Занятие по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие Маши»
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему
Занятие по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие Маши»
Цели и задачи.
· Продолжать формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности.
· Продолжать формировать у детей способы обследования разных материалов и предметов (бумага, песок, вода, магнит).
· Поддерживать познавательную и речевую активность в процессе работы с предложенными материалами и предметами.
· Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
· Развивать стремление к поисково- спасательной деятельности, испытывать радость открытий, полученную в опытнической деятельности.
· Учить соблюдать правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
· Воспитывать аккуратность при проведении опытов.
Материалы и оборудование:
· сюрпризный момент - кукла маша, медведь.
· ёлки - 3шт, дерево.
· таз с водой, изображающий пруд - 2шт.
· цветы из бумаги с закрученными лепестками к центру на каждого ребёнка.
· сухой песок в пластиковых розетках на каждого ребёнка.
· подносы с влажным песком - 2 шт, с сухим песком - 1шт.
· лопатка.
· фигурные пластиковые трафареты на каждого ребёнка.
· влажные салфетки для вытирания рук.
· корзины - розетки - 12шт.
· зелёная ткань-поляна.
· бумажные осенние листочки на каждого ребёнка.
· деревянные пенёчки на каждого ребёнка.
· большой магнит - 1шт, маленькие магниты на каждого ребёнка.
· набор ключей.
· музыкальное сопровождение -
А. Грибоедов «Вальс»,
Л.Лядов «Музыкальная табакерка».
Ход.
Воспитатель. Ребята, как много к нам пришло гостей.
Скажите - здравствуйте им скорей.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель. Пожелаем им здоровья, удачи и терпенья. И пусть всегда будет у них хорошее настроение.
- О том, что сказки любите, я знаю. Поэтому сегодня я в мир сказки чудесной вас приглашаю. Где есть волшебство, и где всё интересно.
- Скажите, ребята, а что вы любите делать со сказками- слушать или играть в них?
Дети: Слушать и играть.
Воспитатель: Я сегодня приготовила вам такую сказку, которую можно и слушать и играть в неё.
- Вы готовы?
Дети: Да.
Воспитатель: А с кем мы отправимся туда, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Девочка смешная
Шкода, Мишку достаёт
Только он ей всё прощает,
От досады чуть не ревёт.
Воспитатель: Вы узнали героя этой сказки?
Дети: Это Маша из мульфильма «Маша и Медведь»
(Показ куклы Маши.)
Воспитатель: Жила-была девочка Маша. Была она очень любопытной, всё ей хотелось узнать. Далеко уходить ей не разрешали, но она очень хотела посмотреть, что же там интересного в лесу. (Вместе с Машей дети идут в лес.)
Музыкальное сопровождение- Л.Лядов «Музыкальная табакерка».
- Маша без спроса ушла в лес, ей очень хотелось узнать, почему ей туда нельзя. Всё было интересно, Маша собирала цветы, напевала весёлые песенки, играла и вдруг она пришла к озеру и увидела небольшой пруд, в котором плавают интересные загадочные цветы.
Дети подходят к столу, на котором стоят — 1 таз с плавающими кувшинками, 2 таз с водой, на столе кувшинки.
Воспитатель: Ребята, что это за цветы?
На пруду большой цветок
С жёлтой сердцевинкой
На воде растёт, растёт
Белая.... (кувшинка).
- Правильно, ребята. Это кувшинка.
- А где ещё растут кувшинки?
Дети: На болоте, в озере, в пруду, в реке.
Воспитатель: - Посмотрите, пожалуйста, у нас тоже лежат кувшинки на столе, только с чего они сделаны.
Дети: - Из бумаги.
Воспитатель: Ребята, скажите мне, а чем отличаются эти кувшинки, от тех которые в пруду.
Дети: - Кувшинки в пруду раскрыты, а эти спят. У них лепесточки закрыты.
Воспитатель: - Правильно ребята. А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы наши кувшинки тоже проснулись, раскрыли свои лепесточки.
Дети: - Их нужно опустить в воду.
Опыт №1.
Воспитатель: - Возьмите по одной кувшинки, все вместе скажите волшебные слова «Эй, цветочки, просыпайтесь, лепесточки раскрывайтесь» и опустите в воду. А теперь внимательно, внимательно наблюдаем, что сейчас будет происходить с кувшинками.
Дети: - Они просыпаются, раскрываются.
Воспитатель: - Ребята, скажите, как же такое происходит, что кувшинки начинают раскрывать свои лепестки?
Дети: - Потому что, лепестки намокают и становятся тяжелее.
Воспитатель: - А из чего сделаны наши кувшинки?
Дети: - из бумаги.
Воспитатель: - Она впитывает воду, и лепестки постепенно раскрываются.
- Вот как красиво в пруду. Маша полюбовалась, и пошла дальше. Пока она шла, вдруг подул сильный ветер, на небе появились тучки и пошёл дождь. Маша спряталась под дерево, чтобы не промокнуть.
- Ребята, давайте пока идёт дождь, мы с вами немного отдохнём. Пройдите, пожалуйста вперёд и встаньте посвободнее.
Физминутка «Капля»
Капля раз, капля два (Притопы правой и левой ногой.)
Очень медленно сперва. (Прыжки на носочках, руки на поясе.)
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом. (Бег на месте.)
Мы зонты свои раскрыли (Развести руки в стороны.)
От дождя себя укрыли. (Сомкнуть руки над головой полукругом.)
Воспитатель: - Дождик закончился. Выглянуло солнышко. Маше под деревом было сухо и хорошо, захотелось поиграть. Она под ногами увидела песок и ей захотелось порисовать на нём с помощью трафаретиков, которые она всегда носит с собой в кармашке. Взяла Маша трафаретик и стала рисовать.
Опыт №2.
- Давайте и мы возьмём трафареты и вместе с Машей порисуем. Смотрите какие забавные рисунки у вас получаются. Что у тебя Соня получилось?
А у тебя Арина? и т. д.
- Но вдруг подул сильный ветер.
Дети берут свои розетки и шевелят ими.
Дети: - Рисунки исчезли.
Воспитатель: - Маша очень удивилась, снова взяла трафаретик и снова нарисовала и снова появились рисунки.
- У вас ребята появились рисунки?
Дети: - Да.
Воспитатель: - И снова подул ветерок. И опять исчезли рисунки. Маша не смогла понять, что происходит. Дети почему так?
Дети: - Потому что это сухой песок.
Воспитатель: - Сухой и что?
Дети: - Он не держит форму и сыпучий.
Воспитатель: - Попробуйте ладошкой песок. Какой он? (Сыпучий. Лопаткой показываю сыпучесть песка.)
- Но Маше очень хочется нарисовать, чтобы ветер не смог сдунуть рисунки.
Дети: - Нужно рисовать на мокром песке.
Воспитатель: - А где его взять, ведь Маше под деревом было сухо.
Дети: - Выйти из-под дерева и найти мокрый песок.
Воспитатель: Возьмите трафареты и вместе с Машей нарисуйте на мокром песке. (Можете меняться трафаретами.) Ребята, смотрите какие красивые рисунки у вас получаются. Подул ветер — дул, дул, дул... что происходит.
Дети: - Рисунки не исчезают.
Воспитатель: - Почему не исчезают, объясните?
Дети: - Потому что песок мокрый и держит форму.
Воспитатель: Верно ребята. Возьмите салфетки и вытрите руки.
- Ребята, я вам предлагаю вместе с Машей превратиться в песчинок.
Подвижная игра «Песчинки»
- Закройте глаза. Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь. Присели все на корточки. О-о, сколько у нас песка. Ну вот подул ветер, поднял песчинки и они полетели в разные стороны. (Звучит вальсовая мелодия - А. Грибоедова «Вальс». Дети имитируют полёт песчинок.)
Ветер стих, и песчинки опустились на землю.
(Дети присаживаются на корточки.)
Воспитатель: - И вдруг Маша увидела, как по тропинке к поляне идёт Мишка. Очень она обрадовалась. Он нёс в руках какой-то камень.
Воспитатель: - Посмотрите ребята, что это за необычный и интересный камень. (Дети рассматривают, ощупывают его.)
Дети: - Это магнит.
- А для чего он нужен?
Дети: - Чтобы притягивать предметы.
Воспитатель: - Давайте проверим, какие предметы притягивает магнит.
Опыт №3.
- Ребята, возьмите, пожалуйста, себе по одному магниту и попробуйте примагнитить его к ладошке. (Дети кладут магнит на ладошку и делают вывод о том, что к ладошке магнит не притягивается.)
- А теперь возьмите по одному листочку и проделайте тоже самое, что и с ладошкой. (Дети выполняют эксперимент и делают вывод о том, что к бумаге
магнит не примагничивается.)
- А теперь давайте проверим деревянную поверхность. (Пенёчки.)
Что происходит?
Дети: - Не магнитятся.
- А попробуйте собрать другие предметы, которые есть на поляне.
Дети: - Они магнитятся.
- А из чего они сделаны?
Дети: - Из металла.
- Итак ребята, после того как мы проверили с вами свойства магнита, какой же вывод мы можем сделать?
Дети: -Магниты притягиваются к любой металлической, железной поверхности.
- Вот для чего Мишка нёс магнит, чтобы собрать все ключи, которые Маша взяла без спросу и потеряла в лесу.
Воспитатель: - Ребята, вам понравилась сказка и путешествие вместе с Машей?
- Мы с вами провели сегодня много экспериментов, Маша обязательно расскажет и покажет их Мишке. А что интересного вы обо всём этом узнали?
Дети:
- Что бумажная кувшинка раскрывается в воде, потому что бумага становится мокрой и тяжёлой и лепестки раскрываются.
- Сухой песок- сыпучий и не держит форму, а мокрый сохраняет её.
- Магнит притягивает только металлические и железные предметы.
Воспитатель: - Давайте скажем Маше с Мишей до свидания, пожелаем им удачи и чтобы Маша без разрешения взрослых не уходила в лес гулять.
Мы чудесно погуляли
Много нового узнали
Но прощаться нам
С Машей и Мишей пора
Скажем им,
До свидания, друзья!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_poznavateln1.docx | 21.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие Маши»
Цели и задачи.
- Продолжать формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности.
- Продолжать формировать у детей способы обследования разных материалов и предметов (бумага, песок, вода, магнит).
- Поддерживать познавательную и речевую активность в процессе работы с предложенными материалами и предметами.
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Развивать стремление к поисково- спасательной деятельности, испытывать радость открытий, полученную в опытнической деятельности.
- Учить соблюдать правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
- Воспитывать аккуратность при проведении опытов.
Материалы и оборудование:
- сюрпризный момент - кукла маша, медведь.
- ёлки - 3шт, дерево.
- таз с водой, изображающий пруд - 2шт.
- цветы из бумаги с закрученными лепестками к центру на каждого ребёнка.
- сухой песок в пластиковых розетках на каждого ребёнка.
- подносы с влажным песком - 2 шт, с сухим песком - 1шт.
- лопатка.
- фигурные пластиковые трафареты на каждого ребёнка.
- влажные салфетки для вытирания рук.
- корзины - розетки - 12шт.
- зелёная ткань-поляна.
- бумажные осенние листочки на каждого ребёнка.
- деревянные пенёчки на каждого ребёнка.
- большой магнит - 1шт, маленькие магниты на каждого ребёнка.
- набор ключей.
- музыкальное сопровождение -
А. Грибоедов «Вальс»,
Л.Лядов «Музыкальная табакерка».
Ход.
Воспитатель. Ребята, как много к нам пришло гостей.
Скажите - здравствуйте им скорей.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель. Пожелаем им здоровья, удачи и терпенья. И пусть всегда будет у них хорошее настроение.
- О том, что сказки любите, я знаю. Поэтому сегодня я в мир сказки чудесной вас приглашаю. Где есть волшебство, и где всё интересно.
- Скажите, ребята, а что вы любите делать со сказками- слушать или играть в них?
Дети: Слушать и играть.
Воспитатель: Я сегодня приготовила вам такую сказку, которую можно и слушать и играть в неё.
- Вы готовы?
Дети: Да.
Воспитатель: А с кем мы отправимся туда, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Девочка смешная
Шкода, Мишку достаёт
Только он ей всё прощает,
От досады чуть не ревёт.
Воспитатель: Вы узнали героя этой сказки?
Дети: Это Маша из мульфильма «Маша и Медведь»
(Показ куклы Маши.)
Воспитатель: Жила-была девочка Маша. Была она очень любопытной, всё ей хотелось узнать. Далеко уходить ей не разрешали, но она очень хотела посмотреть, что же там интересного в лесу. (Вместе с Машей дети идут в лес.)
Музыкальное сопровождение- Л.Лядов «Музыкальная табакерка».
- Маша без спроса ушла в лес, ей очень хотелось узнать, почему ей туда нельзя. Всё было интересно, Маша собирала цветы, напевала весёлые песенки, играла и вдруг она пришла к озеру и увидела небольшой пруд, в котором плавают интересные загадочные цветы.
Дети подходят к столу, на котором стоят — 1 таз с плавающими кувшинками, 2 таз с водой, на столе кувшинки.
Воспитатель: Ребята, что это за цветы?
На пруду большой цветок
С жёлтой сердцевинкой
На воде растёт, растёт
Белая.... (кувшинка).
- Правильно, ребята. Это кувшинка.
- А где ещё растут кувшинки?
Дети: На болоте, в озере, в пруду, в реке.
Воспитатель: - Посмотрите, пожалуйста, у нас тоже лежат кувшинки на столе, только с чего они сделаны.
Дети: - Из бумаги.
Воспитатель: Ребята, скажите мне, а чем отличаются эти кувшинки, от тех которые в пруду.
Дети: - Кувшинки в пруду раскрыты, а эти спят. У них лепесточки закрыты.
Воспитатель: - Правильно ребята. А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы наши кувшинки тоже проснулись, раскрыли свои лепесточки.
Дети: - Их нужно опустить в воду.
Опыт №1.
Воспитатель: - Возьмите по одной кувшинки, все вместе скажите волшебные слова «Эй, цветочки, просыпайтесь, лепесточки раскрывайтесь» и опустите в воду. А теперь внимательно, внимательно наблюдаем, что сейчас будет происходить с кувшинками.
Дети: - Они просыпаются, раскрываются.
Воспитатель: - Ребята, скажите, как же такое происходит, что кувшинки начинают раскрывать свои лепестки?
Дети: - Потому что, лепестки намокают и становятся тяжелее.
Воспитатель: - А из чего сделаны наши кувшинки?
Дети: - из бумаги.
Воспитатель: - Она впитывает воду, и лепестки постепенно раскрываются.
- Вот как красиво в пруду. Маша полюбовалась, и пошла дальше. Пока она шла, вдруг подул сильный ветер, на небе появились тучки и пошёл дождь. Маша спряталась под дерево, чтобы не промокнуть.
- Ребята, давайте пока идёт дождь, мы с вами немного отдохнём. Пройдите, пожалуйста вперёд и встаньте посвободнее.
Физминутка «Капля»
Капля раз, капля два (Притопы правой и левой ногой.)
Очень медленно сперва. (Прыжки на носочках, руки на поясе.)
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом. (Бег на месте.)
Мы зонты свои раскрыли (Развести руки в стороны.)
От дождя себя укрыли. (Сомкнуть руки над головой полукругом.)
Воспитатель: - Дождик закончился. Выглянуло солнышко. Маше под деревом было сухо и хорошо, захотелось поиграть. Она под ногами увидела песок и ей захотелось порисовать на нём с помощью трафаретиков, которые она всегда носит с собой в кармашке. Взяла Маша трафаретик и стала рисовать.
Опыт №2.
- Давайте и мы возьмём трафареты и вместе с Машей порисуем. Смотрите какие забавные рисунки у вас получаются. Что у тебя Соня получилось?
А у тебя Арина? и т. д.
- Но вдруг подул сильный ветер.
Дети берут свои розетки и шевелят ими.
Дети: - Рисунки исчезли.
Воспитатель: - Маша очень удивилась, снова взяла трафаретик и снова нарисовала и снова появились рисунки.
- У вас ребята появились рисунки?
Дети: - Да.
Воспитатель: - И снова подул ветерок. И опять исчезли рисунки. Маша не смогла понять, что происходит. Дети почему так?
Дети: - Потому что это сухой песок.
Воспитатель: - Сухой и что?
Дети: - Он не держит форму и сыпучий.
Воспитатель: - Попробуйте ладошкой песок. Какой он? (Сыпучий. Лопаткой показываю сыпучесть песка.)
- Но Маше очень хочется нарисовать, чтобы ветер не смог сдунуть рисунки.
Дети: - Нужно рисовать на мокром песке.
Воспитатель: - А где его взять, ведь Маше под деревом было сухо.
Дети: - Выйти из-под дерева и найти мокрый песок.
Воспитатель: Возьмите трафареты и вместе с Машей нарисуйте на мокром песке. (Можете меняться трафаретами.) Ребята, смотрите какие красивые рисунки у вас получаются. Подул ветер — дул, дул, дул... что происходит.
Дети: - Рисунки не исчезают.
Воспитатель: - Почему не исчезают, объясните?
Дети: - Потому что песок мокрый и держит форму.
Воспитатель: Верно ребята. Возьмите салфетки и вытрите руки.
- Ребята, я вам предлагаю вместе с Машей превратиться в песчинок.
Подвижная игра «Песчинки»
- Закройте глаза. Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь. Присели все на корточки. О-о, сколько у нас песка. Ну вот подул ветер, поднял песчинки и они полетели в разные стороны. (Звучит вальсовая мелодия - А. Грибоедова «Вальс». Дети имитируют полёт песчинок.)
Ветер стих, и песчинки опустились на землю.
(Дети присаживаются на корточки.)
Воспитатель: - И вдруг Маша увидела, как по тропинке к поляне идёт Мишка. Очень она обрадовалась. Он нёс в руках какой-то камень.
Воспитатель: - Посмотрите ребята, что это за необычный и интересный камень. (Дети рассматривают, ощупывают его.)
Дети: - Это магнит.
- А для чего он нужен?
Дети: - Чтобы притягивать предметы.
Воспитатель: - Давайте проверим, какие предметы притягивает магнит.
Опыт №3.
- Ребята, возьмите, пожалуйста, себе по одному магниту и попробуйте примагнитить его к ладошке. (Дети кладут магнит на ладошку и делают вывод о том, что к ладошке магнит не притягивается.)
- А теперь возьмите по одному листочку и проделайте тоже самое, что и с ладошкой. (Дети выполняют эксперимент и делают вывод о том, что к бумаге
магнит не примагничивается.)
- А теперь давайте проверим деревянную поверхность. (Пенёчки.)
Что происходит?
Дети: - Не магнитятся.
- А попробуйте собрать другие предметы, которые есть на поляне.
Дети: - Они магнитятся.
- А из чего они сделаны?
Дети: - Из металла.
- Итак ребята, после того как мы проверили с вами свойства магнита, какой же вывод мы можем сделать?
Дети: -Магниты притягиваются к любой металлической, железной поверхности.
- Вот для чего Мишка нёс магнит, чтобы собрать все ключи, которые Маша взяла без спросу и потеряла в лесу.
Воспитатель: - Ребята, вам понравилась сказка и путешествие вместе с Машей?
- Мы с вами провели сегодня много экспериментов, Маша обязательно расскажет и покажет их Мишке. А что интересного вы обо всём этом узнали?
Дети:
- Что бумажная кувшинка раскрывается в воде, потому что бумага становится мокрой и тяжёлой и лепестки раскрываются.
- Сухой песок- сыпучий и не держит форму, а мокрый сохраняет её.
- Магнит притягивает только металлические и железные предметы.
Воспитатель: - Давайте скажем Маше с Мишей до свидания, пожелаем им удачи и чтобы Маша без разрешения взрослых не уходила в лес гулять.
Мы чудесно погуляли
Много нового узнали
Но прощаться нам
С Машей и Мишей пора
Скажем им,
До свидания, друзья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие Маши»
Цели и задачи.Продолжать формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности.Продолжать формировать у детей способы обследования разных материалов и предметов (бумага, песок, вода, магнит).По...
Занятие по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие Маши»
Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Путешествие в бумажную страну"
Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни человека.Познакомить детей с историей бумаги; с копировальной бумагой.Развивать обследовательски...
Конспект итогового занятия по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие с Наурашей»
обобщать знания детей об электричестве,- обобщать представление о кислотности;- расширять представления о том, где "живет" электричество и как оно помогаетчеловеку.- расширять кругозор детей...
Конспект итогового занятия по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие с Наурашей»
Цель: развивать познавательно - исследовательскую деятельность в процессе экспериментирования.Задачи:...
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в зимнем лесу»
Представленный конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности предназначен для педагогов, работающих с детьми старшей группы (детей 5-6 лет) в дошк...
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Путешествие в бумажную страну»
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Путешествие в бумажную страну»...