Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста "Семья"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Данная деятельность направлена на создание условий для формирования у детей правильного представления о семье, о роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhigulova_e.v._ood_semya.docx | 26.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Жигулова Елена Викторовна
Воспитатель
МДОУ – д/с № 27 «Сказка» муниципального образования
г. Саяногорск
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим для детей 5–6 лет.
Тема: «Семья»
Цель: Создание условий для формирования у детей правильного представления о семье, о роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Задачи:
- Закреплять представления о трудовых обязанностях всех членов семьи.
- Упражнять детей в умении правильно отвечать на вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы.
- Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, познавательный интерес.
- Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, уважение, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.
Предварительная работа:
Закрепление знания фамилии, имени, отчества и профессии родителей.
Рассматривание семейных фотографий.
Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.
Закрепление знаний пословиц о семье.
Чтение стихов и рассказов о семье.
Материал: Семейные фотографии.
Ход ООД:
1. Организационный момент.
В.: - Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение?
- С каким настроением вы проснулись?
-Какие ласковые, добрые слова вы услышали утром от мамы, папы?
- А какие слова вы сказали в ответ?
2. Основная часть
В.: - Сегодня мы с вами поговорим о самом главном, что есть на земле - о семье.
-Что такое семья и зачем человеку нужна семья.
- Но сначала я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос: «Что есть у всех людей, но у каждого человека своё?» (Имя).
- Чем отличаются люди из разных семей? (Фамилией).
- Ребята, кто сможет представиться? (Ответы 2 – 3 детей.). (Меня зовут…, моя фамилия…).
- Ребята, а вы знаете, как называют людей, живущих в одном доме, квартире? (Семья).
- Ребята, каких родственников объединяет семья? С кем вы живете?
Семья объединяет родных: родителей, детей, дедушек, бабушек, братьев, сестёр. Это наши родственники, родня.
Чтение стихотворение «Родня» Яков Аким.
Мама с папой - моя родня,
Нет роднее родни у меня,
И сестренка родня и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю,
Скоро всем им подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню – волшебная щетка,
Молоток настоящий братишке,
Мяч сестренке, конфетка – Тишке.
А ещё есть друг у меня,
Друг Серега мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра.
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю.
В.: - как вы считаете, все ли герои стихотворения являются одной семьёй?
-Перечислите их.
- Друг Сережа, он член семьи? (Нет, он не член семьи и не родственник).
- Кем он приходится герою стихотворения? (Он приходится другом).
- Ребята, для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей.
- Щенок по кличке Тишка может считаться членом семьи? (он не человек, а домашнее животное, поэтому не является роднёй герою стихотворения).
- Все ли семьи одинаковые или разные?
В.: - Правильно, все семьи разные: есть семьи большие, есть маленькие. И не важно, какая семья - большая или маленькая - главное, чтобы в семье были всегда мир, уважение.
- Ребята, родители заботятся о вас? Как проявляется их забота, что они делают?
- Правильно, ребята, родители очень любят своих детей и заботятся о них.
- Ну а теперь давайте немного отдохнем. Я предлагаю вам провести пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика "Моя семья".
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – папочка.
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.
1. “Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.
Низко небо серое над крышами висит.
А в доме чистота, уют.
У нас своя погода тут.
Улыбнётся … ясно и тепло.
Вот уже и солнышко в комнате взошло.”
- Про кого это, вы, конечно же, догадались, это – мама.
- Скажите самые хорошие слова про маму, какая она? (Заботливая, трудолюбивая, нежная,
ласковая, внимательная…)
2. Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть? (Правильно, папа).
- Кем вы приходитесь папе?
Дети: Сыном, дочкой.
- Скажите самые хорошие слова о папе.
Игра «Какой у вас папа?» (Мужественный, отзывчивый, добрый, сильный, смелый, трудолюбивый…).
3. Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки, у любимой…(бабушки).
- А какими ласковыми словами вас называет бабушка?
4. Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед,
Мой родной, любимый ... (дед)
- А кем вы приходитесь своему деду? Внуком, внучкой).
5. Кто любит и меня и братца,
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка
Моя младшая… (сестрёнка)
- Кем вы приходитесь сестре?
В.: - Какие вы молодцы, ребята, вы меня радуете своими знаниями.
- Ребята, а как мы выражаем любовь своим близким?
- Верно!
- А ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей.
- Как вы думаете, на что похожа радость (печаль) - на солнышко или на тучку? (Солнышко и тучка у каждого ребёнка).
Д/и «Радость и печаль»
В.: - Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, вы – грустите, если порадует - улыбаетесь.
- Нарисовали красивую картину;
- Подрались с другом;
- Съели манную кашу;
- Убрали игрушки на место;
- Порвали книгу;
- На прогулке замарали куртку;
- Разбили чашку;
- Уступили место в автобусе бабушке;
- Помогли маме с уборкой;
- Отыскали потерянные бабушкой очки;
- Разбили чашку;
- Помогли маме с уборкой…
В.:- Сегодня у нас открыта выставка фотографий, на которых многие из вас сняты вместе с родителями. Я думаю, всем нам интересно будет послушать рассказы о ваших семьях.
(Рассказывают 2 – 3 ребенка: кто изображен на рисунке; мою маму зовут…, папу зовут…, Ф.И. бабушек и дедушек, которые на рисунках; где находитесь, чем занимаетесь, любите ли свою семью? и т. д.).
- Ребята, а когда вы смотрите на свои фотографии, рассказываете о своих семьях, какие чувства вы испытываете? (Радость, хорошее настроение, любовь).
- Почему? (Потому, что люблю своих родителей, а родители любят меня).
- Верно, ребята, дом, семья – это то, место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Все члены семьи связаны друг с другом тесными узами и живут дружно и счастливо.
Семья – это самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ сочинял пословицы и поговорки о семье. Давайте их вспомним:
«Не нужен клад, коли в семье лад».
«Семьей дорожить – счастливым быть».
«Вся семья вместе и душа на месте».
«При солнышке тепло, при матери добро».
«В хорошей семье хорошие дети растут».
«Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют»
«В семье и каша гуще».
«В своем доме и стены помогают».
Дидактическая игра «Если я…»
Если я тебе мама, то ты мне?
Если я тебе дедушка, то ты мне….?
Если я тебе тетя, то ты мне…. ?
Если я тебе дочка, то ты мне….?
Если я тебе сестра, то ты мне?
Если я тебе дядя, то ты мне….?
Если я тебе племянница, то ты мне?
Если я тебе внучка, то ты мне…. ?
Если я тебе крестная, то ты мне….?
Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о семье.
Свой дом - самое лучшее место.
Кто живет ладно, у того все складно.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
В хорошей семье, хорошие дети растут.
Родители трудолюбивы – дети не ленивы!
Своей семьи и создается общая картина.
3. Итог занятия
В.: - Как хорошо, ребята, что у вас всех есть семьи! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут вместе.
- Спасибо вам, что сегодня так много нового рассказали о своих семьях, интересного, нужного.
Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты,
Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота.
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно,
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!
Воспитатель:
Ребята!
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть его дороже?
На этой сказочной земле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности «Воспоминания о лете». (для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР)
Описание материала. «Воспоминания о лете» - это комплексное занятие, организуемое воспитателем группы компенсирующей направленности, где коррекция развития детей и их речи осуществляется средства...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Удивительные свойства воздуха»
В конспекте ООД по познавательному развитию для детей старшего возраста собраны увлекательные опыт с песком....
Конспект доминантной организованной образовательной деятельности по восприятию музыки для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в королевство Музыкальной Шляпы"
Одной из задач музыкального воспитания ребенка в детском саду является развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства. Развитие восприятия м...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «РАССКАЗОВСКИЕ НОСКИ »
Данная методическая разработка рекомендована педагогам ДОУ для воспитания у детей любви к своей «малой» Родине, её замечательным людям....
Конспект организованной образовательной деятельности в форме путешествия для детей старшего дошкольного возраста «Земля – наш дом во Вселенной»
Конспекторганизованной образовательной деятельностив форме путешествия для детей старшего дошкольного возраста «Земля – наш дом во Вселенной»...
Конспект организованной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Наша Родина – Россия»
Закрепить знания о российском флаге. Познакомить с Государственным гербом и гимном России. Формировать уважительное отношение к символам страны. Обогащать словарный запас детей....
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста « Где родился –там и пригодился!»
закрепить и обобщить знания детей о профессиях в животноводстве, об учреждениях, в которых живут домашние животные.Воспитание заботливого отношения к животным; интереса к животному миру; уважения к тр...