Конспект НОД "Прогулка по экологической тропе"
план-конспект занятия по окружающему миру

Рябова Любовь Николаевна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekolog_tropa.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ»                                             

Цель:

1. Систематизировать представления детей о значении природы в жизни людей, об изменениях в природе в результате деятельности человека.

2. Сформулировать Правила друзей Природы.

3.Воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи:

1.         Расширить представления детей о красоте природы родной страны;

2.        Развивать познавательную активность, любознательность, связную речь, воображение, игровые умения детей;

3.        Воспитывать бережное отношение к природе и сохранению экологии.

Материалы и оборудование: презентация, конверты с заданиями, силуэты деревьев, лесных птиц, диких животных; экологические знаки охраны природы (поведение в лесу), красные фломастеры.

 Методические приемы: игровая ситуация, беседа - диалог, рассматривание слайдов презентации и беседа по ним, подведение итогов.

Ход занятия:

Воспитатель: Сюрпризный момент - В группу влетает самолетик из бумаги (зелёного цвета с текстом – с одной стороны; вопросы блиц опроса с другой) на нем написано:

"Я сорвал цветок, и он увял, я поймал мотылька, и он умер, и тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».

Воспитатель:

- Дети, как вы понимаете эти слова? (Ответы детей).

Да, действительно природой надо восхищаться, любоваться, беречь её. Приходя в лес, на луг, реку, в поле надо быть гостем. Не сорить, не шуметь, не рвать, не топтать. А вы часто бываете на природе? (Ответы детей).

 Сегодня, я предлагаю отправиться на прогулку в лес. Согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Итак, начинаем с разминки, но она не простая, а на смекалку и ваши знания. Я задаю вопрос, а вы быстро даёте ответ.

Блиц опрос:

-Что делает ёж зимой? (спит)

- Кто был летом рыжий, а зимой становится серый? (белка)

-Лось теряет рога каждую зиму? (да)

- Ястреб хищная птица? (да)

- Кукушка хорошая мама? (нет)

- Камень относится к живой природе? (нет)

-Кувшинка растет в лесу? (нет)

- Какая трава самая горькая? (полынь)

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в Зеленую страну по экологической тропе. Зеленый цвет – это цвет живой природы. А природу можно сравнить с большой увлекательной книгой. Любая травинка, каждая птичка, каждая бабочка – это страницы книги природы. Мы - её часть и призваны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями. Мы все - дети природы.

Послушайте историю о лесе.

Слайд №1 Лес

– Жил был лес.

Слайд №2 Птицы

– Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. Прислушайтесь (звучит аудиозапись голосов птиц филина, кукушки, дятла, соловья)

Слайд №3 Звери

– Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. ( белка, медведь, волк, ёж, лиса и др.)

Слайд №4 Человек

– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.

Слайд №5 Вырубка леса

– Стал человек тогда вырубать лес.

Слайд №6 Пожар в лесу

– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.

Слайд №7 Загрязнение водоемов.

– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.

Слайд №8 Воздух

– Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.

Слайд №9 Засорение отходами

– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).

Слайд №10 Звери спасаются из опасного леса

 – Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.

Слайд №11 Просьба леса

И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.

Ребенок:

- Я - лес! Я — в беде!  Взгляните, люди, на меня:

Пылаю я в дыму огня.  Меня взрывают, роют, жгут.

Меня совсем не берегут бутылки, банки, коробки.

Погибну скоро я с тоски. Услышьте голос мой родной

Я плачу дождевой слезой. Я задыхаюсь, не молчу

Землетрясениями кричу.

Я гневаюсь раскатом грома.

Хочу быть чистым и здоровым!  Очнитесь, люди!

Слайд №12 Чистая страница

Воспитатель: Почему в лесу никто не живет?

Дети: Человек разрушил жизнь леса.

Воспитатель: Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа. Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и исправим ошибки человека.

Воспитатель: Конверт №1. Задание «Угадай по описанию»

Ребята, надо на слух, по описанию узнать и назвать деревья, которые растут в лесу, некоторые из них растут на участке нашего детского сада. Слушайте внимательно, тот, кто отгадает должен найти силуэт дерева и «посадить его в нашем лесу».

1. - Это дерево весёлое, нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листьями, а осенью обсыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят его в зимнее время посещать разные птицы: снегири, свиристели. (Рябина).

        5.- Это  мощное, величественное дерево. Ствол толстый, покрыт коричнево-серой корой с извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем глубже трещины.  Его  сравнивают с богатырской силы. Цветёт  в мае. Плоды — желуди — созреваю осенью. Полакомиться желудями любят многие лесные жители: кабаны, олени, полевые мыши, сойки.   (Дуб)

2. - Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о ней сложено, сколько стихов написано. Стройная, с белой корой, с тонкими поникшими ветвями и говорливой листвой, ещё у неё имеются серёжки с семенами. (Берёза).        Каждый, кто проходит весной, мимо этого дерева, восклицает: «Ах, какой аромат!» Оно усыпано пушистыми кистями белых, душистых цветов. Сильный его аромат не только приятен, но и полезен, воздух очищает от микробов. (Черёмуха).

3.- Это стройное дерево  с пушистыми ветками, покрытыми не листьями, а   хвоей.   У  него  крона гуще, чем у сосны. Она хорошо переносит недостаток света и не погибает, а просто перестает расти.  Листья-хвоинки остаются зелеными и в зимнюю пору. В её плодах шишках, под чешуйками прячутся семена.  На её ветвях – лапах вьют свои гнезда разные звери и птицы.  А в новогодние праздники его наряжают и водят вокруг хороводы.  (Ель)        7.- Это дерево легко отличить от других деревьев по большим узорным листьям с пятью острыми концами.  Оно особенно красиво  осенью. Листочки  окрашиваются в разные цвета: желтый, красный, оранжевый, багряный, золотистый. Плоды  похожи на маленькие пропеллеры. Осенью они отрываются от веток, и ветер разносит их по окрестностям.

Дерево быстрорастущее. Молодые побеги, которые получают достаточно влаги, тепла и света, за год подрастают примерно на метр.                      (Клён)

4. - Это дерево легко узнать по стволу почти чёрного цвета. В начале лета зацветает оно душистыми жёлтыми цветками. Из них заваривают лечебный чай. Охотно посещают богатые сладким нектаром цветки разные насекомые. А пчёлы делают из ароматного сока вкусный целебный мёд. (Липа)

        8. - Это величественное стройное дерево с зеленовато-серым гладким стволом и густой кроной великолепно вписывается в ландшафтный дизайн, украшает городские скверы, площади, улицы. В городе  играет роль санитара. Он очищает воздух от пыли и копоти и выделяет в атмосферу большое количество кислорода. Цветет  ранней весной, еще до того, как распустятся на нем первые листочки. Уже в конце мая на тополях созревают плоды — коробочки с большим количеством мелких семян. Семена эти покрыты длинными шелковистыми волосками — в народе их называют тополиным пухом. (Тополь)

 Дети расставляют по группе силуэты деревьев.. (или листья из гербария) имитируя оживление леса.

Воспитатель: Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья. Приятно бегать меж стволов и играть в подвижные игры.

Воспитатель: Конверт № 2: Задание «Экологический опрос»

Надо закончить предложение:

- Что будет, если прольется нефть в реку или в море….

- Что будет, если вырубить лес….

- Что будет, если уничтожить хищных птиц….

- Что будет, если осушить водоемы…

Воспитатель:

– Кого ещё не хватает в нашем лесу?

Дети: Не хватает птиц и зверей

Воспитатель: Следуем дальше! У нас с вами конверт №3 «Загадки»

1. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит (ёж)

2. Зимой спит, летом ульи ворошит (медведь)

3. Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадёт (лиса).

4. Вьется веревка, на конце головка (змея).

На столе стоят игрушки животных кто, загадку отгадал, тот находит отгадку среди этих животных и ставит её среди деревьев.

Воспитатель: Вот, оказывается, как трудно решать экологические проблемы. Мы славно потрудились, давайте немного отдохнем

Слайд № 13 Игра

Физкультминутка        Подвижная игра «Земля, вода, огонь, воздух»

Дети становятся в круг, в середине - ведущий. Он произносит одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Играющие должны изобразить того, кто обитает в этой среде. При слове «огонь» все должны прыгать на месте. Сюжет повторяется 3-4 раза.

Слайд №14 Лес

Воспитатель: Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках. Прислушайтесь, как оживляется наш лес.

Д/У «Узнай птицу» кто, отгадал, тот находит изображение плицы, приклеивает его к силуэту дерева. (Дети отгадывают птиц по  звуку: сова,  кукушка, дятел)

Слайд №15 Звери и птицы

Звери и птицы благодарят нас за помощь.

Природа – главное слово в нашем задании. Ведь охрана природы – главная цель экологии. А мы продолжаем наше путешествие по экологической тропе.

Задание № 4 (Работа с природоохранительными знаками.)

Чтоб сохранить красу родной Земли,

Чтобы сберечь растенья и цветы,

Все исчезающие виды

В книгу Красную сейчас занесены.

Воспитатель: На столе у вас  знаки – напоминания о поведении человека в лесу. Рассмотрите их и расскажите о значении экологического знака, если вы с ним согласны его нужно дополнить красной линией и повесить   на доску.

Итак, что нельзя делать в лесу?

•        Не лови красивых насекомых.

•        Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны

•        Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу

•        Не жги костры

•        Не рви цветы

•        Не руби деревья

•        Не ломай ветки

•        Нельзя брать с собой домой лесных жителей.

Итог:  

Воспитатель: Наша прогулка по экологической тропе подошла к концу. В заключение я хочу произнести слова китайской мудрости, которая гласит:

Путешествие в тысячу миль начинается с одного шага.

Давайте все вместе сделаем этот шаг навстречу природе.

Что мы сегодня вспомнили, о чём говорили, кому помогли?

 Если вы готовы принимать активное участие в деле охраны природы, возьмите листочек и прикрепите его на нашу стену (дети прикрепляют листики). Посмотрите, как преобразилась наша группа! И пусть также вклад каждого из нас в дело охраны природы преобразит всю нашу планету! И тогда человек будет по-настоящему счастлив!

      Не разрушайте природы дом,    Девчонки и мальчишки!

      Иначе эти чудеса      останутся лишь в книжках


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект путешествия по экологической тропе.

Конспект позволяет расширить представление детей о растениях ближайшего окружения....

Конспект занятия на экологической тропинке «Путешествие в осень»

Цели: Помочь увидеть многоцветие осени, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира, поэзию, живопись, музыку, учить проявлять свой эмоциональный всплеск в практической применении через рису...

КОНСПЕКТ экскурсии по экологической тропе «В гости к рябинке и березке» (младшая группа)

     Цель: формирование экологической культуры  у детей младшего возраста через воспитание бережного отношения к природе.       Задачи:- формир...

Конспект НОД на экологической тропе II младшая группа «Покормите птиц зимой.»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».Задачи. Познакомить детей с жизнью птиц, зимующих в на...

Конспект экскурсии по экологической тропе для детей старшей группы.

Сообщить детям новые знания о растениях и животных, закрепить и обогатить имеющиеся знания детей; Пополнять словарь детей новыми для них словами. Воспитывать привычку заботиться о природе и её обитате...

Конспект "Путешествие по экологической тропе детского сада"

Важное место в систем накопления каждым ребенком личного опыта экологичеки правильного взаимодействия с природой ближнего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответстви...