Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Взаимосвязи в природе. Пищевые цепочки» (по сказке В.Бианки «Сова»)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Взаимосвязи в природе. Пищевые цепочки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 21.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы
«Взаимосвязи в природе. Пищевые цепочки» (по сказке В.Бианки «Сова»)
Цель: формирование элементарные экологические представления о взаимосвязях, существующих в природе, о пищевых цепочках
Задачи:
Образовательные:
- расширять знания детей о взаимосвязи растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.
- учить составлять пищевые цепочки, обосновывать их.
Развивающие:
- развивать речь дошкольников, доказательно отвечая на вопросы воспитателя; обогащать словарь новыми словами: взаимосвязь в природе, звено, цепочка, пищевая цепочка.
- развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать
- активизировать память и внимание детей, логическое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать у детей желание работать вместе, дружно, уважать мнение других.
- способствовать воспитанию познавательного интереса к природе, любознательности, бережного отношения к природе.
Материал: текст В.В. Бианки «Сова» в сокращении, карточки растений и насекомых, фишки, иллюстрации растений и животных (клевер, мышь, сова, трава, заяц, волк), карточки растений и животных (листик, гусеница, птица, колоски, мышь, лиса, часы, воздушный шар), макет луга, эмблемы зеленого и красного цвета по количеству детей.
Ход НОД:
1.Дети стоят на коврике полукругом.
Ребята, послушайте загадку и попробуйте их отгадать.
Солнца яркого боится.
Ночью - хмурится как птица
Ловко мышь найдет в траве.
Говорим мы о…..(Сове)
Кто отгадал эту загадку, кто догадался, о ком она?
А в каком произведении, которое мы недавно читали, одним из главных героев была Сова? Вы запомнили, как оно называлось? Да, правильно, «Сова»!
А кто написал? Кто автор этого произведения? Автор - Виталий Валентинович Бианки.
Кто главные герои сказки?
А Вы помните, что росло на лугу? Узнайте на картинке это растение и закройте его фишкой. Детям выдаются карточки с четырьмя растениями, одно из которых – клевер.
А где жила сова? Узнайте дерево, в котором было дупло у совы по веткам и закройте его фишкой. Детям выдаются карточки с изображением веток четырех деревьев, одно из которых дуб.
Какие насекомые делали гнезда на лугу? Узнайте на картинке это насекомое и закройте его фишкой. Детям выдаются карточки с изображением насекомых, одно из которых шмель.
2.Я буду называть три слова, а вы постарайтесь определить неподходящее «лишнее слово» и сказать, почему выбрали его…
Игра«Третий лишний»
1) сова, мышь, клевер;
2) дуб, клевер, сова;
3) корова, мышь, сова;
4) шмель, сова, дуб;
5) молоко, чай, клевер;
3.Физминутка «Сова»
В лесу темно,
Все спят давно. (Дети изображают спящих.)
Все птицы спят...
Одна сова не спит,
Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.)
Совушка - сова,
Большая голова.
На суку сидит,
Головой вертит. (Изображают большой круг руками. Приседают, делают повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит. (Встают, делают взмахи руками, бегут на месте.)
4. Почему произошло
так, что корова перестала давать молоко?
Стало мало клевера. Воспитатель выкладывает на столе картинку клевера.
Почему стало мало клевера? Его перестали опылять шмели.
Почему шмели перестали опылять клевер? Их съели мыши. Воспитатель выкладывает картинку мыши.
Почему развелось много мышей? Кто охотился на них? Некому охотиться, сова улетела. Выкладывается картинка совы.
Ребята, у нас с вами получилась цепочка: шмель — мышь — сова. Вы знаете, какие ещё бывают цепочки?
Воспитатель показывает украшение цепочку, дверную цепочку, картинку с изображением собаки на цепи.
Что такое цепочка? Из чего она состоит? из звеньев.
Если одно звено цепи сломается, что случится с цепочкой? Цепочка порвется, разрушится.
Правильно. Посмотрим на нашу цепочку: шмель — мышь — сова. Такая цепочка называется пищевой. Почему, как вы думаете? Шмели являются пищей для мыши, мышь является пищей для совы. Поэтому цепочка называется пищевой. Шмель, мышь, сова — звенья этой цепочки. Подумайте, а можно ли из нашей пищевой цепочки убрать звено? Нет, цепочка разрушится.
Уберем из нашей цепочки шмелей. Что произойдет с мышами? Им нечего будет есть.
Если исчезнут мыши?
Если улетит сова?
Какую ошибку совершил старик? Он разрушил пищевую цепочку.
Правильно. Оказывается в природе все растения и животные взаимосвязаны. Они друг без друга обходиться не могут. Что нужно сделать, чтобы корова снова давала много молока?
Восстановить пищевую цепочку, вернуть сову.
5. Дети на стульчиках у ковролина.
Сейчас мы потренируемся в составлении пищевых цепочек. Вот картинки, которые нечаянно перепутались: волк — трава — заяц. Посмотрите внимательно, правильно ли расположены картинки?
Дети меняют местами рисунки.
Сможет ли заяц прожить без травы? Почему?
Сможет ли заяц прожить без волка? Почему?
Заяц не сможет прожить без травы, ему нечем будет питаться. И без волка не прожить, так как зайцев разведется очень много, травы не будет хватать, зайцы перейдут на ветки кустов и кору деревьев, а это угроза для леса.
Какой вывод сделаем?
В природе все взаимосвязано. Растения и животные друг без друга не проживут.
6. В любой ситуации можно найти хорошее и плохое. Давайте подумаем.
Дидактическая игра «Хорошо - плохо».
Что хорошего в том, что сова ловит мышей?
Что плохого в том, что сова ловит мышей?
Что хорошего в том, что корова ест клевер?
Что плохого в том, что корова ест клевер?
7.Работа в группах.
— Сейчас мы разделимся на две группы. У кого эмблемы зеленого цвета — группа травоядных животных. Кто такие травоядные животные? Эмблемы красного цвета — группа хищников. Кто такие хищники?
Дети делятся на группы, подходят к столам. На столах карточки растений и животных, добавлены карточки с лишними предметами.
— Рассмотрите внимательно картинки. Подумайте, можно ли из них сложить пищевые цепочки. Вместе, дружно, коллективно сложите их.
Дети выкладывают, потом объясняют:
Колоски — мышь — лиса. Лишний предмет воздушный шар.
Листик — гусеница — птица. Лишний предмет часы.
Подведение итогов.
Давайте с вами помечтаем, пофантазируем, что было бы, если…
Упражнение «Если бы…»
Что было бы, если старик не обидел сову?
Что было бы, если бы сова не простила старика?
Что было бы, если мыши разорили все шмелиные гнезда?
Что было бы, если все шмели улетели?
Ответы детей.
— Что нового узнали вы сегодня? Что понравилось больше всего?
Воспитатель хвалит детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы на тему: "Пингвины на льдине"
Разнообразен природный и животный мир нашей планеты! Северный полюс, Южный полюс, пустыня... Любите путешествовать? Тогда - в путь!...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы в образовательной области «Познание» Тема: «Сделай мир ярче»
Было бы неправдой говорить, что проблема мусора является новой. Как-то в одной из телепередач о следах пребывания первобытных людей была показана гора мусора длинной несколько десятков м...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группе на тему: "Круговорот воды в природе"
конспект по познавательному развитию поможет в доступной форме ознакомить старших дошкольников с круговоротом воды в природе...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группе по изобразительной деятельности (аппликация) тема: «Бабочка»
Образовательная область: познавательное и художественно-эстетическое развитие.Вид деятельности: непосредственно-образовательное.Возрастная группа: подготовительная к школе группа.Цель: становление эст...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группе с использованием личностно-ориентированной, игровой и здоровьесберегающих технологий. Тема: «Путешествие по математическим станциям». Образовательная область
Программное содержание: Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция с областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие». Цели...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы По образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Тема: « Зима в лесу»
Цель: Закрепление умения передавать в рисунке пейзаж, характерные особенности зимы, используя нетрадиционную технику.Задачи:1. Образовательная:- развивать умение рисовать пластиковыми вилками по бумаг...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему:"Зима"
Цель: Закрепление умения передавать в рисунке пейзаж, характерные особенности зимы. Программные задачи:1. Образовательная- формировать умение рисовать гуашью, правильно подбирать фон;-...