НОД День Земли. Недра земли.
план-конспект занятия по окружающему миру

Полявкина Татьяна Владимировна

Цель:

Формировать  познавательную активность; первоначальные понятия о полезных ископаемых; закреплять знания о неживой природе.

Задачи:

Формировать знания об образовании полезных ископаемых.

Расширить знания детей об угольной шахте, о профессии - шахтёр, об использовании полезных ископаемых человеком.

Познакомить детей со свойствами полезных ископаемых ( песок, глина, уголь, мел), сравнить чем они отличаются.

Пополнить лексический словарь, обозначающие предметы, действия, признаки.

Развивать любознательность, логическое мышление, интерес к природным ресурсам.

Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_zemli.docx18.63 КБ
Файл nedra_zemli.pptx2.77 МБ

Предварительный просмотр:

День Земли. Недра земли.

Цель:

Формировать  познавательную активность; первоначальные понятия о полезных ископаемых; закреплять знания о неживой природе.

Задачи:

Формировать знания об образовании полезных ископаемых.

Расширить знания детей об угольной шахте, о профессии - шахтёр, об использовании полезных ископаемых человеком.

Познакомить детей со свойствами полезных ископаемых ( песок, глина, уголь, мел), сравнить чем они отличаются.

Пополнить лексический словарь, обозначающие предметы, действия, признаки.

Развивать любознательность, логическое мышление, интерес к природным ресурсам.

Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Материалы и оборудование:

Посылка, коллекция полезных ископаемых, схемы: использования полезных ископаемых (уголь, мел, песок, глина), образование угля, ноутбук.

Ход НОД:

«Я живу в родном краю, 
Родину свою люблю,
И «привет» всегда ей говорю,
И в тёплый, и в морозный день
Мне здороваться с землёй своей не лень:
«Здравствуй, солнце золотое, 
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, нежный колосок!
Здравствуй, поле, здравствуй, лес,
Шум дубрав и детский смех!»

- Сегодня к нам в группу пришла посылка. Давайте откроем.

Письмо. « Здравствуйте, дорогие дети!

Я слышала, что вы много знаете о природе. Вот я и решила прислать вам посылку с предметами неживой природы. Я надеюсь вы узнаете, что это за предметы и выполните мои задания. Желаю удачи! Хозяйка Медной горы."

- Как выдумаете, что относится к неживой природе? ( камни, песок, вода, солнце).

- Что вы видите? ( камни, уголь, мел, глина, гранит, мрамор, каменная соль)

- Как одним словом можно назвать эти предметы? Полезные ископаемые.

Почему они называются полезные ископаемые? (Потому, что их добывают из-под земли, они приносят пользу людям.)

- Кто знает, с каким полезным ископаемым связан наш город ? (уголь)

- Уголь- ценное топливо, он приносит огромную пользу, на его добычу затрачивают много труда и средств.

- Уголь бывает: каменный, бурый, антрацит

-Рассмотрите изображения и попробуйте сказать чем  он отличается? ( каменный - черный, матовый, бурый - коричневый, антрацит - черный, блестящий)

- А вы знаете как образуется каменный уголь?

Много - много лет назад, когда нас с вами не было, на Земле царил влажный и жаркий климат. Благоприятные условия способствовали росту вечнозеленых лесов. Растения отмирали, перегнивали и погружались в воду. Так получался торф – исходный материал для угля . Позднее торфяные залежи, погружаясь в толщу земной коры, под воздействием давления и высокой температуры превратились в пласты бурого угля, а потом в пласты каменного угля, а затем в антрацит. Поэтому большая часть современных запасов каменного угля образовались более 300 млн. лет назад.

- Как вы думаете, где добывают уголь?

- А кто может добывать уголь? Шахтеры.

-Труд шахтера очень опасный, тяжелый, поэтому шахтеры должны быть какими? (Отважными, смелыми, сильными, трудолюбивыми).

(Рассказ о работе шахты, используя слайды).

Добыча каменного угля производится глубоко под землёй, в шахтах.

Шахты – это глубокие, тёмные колодцы.

- В стволах шахт устанавливают подъёмные машины. От стволов шахт по направлению к залежам каменного угля роют подземный коридор, там прокладывают рельсы, делают освещение. Шахтёры добывают уголь с помощью специальных отбойных молотков. Добытый уголь грузят в особые вагонетки и на них его перевозят до ствола шахты. Здесь подъёмные машины поднимают уголь на поверхность земли.

Там его грузят в вагоны и везут туда, где он нужен.

Слайд" Как используют уголь"

- Для каких целей используют уголь?

1.Уголь используют для отопления домов, заводов, фабрик.

2. Уголь нужен для получения света.

3. Уголь ничем не пахнет, и его применяют при изготовлении духов и сиропа для конфет и пирожных.

4.Уголь применяют для производства красок.

5. Уголь используют с в медицине, для производства лекарств.

6.Из угля получают самое лучшее стекло.

- Молодцы, вы справились с этим заданием

- А здесь в посылке и загадка.

Загадка.

Белый маленький комочек

Он лежит в моей руке

Им рисуют на асфальте

Буквы пишут на доске ( мел)

- Как образуется мел?

В океане существуют разные мельчайшие животные и растения. Некоторые одноклеточные животные имеют панцирь, который состоит из извести. Когда они умирают, то панцирь опускается на дно океанов. Образуется толстый слой панцирей, из которых после образуются известняки, которые становятся мягкими, а мы их уже называем мелом. Но большая часть мела образуется из водорослей, которые имеют известковые наросты.

- Где добывают мел? ( в карьерах)

-А что такое карьер? Карьер – это громадная вырытая в земной поверхности скважина.

- Как вы думаете, где мел используется?

Таблица " Где используют мел?

- Мелом рисуют на доске; на асфальте.

- Мел - составная часть зубных паст.

- Мел необходим для производства резины.

- Мел применяют в медицине, при производстве лекарств.

- Мел используют для побелки деревьев, окраски стен.

- Мел нужен для производства бумаги.

Физкультминутка.

- Хорошо, и с этим заданием справились.

- Посмотрите, что у меня в стаканчиках? ( песок и глина).

- Чем они похожи? Песок и глина желтого цвета.

- Какого еще цвета бывает песок и глина?

коричневого, жёлтого, белого, красного, серого, чёрного.

- Как вы думаете, как образовались песок и глина?

Ветер и вода разрушают камни, в результате чего образуется песок и глина.

На земле существуют «поющие» пески, способные под действием ветра или при ходьбе по ним издавать звуки. Эти звуки издают многочисленные песчинки, которые скатываются по склонам.

При попадании молнии в песок образуются стеклянные фигуры.

Песок может быть довольно опасен. Существуют зыбучие пески с пониженной вязкостью и высокой плотностью. В них очень легко увязнуть и для того, чтобы выбраться из такого песка, нужно приложить колоссальные усилия.

- А где применяется песок и глина?

Таблица: " Где используют и что изготавливают из песка и глины"

1. Песок и глину используют в строительстве

2.Они необходимы для производства кирпичей.

3.Их используют в медицине, глиняная ванна и маски очищают кожу тела, а песочная ванна - утоляет боль при болезни позвоночника, суставов.

4.Из песка и глины производят посуду.

- Чем отличается песок и глина?

Песок - сыпучий, а глина нет.

Давайте проверим. Дети садятся за столы.

- Как вы думаете, что легче высыпать песок или глину?

Дети берут ложечку песка и глины и высыпают на тарелочки

- Что мы видим? Песок высыпается легче.

- Почему? Он - сыпучий.

- А глина сыпучая? Нет, она сыпется комками.

Мы убедились, песок - сыпучий, рыхлый, а глина - нет, она плотнее.

Дети берут лупу.

- Из чего состоит песок? Из песчинок

- Похожи ли песчинки одна на другую? Нет

- Песчинки очень маленькие, круглые, не прилипают друг к другу.

- Видны ли  такие песчинки в глине? а в глине -  песчинки слиплись.

- Скажите, а где можно встретить много песка? В пустыне.

(рассматривание иллюстраций песчаной пустыни, на которой изображены барханы).

- А вы знаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки?

Песчаные холмы, только можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.

- А как вы думаете, глина будет сдуваться? Глина - сдувается труднее или совсем не сдувается.

- Почему? Песчинки в песке легче, чем в глине.

- Если мы в стаканчики нальем воды, где быстрее вода впитается в песке или глине? Почему?

Дети в стаканчики наливают воду.

- В песке вода впитывается быстрее, потому что песок быстрее пропускает воду, чем глина.

- Из чего легче лепит из глины или песка? Из глины.

- Почему? Она пластичная, похожа на пластилин.

Когда глина высыхает, её частицы прочно слипаются между собой. Поэтому фигурки, сделанные из глины, не рассыпаются, как песчаные, а сохраняют свою форму, становятся твёрдыми.

Если глиняную фигурку обжечь на углях, то глина становится твёрдой и прочной, как камень.

Возьмите уголь и мел.

- Чем они похожи? (Твёрдые – сжать в руке, маркие – оставляют след на руках.)

-А чем они отличаются друг от друга? (Уголь блестящий, чёрный, а мел шероховатый, белый, матовый.)

- Как вы считаете, уголь и мел прочные?

Итог.

- Молодцы, вы справились со всеми заданиями и познакомились с полезными ископаемыми родного края.

- Как вы думаете, запасы полезных ископаемых безграничны?

Полезные ископаемые - это клад нашей Земли. Поэтому, как любой клад их нужно беречь и рационально использовать то, что дает природа.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Недра Земли Воспитатель: Полявкина Т.В.

Слайд 2

« Здравствуйте, дорогие дети! Я слышала, что вы много знаете о природе. Вот я и решила прислать вам посылку с предметами неживой природы. Я надеюсь вы узнаете, что это за предметы и выполните мои задания. Желаю удачи! Хозяйка Медной горы."

Слайд 3

Неживая природа

Слайд 5

Сафоново- угольный городок

Слайд 6

Виды угля

Слайд 7

Образование угля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по окружающему миру «Чем богаты недра Земли»

Автор: Егорова Ирина Николаевна, воспитатель первой квалификационной категорииПрограммные задачи:·         Ввести понятие «условные обозначения», показать роль ...

Познавательно-исследовательский проект «Что скрывается в недрах Земли?»

В нашей подготовительной логопедической группе № 1 был подготовлен и организован познавательно-исследовательский проект «Что скрывается в недрах Земли?». В начале проекта была организована больш...

«День Земли» итоговое занятие по проекту «Земля-наш общий дом» на РМО музыкальных руководителей

Аннотация: праздник «День Земли" для детей старшей группы направлено на развитие экологической культуры дошкольников. Данное мероприятие является обобщающим по теме: «Земля-наш общий ...

Конспект занятия в средней группе "Недра земли"

Конспект занятия в средней группе "Недра земли"...

Педагогический проект «Недра Земли»

Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием полезных ископаемых помогает ближе познакомиться с природой Росси...

Фото отчет, посвящённый акции «День Земли» Акция «День Земли»

22 апреля всемирный день Земли  -  праздник чистой воды, земли и воздуха. В этот день проводятся разные экологические акции. Жители городов участвуют в его благоустройстве, озеленении: ...

"Путешествие к недрам Земли"

Научно-исследовательская викторина...