Конспект НОД "Прогулка по экологической тропе"
план-конспект занятия по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ»
Цель:
1. Систематизировать представления детей о значении природы в жизни людей, об изменениях в природе в результате деятельности человека.
2. Сформулировать Правила друзей Природы.
3.Воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи:
1. Расширить представления детей о красоте природы родной страны;
2. Развивать познавательную активность, любознательность, связную речь, воображение, игровые умения детей;
3. Воспитывать бережное отношение к природе и сохранению экологии.
Материалы и оборудование: презентация, конверты с заданиями, силуэты деревьев, лесных птиц, диких животных; экологические знаки охраны природы (поведение в лесу), красные фломастеры.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа - диалог, рассматривание слайдов презентации и беседа по ним, подведение итогов.
Ход занятия:
Воспитатель: Сюрпризный момент - В группу влетает самолетик из бумаги (зелёного цвета с текстом – с одной стороны; вопросы блиц опроса с другой) на нем написано:
"Я сорвал цветок, и он увял, я поймал мотылька, и он умер, и тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».
Воспитатель:
- Дети, как вы понимаете эти слова? (Ответы детей).
Да, действительно природой надо восхищаться, любоваться, беречь её. Приходя в лес, на луг, реку, в поле надо быть гостем. Не сорить, не шуметь, не рвать, не топтать. А вы часто бываете на природе? (Ответы детей).
Сегодня, я предлагаю отправиться на прогулку в лес. Согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Итак, начинаем с разминки, но она не простая, а на смекалку и ваши знания. Я задаю вопрос, а вы быстро даёте ответ.
Блиц опрос:
-Что делает ёж зимой? (спит)
- Кто был летом рыжий, а зимой становится серый? (белка)
-Лось теряет рога каждую зиму? (да)
- Ястреб хищная птица? (да)
- Кукушка хорошая мама? (нет)
- Камень относится к живой природе? (нет)
-Кувшинка растет в лесу? (нет)
- Какая трава самая горькая? (полынь)
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в Зеленую страну по экологической тропе. Зеленый цвет – это цвет живой природы. А природу можно сравнить с большой увлекательной книгой. Любая травинка, каждая птичка, каждая бабочка – это страницы книги природы. Мы - её часть и призваны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями. Мы все - дети природы.
Послушайте историю о лесе.
Слайд №1 Лес
– Жил был лес.
Слайд №2 Птицы
– Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. Прислушайтесь (звучит аудиозапись голосов птиц филина, кукушки, дятла, соловья)
Слайд №3 Звери
– Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. ( белка, медведь, волк, ёж, лиса и др.)
Слайд №4 Человек
– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.
Слайд №5 Вырубка леса
– Стал человек тогда вырубать лес.
Слайд №6 Пожар в лесу
– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.
Слайд №7 Загрязнение водоемов.
– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.
Слайд №8 Воздух
– Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.
Слайд №9 Засорение отходами
– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).
Слайд №10 Звери спасаются из опасного леса
– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.
Слайд №11 Просьба леса
И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.
Ребенок:
- Я - лес! Я — в беде! Взгляните, люди, на меня:
Пылаю я в дыму огня. Меня взрывают, роют, жгут.
Меня совсем не берегут бутылки, банки, коробки.
Погибну скоро я с тоски. Услышьте голос мой родной
Я плачу дождевой слезой. Я задыхаюсь, не молчу
Землетрясениями кричу.
Я гневаюсь раскатом грома.
Хочу быть чистым и здоровым! Очнитесь, люди!
Слайд №12 Чистая страница
Воспитатель: Почему в лесу никто не живет?
Дети: Человек разрушил жизнь леса.
Воспитатель: Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа. Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и исправим ошибки человека.
Воспитатель: Конверт №1. Задание «Угадай по описанию»
Ребята, надо на слух, по описанию узнать и назвать деревья, которые растут в лесу, некоторые из них растут на участке нашего детского сада. Слушайте внимательно, тот, кто отгадает должен найти силуэт дерева и «посадить его в нашем лесу».
1. - Это дерево весёлое, нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листьями, а осенью обсыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят его в зимнее время посещать разные птицы: снегири, свиристели. (Рябина).
5.- Это мощное, величественное дерево. Ствол толстый, покрыт коричнево-серой корой с извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем глубже трещины. Его сравнивают с богатырской силы. Цветёт в мае. Плоды — желуди — созреваю осенью. Полакомиться желудями любят многие лесные жители: кабаны, олени, полевые мыши, сойки. (Дуб)
2. - Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о ней сложено, сколько стихов написано. Стройная, с белой корой, с тонкими поникшими ветвями и говорливой листвой, ещё у неё имеются серёжки с семенами. (Берёза). Каждый, кто проходит весной, мимо этого дерева, восклицает: «Ах, какой аромат!» Оно усыпано пушистыми кистями белых, душистых цветов. Сильный его аромат не только приятен, но и полезен, воздух очищает от микробов. (Черёмуха).
3.- Это стройное дерево с пушистыми ветками, покрытыми не листьями, а хвоей. У него крона гуще, чем у сосны. Она хорошо переносит недостаток света и не погибает, а просто перестает расти. Листья-хвоинки остаются зелеными и в зимнюю пору. В её плодах шишках, под чешуйками прячутся семена. На её ветвях – лапах вьют свои гнезда разные звери и птицы. А в новогодние праздники его наряжают и водят вокруг хороводы. (Ель) 7.- Это дерево легко отличить от других деревьев по большим узорным листьям с пятью острыми концами. Оно особенно красиво осенью. Листочки окрашиваются в разные цвета: желтый, красный, оранжевый, багряный, золотистый. Плоды похожи на маленькие пропеллеры. Осенью они отрываются от веток, и ветер разносит их по окрестностям.
Дерево быстрорастущее. Молодые побеги, которые получают достаточно влаги, тепла и света, за год подрастают примерно на метр. (Клён)
4. - Это дерево легко узнать по стволу почти чёрного цвета. В начале лета зацветает оно душистыми жёлтыми цветками. Из них заваривают лечебный чай. Охотно посещают богатые сладким нектаром цветки разные насекомые. А пчёлы делают из ароматного сока вкусный целебный мёд. (Липа)
8. - Это величественное стройное дерево с зеленовато-серым гладким стволом и густой кроной великолепно вписывается в ландшафтный дизайн, украшает городские скверы, площади, улицы. В городе играет роль санитара. Он очищает воздух от пыли и копоти и выделяет в атмосферу большое количество кислорода. Цветет ранней весной, еще до того, как распустятся на нем первые листочки. Уже в конце мая на тополях созревают плоды — коробочки с большим количеством мелких семян. Семена эти покрыты длинными шелковистыми волосками — в народе их называют тополиным пухом. (Тополь)
Дети расставляют по группе силуэты деревьев.. (или листья из гербария) имитируя оживление леса.
Воспитатель: Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья. Приятно бегать меж стволов и играть в подвижные игры.
Воспитатель: Конверт № 2: Задание «Экологический опрос»
Надо закончить предложение:
- Что будет, если прольется нефть в реку или в море….
- Что будет, если вырубить лес….
- Что будет, если уничтожить хищных птиц….
- Что будет, если осушить водоемы…
Воспитатель:
– Кого ещё не хватает в нашем лесу?
Дети: Не хватает птиц и зверей
Воспитатель: Следуем дальше! У нас с вами конверт №3 «Загадки»
1. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит (ёж)
2. Зимой спит, летом ульи ворошит (медведь)
3. Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадёт (лиса).
4. Вьется веревка, на конце головка (змея).
На столе стоят игрушки животных кто, загадку отгадал, тот находит отгадку среди этих животных и ставит её среди деревьев.
Воспитатель: Вот, оказывается, как трудно решать экологические проблемы. Мы славно потрудились, давайте немного отдохнем
Слайд № 13 Игра
Физкультминутка Подвижная игра «Земля, вода, огонь, воздух»
Дети становятся в круг, в середине - ведущий. Он произносит одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Играющие должны изобразить того, кто обитает в этой среде. При слове «огонь» все должны прыгать на месте. Сюжет повторяется 3-4 раза.
Слайд №14 Лес
Воспитатель: Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках. Прислушайтесь, как оживляется наш лес.
Д/У «Узнай птицу» кто, отгадал, тот находит изображение плицы, приклеивает его к силуэту дерева. (Дети отгадывают птиц по звуку: сова, кукушка, дятел)
Слайд №15 Звери и птицы
Звери и птицы благодарят нас за помощь.
Природа – главное слово в нашем задании. Ведь охрана природы – главная цель экологии. А мы продолжаем наше путешествие по экологической тропе.
Задание № 4 (Работа с природоохранительными знаками.)
Чтоб сохранить красу родной Земли,
Чтобы сберечь растенья и цветы,
Все исчезающие виды
В книгу Красную сейчас занесены.
Воспитатель: На столе у вас знаки – напоминания о поведении человека в лесу. Рассмотрите их и расскажите о значении экологического знака, если вы с ним согласны его нужно дополнить красной линией и повесить на доску.
Итак, что нельзя делать в лесу?
• Не лови красивых насекомых.
• Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны
• Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу
• Не жги костры
• Не рви цветы
• Не руби деревья
• Не ломай ветки
• Нельзя брать с собой домой лесных жителей.
Итог:
Воспитатель: Наша прогулка по экологической тропе подошла к концу. В заключение я хочу произнести слова китайской мудрости, которая гласит:
Путешествие в тысячу миль начинается с одного шага.
Давайте все вместе сделаем этот шаг навстречу природе.
Что мы сегодня вспомнили, о чём говорили, кому помогли?
Если вы готовы принимать активное участие в деле охраны природы, возьмите листочек и прикрепите его на нашу стену (дети прикрепляют листики). Посмотрите, как преобразилась наша группа! И пусть также вклад каждого из нас в дело охраны природы преобразит всю нашу планету! И тогда человек будет по-настоящему счастлив!
Не разрушайте природы дом, Девчонки и мальчишки!
Иначе эти чудеса останутся лишь в книжках
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект путешествия по экологической тропе.
Конспект позволяет расширить представление детей о растениях ближайшего окружения....
Конспект занятия на экологической тропинке «Путешествие в осень»
Цели: Помочь увидеть многоцветие осени, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира, поэзию, живопись, музыку, учить проявлять свой эмоциональный всплеск в практической применении через рису...
КОНСПЕКТ экскурсии по экологической тропе «В гости к рябинке и березке» (младшая группа)
Цель: формирование экологической культуры у детей младшего возраста через воспитание бережного отношения к природе. Задачи:- формир...
Конспект НОД на экологической тропе II младшая группа «Покормите птиц зимой.»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».Задачи. Познакомить детей с жизнью птиц, зимующих в на...
Конспект экскурсии по экологической тропе для детей старшей группы.
Сообщить детям новые знания о растениях и животных, закрепить и обогатить имеющиеся знания детей; Пополнять словарь детей новыми для них словами. Воспитывать привычку заботиться о природе и её обитате...
Конспект "Путешествие по экологической тропе детского сада"
Важное место в систем накопления каждым ребенком личного опыта экологичеки правильного взаимодействия с природой ближнего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответстви...