Конспект ООД по формированию целостной картины мира «Мой край родной» для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кутлаева Ольга Анатольевна

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира на тему "Мой край родной" для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_kutlaeva.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

по ознакомлению детей с окружающим миром

в старшей группе

«Мой край родной»

Выполнила:

Кутлаева Ольга Анатольевна

воспитатель МАДОУ

ДС №5 «Крепыш», город Мегион

Образовательная область: «Познание»

Цель: создание условий для расширения кругозора детей о родном крае, посредством ознакомления с образом жизни, бытом, традициями народов Севера ханты и манси;

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с  бытом народов ханты и манси: основными занятиями, одеждой, жилищем.

Развивающие:

 - развивать  познавательную активность и любознательность детей через ознакомление с жизнью народов ханты и манси.  

Воспитательные:

воспитывать  любовь к родному краю, бережное отношение к природе родного края; воспитывать  уважение к жителям коренных национальностей Севера, вызвать желание работать сообща.

Планируемый результат: ребенок способен договариваться, сопереживать неудачам и радоваться успехам другим, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Ребенок способен опираться на свои знания и умения.

Словарная работа: стойбище, нарты, малица, унты.

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Методы и приёмы: игровой – игровая мотивация; наглядный  – презентация; словесный – беседа, вопросы к детям, рассказ детей; практический – подвижные игры,  работа в команде.

Материал и оборудование: ноутбук, интерактивная доска, презентация «Наш край-Югра»;

Предварительная работа: беседа о ХМАО-Югре, чтение сказок народов Севера; рассматривание иллюстраций ханты и манси.

Ход

Воспитатель: Ребята сегодня на электронный адрес детского сада пришло письмо. Интересно, от кого оно? (Открываю на экране и читаю)

Здравствуйте ребята из группы «Радуга»! Мы такие же дети, как и вы из детского сада, который находится на юге нашей страны в Краснодарском крае. Мы любим наш край, много знаем о нем, но очень мало знаем о севере нашей страны. Мы бы хотели намного больше знать о вашем крае, где вы живете. Но мы не знаем, как это сделать.

Проблемная ситуация

Воспитатель: Ребята, как же быть детям? Как им можно узнать о нашем крае, где мы живём? Мы можем им чем-то помочь? (Дети предлагают рассказать о нашем округе и отправить видео письмо в краснодарский детский сад).

Воспитатель: А как можно отправить им наше видео?

(Дети предлагают варианты и определяются, что удобней всего будет переслать по электронной почте). (Включаю телефон на виде запись).

Воспитатель: - Ребята, приглашаю вас в путешествие по нашему краю. (Слайд с изображением Ханты-Мансийского автономного  округа) Как называется наш округ?

Дети: - Ханты-Мансийский автономный округ.

Воспитатель: - А ещё наш край называется — Югра, Югорский край.   В давние времена так называлась территория и население нашего края. Вот какой он красивый. Чем богат наш край? (Дети перечисляют природные богатства нашего края) 

Воспитатель: - Совершенно верно, наш край богат нефтью, газом, пушниной, рыбным промыслом.  А главное богатство - люди. Как называются коренные жители Югорского края? (Ответы детей)

Воспитатель: Коренными жителями являются народы ханты и манси.

Основные занятия хантов и манси – оленеводство, рыболовство и охота.

Передвигаются ханты и манси на санях, которые называются нарты. (Слайд)

На нартах оленеводы ездят на свои пастбища. Ребята, давайте мы с вами попробуем, каково это быть оленеводом и поиграем с вами в игру.

                                  Подвижная игра «Загони оленя»

Дети распределяются на две команды: оленей и оленеводов, последние пытаются загнать оленей в стойло, после чего дети меняются ролями.

Воспитатель:  ребята, а ещё ханты и манси занимаются сбором дикоросов.  Они собирают грибы и ягоды.

Воспитатель: - Почему грибы и ягоды в народе называют дикоросами?

Дети: - Потому что грибы и ягоды никто не сажают, они сами вырастают.

Воспитатель: - Из каких двух слов состоит слово «дикоросы»?

Дети: - Дико растут.

Воспитатель: - Правильно, грибы и ягоды северные не растут в саду,  и никто их не высаживает, они растут  в природе самостоятельно, чаще в диких местах. Какие же ягоды растут на Севере?

Дети: - Голубика, черника, брусника, клюква, морошка.

Воспитатель: - А какие деревья  и кусты растут на севере?

Дети: - Лиственница, сосна, кедр, ель, шиповник, можжевельник.

Воспитатель: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется

«Что где растет?». Для этого предлагаю вам разделиться на две команды

Воспитатель: - Послушайте правила игры. На столе справа лежат карточки с изображением ягод, растущих на севере и юге нашей страны. Первой команде необходимо  выбрать только северные ягоды и разместить их на фланелеграфе справа. Второй команде необходимо среди карточек на столе слева выбрать только те деревья, которые растут только в нашем родном краю, и разместить их на фланелеграфе слева.

(Дети выполняют задание, потом проверяют правильность выполнения друг у друга)

Воспитатель: Поселение хантов и манси называется стойбище. (Слайд  с изображением стойбища) Кто-нибудь знает, как называется дом хантов и манси?

Дети: - Чум. (Слайд с изображением чума)

Воспитатель: - Почему они живут именно в чуме? (Предположения детей). Воспитатель: Ханты часто кочуют, переезжают с места на места вместе с оленями, а чум легко разобрать, перевезти в другое место, а потом установить.

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, во что одеваются коренные народы Севера – ханты и манси?  (Ответы детей)

Воспитатель: - Местные жители носят теплую одежду из меха, шкуры оленей -  малицу, на ноги обувают унты. (Слайд с изображением ханты в национальной зимней одежде) Они очень тёплые. Женщины любят носить яркие расписные платкиПочему ханты и манси шьют такие тёплые костюмы?

Дети: Потому, что зимой у нас очень  холодно, ведь мы живём на Севере.

Воспитатель: - Свою одежду ханты и манси украшают бисером, лоскутками ткани. На каждом костюме есть орнамент.

Воспитатель: Ребята, у хантов и манси есть народные игры, в которые они играют в свободное от работы время. Одна из таких игр называется «Хэйро».  Слово «Хэйро» означает «солнце». Давайте мы в неё поиграем и дети, которым мы отправим видео тоже научаться и будут играть. (После игры отправляем видео по электронной почте детям в краснодарский край)

Итог. Рефлексия. 

Воспитатель: Смогли мы помочь ребятам из краснодарского края? Как мы им помогли? Как выдумаете, теперь они больше будут знать о Севере? (ответы детей).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Н ОД (формирование целостной картины мира) Тема: «Волшебный снежок» (для детей младшего возраста)

Конспект НОД  (формирование целостной картины мира)      Тема: «Волшебный снежок»(для детей младшего возраста)...

Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира «Зачем зимой снег» для детей старшей группы

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами снега.  Задачи:1. Продолжать знакомить детей со свойствами снега. Дать представление о том,  где и как рождается снег, какую роль играет в жизн...

Конспект оод по формированию целостной картины мира «Путешествие в подводный мир» в старшей группе.

Цель:  формировать представление детей о жизни рыб и животных в морской воде....