Гендерное воспитание дошкольников на музыкальном занятии в условиях детского сада.
статья по теме

Новожилова Надежда Геннадьевна

Статья содержит теоретический материал и рекомендации, а так же игры и игровые ситуации, направленные на гендерное воспитание детей дошкольного возраста.   

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Гендерное воспитание дошкольников на музыкальном занятии в условиях детского сада.

Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности.  Девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развивают  качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими.

Наблюдая за детьми старшего возраста, сделала вывод, что различные виды музыкальной деятельности можно проводить с учетом гендерных особенностей детей.

 При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль). Мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально - ритмических движениях  использую  дифференцированный подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости (наездники, бравые солдаты).

У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами).

Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле и его позитивному принятию.

 Неоценимую помощь  в решении задач  воспитания детей с учётом их гендерных особенностей  оказывает народный фольклор (потешки, частушки, дразнилки поговорки, народные игры).  В занятиях и развлечениях, всегда учитываю гендерные  особенности детей. 

         Игра на музыкальных инструментах организуется дифференцированно – мальчики играют на барабанах, например, если это солдаты.

Заметила, что стили и содержание игр у мальчиков и у девочек отличаются друг от друга. Для мальчиков свойственны подвижные, шумные игры, для девочек – более тихие, на семейно-бытовые темы. Для воспитателей ближе второй тип игр, так как не связан с вероятностью повышенного травматизма и шума. В результате будущие мужчины лишаются истинно мальчишеских игр, и это имеет негативное влияние на их развитие как личности.

Очень важно так организовать игровую деятельность детей, чтобы дети в процессе совместных игр имели бы возможность действовать сообща, в соответствии с гендерными особенностями. При этом мальчики берут на себя мужские роли, девочки – женские. Помогает в этом и театрализованная деятельность.

Мужские и женские костюмы, сказки и стихи, постановка спектаклей, посредством синтеза музыки, художественного слова и танца, позволяют овладеть традиционными свойствами личности – женственности для девочек и мужественности для мальчиков. Одно из проявлений такого подхода – организация тематических праздников для девочек  и для мальчиков.

Роль взрослого состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование  отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка. Технологии подразделяются на те, что способствуют формированию полоролевых знаний и представлений; овладению способами полоролевого поведения; воспитанию качеств женственности и мужественности, самосовершенствованию женской (мужской) индивидуальности; формированию представлений о культуре и народных традициях.

Игры-состязания

Задание. Назвать пословицы, раскрывающие мужские и женские качества характера; назвать пословицы о семье, почитании родителей, любви к детям; душевно спеть колыбельную песню сыну или дочке; назвать сказки, в которых действуют добрые, заботливые, трудолюбивые, сильные, выносливые, отважные, находчивые герои; нарисовать старинный праздничный наряд мужчины (женщины); назвать старинные предметы быта.

Русские народные игры

1.        «В хороводе были мы»

Цель. Формировать  умение  овладевать  нормами межполового общения.

Ход игры. Действие разворачивается внутри хоровода, а героями становятся мальчик и девочка. По окончании песни:

В хороводе были мы.

Ай-люли, были мы.

Увидали парочку.

Постой, пара, поклонись,

Ай-ли, поклонись.

Хороводу покажись – выбирается новая пара.

2.        «Утка»

Ход игры. Играющие (чередуясь: мальчик-девочка) образуют круг. В центре – «утка» (девочка), за кругом – «селезень» (мальчик). Он должен поймать утку, стремясь прорваться в круг. Стоящие в кругу, сцепив руки, мешают ему, защищая утку.

Игровая ситуация «Петрушкин сундучок»

Задачи.

  1. Закреплять умение дифференцировать себя от представителей другого пола.
  2. Закреплять усвоение моделей мужского и женского полоролевого поведения.
  3. Развитие у детей личностных качеств: трудолюбия, заботливости, внимания.

Ход игры.

Воспитатель. Ребята, Петрушки в своем домике нет. Вы его не видели?

—        На стуле нет, на диванчике нет. Мальчики, поможете найти Петрушку?

—        Нашли, вот шутник!

Петрушка. Это сюрприз! Здравствуйте, дети!

—        В моем сундучке сегодня много сюрпризов. Что это?

Дети (хором). Зеркальце!

Петрушка. Правильно, зеркальце. Посмотрю в него и вижу: «Я, мальчик Петрушка. У меня короткие светлые волосы, голубые глаза. А вы хотите посмотреть в мое зеркальце?»

Игра «Кто я»

Дети смотрятся в зеркальце. Петрушка просит рассказать, кого они видят, а затем сказать о себе приятное. Если ребенку трудно рассказать о себе, Петрушка говорит ему комплимент: «Какие длинные косички у нашей Ариши. Очаровательные кудряшки растут у Аленушки. Веселые голубые глаза у Коли».

Воспитатель. Петрушке очень понравилось. Он сразу понял, мальчик рассказывает о себе или девочка. Как вы интересно рассказали про свои умные головки и красивое личико. Какие части тела у вас есть еще?

  • Что мы делаем руками?
  • Вот как много умеют делать ваши руки.
  • Наши девочки вырастут, они станут взрослыми, как мамы. Что умеют делать мамины руки?
  • Если ребенку грустно, ласковые мамины руки всегда приласкают и пожалеют. Вот и наши девочки любят своих малышей. Девочки, возьмите кукол на руки, покачайте.

Девочки поют куклам колыбельную.

Баю, бай, баю, бай,         

Ты, собачка, не лай,

А гудочек не гуди,  

Мою дочку не буди.

Воспитатель. Уснули ваши дочки? И моя уснула. Давайте положим их в кроватку. Тише, не разбудите.

Петрушка. Когда наши мальчики вырастут большими, они будут папами.

  • Что умеют делать папы?
  • Ну, тогда вот вам инструменты.

(Достает из сундука инструменты для инсценировки)

Наши папы все умеют,

Кран на кухне закрутить,

Молоточком у скамейки

Ножку новую прибить.

Шины накачать насосом

Для машины легковой.

Если надо, дом построить

С прочной крышей и трубой.

—Вот какие трудолюбивые мальчики растут в нашей группе.

Петрушка. Ребята, хотите, поиграем вместе?

Проводится физкультминутка.

Девочки и мальчики

Разомнем-ка пальчики.

Ножками потопаем,

Ручками похлопаем.

Умеют наши ручки

Лепить и рисовать,

А маленькие ножки

Бегать и играть.

Воспитатель. Петрушка, видишь, как наши мальчики и девочки умеют дружно играть.

—Ребята, давайте спросим у Петрушки: «Петрушка, у тебя есть еще сюрпризы?»

Петрушка. Для таких дружных детей есть! (Показывает наряды.)

Воспитатель. Посмотрите сколько нарядов!

—Для кого Петрушка приготовил бусы и кокошники?

  • А пояса, кушаки да жилетки для кого?
  • Что же мы с этим будем делать?

Дети одеваются.

— В таких нарядах только веселиться да танцевать! Петрушка, полюбуйся нашим танцем девочек и мальчиков.

Дети танцуют.

1. Выходите мальчики

Танцевать, танцевать.

Пригласите девочек

В паре танцевать.

Припев

Топ-топ перетоп.

 Застучали ножки.

 Хлоп-хлоп перехлоп.

 Хлопают ладошки.

2.Вот такие дружные

Малыши, малыши.

Девочки и мальчики

Очень хороши.

Припев.

Воспитатель. Как доволен Петрушка, улыбается, в ладоши хлопает!

  • Девочки-хозяюшки помогите Петрушке наряды в сундучок убрать.
  • Вот как аккуратно сложили одежду наши девочки.
  • Наши сильные мальчики помогут Петрушке сундучок в домик отнести.
  • Поиграл с нами Петрушка, поблагодарим Петрушку.
  • Петрушку на диванчик посадим. Пусть отдохнет.

Дети вместе с воспитателем.

Дети поиграли,

Игрушки все убрали.

Воздухом пора дышать,

Дружно все пойдем гулять.



Предварительный просмотр:

Гендерное воспитание дошкольников на музыкальном занятии в условиях детского сада.

Автор-составитель: Музыкальный руководитель

Новожилова Надежда Геннадьевна,

 1 квалификационная категория

Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности.  Девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развивают  качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими.

Наблюдая за детьми старшего возраста, сделала вывод, что различные виды музыкальной деятельности можно проводить с учетом гендерных особенностей детей.

 При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль). Мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально - ритмических движениях  использую  дифференцированный подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости (наездники, бравые солдаты).

У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами).

Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле и его позитивному принятию.

 Неоценимую помощь  в решении задач  воспитания детей с учётом их гендерных особенностей  оказывает народный фольклор (потешки, частушки, дразнилки поговорки, народные игры).  В занятиях и развлечениях, всегда учитываю гендерные  особенности детей. 

         Игра на музыкальных инструментах организуется дифференцированно – мальчики играют на барабанах, например, если это солдаты.

Заметила, что стили и содержание игр у мальчиков и у девочек отличаются друг от друга. Для мальчиков свойственны подвижные, шумные игры, для девочек – более тихие, на семейно-бытовые темы. Для воспитателей ближе второй тип игр, так как не связан с вероятностью повышенного травматизма и шума. В результате будущие мужчины лишаются истинно мальчишеских игр, и это имеет негативное влияние на их развитие как личности.

Очень важно так организовать игровую деятельность детей, чтобы дети в процессе совместных игр имели бы возможность действовать сообща, в соответствии с гендерными особенностями. При этом мальчики берут на себя мужские роли, девочки – женские. Помогает в этом и театрализованная деятельность.

Мужские и женские костюмы, сказки и стихи, постановка спектаклей, посредством синтеза музыки, художественного слова и танца, позволяют овладеть традиционными свойствами личности – женственности для девочек и мужественности для мальчиков. Одно из проявлений такого подхода – организация тематических праздников для девочек  и для мальчиков.

Роль взрослого состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование  отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка. Технологии подразделяются на те, что способствуют формированию полоролевых знаний и представлений; овладению способами полоролевого поведения; воспитанию качеств женственности и мужественности, самосовершенствованию женской (мужской) индивидуальности; формированию представлений о культуре и народных традициях.

Игры-состязания

Задание. Назвать пословицы, раскрывающие мужские и женские качества характера; назвать пословицы о семье, почитании родителей, любви к детям; душевно спеть колыбельную песню сыну или дочке; назвать сказки, в которых действуют добрые, заботливые, трудолюбивые, сильные, выносливые, отважные, находчивые герои; нарисовать старинный праздничный наряд мужчины (женщины); назвать старинные предметы быта.

Русские народные игры

1.        «В хороводе были мы»

Цель. Формировать  умение  овладевать  нормами межполового общения.

Ход игры. Действие разворачивается внутри хоровода, а героями становятся мальчик и девочка. По окончании песни:

В хороводе были мы.

Ай-люли, были мы.

Увидали парочку.

Постой, пара, поклонись,

Ай-ли, поклонись.

Хороводу покажись – выбирается новая пара.

2.        «Утка»

Ход игры. Играющие (чередуясь: мальчик-девочка) образуют круг. В центре – «утка» (девочка), за кругом – «селезень» (мальчик). Он должен поймать утку, стремясь прорваться в круг. Стоящие в кругу, сцепив руки, мешают ему, защищая утку.

Игровая ситуация «Петрушкин сундучок»

Задачи.

  1. Закреплять умение дифференцировать себя от представителей другого пола.
  2. Закреплять усвоение моделей мужского и женского полоролевого поведения.
  3. Развитие у детей личностных качеств: трудолюбия, заботливости, внимания.

Ход игры.

Воспитатель. Ребята, Петрушки в своем домике нет. Вы его не видели?

—        На стуле нет, на диванчике нет. Мальчики, поможете найти Петрушку?

—        Нашли, вот шутник!

Петрушка. Это сюрприз! Здравствуйте, дети!

—        В моем сундучке сегодня много сюрпризов. Что это?

Дети (хором). Зеркальце!

Петрушка. Правильно, зеркальце. Посмотрю в него и вижу: «Я, мальчик Петрушка. У меня короткие светлые волосы, голубые глаза. А вы хотите посмотреть в мое зеркальце?»

Игра «Кто я»

Дети смотрятся в зеркальце. Петрушка просит рассказать, кого они видят, а затем сказать о себе приятное. Если ребенку трудно рассказать о себе, Петрушка говорит ему комплимент: «Какие длинные косички у нашей Ариши. Очаровательные кудряшки растут у Аленушки. Веселые голубые глаза у Коли».

Воспитатель. Петрушке очень понравилось. Он сразу понял, мальчик рассказывает о себе или девочка. Как вы интересно рассказали про свои умные головки и красивое личико. Какие части тела у вас есть еще?

  • Что мы делаем руками?
  • Вот как много умеют делать ваши руки.
  • Наши девочки вырастут, они станут взрослыми, как мамы. Что умеют делать мамины руки?
  • Если ребенку грустно, ласковые мамины руки всегда приласкают и пожалеют. Вот и наши девочки любят своих малышей. Девочки, возьмите кукол на руки, покачайте.

Девочки поют куклам колыбельную.

Баю, бай, баю, бай,         

Ты, собачка, не лай,

А гудочек не гуди,  

Мою дочку не буди.

Воспитатель. Уснули ваши дочки? И моя уснула. Давайте положим их в кроватку. Тише, не разбудите.

Петрушка. Когда наши мальчики вырастут большими, они будут папами.

  • Что умеют делать папы?
  • Ну, тогда вот вам инструменты.

(Достает из сундука инструменты для инсценировки)

Наши папы все умеют,

Кран на кухне закрутить,

Молоточком у скамейки

Ножку новую прибить.

Шины накачать насосом

Для машины легковой.

Если надо, дом построить

С прочной крышей и трубой.

—Вот какие трудолюбивые мальчики растут в нашей группе.

Петрушка. Ребята, хотите, поиграем вместе?

Проводится физкультминутка.

Девочки и мальчики

Разомнем-ка пальчики.

Ножками потопаем,

Ручками похлопаем.

Умеют наши ручки

Лепить и рисовать,

А маленькие ножки

Бегать и играть.

Воспитатель. Петрушка, видишь, как наши мальчики и девочки умеют дружно играть.

—Ребята, давайте спросим у Петрушки: «Петрушка, у тебя есть еще сюрпризы?»

Петрушка. Для таких дружных детей есть! (Показывает наряды.)

Воспитатель. Посмотрите сколько нарядов!

—Для кого Петрушка приготовил бусы и кокошники?

  • А пояса, кушаки да жилетки для кого?
  • Что же мы с этим будем делать?

Дети одеваются.

— В таких нарядах только веселиться да танцевать! Петрушка, полюбуйся нашим танцем девочек и мальчиков.

Дети танцуют.

1. Выходите мальчики

Танцевать, танцевать.

Пригласите девочек

В паре танцевать.

Припев

Топ-топ перетоп.

 Застучали ножки.

 Хлоп-хлоп перехлоп.

 Хлопают ладошки.

2.Вот такие дружные

Малыши, малыши.

Девочки и мальчики

Очень хороши.

Припев.

Воспитатель. Как доволен Петрушка, улыбается, в ладоши хлопает!

  • Девочки-хозяюшки помогите Петрушке наряды в сундучок убрать.
  • Вот как аккуратно сложили одежду наши девочки.
  • Наши сильные мальчики помогут Петрушке сундучок в домик отнести.
  • Поиграл с нами Петрушка, поблагодарим Петрушку.
  • Петрушку на диванчик посадим. Пусть отдохнет.

Дети вместе с воспитателем.

Дети поиграли,

Игрушки все убрали.

Воздухом пора дышать,

Дружно все пойдем гулять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на тему "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада" на 2015-2016 учебный год

План работы по самообразованию на тему "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада"...

Перспективный план работы по самообразованию на тему "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада"

Перспективный план работы по самообразованию "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста"...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА» на 2013-2014 учебный год

План работы по самообразованию "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста" на 2013-2014 чебный год...

Гендерное воспитание дошкольников на музыкальных занятиях в условиях детского сада.

Тема гендерного воспитания в последнее время набирает все большую популярность,причем исследователи и специалисты высказывают разные точки зрения на этот счет:от вполне адекватных до переходящих в кра...

Гендерное воспитание дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ

На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается во всех видах музыкальной деятельности....