ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ "КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ" - СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Тубасова Светлана Константиновна

Задачи:

  1. Формировать у детей элементарных представлений о комнатных растениях.
  2. Совершенствовать навыки ухода за растениями.
  3.  Способствовать построению моделей, отображающих взаимосвязь растения и условий жизни (на примере зависимости строения листа от количества тепла и влаги).
  4. Развивать экологические представления.        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_-_komnatnye_rasteniya.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно- образовательная деятельность « Комнатные растения»

Задачи:

  1. Формировать у детей элементарных представлений о комнатных растениях.
  2. Совершенствовать навыки ухода за растениями.
  3.  Способствовать построению моделей, отображающих взаимосвязь растения и условий жизни (на примере зависимости строения листа от количества тепла и влаги).
  4. Развивать экологические представления.        

Ход нод:

Воспитатель: загадывает загадку:                
Очищают воздух,
Создают уют,                
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут. ( комнатные растения)

Ребята. Тема нашей викторины «комнатные растения», сегодня мы с вами вспомним, закрепим названия комнатных растений, из каких частей состоит цветок, условия выращивания, и ухода, и конечно поиграем.

- Почему эти растения называют комнатными (выращивают дома на подоконниках) Действительно, эти растения выращивают только в помещениях, потому что родина большинства из них - жаркие страны, где круглый год лето. Где мы можем встретить комнатные растения? Ответы детей (В детском саду, дома, в школе, в цветочном магазине)

- А у вас дома есть комнатные растения? Кто за ними ухаживает?

- Какие комнатные растения вы знаете? Правильно. Бегония, бальзамин, фикус, традесканция, амариллис, алоэ, кливия, хлорофитум, герань, аспидистра.

У всех комнатных растений есть родина. Например, бегония, бальзамин, фикус, традесканция произрастают там, где очень тепло и влажно (в тропиках Африки, Южной Америки). Комнатные условия им очень подходят. Есть выносливые жители далеких пустынь — кактусы. Мир комнатных растений разнообразен.

 - Ребята, давайте  разделим  их на две группы: с крупными листьями и с колючками,   куда , вы  отнесёте эти растения:
1. У меня растёт лиана
В кадке около дивана.
Листья у неё резные –
В них окошечки сквозные. (Монстера).
2. Всю зиму и все лето
В красное платье одета. (Бегония).
Ответы детей: К группе растений с крупными листьями.

3. Лист горбочком, с желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет,
Зато лечит нас в любой день и час. (Алоэ).
4. На моем окошке поселился ежик.
Все глядит в окошко, а ходить не может.
Где же его лапки? Где у него рожица?
Может он без шапки от мороза ежится? (Кактус).
Ответы детей: К группе растений с колючками.

Далее детям предлагается проблемная ситуация: чего нам хочется, когда жарко (воды). Проводится аналогия с растением — когда жарко — растение много пьёт.        
Когда вокруг много воды (жаркий, влажный климат) — лист крупный, с него испаряется много воды, (показывается карточка с условным обозначением крупного листа).        
Когда вокруг мало воды и жарко (жаркий, сухой климат) — лист мелкий — колючка, так как растению нечего пить, оно бережёт воду, почти не испаряет её, (показывается карточка с условным обозначением листа — колючки).

- Ребята, мы живём с вами на севере, у нас много воды? Жарко у нас? Какой листок у растений нашего климата? ( обычный) почему? ( много воды, не жарко, воду не надо экономить)

- Обратите  внимание мы  разделили растения на 2 группы.  1 группа -  много пьют, и их надо часто поливать ( листья мясистые и большие), 2 группа — те, которые мало пьют, их поливают редко( колючки).         Детям разданы листочки с условным изображение листа( крупный, обычный, колючка), они рисуют условные обозначения их существования.        
Много воды, высокая температура – крупный лист.        
Мало воды, высокая температура – лист – колючка.        
Много воды, температура низкая – лист обычный.

Физкультминутка «Цветы»

Наши алые цветки Распускают лепестки. (Плавно поднимают руки вверх)

Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. (Качание руками влево –вправо)

Наши алые цветки Закрывают лепестки, (Присели, спрятались)

Головой качают, (Движение головой влево – вправо)

Тихо засыпают.

-  Ребята, а зачем людям нужны комнатные растения, для чего они их выращивают?

(Это украшение помещения, растения создают уют, очищают воздух, растения выделяют кислород, которым мы дышим,  положительно влияют на настроение людей, растения лечат людей, поддерживают влажность воздуха в помещении).

- ребята,  чтобы комнатные растения приносили нам  пользу,  были красивыми и хорошо цвели, за ними необходимо ухаживать.

Как мы с вами ухаживаем за комнатными растениями?  Назовите способы ухода.

Дети:  полив, рыхление, опрыскивание, протирание листочков от пыли, мытье, обрыв сухих листьев.

-  Вспомните, что необходимо для растений?                
( Растениям необходима почва, свет, тепло, воздух, вода).        
- Помощников растений пять, как пять пальцев на руке. Растениям нужна почва?
(Да,они растут в горшках с землей).        
Почему комнатные растения ставят на подоконник? (Для роста им нужен свет).
Почему комнатные растения осенью и зимой не выносят на улицу? ( Им нужно тепло).
Какое еще условие необходимо растениям, чтобы они хорошо росли? ( Растениям нужен воздух, чтобы они дышали).        
Что надо делать, чтобы им стало легче дышать? (Чтобы воздух попадал к корням растения, нужно рыхлить землю, надо протирать с них пыль, потому что растения дышат листьями).
Пятое условие для роста растений какое?(Необходима вода - их надо регулярно поливать).

- Посмотрим как растет цветок. Д.и « От семечка до цветка»

( на столах схемы роста растения, дети рассказывают) 

Корень –находится под землѐй. С его помощью растение всасывает из почвы воду и питательные вещества.

Стебель –это верхняя часть растения, он тянется вверх, к свету. На стебле расположены листья и цветы. По стеблю к ним поднимаются вода и питательные вещества.

Листья–Нужны растению, чтобы дышать. Они поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

Цветок растению нужен не только для красоты. В нѐм созревают плоды и семена.

Д.и « Собери цветок» ( разрезные картинки). Дети собирают цветок и называют назнание.

Рефлексия: Что интересного узнали, что понравилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность. Образовательная область «Социализация». Старший дошкольный возраст.

Тема: «Что такое жизнь человека?» ЦЕЛЬ: развитие личностного потенциала ребенка и его личностного    становления посредством преобразования действительности (в том числе и   самого...

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, Образовательная область "Физическая культура": по теме"Цирк зажигает огни"

План - конспект сюжетного интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий: по теме "Цирк зажигает огни"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста по образовательной области «Художественное творчество» (аппликация) по теме « Березы» с использованием ИКТ

занятие для детей старшего дошкольного возраста с применением ИКТ и обрывной техники аппликации, созданием многоплановой композиции...

«Лепбук как форма работы в организации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста» Образовательная область социально – коммуникативное развитие (социализация)

Цель: Освоение лепбука как одной из форм работы организации образовательной деятельности в детском саду.Задачи:   Учиться принимать собственные решения, опираясь на приобретённые ЗУНы...

Конспект организационной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему: "Растение – живое существо"

Конспект ООД «Растение — живое существо!» для детей старшего дошкольного возраста Подготовила и провела:Воспитатель группы «Вишенка»Урбанова И. Юг. Новосиб...