Конспект нод "Путешествие в мир стеклянных вещей"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект
НОД в старшей группе
«Путешествие в мир стеклянных вещей»
Цель:
- Учить объединять несколько видов нетрадиционной техники в одной работе, использовать не готовое оборудование, а путем экспериментирования и исследования находить новые способы отображения задуманных идей.
- знакомство детей со стеклом и его свойствами; -расширение представлений о профессиях, связанных со стеклом, на основе материалов из книг К.Д.Ушинского.
Задачи:
образовательные:
-знакомство детей со способами изготовления стекла;
-продуктами деятельности людей разных профессий, связанных со стеклом, использованием этих предметов в науке, производстве, быту, медицине;
-правилами обращения со стеклом.
развивающие:
-развитие внимания, наблюдательности;
-формирование умения сравнивать предметы с разными свойствами и делать самостоятельно умозаключения;
-обогащение образной речи, словарного запаса детей по теме «Стекло»;
закрепление умений согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе;
-развитие слухового внимания на примерах звучания стеклянных предметов.
-ассоциативного мышления; творческого воображения, чувства композиции;
-способность отображать красоту окружающего мира различными художественными средствами;
-расширение и разнообразие образного ряда - создание ситуации для свободного, творческого применения разных декоративных элементов;
воспитательные:
-эстетического отношения к миру и художественного вкуса;
-воспитание интереса к окружающему миру, профессиям людей.
Оборудование:
Поднос с образцами фанеры, пластика, стекла(на каждого ребенка),раствор для мыльных пузырей, коктейльные трубочки, поднос с разноцветными стеклышками, стеклянные и хрустальные стаканы, фужеры, бутылки с водой и без воды, баночки разной величины и другие стеклянные предметы, ёлочные игрушки; картинки музыкальных инструментов: челеста, стеклянная гармоника, оркестровый ксилофон; детские музыкальные инструменты: треугольники, валдайские колокольчики, деревянные и металлические палочки; основа для композиции «Зимнее окно»;композиции и рисунки с изображением вариантов морозных узоров, выполненных в разных техниках; иллюстрации с изображением морозных узоров; свечи, соль, малярный валик, зубные щетки, салфетки. стаканчики с водой.
Ход деятельности:
Воспитатель: Ребята к нам пришла посылка ,давайте откроем и узнаем ,что в ней лежит.
Дети: Пластик, фанера, стекло.
Воспитатель: Давайте мы с вами посмотрим через фанеру. Что мы видим?
Дети: Ничего не видно.
Воспитатель: А теперь через пластик.
Дети: Тоже ничего.
Воспитатель: А теперь очень аккуратно возьмите стекло и посмотрите через него: что вы видите?
Дети: Всё, что находится вокруг нас.
Воспитатель: Почему, как вы думаете?
Дети: Потому, что стекло прозрачное.
Воспитатель читает рассказ К.Д.Ушинского «Производство стекла»
Чтение сопровождается показом фрагмента видеофильма про стеклодува.
Воспитатель: Я предлагаю вам стать стеклодувами.
Дыхательная гимнастика «Стеклодувы»
Воспитатель: Сейчас мы будем выдувать прозрачные шарики с использованием мыльных пузырей. Делаем глубокий вдох носом, долгий и плавный выдох через рот, собрав губы трубочкой.
Воспитатель: Молодцы! Да вы настоящие стеклодувы! Какие еще профессии вы знаете, связанные со стеклом?
Дети: Стеклодув, стекольщик, огранщик стекла.
Воспитатель: Правильно! А теперь скажите ,пожалуйста, какие предметы можно сделать из стекла?
Дети: Окна, банки, разные сувениры, вазы, ёлочные игрушки, посуда, журнальный столик, лупы, колбы, очки.
Задание «Стеклянные предметы»
Воспитатель: На столе разнообразные предметы, среди которых стеклянная ваза, зеркало, очки, фигурки животных, бутылка, оконное стекло, чашка, солонка, кастрюля, бокал, шары и т.д. О каких предметах можно сказать -стеклянный, стеклянная, стеклянное, стеклянные?
Воспитатель: Вы знаете, что осколки стекла представляют большую опасность. Объясните почему?
Дети: Потому что если быть неосторожным, то о стекло можно порезаться.
Игра «Опасно-неопасно»
Воспитатель: А теперь предлагаю поиграть. Я буду называть ситуации и бросать мяч каждому из вас по очереди, а вы скажете, опасная это ситуация или нет и почему.
Итак, начинаем: дети играют с настоящей стеклянной посудой; дети делают фигурки изо льда и т.д..
Физминутка (под песню «Разноцветные стекляшки»)
Эксперимент «Стеклянный звук»
Воспитатель: Возьмите 2 кубика и ударьте друг о друга. Какой звук вы услышали?
Дети: Звук был глухой.
Воспитатель: Послушайте как звучит стекло.(дети слушают: звучание стеклянных фужеров удары палочки, бутылок с водой разной наполняемости.)
Воспитатель: Ребята, какой он, стеклянный звук?
Дети: Звук нежный, звонкий, хрустальный, чистый, прозрачный, сказочный, тоненький, необыкновенный, таинственный, волшебный.
(Проводится эксперимент, дети определяют свойства стеклянного звука.)
Воспитатель: Музыкальные звуки бывают разной высоты и тембра, их можно пропеть голосом.
Музыкальные инструменты не делают из стекла-оно очень хрупкое. Поэтому стеклянные звуки переселились в некоторые металлические звонкие инструменты. Очень давно был создан музыкальный инструмент челеста (по-итальянски
-небесная, прозрачная), похожий на очень маленькое пианино с белыми и черными
клавишами. И молоточки, обтянутые сукном или войлоком, тоже очень схожи с молоточками рояля. Внутри металлические пластины, по которым и ударяют молоточки. Челеста появилась в 1788г.. П.И.Чайковский, во время визита в Париж был очарован ее волшебным звучанием и ввел партию этого инструмента в свое сочинение: балет«Щелкунчик»(челеста сопровождает танец феи Драже). Давайте послушаем с вами музыкальное произведение «Танец феи Драже».
Воспитатель: А теперь давайте поиграем. Выберите, только те музыкальные инструменты, звук которых, похож на стеклянный.(Треугольник, валдайские колокольчики, металлофон).
Воспитатель: В какое время года происходят события в балете?
Дети: Зимой.
Воспитатель: И у нас ребята, за окнами зима. Посмотрите, наше окно покрыто волшебным узором. Окна покрываются красивыми узорами, когда на улице очень холодно, а в помещении тепло. Из-за разницы температур на стекле окна образуется водяная пленка, которая замерзает и превращается в кристаллы льда, так же как снежинки в небесной вышине. Льдинки группируются на неровной поверхности, и постепенно на стекле формируется необычный рисунок. (Показ иллюстраций с изображениями узоров на стекле.)
Воспитатель: Посмотрите внимательно на эти фотографии, что на них нарисовал мороз? Не правда ли, эти росписи на окне напоминают ледяной сад с необыкновенными растениями или перьями волшебной птицы, сверкающие в лучах зимнего солнца.
Мы можем любоваться снежными кружевами только зимой. Но чтобы частичка зимы была с нами всегда, попробуем создать коллективную композицию. Проходите в нашу ледяную мастерскую. (Демонстрирую заготовленную композиционную основу в виде заснеженного окна.)
Воспитатель: Сейчас вы нарисуете на этом окошке морозные узоры в виде сказочных растений и цветов. Для работы выберите себе инструменты (свеча, зубная щетка, соль, малярный валик, восковые мелки). (Дети выполняют коллективную работу, звучит музыка) Чтение стихотворения Ю.Кушака «Мороз на стекле»
Увидел художник в морозном окне,
Как бродит олень по волшебной стране.
В сверкающем воздухе птицы парят,
Цветные фонарики в окнах горят,
А там, где над морем клубятся леса,
Воздушный корабль развернул паруса...
Воспитатель: Давайте полюбуемся на наш узор!
Использование художественного слова для подведения итога.(Читает ребенок).
Мороз узором по стеклу ползёт
И кружева плетёт без спиц умело.
Вот чудо – сказка на окне растёт
–Фантазию зима внедряет смело!
Ты окон двух похожих не найдёшь.
На каждом свой рисунок – персональный.
И каждый вид по-своему хорош!
Мороз – художник очень уникальный!
Чем злей мороз – тем сказочней узор!
Ты только всё увидеть постарайся!
Расправь ты крылья, ощути простор
И в сказке очутиться попытайся!…
Давно люблю на окнах наблюдать,
Как белый шёлк сплетает паутину!
Как жаль, что не умею рисовать,
Чтоб сохранить морозную картину!
Узоры можно без конца читать,
Смотреть на окна, отстраняться от дела,
О чудесах несбыточных мечтать,
Увидеть то, что в детстве так хотела! Татьяна Дворникова
Воспитатель: Что вас больше всего удивило? Что нового узнали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-музей "В мире стеклянных вещей"
Мини-музей "В мире сткеклянных вещей"...
Путешествие в мир стеклянных вещей
Конспект НОД Окружающий мир "Путешествие в мир стеклянных вещей"...
"Путешествие в мир стеклянных вещей"
Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.Исследовательская активность – естественное состо...
"Путешествие в мир стеклянных вещей"
Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.Исследовательская активность – естественное состо...
"Путешествие в мир стеклянных вещей
Организация поисковой деятельности, постановки простейших опытов, формирует умение спрашивать, наблюдать, готовит детей к усвоению определенных учебных правил и порядка действий: ставить цель, планиро...
ТЕМА: «Путешествие в мир стеклянных вещей».
Тема: «Путешествие в мир стеклянных вещей»Цель: Познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, активизировать познавательную деятельность. Вызвать интерес к предметам...
Мини-музей "В мире стеклянных вещей"
Сложно найти взрослого человека, который хотя бы раз не был в музее. Перед нами встал вопрос « А часто ли дети бывают в музее?» Скорее нет, чем да. Благодаря воспитателям нашего детского сада, нашим...