классификация рыб
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Корчагина Елена Александровна

 Расширить у детей предстовление  о рыбах,их среде обитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_okruzhzakyushchemu_miru_ryby.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:


КОНСПЕКТ НОД

по познавательному развитию

на тему «Рыбы»

для детей 6-7 лет

подготовительной к школе группы

Цель: расширение представлений детей о рыбах, их среде обитания.

Задачи:

  • уточнить и расширить у детей представления о рыбах, их разнообразии и образе жизни, строении и размножении, о значении чешуи для их жизнедеятельности;
  • закрепить умение детей ориентироваться на листе бумаги, счет до 5, геометрические фигуры: ромб и треугольник, цвета, понятие о частях целого.
  • развивать любознательность, наблюдательность, познавательный интерес, мыслительную активность и речь;
  • развивать у детей интерес к живой природе, к экспериментированию, мелкую моторику;
  • способствовать развитию у детей развитию воображения и творческой активности;
  • воспитывать бережное отношение к живой природе.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Кто такие рыбы?», распечатанные задания на каждого воспитанника «Кто, где живет?», заготовки рыб для аппликации, морские камешки, карточки с изображением рыб, глобус, яблоко, материал для эксперимента (прозрачная емкость с водой, два шарика, пластилиновые рыбки).

Ход НОД:

Воспитатель: Доброе утро, ребята (встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу)! Поприветствуем гостей. Перед вами стоит предмет, кто знает, что это за предмет? Как он называется?

Дети: Глобус.

Воспитатель: А кто мне скажет, что такое глобус.

Дети: Глобус – это модель нашей планеты.

Воспитатель: Правильно, глобус – это макет планеты.

Воспитатель: А кто может сказать, что изображено на глобусе коричневым цветом? А что голубым?

Дети: Коричневым цветом изображена суша, а голубым – вода.

Воспитатель: Если мы будем сильно вращать глобус, то он будет казаться голубым. Почему?

Дети: Глобус будет казаться голубым, потому что голубого цвета на нем больше.

Воспитатель: Посмотрите, если мы возьмем яблоко, оно такое же круглое, как и глобус, отрежем от него четвертую часть, то всего лишь эту долю на нашей планете составляет суша, все остальное – вода. А кто живет в воде вы узнаете, когда отгадаете загадки.

Загадки (слайд 2).

Блещет в речке чистой спинкой серебристой.

Есть глаза, а не моргает.

Крылья есть, а не летает.

Ног нет, да не догонишь.

В воде они живут, нет клюва, а клюют.

У родителей и деток вся одежда из монеток.

Воспитатель: Верно, это рыбы. Сегодня мы узнаем, кто такие рыбы. Какие они бывают. Дети, как вы думаете, к живой или неживой природе относятся рыбы?

Дети: к живой.

Воспитатель: Правильно, рыбы относятся к живой природе, а именно к животным (слайд 3).

Воспитатель: Теперь мы рассмотрим строение рыбы строение рыбы (слайд 4).

Воспитатель: Голова, туловище, хвост, жаберная крышка, на голове – глаза, рот; плавники (спинной плавник, хвостовой).

Воспитатель: Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперед, спинной плавник не дает ей опрокинуться на бок. Грудные и брюшные плавники работают как рули – с их помощью рыба поворачивает влево и вправо (слайд 5). Чем рыбы дышат в воде?

Дети: Кислородом. С помощью жабр (они находятся под жаберной крышкой).

Воспитатель: Дети, а люди дышат с помощью специального органа – легких.

Воспитатель: Итак: рыбы живут в воде, дышат жабрами, плавают с помощью плавников, покрыты чешуей (слайд 6). Чешуя рыб имеет годичные кольца, как ствол дерева. Эти кольца можно рассмотреть под микроскопом. В составе годичных колец два слоя: летний – широкий и светлый; зимний – узкий и темный. Подсчет годичных колец на чешуе рыбы дает возможность определить не только возраст, но и условия жизни рыбы в разные годы.

Воспитатель: А вы знали что рыбы размножаются с помощью икринок, которые затем превращаются в мальков, из которых и вырастает взрослая рыба (слайд 7).

Воспитатель: А в какой воде живут рыбы?

Дети: В пресной, в соленой, в аквариуме.

Воспитатель: В зависимости от места обитания рыбы делятся на морских, пресноводных и аквариумных (слайд 8).

Воспитатель: Жизнь в океанах, морях очень разнообразна. Там обитают множество видов рыб. Морские рыбы самые красивые, необычные.

Показ слайдов с изображением морских рыб (слайд 9-11). Дети называют.

Далее показ слайдов с речными (слайд 12-14) и аквариумными рыбами (15-17).

Физкультминутка (слайд 18).

Воспитатель: Превратимся в рыбок (надеть каждому изображение рыбки).

Рыбка в озере жила,

Рыбка к берегу плыла (наклоны в сторону).

Хвостиком виляла,

Корм себе искала (прыжки: ноги с стороны, вместе).

Возле берега червяк

Извивается вот так (круговые движения бердами: влево-вправо).

Рыбка подплывает,

Червяка хватает (движения ладошками).

Дернул леску рыбачек,

Да сорвался червячок (хлопки в ладоши перед грудью и за спиной).

Рыбка не попалась,

С червяком осталась (совершаем волнообразные движения ладошками).

Воспитатель: Ребята, внутри у рыбки есть плавательный пузырь, наполненный воздухом, и именно благодаря ему рыбка не тонет. Мы проведем эксперимент, чтобы это доказать (слайд 19). Перед вами аквариум и две рыбки – красная и желтая, которые я слепила из пластилина. В красную я помещу шар, наполненный воздухом, а в желтую – обычный шарик (попрыгунчик) и отпущу рыб в воду. Что произошло?

Дети: Красная рыбка плавает, желтая утонула.

Воспитатель: Таким образом, мы доказали, что воздух внутри плавательного пузыря не дает рыбке утонуть, а передвигается она в воде при помощи плавников и хвоста.

Воспитатель: А сейчас давайте пройдем присядем за столы. Дидактическая игра «Кто, где живет?» (слайд 20).

Воспитатель: А теперь я предлагаю поиграть с морскими камешками (слайд 21, музыка). Пальчиковая гимнастика «Морские камешки».

Воспитатель: Послушайте загадку:

Стоит стеклянный водоем.

Много рыбок разных в нем.

Желтых, черных, красных.

И таких прекрасных (Аквариум).

Вот мы с вами и сделаем сегодня аквариум (слайд 22). Перед вами листы бумаги голубого цвета. Скажите, на какую фигуру похож этот лист?

Дети: Лист бумаги поход на прямоугольник.

Воспитатель: У каждого из вас на столе лежа рыбки. Сколько рыб на столе?

Дети: 5.

Воспитатель: На какие геометрические фигуры похожи рыбы?

Дети: Тело рыбки похоже на ромб, а хвост на треугольник.

Воспитатель: Все они разного цвета. Берем красную рыбку, обратную сторону ее смажем клеем и разместим в правом верхнем углу. Затем синюю – в левом нижнем углу. Затем желтую – в правом нижнем углу. Сиреневую – в левом верхнем углу, оранжевую – в центре листа.

Воспитатель: Вот какой красивый получился аквариум.

Прием рефлексии «Незаконченное предложение»:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я научился…

теперь я могу…

У меня получилось…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Мне понравилось…

Теперь я могу…

Воспитатель: Ребята, вы сегодня замечательно занимались, играли и отвечали на мои вопросы. Вы большие молодцы! В память о нашем сегодняшнем занятии я вам дарю морские камешки с изображением рыб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры для детей 3-4 лет Классификация по цели и способу достижения результата

Развивающие игры для детей 3-4 летКлассификация по цели и способу достижения результата...

Конспект интегрированного занятия в средней группе "Знакомство детей с классификацией посуды: кухонная,столовая,чайная"

Конспект интегрированного занятия в средней группе "Знакомство  детей с классификацией посуды: кухонная,столовая,чайная"...

Классификация дизартрии.

Контрольная работа на тему "Классификация дизартрии" слушателя курса "Диагностика и коррекция речевых нарушений" Болотовой Н.В., учителя-логопеда 1 категории МДОУ "Детский сад компенсирующего вида №17...

Классификация методов воспитания

Методы воспитания- это способы педагогиче­ской работы, с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование духовных, эти­ческих, эстетических и физических качеств лично­сти...

ПРОЕКТ: «Развитие логических приемов мышления в процессе формирования умений классификации у детей старшего дошкольного возраста»

В системе дошкольного образования развитие математических представлений  по праву  имеет  большое значение. Так как формирование элементарных математических представлений ра...

Консультация для родителей дошкольников Знакомьтесь: «классификация» – важная мыслительная операция

Родителям дошкольников должно быть известно, что математика - это глубоко логическая наука и введение ребенка даже в начальную элементарную математику невозможно без достаточн...

КЛАССИФИКАЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем ( МКБ-10 ).

Рассматривается соотношение каждого вида речевой патологии клинико-педагогической и психолого-педагогической классификации с аналогичной речевой патологией по МБК-10....