Мастер-класс ТРИЗ "Моделирование маленькими человечками"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Мастер-класс "Моделирование маленькими человечками"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz_prezentatsiya_novaya_1.pptx | 2.4 МБ |
master-klass_triz.docx | 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мы рождаемся на свет со способностями и силами, позволяющими делать почти все, — во всяком случае эти способности таковы, что могут повести нас дальше, чем можно себе представить; но только упражнение этих сил может сообщить нам умение и искусство в чем-либо и вести нас к совершенству. Д.Локк
Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер .
- Метод мозгового штурма ; - Метод каталога ; - Метод фокальных объектов ; - Метод «Системный анализ » ; - Метод морфологического анализа; - Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка»; - Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками); - Мышление по аналогии; - Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). М етоды ТРИЗ
Методика ММЧ – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами. Сущность метода ММЧ в том, что он представляет все предметы и вещества состоящими из множества Маленьких Человечков (МЧ). В понимании нас, взрослых – это молекулы, но на этом слове внимание не заостряется, сведения подаются детям в виде сказки «Маленькие человечки». Детям становится понятно, что в зависимости от состояния вещества Маленькие Человечки ведут себя по разному (в твёрдых – крепко держатся за руки, в жидких – просто стоят рядом, в газообразных – находятся в постоянном движении). Метод Моделирования Маленькими Человечками – ММЧ.
Рассмотрим пример перехода вещества из одного состояния в другое на примере сосульки
Воздушный шарик
Остров в океане
Чашка с горячим чаем
Система ТРИЗ развивает оригинальность, гибкость мышления. Наблюдательность, любознательность, умение хорошо излагать свои мысли. Способность к практическому приложению знаний, способность к решению задач, продуктивность, высокую концентрацию внимания, память.
Мастер-класс «Моделирование маленькими человечками» Воспитатель Яншаева И.Г. Аша, 2022 Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 4» г.Аши Челябинской области
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 4» г. Аши Челябинской области
Мастер-класс для педагогов ДОУ
«Технология ТРИЗ: моделирование маленькими человечками»
Воспитатель И.Г.Яншаева
Аша
2023
Цель: ознакомление педагогов с «Технологией ТРИЗ: моделирование маленькими человечками».
Задачи:
1. Ознакомление педагогов с методами развития логического мышления дошкольников через использование Технологии ТРИЗ: моделирование маленькими человечками (ММЧ).
2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию метода ММЧ в работе с дошкольниками.
Оборудование: ноутбук, экран, презентация, магнитная доска, схемы ММЧ, ножницы, клей, бумага.
Ход мастер-класса
Обратите внимание на слайд, в ребусе зашифрована тема моего мастер-класса. Отгадайте, какое слово зашифровано в ребусе?
Действительно, это слово – ТРИЗ.
Тема моего мастер-класса «Технология ТРИЗ: моделирование маленькими человечками».
Вопрос аудитории: 1. Что такое ТРИЗ?
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.
Цель ТРИЗ – научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Такая система может развивать оригинальность, гибкость мышления, наблюдательность, любознательность.
Занятия с применением методов ТРИЗ способствуют подведению ребенка к проблеме и совместного поиска ее разрешения.
3. Основные методы ТРИЗ вы видите на слайде:
- Метод мозгового штурма.
- Метод каталога.
- Метод фокальных объектов.
- Метод «Системный анализ».
- Метод морфологического анализа.
- Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка».
- Мышление по аналогии.
- Типовые приёмы фантазирования (ТПФ).
- Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). Моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое –газообразное).
Я хочу вам рассказать и показать, как можно развивать ребёнка через метод ММЧ (моделирование маленькими человечками)
Этот метод позволяет лучше понять физические процессы и явления, происходящие на микроуровне.
Сущность используемого метода в том, что он позволяет представить ребёнку из чего состоит всё, что его окружает. Сведения подаются детям в виде сказки: «Маленькие человечки». Все предметы и вещества состоят из маленьких человечков. Они настолько маленькие, что мы их не видим.
Человечки ведут себя по-разному:
Маленькие Человечки твердого вещества. Они серьёзные, крепко держатся друг за друга. Не любят шевелиться. Их много, они стоят очень близко и чтобы их разъединить, нужно приложить усилие. Имеют определённую форму.
В жидком веществе маленькие человечки просто стоят рядом, слегка касаясь друг друга. Эта связь непрочная: их можно легко отделить друг от друга (отлить воду из стакана и т. д.) Не имеют определённой формы.
Маленькие Человечки газообразных веществ. Такие человечки очень неусидчивые, любят бегать, скакать и умеют летать. Они находятся на расстоянии, лишь иногда случайно задевают друг друга. Находятся постоянно в движении. Из-за своей подвижности занимают всё пространство.
Почему человечки? Не молекулы, не атомы, не микробы. Потому что человечки могут думать, производить какие-то действия, вести себя по-разному. При моделировании можно поставить себя на место этих человечков, лучше почувствовать и понять через действия и взаимодействия строение веществ.
Рассмотрим пример перехода вещества из одного состояния в другое.
Сосулька зимой не тает. Почему? Потому что ММЧ (маленьким человечкам) льда очень холодно, они сдвинулись друг к другу и крепко держатся за руки. Но вот пришла весна, стало пригревать солнце. Человечки согрелись, отодвинулись друг от друга, начали шевелиться, перестали держаться за руки – они лишь слегка касаются друг друга. И начали с сосульки падать на асфальт в виде капель воды. Так вся наша сосулька из твердого состояния перешла в жидкое, т.е. лёд превратился в воду. Солнце греет сильнее, человечкам становится жарко. Они сначала дальше отодвинулись друг от друга, а потом разбежались в разные стороны, разлетелись. Вода исчезла, превратилась в пар, т. е. испарилась.
Теперь мы сделаем модель ММЧ по заданному рисунку:
Слайд - чашка с горячим чаем.
При всей кажущейся сложности это увлекательный способ обобщить всё, что окружает ребёнка.
А сейчас коллеги, ответьте пожалуйста на вопросы, используя метод ММЧ. (за каждый ответ дается фишка)
1.Почему запах от духов распространяется по всей комнате?
2.Почему сквозь твёрдое тело нельзя провести руку, и сквозь жидкое можно?
3.Мы пили воду и пролили её на свою футболку, нам нужно её скорее высушить. Какие действия мы можем применить, чтобы ускорить процесс?
4.Почему в сказках часто главный герой узнаёт о приближении врагов приложив ухо к земле, а не просто навострив ухо по ветру?
(Передача «информации» быстрее всего происходит в твёрдых телах, затем в жидкостях, медленнее всего в газах).
Прошу тех, кто ответил на вопросы, выйти в фокус-группу.
С помощью метода ММЧ прошу составить вас составить схемы-модели: ваша команда – делает бутылку с газированной водой, а ваша команда –остров в океане. Коллеги, если задание понятно, можете приступать к выполнению.
Работа с аудиторией
А пока фокус-группа работает, я покажу вам образцы готовых моделей, попробуйте предположить, что эти модели могут обозначать (мяч на воде, бутылка с молоком в холодильнике, и т.д.).
Теперь посмотрим, как справилась фокус-группа.
Что за изображения вам нужно было смоделировать с помощью метода ММЧ? Покажите, что у вас получилось. Расскажите, как вы делали модель. Молодцы, коллеги, вы отлично справились с заданием.
Вопросы аудитории:
Скажите, коллеги, было ли вам интересно?
Что необычного вы увидели в обычном?
Метод ММЧ развивает способность к практическому приложению знаний, способность к решению задач?
В играх и упражнениях с ММЧ развиваются воображение и фантазия, создается почва для формирования инициативной, пытливой творческой личности.
Благодарю аудиторию и фокус-группу. Спасибо за внимание. И в завершение мастер-класса я предлагаю вам буклеты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов "Маленькие помощники"
В предложенном конспекте представлена система упражнений по развитию мелкой моторики у проблемных детей старшего дошкольного возраста. Нарушения поведе...
Мастер класс по созданию маленького мира "Море и пляж"
подробный мастер класс по созданию сенсорной коробки "Маленький мир : море и пляж" + бонус рецепт лунного песка!...
Мастер класс на тему «МАЛЕНЬКИЕ И БОЛЬШИЕ СЛЕДЫ» (рисование поролоновыми тычками, ватными палочками)
РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСЕНКА «БОЛЬШИЕ НОГИ ШЛИ ПО ДОРОГЕ… ».РИСОВАНИЕ МАЛЕНЬКИЕ И БОЛЬШИЕ СЛЕДЫ (рисование поролоновыми тычками, ватными палочками)Цели: познакомить с содержанием русской народной песенки...
МАСТЕР – КЛАСС «Моделирование маленькими человечками»
Эпиграфом к нему я хочу взять слова: А.И.Грина - «Обучение, построенное на усвоении конкретных фактов, изжило себя в принципе, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечн...
Мастер-класс для педагогов "Маленькие исследователи"
Мастер-класс для педагогов....
Мастер - класс. Аппликация "Мой маленький Крузенштерн"
Мастер - класс. Аппликация "Мой маленький Крузенштерн".Выполнила: воспитатель средней группы Каштанова Оксана СергеевнаВ преддверии праздника День защитника Отечества мы с ребятами сред...
Конспект мастер - класса для родителей "Маленькие помощники"
Мероприятие по теме "Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания в процессе трудового воспитания"....