Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: развитие у детей представлений о свойствах воздуха путем экспериментирования.
Задачи:
Образовательная:
- учить детей определять опытным путем наличие воздуха вокруг нас;
- обобщить и уточнить знания детей о свойствах воздуха;
- продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности;
- способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова;
Познакомить с новой техникой рисования -выдувание
Развивающая:
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
- формировать умение мыслить логически;
- развивать любознательность, наблюдательность, память, речь;
Воспитательная:
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- воспитывать умение проявлять терпимость к мнению товарища;
- воспитывать аккуратность при проведение опытов.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Словарная работа: воздух – невидимка,
Предварительная работа: изготовление вееров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_vozduh.docx | 154.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Радость» г. Цимлянска
347320, Ростовская область, г. Цимлянск, пер. Школьный, 4. ИНН 6137003771 тел. 8(86391)2-21-38
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности
в старшей группе
«Воздух»
Воспитатель: Кошенскова Е.А.
г. Цимлянск
Цель: развитие у детей представлений о свойствах воздуха путем экспериментирования.
Задачи:
Образовательная:
- учить детей определять опытным путем наличие воздуха вокруг нас;
- обобщить и уточнить знания детей о свойствах воздуха;
- продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности;
- способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова;
Познакомить с новой техникой рисования -выдувание
Развивающая:
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
- формировать умение мыслить логически;
- развивать любознательность, наблюдательность, память, речь;
Воспитательная:
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- воспитывать умение проявлять терпимость к мнению товарища;
- воспитывать аккуратность при проведение опытов.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Словарная работа: воздух – невидимка,
Предварительная работа: изготовление вееров.
Оборудование: стаканы с водой, трубочки, полиэтиленовые пакеты, веера, воздушные шары, Краски, ИКТ.
Ход.
Организационный момент. К детям приходит фея Фиалка с воздушными шарами.
Фея: Здравствуйте, ребята! Меня зовут фея Фиалка. Я живу на радуге. Посмотрите, какие у меня красивые шары. Мне их подарил самый главный волшебник. Но как только эти шарики оказались у меня, подул такой сильный ветер. И я оказалась здесь. Хотите узнать, что этот за волшебник?
Дети: Да!
Фея: Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем! (Воздух)
Фея: Воздух. Конечно этот волшебник воздух.
Ребята, волшебник Воздух приготовил столько разных фокусов. Вы поможете мне их разгадать? Дело в том, что если мы разгадаем все фокусы этого волшебника, то я смогу вернуться домой, на радугу.
А чтобы мы не забыли, какие фокусы воздуха отгадали, мы будем обозначать их символами. Согласны? Ну, раз все согласны, тогда я приглашаю вас встать в круг. Мне будет помогать палочка моя волшебная. Встаем. Вот, молодцы.
Основная часть. Фея: Ребята, помните, в загадке было сказано: он невидимый, воздух невидимый. Давайте это проверим? Посмотрим направо, налево, вверх, вниз. Кто-нибудь увидел воздух? Мы разгадали с вами первый фокус воздуха: Воздух – невидимый. А если воздух невидимый, то как мы его можем назвать? Воздух кто?
Дети: Невидимка.
Фея: Посмотрите, этот символ будет обозначать, что воздух невидимка. Давайте повторим этот вывод.
Дети: Воздух невидимка.
Игра «Поймай воздух».
Фея: Ребята, раз воздух невидимка, значит, прячется. А мы попробуем его поймать. Для этого я сейчас вам раздам вот такие пакетики. Всем досталось? Сейчас я покажу вам, как нужно ловить воздух.
Фея поворачивается вокруг себя и зажимает пакет.
Фея: Оп и зажали. Попробуйте все поймать воздух. Все поймали? Алеша, что у тебя в пакете? Данила, что у тебя в пакете? У всех в пакете воздух? А где мы его взяли?
Дети: Вокруг нас.
Фея: Мы разгадали еще один фокус. Воздух вокруг нас. Запомните символ, который будет это обозначать. Антон, повтори этот вывод.
Фея: Ребята, когда мы поместили воздух в пакеты, форму чего приобрел воздух?
Дети: Воздух приобретет форму пакета.
Фея: Андрей, скажи полным предложением.
А если я помещу воздух в шарик, форму чего приобретет воздух?
Дети: Воздух приобретет форму шарика.
Фея: Давайте, проверим. (Воспитатель надувает шарик). Скажи Полина, форму чего приобрел воздух?
Фея: Ребята, как вы думаете, имеет воздух свою форму или не имеет?
Дети: Воздух форму не имеет.
Фея: Это еще один фокус воздуха. Посмотрите, каким символом мы будем это обозначать.
Итак, воздух формы не имеет, а приобретает форму того предмета, в который его помещают. Вот какой сложный вывод у нас получился. Кто за мной повторит этот вывод? Кто сможет хорошо сказать? Может Вероника повторит?
Игра с мыльными пузырями «Выпустим воздух из мыльных пузырей»
Фея: А теперь я с помощью волшебной палочки помещу воздух в мыльные пузыри. А вы его оттуда будете выпускать. Договорились? Но будьте осторожны, чтобы мыльные пузыри вас не перехитрили и не попали в ваши глаза. Хорошо? И не сталкивайтесь друг с другом. Давайте сделаем шаг назад. Готовы? Выпускаем воздух!
Фея: По-моему, вы, ребята весь воздух из мыльных пузырей выпустили. Присаживайтесь на стульчики.
После игры дети садятся на стулья.
Фея: Ребята, что было внутри мыльных пузырей?
Дети: Внутри был воздух.
Фея: Скажите, когда вы надували игрушки, я шарик, откуда мы брали воздух?
Дети: Мы брали воздух изнутри нас.
Фея: значит, воздух есть не только вокруг нас, но и внутри нас? Давайте это проверим. Подойдите к столам, посмотрите, какие специальные приспособления я для вас приготовила. Как же мы будем проверять, есть ли внутри нас воздух? Попробуйте предположить.
Дети: подуем в трубочку.
Дети дуют в стакан с водой при помощи трубочки .
Фея: Что мы с вами наблюдали, когда дули в воду?
Дети: мы наблюдали пузыри.
Фея: Какие (что) это были за пузыри?
Дети: Это были воздушные пузыри.
Фея: Это были воздушные пузыри. Мы выдыхали воздух, и он в виде пузырей выходил из воды. Давайте еще немножко подуем. Молодцы! Вернемся в круг. Ребята, какой вывод мы можем сделать?
Дети: Воздух есть не только вокруг нас, но и внутри нас.
Фея: Данила, повтори, где еще есть воздух. Посмотрите, каким символом мы будем это обозначать.
Фея: Вспомните, какие предметы мы наполняем воздухом?
Дети: Воздушные шары, велосипедную шину, круг для купания.
Фея: Ребята, вам нравится разгадывать фокусы воздуха? Тогда продолжим.
Мы с вами уже выяснили: воздух есть вокруг нас, внутри нас. Может быть, он есть еще где-то? Как вы думаете воздух есть внутри предметов? Давайте мы это проверим. Вставайте вокруг стола. Я предлагаю вам проверить, есть ли воздух в пустой бутылке. Для этого я опущу пустую бутылку в таз с водой, а вы внимательно понаблюдайте, что будет происходить.
Ребята, что происходит?
Дети: Из бутылки выходят пузырьки.
Фея: Что же это за пузырьки?
Дети: Это воздушные пузырьки, это воздух.
Фея: Выходит, что пустая бутылка, вовсе непустая, в ней воздух.
Фея: Ребята, если воздух есть вокруг нас, внутри нас, внутри предметов. Какой мы сделаем вывод?
Дети: Воздух есть везде.
Фея: Давайте хором повторим. Посмотрите, каким символом мы это обозначим.
Игра «Почувствуй воздух»
Ребята, а вы хотите почувствовать воздух?
Дети: Да.
Фея: Я для вас приготовила веера. Помашите веером возле своего лица. Что вы ощущаете.
Дети: ветерок.
Фея: Веер толкает окружающий нас воздух и получается легкий ветерок. Может кто-то знает, как называется движение воздуха в природе. Движение воздуха в природе называется ветром.
Ребята, хотите научиться рисовать с помощью воздуха. Тогда присаживайтесь за столы. Только не спешите. Я вам все объясню. Договорились? Рисования
Воспитатель-Фея: Ребята, а ещё с помощью воздуха можно рисовать. Посмотрите - вот эти все рисунки нарисованы воздухом. Хотите, тоже нарисовать свои картинки?
Воспитатель-Фея предлагает подойти к столам.
Рисование в технике выдувания.
Воспитатель-Фея: Зачерпните пластмассовой ложечкой краску и вылейте на лист бумаги. У нас получилось пятно- капелька. Затем возьмите трубочку и дуйте на это пятно, так чтобы её конец (трубочки) не касался ни пятна, ни бумаги. На это пятно можно воздействовать и управлять им, преобразовывая в какой-либо задуманный объект. Можно добавить краску другого цвета и дальше раздувать, чтобы получился у вас изображение.
Дети выполняют действия, после завершения, рисунки рассматриваются, дети предполагают, что изображено, на что похожи рисунки.
Рисование в технике выдувания.
Организация окончания занятия. Оценка работы детей.
Ребята, отложите трафареты в сторону. Возьмите свои рисунки. Волшебная палочка приглашает вас встать в круг. Встаем-встаем-встаем! Покажите свои замечательные работы. Как вы думаете, что вы нарисовали?
Дети: Мы нарисовали цветок.
Фея: А какой цветок вы нарисовали?
Дети: Мы нарисовали фиалки.
Фея: А кто помнит, как меня зовут?
Дети: Фея Фиалка.
Фея: Ребята, вы нарисовали мои портреты, и они останутся вам на память. Положите свои рисунки на столы и возвращайтесь в круг.
Ребята, вы большие молодцы. Вы помогли мне разгадать столько фокусов Воздуха. Давайте все их вспомним, а помогут нам символы. Что обозначает этот символ? (Воздух невидимка).Давайте повторим все хором! И т.д.
Ребята, как вы считаете, без воздуха можно обойтись? Кто не может обойтись без воздуха?
Ребята, это еще не все фокусы воздуха. В следующий раз мы продолжим разгадывать фокусы этого Волшебника. И обязательно разгадаем все-все-все фокусы. Правда?
(Звучит звук ветра)
Фея: Ребята, вы слышите? Что это?
Дети: Это ветер.
Фея: Это значит, что мне уже пора возвращаться домой, на радугу. Но за то, что вы помогли мне, я хочу вас поблагодарить и подарить по шарику.
У меня осталось два шарика, чтобы я смогла вернуться на радугу. Спасибо! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательно-исследовательская/продуктивная деятельности в средней группе." Космическое путешествие"
Рисование в технике граттаж....
Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию "Мебель" старшая логопедическая группа "Яблонька"
Познавательное развитие...
Методическая разработка по проведению НОД по познавательно-исследовательскому развитию в средней группе «Воздух повсюду»
Дед Знай здоровается и заносит в группу пустую бутылку, шарики и бумагу.Д.З.: Через но проходит в грудь...
Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию в старшей группе "Свойства полезных ископаемых ".
Сформировать представления о полезных ископаемых и их свойствах ....
Конспект познавательно-исследовательского занятия в подготовительной группе “Воздух-невидимка”.
Конспект познавательно-исследовательского занятия в подготовительной группе “Воздух-невидимка”.Цель: Способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха: прозрачность, невидим...
Конспект НОД по познавательно – исследовательской экспериментальной деятельности «Путешествие по сказкам"
Развивать интерес к познавательно - экспериментальной деятельности. Формировать естественно - научные знания, полученные в процессе познавательно-экспериментальной деятельности....
Конспект НОД По познавательно-исследовательскому развитию в старшей группе Тема: «Посадка лука»
Конспект НОДПо познавательно-исследовательскому развитию в старшей группе Тема: «Посадка лука» Выполнила:...