Гендерное воспитание дошкольников на музыкальном занятии в условиях детского сада.
статья по теме
Статья содержит теоретический материал и рекомендации, а так же игры и игровые ситуации, направленные на гендерное воспитание детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gendernoe_vospitanie_v_detskom_sadu.docx | 23.06 КБ |
gendernoe_vospitanie_v_detskom_sadu.docx | 23.65 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Гендерное воспитание дошкольников на музыкальном занятии в условиях детского сада.
Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. Девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развивают качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими.
Наблюдая за детьми старшего возраста, сделала вывод, что различные виды музыкальной деятельности можно проводить с учетом гендерных особенностей детей.
При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль). Мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально - ритмических движениях использую дифференцированный подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости (наездники, бравые солдаты).
У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами).
Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле и его позитивному принятию.
Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учётом их гендерных особенностей оказывает народный фольклор (потешки, частушки, дразнилки поговорки, народные игры). В занятиях и развлечениях, всегда учитываю гендерные особенности детей.
Игра на музыкальных инструментах организуется дифференцированно – мальчики играют на барабанах, например, если это солдаты.
Заметила, что стили и содержание игр у мальчиков и у девочек отличаются друг от друга. Для мальчиков свойственны подвижные, шумные игры, для девочек – более тихие, на семейно-бытовые темы. Для воспитателей ближе второй тип игр, так как не связан с вероятностью повышенного травматизма и шума. В результате будущие мужчины лишаются истинно мальчишеских игр, и это имеет негативное влияние на их развитие как личности.
Очень важно так организовать игровую деятельность детей, чтобы дети в процессе совместных игр имели бы возможность действовать сообща, в соответствии с гендерными особенностями. При этом мальчики берут на себя мужские роли, девочки – женские. Помогает в этом и театрализованная деятельность.
Мужские и женские костюмы, сказки и стихи, постановка спектаклей, посредством синтеза музыки, художественного слова и танца, позволяют овладеть традиционными свойствами личности – женственности для девочек и мужественности для мальчиков. Одно из проявлений такого подхода – организация тематических праздников для девочек и для мальчиков.
Роль взрослого состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка. Технологии подразделяются на те, что способствуют формированию полоролевых знаний и представлений; овладению способами полоролевого поведения; воспитанию качеств женственности и мужественности, самосовершенствованию женской (мужской) индивидуальности; формированию представлений о культуре и народных традициях.
Игры-состязания
Задание. Назвать пословицы, раскрывающие мужские и женские качества характера; назвать пословицы о семье, почитании родителей, любви к детям; душевно спеть колыбельную песню сыну или дочке; назвать сказки, в которых действуют добрые, заботливые, трудолюбивые, сильные, выносливые, отважные, находчивые герои; нарисовать старинный праздничный наряд мужчины (женщины); назвать старинные предметы быта.
Русские народные игры
1. «В хороводе были мы»
Цель. Формировать умение овладевать нормами межполового общения.
Ход игры. Действие разворачивается внутри хоровода, а героями становятся мальчик и девочка. По окончании песни:
В хороводе были мы.
Ай-люли, были мы.
Увидали парочку.
Постой, пара, поклонись,
Ай-ли, поклонись.
Хороводу покажись – выбирается новая пара.
2. «Утка»
Ход игры. Играющие (чередуясь: мальчик-девочка) образуют круг. В центре – «утка» (девочка), за кругом – «селезень» (мальчик). Он должен поймать утку, стремясь прорваться в круг. Стоящие в кругу, сцепив руки, мешают ему, защищая утку.
Игровая ситуация «Петрушкин сундучок»
Задачи.
- Закреплять умение дифференцировать себя от представителей другого пола.
- Закреплять усвоение моделей мужского и женского полоролевого поведения.
- Развитие у детей личностных качеств: трудолюбия, заботливости, внимания.
Ход игры.
Воспитатель. Ребята, Петрушки в своем домике нет. Вы его не видели?
— На стуле нет, на диванчике нет. Мальчики, поможете найти Петрушку?
— Нашли, вот шутник!
Петрушка. Это сюрприз! Здравствуйте, дети!
— В моем сундучке сегодня много сюрпризов. Что это?
Дети (хором). Зеркальце!
Петрушка. Правильно, зеркальце. Посмотрю в него и вижу: «Я, мальчик Петрушка. У меня короткие светлые волосы, голубые глаза. А вы хотите посмотреть в мое зеркальце?»
Игра «Кто я»
Дети смотрятся в зеркальце. Петрушка просит рассказать, кого они видят, а затем сказать о себе приятное. Если ребенку трудно рассказать о себе, Петрушка говорит ему комплимент: «Какие длинные косички у нашей Ариши. Очаровательные кудряшки растут у Аленушки. Веселые голубые глаза у Коли».
Воспитатель. Петрушке очень понравилось. Он сразу понял, мальчик рассказывает о себе или девочка. Как вы интересно рассказали про свои умные головки и красивое личико. Какие части тела у вас есть еще?
- Что мы делаем руками?
- Вот как много умеют делать ваши руки.
- Наши девочки вырастут, они станут взрослыми, как мамы. Что умеют делать мамины руки?
- Если ребенку грустно, ласковые мамины руки всегда приласкают и пожалеют. Вот и наши девочки любят своих малышей. Девочки, возьмите кукол на руки, покачайте.
Девочки поют куклам колыбельную.
Баю, бай, баю, бай,
Ты, собачка, не лай,
А гудочек не гуди,
Мою дочку не буди.
Воспитатель. Уснули ваши дочки? И моя уснула. Давайте положим их в кроватку. Тише, не разбудите.
Петрушка. Когда наши мальчики вырастут большими, они будут папами.
- Что умеют делать папы?
- Ну, тогда вот вам инструменты.
(Достает из сундука инструменты для инсценировки)
Наши папы все умеют,
Кран на кухне закрутить,
Молоточком у скамейки
Ножку новую прибить.
Шины накачать насосом
Для машины легковой.
Если надо, дом построить
С прочной крышей и трубой.
—Вот какие трудолюбивые мальчики растут в нашей группе.
Петрушка. Ребята, хотите, поиграем вместе?
Проводится физкультминутка.
Девочки и мальчики
Разомнем-ка пальчики.
Ножками потопаем,
Ручками похлопаем.
Умеют наши ручки
Лепить и рисовать,
А маленькие ножки
Бегать и играть.
Воспитатель. Петрушка, видишь, как наши мальчики и девочки умеют дружно играть.
—Ребята, давайте спросим у Петрушки: «Петрушка, у тебя есть еще сюрпризы?»
Петрушка. Для таких дружных детей есть! (Показывает наряды.)
Воспитатель. Посмотрите сколько нарядов!
—Для кого Петрушка приготовил бусы и кокошники?
- А пояса, кушаки да жилетки для кого?
- Что же мы с этим будем делать?
Дети одеваются.
— В таких нарядах только веселиться да танцевать! Петрушка, полюбуйся нашим танцем девочек и мальчиков.
Дети танцуют.
1. Выходите мальчики Танцевать, танцевать. Пригласите девочек В паре танцевать. Припев Топ-топ перетоп. Застучали ножки. Хлоп-хлоп перехлоп. Хлопают ладошки. | 2.Вот такие дружные Малыши, малыши. Девочки и мальчики Очень хороши. Припев. |
Воспитатель. Как доволен Петрушка, улыбается, в ладоши хлопает!
- Девочки-хозяюшки помогите Петрушке наряды в сундучок убрать.
- Вот как аккуратно сложили одежду наши девочки.
- Наши сильные мальчики помогут Петрушке сундучок в домик отнести.
- Поиграл с нами Петрушка, поблагодарим Петрушку.
- Петрушку на диванчик посадим. Пусть отдохнет.
Дети вместе с воспитателем.
Дети поиграли,
Игрушки все убрали.
Воздухом пора дышать,
Дружно все пойдем гулять.
Предварительный просмотр:
Гендерное воспитание дошкольников на музыкальном занятии в условиях детского сада.
Автор-составитель: Музыкальный руководитель
Новожилова Надежда Геннадьевна,
1 квалификационная категория
Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. Девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развивают качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими.
Наблюдая за детьми старшего возраста, сделала вывод, что различные виды музыкальной деятельности можно проводить с учетом гендерных особенностей детей.
При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль). Мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально - ритмических движениях использую дифференцированный подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости (наездники, бравые солдаты).
У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами).
Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле и его позитивному принятию.
Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учётом их гендерных особенностей оказывает народный фольклор (потешки, частушки, дразнилки поговорки, народные игры). В занятиях и развлечениях, всегда учитываю гендерные особенности детей.
Игра на музыкальных инструментах организуется дифференцированно – мальчики играют на барабанах, например, если это солдаты.
Заметила, что стили и содержание игр у мальчиков и у девочек отличаются друг от друга. Для мальчиков свойственны подвижные, шумные игры, для девочек – более тихие, на семейно-бытовые темы. Для воспитателей ближе второй тип игр, так как не связан с вероятностью повышенного травматизма и шума. В результате будущие мужчины лишаются истинно мальчишеских игр, и это имеет негативное влияние на их развитие как личности.
Очень важно так организовать игровую деятельность детей, чтобы дети в процессе совместных игр имели бы возможность действовать сообща, в соответствии с гендерными особенностями. При этом мальчики берут на себя мужские роли, девочки – женские. Помогает в этом и театрализованная деятельность.
Мужские и женские костюмы, сказки и стихи, постановка спектаклей, посредством синтеза музыки, художественного слова и танца, позволяют овладеть традиционными свойствами личности – женственности для девочек и мужественности для мальчиков. Одно из проявлений такого подхода – организация тематических праздников для девочек и для мальчиков.
Роль взрослого состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка. Технологии подразделяются на те, что способствуют формированию полоролевых знаний и представлений; овладению способами полоролевого поведения; воспитанию качеств женственности и мужественности, самосовершенствованию женской (мужской) индивидуальности; формированию представлений о культуре и народных традициях.
Игры-состязания
Задание. Назвать пословицы, раскрывающие мужские и женские качества характера; назвать пословицы о семье, почитании родителей, любви к детям; душевно спеть колыбельную песню сыну или дочке; назвать сказки, в которых действуют добрые, заботливые, трудолюбивые, сильные, выносливые, отважные, находчивые герои; нарисовать старинный праздничный наряд мужчины (женщины); назвать старинные предметы быта.
Русские народные игры
1. «В хороводе были мы»
Цель. Формировать умение овладевать нормами межполового общения.
Ход игры. Действие разворачивается внутри хоровода, а героями становятся мальчик и девочка. По окончании песни:
В хороводе были мы.
Ай-люли, были мы.
Увидали парочку.
Постой, пара, поклонись,
Ай-ли, поклонись.
Хороводу покажись – выбирается новая пара.
2. «Утка»
Ход игры. Играющие (чередуясь: мальчик-девочка) образуют круг. В центре – «утка» (девочка), за кругом – «селезень» (мальчик). Он должен поймать утку, стремясь прорваться в круг. Стоящие в кругу, сцепив руки, мешают ему, защищая утку.
Игровая ситуация «Петрушкин сундучок»
Задачи.
- Закреплять умение дифференцировать себя от представителей другого пола.
- Закреплять усвоение моделей мужского и женского полоролевого поведения.
- Развитие у детей личностных качеств: трудолюбия, заботливости, внимания.
Ход игры.
Воспитатель. Ребята, Петрушки в своем домике нет. Вы его не видели?
— На стуле нет, на диванчике нет. Мальчики, поможете найти Петрушку?
— Нашли, вот шутник!
Петрушка. Это сюрприз! Здравствуйте, дети!
— В моем сундучке сегодня много сюрпризов. Что это?
Дети (хором). Зеркальце!
Петрушка. Правильно, зеркальце. Посмотрю в него и вижу: «Я, мальчик Петрушка. У меня короткие светлые волосы, голубые глаза. А вы хотите посмотреть в мое зеркальце?»
Игра «Кто я»
Дети смотрятся в зеркальце. Петрушка просит рассказать, кого они видят, а затем сказать о себе приятное. Если ребенку трудно рассказать о себе, Петрушка говорит ему комплимент: «Какие длинные косички у нашей Ариши. Очаровательные кудряшки растут у Аленушки. Веселые голубые глаза у Коли».
Воспитатель. Петрушке очень понравилось. Он сразу понял, мальчик рассказывает о себе или девочка. Как вы интересно рассказали про свои умные головки и красивое личико. Какие части тела у вас есть еще?
- Что мы делаем руками?
- Вот как много умеют делать ваши руки.
- Наши девочки вырастут, они станут взрослыми, как мамы. Что умеют делать мамины руки?
- Если ребенку грустно, ласковые мамины руки всегда приласкают и пожалеют. Вот и наши девочки любят своих малышей. Девочки, возьмите кукол на руки, покачайте.
Девочки поют куклам колыбельную.
Баю, бай, баю, бай,
Ты, собачка, не лай,
А гудочек не гуди,
Мою дочку не буди.
Воспитатель. Уснули ваши дочки? И моя уснула. Давайте положим их в кроватку. Тише, не разбудите.
Петрушка. Когда наши мальчики вырастут большими, они будут папами.
- Что умеют делать папы?
- Ну, тогда вот вам инструменты.
(Достает из сундука инструменты для инсценировки)
Наши папы все умеют,
Кран на кухне закрутить,
Молоточком у скамейки
Ножку новую прибить.
Шины накачать насосом
Для машины легковой.
Если надо, дом построить
С прочной крышей и трубой.
—Вот какие трудолюбивые мальчики растут в нашей группе.
Петрушка. Ребята, хотите, поиграем вместе?
Проводится физкультминутка.
Девочки и мальчики
Разомнем-ка пальчики.
Ножками потопаем,
Ручками похлопаем.
Умеют наши ручки
Лепить и рисовать,
А маленькие ножки
Бегать и играть.
Воспитатель. Петрушка, видишь, как наши мальчики и девочки умеют дружно играть.
—Ребята, давайте спросим у Петрушки: «Петрушка, у тебя есть еще сюрпризы?»
Петрушка. Для таких дружных детей есть! (Показывает наряды.)
Воспитатель. Посмотрите сколько нарядов!
—Для кого Петрушка приготовил бусы и кокошники?
- А пояса, кушаки да жилетки для кого?
- Что же мы с этим будем делать?
Дети одеваются.
— В таких нарядах только веселиться да танцевать! Петрушка, полюбуйся нашим танцем девочек и мальчиков.
Дети танцуют.
1. Выходите мальчики Танцевать, танцевать. Пригласите девочек В паре танцевать. Припев Топ-топ перетоп. Застучали ножки. Хлоп-хлоп перехлоп. Хлопают ладошки. | 2.Вот такие дружные Малыши, малыши. Девочки и мальчики Очень хороши. Припев. |
Воспитатель. Как доволен Петрушка, улыбается, в ладоши хлопает!
- Девочки-хозяюшки помогите Петрушке наряды в сундучок убрать.
- Вот как аккуратно сложили одежду наши девочки.
- Наши сильные мальчики помогут Петрушке сундучок в домик отнести.
- Поиграл с нами Петрушка, поблагодарим Петрушку.
- Петрушку на диванчик посадим. Пусть отдохнет.
Дети вместе с воспитателем.
Дети поиграли,
Игрушки все убрали.
Воздухом пора дышать,
Дружно все пойдем гулять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию на тему "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада" на 2015-2016 учебный год
План работы по самообразованию на тему "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада"...
Перспективный план работы по самообразованию на тему "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада"
Перспективный план работы по самообразованию "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста"...
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА» на 2013-2014 учебный год
План работы по самообразованию "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста" на 2013-2014 чебный год...
План работы по самообразованию на тему "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада" на 2014-2015 учебный год
План работы на 2014-2015 учебный год...
Гендерное воспитание дошкольников на музыкальных занятиях
Консультация для родителей...
Гендерное воспитание дошкольников на музыкальных занятиях в условиях детского сада.
Тема гендерного воспитания в последнее время набирает все большую популярность,причем исследователи и специалисты высказывают разные точки зрения на этот счет:от вполне адекватных до переходящих в кра...
Гендерное воспитание дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ
На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается во всех видах музыкальной деятельности....