экологического сознания и культуры.
Продукт проекта:
Форма проведения итогового мероприятия: досуговая деятельность
Название итогового мероприятия: досуг «Рябиновые бусы».
Ожидаемый результат проекта:
- У детей сформированы представления о сезонных изменениях в природе, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки.
- Расширены знания о деревьях, их свойствах, значении в жизни людей.
- Сформирована способность видеть красоту родной природы.
Этап реализации проекта | Работа педагогов | Работа с детьми | Работа с родителями |
1.Подготовительный | Изучение методических и игровых материалов по теме. Выбор форм, методов, приемов работы. Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями (по ФГОС ДО). Поиск методического, речевого, игрового, дидактического, наглядного, музыкального материала по теме. Подготовка цикла бесед и презентаций о рябине. Подбор литературы по теме. Разработка проекта и плана мероприятий. Прогнозирование ожидаемых результатов, возможных рисков проекта. Опрос детей с целью выявления уровня имеющихся знаний и сравнения их по окончании проекта. Разработка конспекта итогового мероприятия. | Прослушивание аудиозаписей песен о рябине. Рассматривание иллюстраций и репродукций картин. Чтение энциклопедии «Деревья и кустарники». | Стимулировать совместное наблюдение родителей с детьми за деревьями во время прогулок и по дороге в детский сад. Дать родителям советы о том, что и как рассказать детям о рябине. Создание мини-сборника художественного слова о рябине. Создание художественной выставки «Изображение рябины в живописи». Создание папки-передвижки
|
2.Основной (деятельностно – практический) | Беседы с детьми: «Что мы знаем о деревьях?»; «Удивительное дерево рябина»; “Красавица рябина”. Занятие по теме “Деревья и кустарники”. Наблюдения за рябиной на участке. Просмотр презентаций о рябине. Беседа «Что мы знаем о деревьях?» Разучивание стиха по мнемотаблице «Словно паутинки, ягодки рябинки» Рисование «Листики рябины» Д/И «Разложи листочки по цвету» Подвижная игра «Раз, два, три к рябинке беги» Рассматривание иллюстраций Прослушивание и заучивание песни-хоровода «Ярко красные горошки» Художественная литература на «Рябина» Лепка «Веточка рябины» Подвижная игра «По мосточку до рябины» Пальчиковая гимнастика «Ра рябинка, два рябинка» Художественная литература Ю. Коваль «Дунина сказка о рябине» Аппликация «Рябинка» Д/И «С какого дерева лист» Подвижная игра «Кто больше ягод соберет» Художественная литература И.Ревю «Сказка про рябину» Д/И «Волшебное дерево» Рисование «Ветка рябины». Подвижная игра «Раз, два, три к рябинке беги» Прослушивание и заучивание песни-хоровода «У рябинки, у ворот детки водят хоровод» Художественная литература Я. Тайц «Рябинка», М. Борина «У рябинушки ладошки». Коллективная работа «Рябиновые бусы» Ведение дневника наблюдений. Беседы о рябине. Рассматривание иллюстраций, картинок, книг, энциклопедий с изображением рябины. Знакомство с легендами, стихами, загадками, приметами, связанными с рябиной. Аппликация “Ветка рябины”. Рисование “Рябинка”. Прослушивание записи народных песен о рябине. Игры: “Посчитай”, “Четвертый лишний”, “Узнай по описанию”, “Один-много”. “Разрезные картинки” | Изготовление кормушки для птиц. Знакомство с информацией в родительском уголке на тему «Добрые советы» Способствовать осознанию родителями важности экологического воспитания детей. | |
3.Заключительный | Оформление зала, игрового пространства. Анализ полученных результатов. | Проведение досугового мероприятия «Рябиновые бусы». | Помощь в разучивании песен, стихов. |
Литература.
1. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Творческий центр «Сфера». Москва 2015 г.
2. Шорыгина Т. А. «Деревья, какие они?» Москва 2010 г.
3. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания в детском саду. – М.:МОЗАИКА–СИНТЕЗ, 2010.–112с.
4. http://rulibs.com/ru_zar/child_prose/koval/6/j279.html
5. https://bib-super-yana.blogspot.com/2013/10/ryabina-osenyu.html
6. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-s-yelementami-mnemotehniki-vetka-rjabiny-v-vaze.html
7. https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-mnemotehniki.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка по методике развития речи. в старшей группе
разработка конспектов по развитию речи. в старшей группе доу...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/15/picture-164950-1355580949.jpg)
планы. методические разработки, сценарии, из опыта работы воспитателя старшей группы.
проведение и сценарии празников, методики развития представления о математике, и множественные другие маетриалы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/28/picture-259032-1369757855.jpg)
Методическая разработка Конспект комплексного занятия для детей старшей группы «История возникновения Москвы»
Конспект комплексного занятия об истории возникновении Москвы в старшей группе детского сада....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/28/picture-259032-1369757855.jpg)
Методическая разработка Конспект комплексного занятия для детей старшей группы «Рождение Невы»
Конспект комплексного занятия об истории появления реки Невы, как места основания города Санкт-Петербург...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/29/picture-228853-1369852901.jpg)
Методическая разработка: "Совместная деятельность взрослого с детьми старшей группы по игровому стретчингу с использованием авторской сказки «Домик для паучка».
Данная методическая разработка представляет собой конспект совместной деятельности взрослого с детьми старшего дошкольного возраста. Упражнения стретчинга (растяжка) основаны на статичных растяжках мы...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/30/picture-1075785-1540873549.jpg)
Методическая разработка НОД по теме «Зайка заболел». Старшая группа группа.
интегрированное занятие по ЗОЖ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/09/picture-1133856-1554818209.jpg)
Методическая разработка музыкального досуга «Сказочные образы» в старшей группе Автор разработки: музыкальный руководитель Васильева Дина Владимировна
Комплексное развитие когнитивных способностей у детей старшего дошкольного возраста возможно при использовании ИК-технологий и здоровьесберегающих технологий. При этом совершенствуются вокальные навык...