"Путешествие в мир стеклянных вещей
план-конспект занятия по окружающему миру

Кадырова Назия Гайсовна

Организация поисковой деятельности, постановки простейших опытов, формирует умение спрашивать, наблюдать, готовит детей к усвоению определенных учебных правил и порядка действий: ставить цель, планировать и последовательно осуществлять работу, прогнозировать результаты, контролировать и оценивать свои действия.

Китайская пословица гласит: «Расскажи –  и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_mir_steklyannyh_veshchey.docx50.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад комбинированного вида №22»

http://ds29.detkin-club.ru/editor/1877/images/5e4dcabc8bc0edab372e814452bf948c.jpg

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Путешествие в мир стеклянных вещей»

Образовательная область: «Познание»

Форма организации деятельности: экспериментирование

Возрастная группа: подготовительная логопедическая (6-7 лет)

                                                              Кадырова Н.Г.

воспитатель высшей

квалификационной категории

                                                                         МАДОУ «Д/с № 22»

                                               Бугуруслан – 2018

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Пояснительная записка

3

II.

Конспект образовательной деятельности

4

III.

Список литературы

16


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     

Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.  Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.  Подобно путешествию первооткрывателя, ребенок шаг за шагом узнает все новое и новое в своем окружении. Детские глаза полны любознательности, они вопрошают, ожидают чего-то необычного, чудесного, быть может, волшебного. И очень важно создать на протяжении всего этого «путешествия» обстановку свободы, созидания, радости познания нового, единодушия, открытости, доверия, позволяющую раскрыть индивидуальные способности и интересы каждого ребенка.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментирование Экспериментальная деятельность вызывает у детей огромный интерес к исследованию, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с окружающим.  

Организация поисковой деятельности, постановки простейших опытов, формирует умение спрашивать, наблюдать, готовит детей к усвоению определенных учебных правил и порядка действий: ставить цель, планировать и последовательно осуществлять работу, прогнозировать результаты, контролировать и оценивать свои действия.

Китайская пословица гласит: «Расскажи –  и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

2.Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.

Ф.И.О. педагога

Кадырова Назия Гайсовна

2.

Доминирующая образовательная область

Познание

3.

Вид деятельности детей

Познавательно – исследовательская

Коммуникативная

Двигательная

Игровая 

Восприятие художественной литературы

4.

Форма организации

Занятие

МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.

Тема образовательной деятельности

Путешествие в мир стеклянных вещей

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:

           - проблемная ситуация;

  1. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД:

-приглашение в страну Стекляндию;

- презентация.

  1. Приемы организации практической деятельности детей:    

           - рассматривание песка;

- опыты: «Стекло прозрачное», «Стекло цветное», «Стекло имеет   голос», «Водонепроницаемое», «Теплопроводное», «Хрупкое», «Вода отражается», «Полуправда», «1,3,5?»;

- Игра «Мы- стеклодувы»;

-  ТРИЗ «Хорошо- плохо», «Чем схожи и чем различаются»,

- игра «Синквейн»;

  1. Приемы поддержания интереса у детей:

- создание проблемной ситуации;

- выполнение опытов.

  1. Приемы оценки и самооценки: 

- словесное поощрение в ходе ОД;

- удовлетворенность от проделанной работы;

3.

Интеграция образовательных областей

Познавательное, социально-коммуникативное, художественно- эстетическое, физическое развитие;

4.

Возрастная группа:

Подготовительная группа (6 -7 лет)

5.

Цель:

Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности.

6.

Задачи:

- познакомить детей с историей возникновения стекла, с профессией взрослых -  стеклодув;

 - опытно-экспериментальным способом определять свойства и качества стекла;

- сформировать знания детей о том, что все эти свойства учитываются при изготовлении различных предметов из этого материала;

- сформировать знания о значении стекла в жизни человека;

развивать интерес к опытно-исследовательской деятельности; закреплять умение рассуждать, делать выводы;

- расширить словарный запас детей; развивать слуховое внимание;

 - развивать и укреплять навыки безопасности при обращении со стеклом;

 - воспитывать бережное отношение к стеклу, уважение к людям профессий, работающим со стеклом.

7.

Планируемые результаты:

- ребенок активен в разных видах познавательной деятельности; по собственной инициативе наблюдает, экспериментирует, рассуждает, проявляет самостоятельность;

- ребенок активно общается с взрослым, со сверстниками, сопереживает, эмоционально реагирует, проявляет волевое усилие, обращается за помощью к взрослому.

 - ребенок организует и осуществляет познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственным замыслом;

- проявляет интерес к предметам окружающего мира, символам, знакам, моделям, пытается устанавливать различные взаимосвязи; владеет системой эталонов, осуществляет сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах отличие, в разных – сходство;

- ребенок владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);

- ребенок соблюдает правила поведения в лаборатории.

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

В центре познания: проектор, экран, различные стеклянные предметы, стол-песочница с подсветкой;

В центре исследовательской деятельности: стеклянные предметы (разного цвета и формы, бутылочки, баночки, стаканы), зеркала, теплая вода; палочка для проверки звонкости стекла, различные  стеклянные сувениры, приборы, лупы, тазик с водой, металлический поднос, мыльные пузыри, песок.

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

- проводили опыты с различными материалами;

- ТРИЗ «Хорошо- плохо», «Чем схожи и чем различаются», «Да-нет»

-игра «Синквейн»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

30 мин.

I.

Вводная часть

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей

Определение цели

5 мин.

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Здравствуй небо (руки вверх),

Здравствуй Земля (приседают)

Здравствуйте мои друзья (руки вперёд),

Один, два, три, четыре, пять/загибают пальцы

Вместе мы в кругу опять (Берутся за руки),

Будем дружно мы играть

В путешествие хотим опять (идут по кругу).

В: Ребята, сегодня, когда я шла в детский сад, по дороге мне встретились две совершенно одинаковые, весёлые и озорные девочки – Оля и Яло. И они подарили мне вот этот красивый сундучок и сказали, для того чтобы его открыть, нужно угадать, что там лежит. а поможет нам в этом игра «Да-нет»

 (Дети задают вопросы воспитателю о загадочном предмете, получая только два ответа да, нет) Алгоритм отгадывания. Это животное? Нет. Это птица? Нет. Это живое? Нет. Это в доме? Да. Это на кухне? Да. Это посуда? Да. В ней готовят пищу? Нет. Из нее пьют? Да. У нее есть ручка? Нет. Это стакан? Да.

 Вот сундучок и открылся. (достаю и показываю детям).

Я стакан прозрачный,

Я стакан граненый.

Держите крепче меня руки,

Говорят, что я очень хрупкий.

В: Как вы думаете, из какого материала он сделан?

Д: Из стекла.

 В: Верно. Значит, он какой?

Д; Стеклянный.

1.2

Мотивация деятельности детей

А вы хотите отправиться в сказочную страну - Стекляндию.  А что такое Стекляндия? Как вы думаете?

Д: Это что-то из стекла.

В: Правильно. В этой стране все из стекла. Но прежде чем мы туда отправимся нужно вспомнить правила обращения со стеклом.

 Со стеклом будь осторожен –

Ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат – совок

И для мусора бачок –

Вмиг осколки соберут,

             Наши руки сберегут.

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

В: Посмотрите внимательно, как много здесь красивых предметов. Назовите их.

Д: Вазы, стаканы, кувшин и т.д.

 В: Чем они отличаются друг от друга?

 Д: Предметы разные по цвету, по форме, по величине, по назначению и т. д.

В: А чем эти предметы похожи? Из какого материала они сделаны?

Д: Все предметы сделаны из стекла.

 В: Если они сделаны из стекла, как можно сказать?

Д: Стеклянные.

В: Интересно, а почему песок оказался среди стекла? Посмотрите, как он блестит на солнце Давайте его внимательно рассмотрим. Поможет рассмотреть песок прибор-лупа, тоже из стекла, но волшебного – увеличительного. Из чего состоит песок?

 Д: Песок состоит из мельчайших песчинок.

В: Песчинки все разные, на что они похожи?

Д: На маленькие камушки.

 В: Какие они?

Д: Твёрдые.

 В: Значит, какие человечки живут?

 Д: Твердые, они крепко держатся за руки.

 В: А если мы ладошкой потрогаем песок? Какой песок?

 Д: Песок мягкий.

В: Кто мне скажет, почему из твёрдых песчинок получается мягкий песок?

Д: Песчинок много.

В: Правильно, если песчинок много, то песок становится мягким. Подумайте и скажите зачем в стране Стекляндия находится песок?

Д: Из песка делают стекло.

В: Ребята, а вы знаете, как появилось стекло? Хотите узнать?

II.

Основная часть:

Рассказ воспитателя

Презентация «История создания стекла»

Игра «Мы – стеклодувы»

Проведение опытов

Выявление проблем экспериментирования, обсуждение полученных результатов.

22 мин.

В: Материалом для изготовления стекла служит песок. В старину брали глиняный горшок, сыпали песок, добавляли золу и ставили на огонь - очень долго варили. Получалось мягкое, блестящее, горячее тесто. Затем мастер стеклодув брал в руки глиняную трубочку пустую внутри. На один конец трубки стеклодув набирал комочек расплавленного стекла, а другой конец трубочки в рот и выдувал стеклянный пузырь (также как вы дуете мыльные пузыри). Раздувая стекло, мастер придавал своим изделиям красивую форму, и получались разноцветные бусы, кувшины, вазы. Мастера, который выдувает стекло, называют стеклодувом. 

Однажды мастеру – стеклодуву пришла мысль: выдуть большой стеклянный пузырь и отстричь у него концы с двух сторон. Получилась ровная трубка. Он разрезал мягкую и ещё тёплую стеклянную трубку вдоль и развернул её на столе. Получился стеклянный лист. Но если стеклу было нужно придать другую форму, то мастер брал 2 формочки и выдувал до тех пор, пока мягкое стекло не заполнит всю форму. Вот так появились другие предметы: пузырьки для духов, кувшины, сувениры. А потом изобретатели придумали машины. Стеклодув – трудная профессия, мужская и ею может овладеть не каждый мужчина. Завод, на котором производят стекло, называется - стекольный.

В: Ребята, понравилась вам история возникновения стекла?

 Д: Да.

В: Из чего «варят» стекло?

Д: Из песка и золы.

В: Где делают стекло и стеклянную посуду?

Д: На стекольном заводе.

 В: Как называют человека, который создает стеклянные изделия?

Д: Стеклодув.

В: Каким инструментом пользуется мастер-стеклодув для выдувания стекла?

Д: Глиняной трубочкой.

В: Что выпускает стекольный завод?

Д: Стекло.

В: Вы бы хотели почувствовать себя мастерами - стеклодувами?

 Д: Да!

Игра «Мы – стеклодувы»

Осторожно: пузыри!

Ой, какие! Ой, смотри!

Раздуваются! Блестят!

Отрываются! Летят!

 Твой – со сливу!

Твой – с орех!

Твой не лопнул дольше всех!    (Э. Фарджей)

 В: Как красиво! Жаль, что мыльные пузыри в отличие от стеклянных такие непрочные. Но скоро вы подрастете, и, может быть, кто-то из вас станет мастером- стеклодувом.

В: А какое оно стекло хотите узнать? Приглашаю вас в лабораторию.

В: Возьмите в руки стеклянный предмет, какие свойства стекла вы можете назвать?

 Д: Стекло гладкое, не гладкое, с бугорками, ребристое, скользкое, холодное, твердое, тяжелое.

 В: Поднимите стаканы и посмотрите вокруг, что вы увидели и почему?

Д: Игрушки, потому что стакан прозрачный. 

В: Зачем нужно прозрачное стекло?

 Д: Пропускает солнечный свет. Не искажает предметы, защищает от холода.

В: Где используется это свойство стекла? 

Д: Оконное стекло, на циферблате часов, электрические лампочки

В: Возьмите осторожно в руки цветные предметы, посмотрите через них друг на друга. В какой цвет окрасилось всё вокруг? 

Д: Всё синее, жёлтое, красное. Мир стал разноцветным, заиграл разноцветными красками.

 В: Настроение улучшилось? 

Д: Да

В: Где используется цветное стекло?

Д: Делают посуду, женские украшения.

В: Ребята, вы знаете, для чего люди придумали тёмное стекло?

Д: Тёмное стекло защищает глаза от солнца. темные бутылочки делают для увеличения срока годности лекарств.

В: Налейте в стакан воды. Вытекает вода из стакана?

 Д: Нет, вода из стакана не вытекает.

В: Значит можно сказать, что стекло водонепроницаемое. Давайте все вместе повторим это трудное слово. Повтори, Руслан. Милана. (дети повторяют это слово хором и индивидуально)

В: Какое стекло на ощупь: тёплое или холодное?

Д: Холодное.

 В: Налейте в стакан тёплую воду. Какой теперь стакан?

Д: Тёплый.

 В: Это значит, что стекло проводит тепло, оно теплопроводное. Повторите все вместе: теплопроводное. Повтори Айдар. Ваня, Даниил.

Звучит запись разбитого стекла.

В: Ребята, что случилось?

Д: Разбилось стекло.  

В: Значит, какое оно?

 Д: Хрупкое.

В: Ребята, а вы знаете, что у стекла есть голос и оно может звучать, хотите услышать?

В: Как вы думаете от чего зависит голос стекла? Послушайте еще раз.

Д: Толстое стекло звучит глухо,

В: Чем стекло толще, тем глуше, тоньше стекло - звук выше.  

В: Где используют толстое стекло?

Д: В магазинах делают витрины, полки, банки, бутылки, вазы хрустальные.

В: Что делают из тонкого стекла?

Д: Бокалы, лампочки, посуду.

 В: Где еще стекло помогает человеку, в каких приборах?

 Д: Лупы, бинокли, микроскопы, телескопы – приближают, помогают рассмотреть мелкие и удалённые предметы. Очки – защищает и помогает лучше видеть,

В: Ну, вот мы с вами и узнали, сколько полезных дел выполняет стекло, как оно служит человеку. Давайте еще раз вспомним все свойства стекла: прозрачное, цветное, твёрдое, холодное, гладкое, с бугорками, скользкое, хрупкое, тяжёлое, водонепроницаемое, теплопроводное.

Игра «Хорошо – плохо» 

(Дети находят в стекле положительные и отрицательные качества)

Ребята, отгадайте загадку:

Молчаливый твой близнец

Каждый день глядит в оконце.

А если солнце попадёт,

То зайчик в гости к нам придёт

В: Говорим о стекле, а загадка про зеркало. Как вы думаете почему?

 Д: Зеркало — это тоже стекло, но не прозрачное, а умеющие отражать изображения.

В: Кто скажет: для чего нужно зеркало?

Д: Чтобы смотреться в его по утрам, смотреться в него, когда расчесываешься, одеваешься.

В: Зеркало –очень нужная вещь в доме. Давным-давно человек сначала смотрелся в воду озера или реки. Давайте представим, что мы древние люди, а тазик с водой — это озеро (перед детьми выставляется таз с водой). Посмотрите в воду она спокойная, и мы видим своё отражение. А сейчас налетел сильный ветер (дуем на воду) и мы себя больше не видим. Затем стали использовать серебряные подносы, а потом научились соединять стекло и тонкий слой серебра.

В: Как вы думаете, нам зеркало рассказывает всю правду? Сейчас проверим.

Опыт «Полуправда» Посмотрите в зеркало, дотроньтесь до правого уха, а какое ухо в отражении?

Д: Левое.

В: Помашите левой рукой, что показывает отражение?

Д: Правое

 В: Это явление называют зеркальным отражением. Люди каких профессий и каким образом используют зеркала?

Д: Стоматолог, водитель, машинист, парикмахер, балерина, учитель-логопед.

В: Зеркала применяются и в технике. С их помощью создают микроскопы, телескопы, телеобъективы, фотоаппараты, прожекторы, маяки.

 В: Сейчас я превращу вас в настоящих волшебников. Работать вы будете в парах, поставьте два зеркала рядом уголком, в угол положите игрушку. Сколько положили игрушек?

Д: Одну.

В: Сколько стало игрушек?

Д: Три.

В: Приближайте зеркала, что происходит?

Д: Игрушек стало больше (5,7)

В: Вот оказывается, какой нужный для людей предмет – стекло.

Игра «Синквейн»

III.

Заключительная часть

- словесное поощрение в ходе ОД;

- удовлетворенность от проделанной работы;

-  обсуждение полученных результатов

3 мин.

В: Ребята, нам пора возвращаться. в наш детский сад. Вам интересно было быть исследователями? Как вы думаете, вам пригодятся эти знания?  Какой эксперимент вы бы показали дома? Кому и о чем захотелось бы рассказать? Мне тоже очень понравилось наше занятие, спасибо за хорошую работу

3. ЛИТЕРАТУРА

  1. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск УП «ИВЦ Минфина», 2004

          2     Дыбина О.В. Что было до…: Игры- путешествия в прошлое предметов. - М.6 ТЦ «Сфера»,2001

  1.    Дыбина, О.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: Сфера, 2002
  2. Златопольский Д.С. Удивительные превращения. Детям о секретах вещества. Москва, Издательский центр «Вектана- Граф», 2007
  3. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий, - Издательство «Учитель», 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-музей "В мире стеклянных вещей"

Мини-музей "В мире сткеклянных вещей"...

Путешествие в мир стеклянных вещей

Конспект НОД  Окружающий мир  "Путешествие в мир стеклянных вещей"...

"Путешествие в мир стеклянных вещей"

Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.Исследовательская активность – естественное состо...

"Путешествие в мир стеклянных вещей"

Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.Исследовательская активность – естественное состо...

ТЕМА: «Путешествие в мир стеклянных вещей».

Тема: «Путешествие в мир стеклянных вещей»Цель: Познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, активизировать познавательную деятельность. Вызвать интерес к предметам...

Мини-музей "В мире стеклянных вещей"

Сложно найти взрослого человека, который хотя бы раз не был в музее. Перед нами встал вопрос « А часто ли дети бывают в музее?» Скорее нет, чем да. Благодаря воспитателям нашего детского сада, нашим...