НОД День Земли. Недра земли.
план-конспект занятия по окружающему миру
Цель:
Формировать познавательную активность; первоначальные понятия о полезных ископаемых; закреплять знания о неживой природе.
Задачи:
Формировать знания об образовании полезных ископаемых.
Расширить знания детей об угольной шахте, о профессии - шахтёр, об использовании полезных ископаемых человеком.
Познакомить детей со свойствами полезных ископаемых ( песок, глина, уголь, мел), сравнить чем они отличаются.
Пополнить лексический словарь, обозначающие предметы, действия, признаки.
Развивать любознательность, логическое мышление, интерес к природным ресурсам.
Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_zemli.docx | 18.63 КБ |
nedra_zemli.pptx | 2.77 МБ |
Предварительный просмотр:
День Земли. Недра земли.
Цель:
Формировать познавательную активность; первоначальные понятия о полезных ископаемых; закреплять знания о неживой природе.
Задачи:
Формировать знания об образовании полезных ископаемых.
Расширить знания детей об угольной шахте, о профессии - шахтёр, об использовании полезных ископаемых человеком.
Познакомить детей со свойствами полезных ископаемых ( песок, глина, уголь, мел), сравнить чем они отличаются.
Пополнить лексический словарь, обозначающие предметы, действия, признаки.
Развивать любознательность, логическое мышление, интерес к природным ресурсам.
Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
Материалы и оборудование:
Посылка, коллекция полезных ископаемых, схемы: использования полезных ископаемых (уголь, мел, песок, глина), образование угля, ноутбук.
Ход НОД:
«Я живу в родном краю,
Родину свою люблю,
И «привет» всегда ей говорю,
И в тёплый, и в морозный день
Мне здороваться с землёй своей не лень:
«Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, нежный колосок!
Здравствуй, поле, здравствуй, лес,
Шум дубрав и детский смех!»
- Сегодня к нам в группу пришла посылка. Давайте откроем.
Письмо. « Здравствуйте, дорогие дети!
Я слышала, что вы много знаете о природе. Вот я и решила прислать вам посылку с предметами неживой природы. Я надеюсь вы узнаете, что это за предметы и выполните мои задания. Желаю удачи! Хозяйка Медной горы."
- Как выдумаете, что относится к неживой природе? ( камни, песок, вода, солнце).
- Что вы видите? ( камни, уголь, мел, глина, гранит, мрамор, каменная соль)
- Как одним словом можно назвать эти предметы? Полезные ископаемые.
- Почему они называются полезные ископаемые? (Потому, что их добывают из-под земли, они приносят пользу людям.)
- Кто знает, с каким полезным ископаемым связан наш город ? (уголь)
- Уголь- ценное топливо, он приносит огромную пользу, на его добычу затрачивают много труда и средств.
- Уголь бывает: каменный, бурый, антрацит
-Рассмотрите изображения и попробуйте сказать чем он отличается? ( каменный - черный, матовый, бурый - коричневый, антрацит - черный, блестящий)
- А вы знаете как образуется каменный уголь?
Много - много лет назад, когда нас с вами не было, на Земле царил влажный и жаркий климат. Благоприятные условия способствовали росту вечнозеленых лесов. Растения отмирали, перегнивали и погружались в воду. Так получался торф – исходный материал для угля . Позднее торфяные залежи, погружаясь в толщу земной коры, под воздействием давления и высокой температуры превратились в пласты бурого угля, а потом в пласты каменного угля, а затем в антрацит. Поэтому большая часть современных запасов каменного угля образовались более 300 млн. лет назад.
- Как вы думаете, где добывают уголь?
- А кто может добывать уголь? Шахтеры.
-Труд шахтера очень опасный, тяжелый, поэтому шахтеры должны быть какими? (Отважными, смелыми, сильными, трудолюбивыми).
(Рассказ о работе шахты, используя слайды).
Добыча каменного угля производится глубоко под землёй, в шахтах.
Шахты – это глубокие, тёмные колодцы.
- В стволах шахт устанавливают подъёмные машины. От стволов шахт по направлению к залежам каменного угля роют подземный коридор, там прокладывают рельсы, делают освещение. Шахтёры добывают уголь с помощью специальных отбойных молотков. Добытый уголь грузят в особые вагонетки и на них его перевозят до ствола шахты. Здесь подъёмные машины поднимают уголь на поверхность земли.
Там его грузят в вагоны и везут туда, где он нужен.
Слайд" Как используют уголь"
- Для каких целей используют уголь?
1.Уголь используют для отопления домов, заводов, фабрик.
2. Уголь нужен для получения света.
3. Уголь ничем не пахнет, и его применяют при изготовлении духов и сиропа для конфет и пирожных.
4.Уголь применяют для производства красок.
5. Уголь используют с в медицине, для производства лекарств.
6.Из угля получают самое лучшее стекло.
- Молодцы, вы справились с этим заданием
- А здесь в посылке и загадка.
Загадка.
Белый маленький комочек
Он лежит в моей руке
Им рисуют на асфальте
Буквы пишут на доске ( мел)
- Как образуется мел?
В океане существуют разные мельчайшие животные и растения. Некоторые одноклеточные животные имеют панцирь, который состоит из извести. Когда они умирают, то панцирь опускается на дно океанов. Образуется толстый слой панцирей, из которых после образуются известняки, которые становятся мягкими, а мы их уже называем мелом. Но большая часть мела образуется из водорослей, которые имеют известковые наросты.
- Где добывают мел? ( в карьерах)
-А что такое карьер? Карьер – это громадная вырытая в земной поверхности скважина.
- Как вы думаете, где мел используется?
Таблица " Где используют мел?
- Мелом рисуют на доске; на асфальте.
- Мел - составная часть зубных паст.
- Мел необходим для производства резины.
- Мел применяют в медицине, при производстве лекарств.
- Мел используют для побелки деревьев, окраски стен.
- Мел нужен для производства бумаги.
Физкультминутка.
- Хорошо, и с этим заданием справились.
- Посмотрите, что у меня в стаканчиках? ( песок и глина).
- Чем они похожи? Песок и глина желтого цвета.
- Какого еще цвета бывает песок и глина?
коричневого, жёлтого, белого, красного, серого, чёрного.
- Как вы думаете, как образовались песок и глина?
Ветер и вода разрушают камни, в результате чего образуется песок и глина.
На земле существуют «поющие» пески, способные под действием ветра или при ходьбе по ним издавать звуки. Эти звуки издают многочисленные песчинки, которые скатываются по склонам.
При попадании молнии в песок образуются стеклянные фигуры.
Песок может быть довольно опасен. Существуют зыбучие пески с пониженной вязкостью и высокой плотностью. В них очень легко увязнуть и для того, чтобы выбраться из такого песка, нужно приложить колоссальные усилия.
- А где применяется песок и глина?
Таблица: " Где используют и что изготавливают из песка и глины"
1. Песок и глину используют в строительстве
2.Они необходимы для производства кирпичей.
3.Их используют в медицине, глиняная ванна и маски очищают кожу тела, а песочная ванна - утоляет боль при болезни позвоночника, суставов.
4.Из песка и глины производят посуду.
- Чем отличается песок и глина?
Песок - сыпучий, а глина нет.
Давайте проверим. Дети садятся за столы.
- Как вы думаете, что легче высыпать песок или глину?
Дети берут ложечку песка и глины и высыпают на тарелочки
- Что мы видим? Песок высыпается легче.
- Почему? Он - сыпучий.
- А глина сыпучая? Нет, она сыпется комками.
Мы убедились, песок - сыпучий, рыхлый, а глина - нет, она плотнее.
Дети берут лупу.
- Из чего состоит песок? Из песчинок
- Похожи ли песчинки одна на другую? Нет
- Песчинки очень маленькие, круглые, не прилипают друг к другу.
- Видны ли такие песчинки в глине? а в глине - песчинки слиплись.
- Скажите, а где можно встретить много песка? В пустыне.
(рассматривание иллюстраций песчаной пустыни, на которой изображены барханы).
- А вы знаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки?
Песчаные холмы, только можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.
- А как вы думаете, глина будет сдуваться? Глина - сдувается труднее или совсем не сдувается.
- Почему? Песчинки в песке легче, чем в глине.
- Если мы в стаканчики нальем воды, где быстрее вода впитается в песке или глине? Почему?
Дети в стаканчики наливают воду.
- В песке вода впитывается быстрее, потому что песок быстрее пропускает воду, чем глина.
- Из чего легче лепит из глины или песка? Из глины.
- Почему? Она пластичная, похожа на пластилин.
Когда глина высыхает, её частицы прочно слипаются между собой. Поэтому фигурки, сделанные из глины, не рассыпаются, как песчаные, а сохраняют свою форму, становятся твёрдыми.
Если глиняную фигурку обжечь на углях, то глина становится твёрдой и прочной, как камень.
Возьмите уголь и мел.
- Чем они похожи? (Твёрдые – сжать в руке, маркие – оставляют след на руках.)
-А чем они отличаются друг от друга? (Уголь блестящий, чёрный, а мел шероховатый, белый, матовый.)
- Как вы считаете, уголь и мел прочные?
Итог.
- Молодцы, вы справились со всеми заданиями и познакомились с полезными ископаемыми родного края.
- Как вы думаете, запасы полезных ископаемых безграничны?
Полезные ископаемые - это клад нашей Земли. Поэтому, как любой клад их нужно беречь и рационально использовать то, что дает природа.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Здравствуйте, дорогие дети! Я слышала, что вы много знаете о природе. Вот я и решила прислать вам посылку с предметами неживой природы. Я надеюсь вы узнаете, что это за предметы и выполните мои задания. Желаю удачи! Хозяйка Медной горы."
Неживая природа
Сафоново- угольный городок
Виды угля
Образование угля
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по окружающему миру «Чем богаты недра Земли»
Автор: Егорова Ирина Николаевна, воспитатель первой квалификационной категорииПрограммные задачи:· Ввести понятие «условные обозначения», показать роль ...
Познавательно-исследовательский проект «Что скрывается в недрах Земли?»
В нашей подготовительной логопедической группе № 1 был подготовлен и организован познавательно-исследовательский проект «Что скрывается в недрах Земли?». В начале проекта была организована больш...
«День Земли» итоговое занятие по проекту «Земля-наш общий дом» на РМО музыкальных руководителей
Аннотация: праздник «День Земли" для детей старшей группы направлено на развитие экологической культуры дошкольников. Данное мероприятие является обобщающим по теме: «Земля-наш общий ...
Конспект занятия в средней группе "Недра земли"
Конспект занятия в средней группе "Недра земли"...
Педагогический проект «Недра Земли»
Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием полезных ископаемых помогает ближе познакомиться с природой Росси...
Фото отчет, посвящённый акции «День Земли» Акция «День Земли»
22 апреля всемирный день Земли - праздник чистой воды, земли и воздуха. В этот день проводятся разные экологические акции. Жители городов участвуют в его благоустройстве, озеленении: ...
"Путешествие к недрам Земли"
Научно-исследовательская викторина...