Конспект занятия в средней группе "Недра земли"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Конспект занятия в средней группе "Недра земли"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt-nedra-zemli.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Недра Земли»
Возраст : средняя группа (4-5 лет)
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Задачи:
- Расширять представления детей о неживой природе (Социально-коммуникативное развитие)
- Продолжать знакомить с профессиями – шахтер (Познавательное развитие)
- Расширять представления детей о свойствах камней и их назначении (Познавательное развитие)
- Продолжать обсуждать информацию о предметах, выходящих за пределы привычного ближайшего окружения (Речевое развитие)
- Способствовать развитию любознательности (Речевое развитие)
- Дать понятие новых слов – недра Земли, полезные ископаемые, драгоценные камни. (Речевое развитие)
- Формировать навыки культуры слушания музыки (Художественно-эстетическое развитие)
- Совершенствовать двигательные умения (Физическое развитие)
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, музыкальная.
Методы и приемы: наглядные — иллюстрации, просмотр коллекции натуральных камней, просмотр фотографий драгоценных камней, словесные — беседа, рассказ, загадки, практические – прослушивание музыки .
Материалы и оборудование: иллюстрации, коллекция натуральных камней и фотографии драгоценных камней, диск со звуками моря.
Предварительная работа: чтение хакасской сказки «Почему замолчали горы», дидактические игры «Отыщи такой же камень», «Узнай на ощупь», семейный просмотр мультфильмов «Гномы и горный король», «Серебряное копытце».
Логика образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, у нас в группе накопилась целая коллекция камней. Часть этой коллекции я привезла с моря, где отдыхала летом, многие из вас также были на море и на память об отдыхе привезли камни и принесли в детский сад. Кто из вас был на море? Что там видели? (ответы детей). Хотите услышать шум моря? Сейчас я включу музыку, вы закроете глаза, будете внимательно слушать и представите картинку, которую вам она подскажет . (Дети слушают)
Что вы услышали, какие картинки пронеслись перед вашими глазами? (Ответы детей).
Давайте еще раз послушаем музыку, слышите, как шумит море, как волны, набегая на берег, перекатывают камни с места на место, как они стучат друг о друга?
Воспитатель: На подносе лежат морские камни, возьмите их в руки, какие они на ощупь ? ( ровные, круглые, гладкие).
Воспитатель: Да, такими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода отбивает их края. И они становятся гладкими-гладкими – без единого уголка. А теперь возьмите камушки с другого подноса, положите рядом с морскими. Потрогайте их, что можно сказать о них? Какие они?( шероховатые, неровные, с острыми углами).
Воспитатель: Так чем же отличаются морские и речные камушки? (Ответы детей) Сравните их по прочности ( дети испытывают камни на прочность и делают вывод об их твердости).
Воспитатель: Вы знаете, откуда взялись камни? (предположения детей). Наша планета, необъятная прекрасная Земля, хранит много тайн. Хотите познакомиться с тем, что хранится внутри Земли?
Под землей существует целый мир! Да еще какой! Посмотрите (воспитатель предлагает иллюстрации с изображением подземных пещер, сталактитов, сталагмитов). А как вы думаете, откуда произошли пещеры, как они образовались? (Предположения детей)
Эти пещеры сделала вода, Даже не верится, что такая мягкая и ласковая вода может быть такой сильной и такой могучей. Она может вымывать и промывать среди скал в горах целые залы пещер.
Воспитатель: (обращает внимание на бусы из натурального камня, фото драгоценных камней)). Посмотрите, какие красивые формы, переливы цвета, какие линии в рисунке. Это матушка Земля с помощницей водой создали такие чудеса. Колечки и бусы сделаны из драгоценных камней. Камни эти очень красивые. Они блестят и переливаются разными цветами. Такие камни встречаются в земле редко, дорого стоят, поэтому и называются драгоценными. Полюбуйтесь этим солнечным камнем (воспитатель демонстрирует янтарь, дети рассматривают) Что вы можете сказать о нем? Хотите потрогать этот драгоценный камень и узнать его историю?
Воспитатель: Янтарь – это окаменевшая смола. Миллионы лет назад некоторые породы хвойных деревьев залечивали свои раны смолой: обломилась ли ветка, отщепилась ли кора дерева, тут же начинала выделяться смола, которая закрывала ранку. Как вы думаете, что произойдёт, если какое-то насекомое усядется на липкую смолистую поверхность? (Прилипнет), смола - липкая, вязкая. В смолистых лужицах оставляли свои следы всякие мелкие звери и птицы: кто пушинку, кто пёрышко, кто шерстинку. В янтаре можно увидеть и пузырьки воздуха или капли дождя. Чтобы смола превратилась в янтарь, проходило очень много времени. Хвойные деревья старели и падали. Их засыпало землёй , под навалившимся тяжёлым слоем земли, смола затвердела, как камень, и становилась янтарём. А как же янтарь попал в море? . Через лес протекала река, янтарь - камень лёгкий и воды реки вымывали из земли и несли его с собой. Река впадает в море. И янтарный клад оказывался в море. Шторм и волны выносили камень на берег. Как красивые украшения дарят их на день рождения.
Воспитатель: (показывает кусок каменного угля) Ребята, как вы думаете, этот камень может служить украшением? Пусть он некрасивый, пачкает руки, но его ценность и польза для человека очень большая. Это каменный уголь. Он хорошо горит, используется как топливо для получения тепла и электроэнергии . Хранится уголь под землей, поэтому называется полезным ископаемым. Как вы понимаете выражение «полезные ископаемые»?( Ископаемые — потому что нужно искать и выкапывать из земли, а полезные, потому что они приносят большую пользу для людей). Почему называют уголь каменным? (потому что он твердый) В кладовой Земли, кроме каменного угля, хранится еще много полезных ископаемых, все они относятся к неживой природе. О них будем говорить в следующий раз. Вам интересно узнать, как добывают каменный уголь? Тогда нам придется отправиться в горы.
Физкультминутка
Мы сейчас пойдем направо,
А потом пойдем налево
В центре круга соберемся
И на месте повернемся
Мы тихонечко присядем
И немножечко приляжем
Мы поднимемся тихонько
И попрыгаем легонько.
Пусть попляшут наши ножки
И похлопают ладошки.
Повернемся мы направо
А потом пойдем мы прямо
Шли, мы шли и до гор дошли.
Воспитатель: Добывают каменный уголь в карьерах, если залегает неглубоко, или в шахтах, если запасы находятся глубоко. (рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций ). Людей, которые добывают уголь, называют шахтерами, горняками (почему?). Работа шахтёров очень трудная и опасная. Шахтеров все уважают за их силу, мужество.
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершили путешествие по недрам нашей Земли, узнали про полезные ископаемые. Кто первый отгадает загадку: «С виду неприглядный камень, он в земле лежит пластом, чтоб наверх его поднять, надо в шахте побывать. Под землёю огоньки - это в шахте горняки. Молотками отбивают этот очень нужный камень. (Уголь)
А что такое полезные ископаемые? ( Ответы детей). О каких полезных ископаемых вы сегодня узнали? (Ответы детей). А как называются камни, из которых делают украшения? ( Ответы детей).
Придумайте, каким значком вы изобразите каменный уголь, янтарь (воспитатель предлагает детям нарисовать значки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия В средней группе Международный день Земли, праздник чистой Воды, Земли и Воздуха
Конспект занятия в средней группе. Познание (познавательно-исследовательская деятельность) ...
Конспект занятия в средней группе "День Земли"
22 Апреля проводили занятия по теме "День Земли".Цель: Углубление экологических знаний у детей, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живо...
Конспект занятия в средней группе «22 апреля-Международный день Земли»
Задачи,занятия,беседы......
Конспект занятия в средней группе «22 апреля-Международный день Земли»
Конспект занятия в средней группе «22 апреля-Международный день Земли»...
Конспект занятия в средней группе "День Земли"
Конспект занятия в средней группе "День Земли"....
Конспект занятия для средней группы на тему: «Час Земли»
Цель: иметь представление о проблемах окружающей среды на планете Земля.Задачи:Познавательное развитие: закрепить знания детей о нашей планете: природе, о животном и растительном мире...
Конспект занятия в средней группе "День Матушки - земли"
Развивать представление о жизни на Земле, об общих условиях для развития растений, животных и людей (воздух, вода, пища); воспитывать чувство гордости за свою планету; побуждать желание сдел...