Конспект открытого занятия «Весенние ручейки»
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 32.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия
по познавательно-исследовательской деятельности
«Весенние ручейки»
во второй младшей группе
Воспитатель М. М. Гурьева
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие и речевое развитие, коммуникация и физическое развитие.
Цель: Формировать у детей познавательный интерес к явлениям природы и их свойствам. Способствовать развитию умения анализировать, делать выводы.
Обучающие задачи:
Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.
Систематизировать знания детей о весне.
Развивающие задачи:
Развивать логическое мышление, наблюдательность и любознательность, умение выявлять причинно-следственные связи и делать выводы.
Развивать речь, зрительное и слуховое восприятие, обогащать словарный запас.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к познанию природы и окружающего мира в целом.
Материалы: вода, молоко, сахар-рафинад, кусочки лимона.
Оборудование: одноразовые стаканчики, пластиковые цветные столовые приборы (из набора детской посуды), чайные ложки, аудиозаписи: журчащий ручеек и физкультминутка, иллюстрации – схемы опытов.
Предварительная работа с детьми: беседы познавательного характера по теме занятия, наблюдение весенних природных явлений, чтение художественной литературы.
Обогащение словарного запаса: лаборатория, жидкость, бесцветная, растворяется.
1 часть: Вводная
В.: Ребята, проходите, вставайте на коврик в кружок. Давайте поздороваемся и улыбнемся друг другу. А теперь поприветствуем наших гостей, улыбнемся им тоже и поделимся со всеми хорошим весенним настроением.
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
Вот и наше утро началось.
Звучит запись журчащего ручейка.
В.: - Ребята, слышите? Что это? Что за шум вы слышите?
(ответы детей)
В.: Да, правильно это ручейки текут.
В.: Ребята, скажите пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети: Весна
В.: Как вы думаете, почему весной начинают ручьи течь?
(ответы детей): Потому что весной становится тепло и снег начинает таять.
Когда тает снег, образуются проталины и текут ручейки.
В.: Что же еще происходит весной в природе?
(ответы детей): Расцветают первые цветы-подснежники, листья на деревьях распускаются
В.: А еще некоторые звери скоро проснутся от спячки.
Вытащить медведя (он в театральном уголке).
В.: Ребята, смотрите, кто это к нам пришел?
(ответы детей): Медвежонок.
В.: Мишка, ты почему рано проснулся?
Мишка: Я спал, а мне на нос упало что-то мокрое и холодное и потекло по мордочке. Поэтому я и проснулся. Что-же это такое было, я так хочу понять!
В.: Ребята, что-же это мишутке на нос капнуло?
(ответы детей): Водичка, капли воды
В.: Откуда она взялась, почему потекла?
(ответы детей): Потому что весной снег тает.
Мишка: Ребята, я и не знаю, что такое вода. Расскажите мне пожалуйста про водичку, какая она бывает.
В.: Ребята, давайте расскажем мишке про водичку.
Для этого нам нужно будет с вами провести опыты. Опыты проведем в нашей лаборатории, где узнаем секреты воды и Мишутке о них расскажем!
2 часть. Практическое экспериментирование.
Идем в лабораторию №1. У детей на столах стоят по 3 стакана (в одном – вода, в другом – молоко, третий - пустой) и по 2 чайные ложки.
Посадить медведя на стульчик.
В.: Мишутка, внимательно смотри и слушай.
В.: Ребята, я расскажу правила проведения опытов: сначала внимательно слушайте и смотрите, а задания выполняйте после моего объяснения. Делайте так, как я объясняю и показываю.
Итак, сейчас смотрите и слушайте.
ОПЫТ 1. Вода-жидкость
В.: Ребята, передо мной 2 стакана: один пустой, в другом налита чистая вода. Я возьму стакан с водой и попробую перелить воду в другой стакан, его буду придерживать рукой. Вода льётся?
(ответы детей): Да
Теперь вы возьмите стакан с водой и попробуйте перелить ее в пустой стаканчик, придерживая его рукой. Вода льется?
(ответы детей): Да
В.: Почему вода льётся?
(ответы детей): Потому что она жидкая.
В.: Все верно, молодцы. Если вода жидкая, значит, её можно назвать жидкостью.
Вода – это жидкость (повторите).
(ответы детей): Вода-жидкость.
В.: Скажите, если бы вода была бы твердой, её можно было бы перелить?
(ответы детей): Нет.
В.: Значит, вода какая?
(ответы детей): Жидкая, течёт.
В.: Мишутка, ты теперь понял почему вода потекла тебе на нос? Да, потому что она жидкая.
Выставить схему на мольберт.
ОПЫТ 2. Вода прозрачная и не имеет цвета
В.: Проведем второй опыт. Сначала слушайте и смотрите. Передо мной стоят 2 стакана: с молоком и с водой. Я возьму стакан с молоком и поставлю в него ложку.
Теперь вы возьмите ложку и поставьте ее в свой стакан с молоком.
Возьмите еще одну ложку, опустите в стакан с водой.
В каком стаканчике видна ложка?
(ответы детей): В стакане с водой
В.: В каком стакане не видно ложки?
(ответы детей): В стакане с молоком
В.: Почему?
(ответы детей): Потому что вода прозрачная, а молоко нет.
В.: Верно, чистая вода прозрачная. Какого цвета чистая вода?
(ответы детей): Бесцветная, нет цвета.
В.: Верно, вода не имеет цвета.
В.: Мишутка, ты теперь понял, что у чистой воды нет цвета, она прозрачная, поэтому и ручейки в твоем лесу прозрачные.
Выставить схему на мольберт.
Физкультминутка «Капельки прыг-прыг».
В.: Ребята, мы с вами немного устали. Давайте потанцуем, разомнемся. Вставайте,
проходите на коврик. Повторяйте за мной движения и подпевайте.
Под музыку через колонку
С неба капельки летели, («фонарики» сверху-вниз)
В ручейки попасть хотели (двумя руками змейка),
И захватывая дух, (наклониться вперед и помахать двумя руками из стороны в сторону)
Капельки упали – Бух!
Капельки прыг-прыг! (прыгают на месте)
Капельки хлоп-хлоп! (хлопают в ладоши)
Капельки топ-топ-топ-топ-топ! (топают)
Повторяют 2 раза.
С неба капельки упали,
Ручейками побежали (двумя руками змейка)
Побежали ручейки и прозрачны и легки.
Капельки прыг-прыг! (прыгают на месте)
Капельки хлоп-хлоп! (хлопают в ладоши)
Капельки топ-топ-топ-топ-топ! (топают)
Повторяют 2 раза.
В.: Отдохнули?
(ответы детей): Да
В.: А теперь давайте вернемся в нашу лабораторию. Проходите за эти столы.
Идем к столу 2. У детей стоит по одному стакану с водой, по одному кусочку сахара, по одному кусочку лимона на блюдцах, чайные ложки.
ОПЫТ 3. Запах и вкус воды
В.: Как вы думаете, имеет ли чистая вода запах?
(ответы детей).
В.: Возьмите стакан, понюхайте воду. Есть запах у чистой воды? Чем-то пахнет?
(ответы детей): Нет
Выставить схему на мольберт.
В.: А теперь давайте проверим, есть ли у воды вкус. Отпейте по маленькому глоточку воды из ваших стаканов. Есть вкус?
(ответы детей): У чистой воды нет вкуса.
В.: Продолжим наши эксперименты. У нас с вами есть лимон, возьмите по кусочку и положите его в воду. Возьмите ложку. Стакан придерживайте рукой. Ложкой подавите кусочек лимона.
В.: Понюхаем воду теперь. Что вы можете сказать?
(ответы детей): Вода пахнет лимоном
В.: Давайте снова чуть-чуть отопьем. Что вы чувствуете?
(ответы детей): Вода стала кислая, приобрела лимонный вкус
В.: Какой вывод мы можем сделать?
(ответы детей): Вода НЕ ИМЕЕТ своего ЗАПАХА, но приобретает вкус и запах того вещества, которое в нее попадает.
В: Ребята, теперь возьмите по кусочку сахара и положите его в стакан. Возьмем ложку и размешаем. Что же будет с кусочком?
(Дети кладут сахар в воду и размешивают его.)
В.: Куда делся сахар?
(ответы детей): Растворился
В.: А теперь давайте попробуем воду. Какая она стала на вкус?
(ответы детей): Сладкая.
В.: А лимон растворился?
(ответы детей): Нет.
В.: Верно, растворился сахар и лимонный сок, а кожура и мякоть нет. Значит, вода растворяет не все вещества, только некоторые.
В.: Мишутка, хочешь попробовать наш напиток? Он получился как лимонад.
Выставить схему на мольберт.
3 часть. Рефлексия.
В.: Ну вот, Мишутка, ты теперь понял, какая бывает водичка? Не совсем?
В.: Ребята, давайте еще раз нашему лесному гостю все повторим.
Смотрите на мольберт, на наши схемы.
В.: Что показал опыт с молоком и водой?
(ответы детей): Вода прозрачная, не имеет цвета.
В.: Какая вода на вкус?
(ответы детей): У чистой воды нет вкуса.
В.: А запах у чистой воды есть?
(ответы детей): Нет.
В.: Что случится с кусочком сахара в воде?
(ответы детей): Он растворится. Вода растворяет некоторые вещества.
В.: У меня теперь к вам последний вопрос. На этом столе осталась чистая вода. Как ее можно использовать?
(ответы детей): Цветочки полить.
В.: Давайте возьмем воронку, сольем воду в бутылку, а вечером польем цветы.
В.: Ребята, вы у меня большие молодцы, сегодня выполнили несколько опытов и узнали много нового и рассказали о воде нашему гостю Мишутке.
Мишутка говорит нам спасибо, он понял, что такое вода и какая она. Ему пора возвращаться в лес, чтобы рассказать другим зверятам все, что сегодня с нашей помощью узнал.
В.: Наше занятие в лаборатории закончилось.
Ребята, давайте скажем до свидания нашим гостям.
Проходите сюда, выбирайте себе раскраски, присаживайтесь и немного порисуйте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия «Весенний луг» по познавательному развитию и художественно-эстетической деятельности в средней группе детского сада
Конспект открытого занятия, презентация...
Конспект открытого занятия "Весенний лес"
Дать детям представление о времени года-весна....
Конспект открытого занятия "Весенние лужицы" II гр.ран возр. 2016г
Задачи:-Продолжать учить ходить в колонне по одному по кругу и бегать с остановкой по сигналу,- Учить детей сохранять равновесие при ходьбе по ограниченной поверхности;- Способствовать укреплению...
Конспект открытого занятия «Весенние краски» . Цель занятия: знакомство с новой техникой рисования, научить выражать свои чувства на бумаге.
Цель занятия : знакомство с новой техникой рисования, научить детей выражать свои чувства на бумаге....
Конспект открытого занятия: «Весенняя звуковая полянка»
-Закрепление знаний детей по лексической теме «Весна», активизация словаря по теме.-Развитие мышц артикуляционного аппарата.-Закрепление знаний о произношении звуков: л, р.г.ш.ж.-Развитие ...
Конспект открытого занятия "Весеннее путешествие"
Конспект открытого занятия "Весеннее путешествие" в подготовительной группе...
Конспект открытого занятия "Весенние заботы птиц"
занятия проводится для родителей воспитанников...