«ЮГРА НА КАРТЕ СТРАНЫ»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гусейнова Айгюн Идрис кызы

Югра является одним из богатых ройонов России. Именно в нашем регионе добывается большая часть нефти и газа России. Югра богат лесами, водными ресурсами, ягодами . На территории Югры живут коренные жители региона ханты и манси. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_guseynova_yugra_na_karte_strany.docx35.45 КБ

Предварительный просмотр:

Модуль «Природа»

Блок «География Югры»

Тема: «ЮГРА НА КАРТЕ СТРАНЫ»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Возраст: 6-7 лет

Цель: углубление и расширение знаний детей о родном крае.

           Задачи:

Образовательные

1.Систематизировать знания детей о природе нашего края, лесе, животном и растительном мире, его богатстве, климате, население, и промышленности.

2.Дать знания о профессии нефтяника и о процессе добыча нефти.

Развивающие

1.Развивать интерес к родному краю.

2. Развивать умение рассуждать, делать выводы.

3. Развивать связную речь.

Воспитательные

1.Воспитывать нравственно - патриотические чувства, гордость, гуманизм, желание сохранить и приумножить богатства своего края.

2. Воспитывать умение работать в паре.

3.Воспитывать уважение к людям, к их труду.

Предварительная работа: рассмотрение иллюстраций на тему «Моя Югра», «Народы Севера», наблюдение на прогулке, чтение художественной литературы народов севера, ознакомление  с образом жизни народов ханты и манси, подвижные игры народов Севера.

Словарная работа: Югра, дикорос, тайга, водоемы, геолог, месторождения, скважина, разведчики, трубопроводы.

Материалы: конверт с письмом, презентация «Природа Югры», два мольберта, иллюстрации деревьев, интерактивная дидактическая игра «Найди лишнюю картинку», глобус. Конверты с разрезными картинками, палочки Кюзиенера.

Ход

  1. Организационной момент: (На столе у воспитателя лежит письмо. Воспитатель обращает внимание детей на письмо).

В: Ребята, когда я сегодня шла на работу, наш охранник вручил мне это письмо. Давайте посмотрим, от кого оно.

«Здравствуйте ребята. Меня зовут Ваня. Мне 6 лет. Я воспитанник детского сада «Сказка», которое находится в городе Волгоград. Недавно мы с папой смотрели передачу «Города России». Тот выпуск был посвящен городу Ханты-Мансийск. Если честно, я первый раз слышал о вашем регионе. Я папе сказал, что когда вырасту, то обязательно поеду в Ханты-Мансийский автономный округ. На что папа сказал: «А что там интересного? Всегда холодно, зима длинная, а лето короткое и много мошек». Ребята, скажите, пожалуйста, неужели папа прав? Кроме долгой зимы и мошкары в регионе Югра ничего хорошего нет?»

  1. Мотивационно - ориентировочный этап:

В: Ну, что, ребята, поможем Ване поближе узнать нашу любимую Югру?

В: Тогда слушайте мое стихотворение.

Югорский край – заветный край России,

Земля легенд сказок старины.

В твои просторы, зори молодые

Мы с детских лет всем сердцем влюблены.

Как добрый друг, хозяйка той земли,

Я вам в пути поддержку обещаю,

И в край угорских всех вас приглашаю.

В: Ребята, о чем моё стихотворение? (О Югре).

В: А что такое Югра? (Это наша малая родина - Ханты-Мансийский автономный округ).

В: Почему наш округ называется Ханты-Мансийским? (Потому что ханты и манси - коренные жители нашего округа).

Воспитатель: Молодцы, ребята. В древние времена народы ханты и манси называли обские угры. УГ- это река, РА- народ, что означает люди. Поэтому землю, где они жили, стали называть Угрой, позже Югрой. Ребята, сегодня у нас пройдет необычное занятие. За каждый правильный ответ вы получите конверт. В конце занятия мы раскроем все конверты и посмотрим, что у нас получится. На интерактивной доске 6 слайдов. На каждом слайде вы увидите одну картину. Тема и вопросы слайда будут связаны с этой картиной. За каждый правильный ответ вы получите конверт. В конце занятие мы откроем конверты и посмотрим, что у нас получится. А чтобы Ваня тоже узнал про нашу Югру, мы снимем наше занятие на видеокамеру. И так, мы начнем (выходит желающий ребенок, нажимает на один из слайдов).

3. Практический этап

В: Что мы видим на картинке? (Пейзаж).

В: Правильно, ребята. Это фото-пейзаж природы Югры. А, что мы видим в пейзаже?  (Лес, вода, снег).

В: Что нам хотел сказать фотограф? (Наша Югра богата лесами, озерами, реками. И в нашем регионе зима - самое длинное время года).

В: Правильно, ребята. Природа Югры очень живописная, красивая. Она находится у подножия Уральских гор, среди кедровых лесов и болот. Две великие сибирские реки Обь и Иртыш и их притоки, 300000 озер образуют водный бассейн Югры. Больше половины территории округа занимают леса. Как называется наш лес? (Тайга)

В: Какие деревья растут в тайге? (Сосна, ель, пихта, лиственница, сибирская береза, ольха, тополь черный).

В: Молодцы, ребята. У меня для вас задания. Перед вами два мольберта. Вы должны прикрепить лиственные деревья на первый мольберт, а хвойные деревья - на второй мольберт (на столе лежат картинки деревьев. Дети поднимают и прикрепляют картинки на мольберт).

 - С этим заданием вы справились.

В: Ребята, наша Югра богата не только деревьями, но и дикоросами. Как вы понимаете это слово?  (Это означает, что растения дико растут, сами по себе).

В: А какими дикоросами богата наша Тайга? (Ягодами, грибами).

В: Молодцы, ребята. Природа ХМАО-Югра богата пищевыми и лекарственными растениями.(показ картинок по теме «Ягоды»). К пищевым и лекарственным видам растений на территории автономного округа, относятся: брусника, клюква, голубика, черника, морошка, малина, смородина, багульник, шиповник, смородина и т.д. (каждое название ягод сопровождается с показом картинок). Сейчас вам предлагаю немного отдохнуть. Поиграем в игру «Гриб, ягода, дерево». Посмотрим, кто у нас самый внимательный (дети стоят в кругу, играет музыка, дети танцуют. Если воспитатель говорит гриб - дети показывают шапочку, если дерево - дети поднимают руки как ветки, если говорит ягода - дети садятся на корточки).

В: Молодцы, ребята, с  первым заданием вы справились и получаете от меня первый конверт. А, сейчас переходим на второй вопрос (выходит ребенок и нажимает на следующий слайд).

В: Что мы видим на картинке? (Времена года).

В: Как вы думаете, о чем мы будем говорить? (О климате Югры).

В: Молодцы! Ребята, какое время года у нас дольше длится?  (Зима).

В: Правильно, ребята. Климат Югры типично континентальный, с длинной, холодной, снежной и сказочной зимой и коротким теплым летом. Снежный покров лежит на Юго-западе около 180 дней, а на севере до 210 дней. Лето теплое, но короткое. Продолжительная, суровая зима, которая подходит этому климату, начинается в октябре и заканчивается лишь в конце апреля. С июня по середину сентября длится таёжное лето. И такая затяжная зима позволяет нам, югорчанам, заниматься разными видами зимнего спорта и развивать туризм в нашем регионе. Приезжать сюда можно в любое время года. Но особенное время года для Югры - конечно, зима. Власть нашего округа развивает ХМАО как туристический центр.

    Ребята, а какие виды зимнего спорта пользуется интересом у югорчан?

(Катание на санках, лыжах, хоккей, горные лыжи, санный спорт, сноубординг).

В: Вы молодцы. Сейчас я вам предлагаю сиграть в дидактическую игру «Найди лишнюю картинку» (на интерактивной доске показаны четыре картинки. Три картинки связаны с зимними видами спорта, одна картинка - с летним видом спорта. Ребёнок выходит и нажимает на картинку, которую он считает лишней. Если отгадает правильный ответ, то картинка увеличивается вдвое. Игра повторяется 3-4 раза)

В: С этим заданием вы тоже справились. Получите от меня второй конверт. Молодцы ребята. Переходим на следующий вопрос. Выходит ребенок и нажимает на следующий слайд.

В: Ребята, что мы видим на картинке?  (Диких животных).

В: Что это означает? (Это означает, что в наших лесах много животных).

В: Правильно, ребята. Наша тайга не только дом для растений, но и дом для многих животных. А какие животные живут в наших лесах? (Лоси, олени, кабаны, лисицы, белки, куницы, медведи и т. д.)

В: Молодцы, ребята. На территории ХМАО зарегистрировано 60 видов млекопитающих, около 260 видов птиц и 42 вида рыб.  Ребята, а кого называют «хозяином тайги»? (Бурый медведь).

В: Ребята, а что такое Красная книга Югры? (Это книга, куда записывают редких животных и растений).

В: А почему она красного цвета? (Красный цвет это сигнал тревоги).

В: Правильно, ребята. Красной цвет - это сигнал тревоги и опасности. Немало в Югре животных, занесенных в красную книгу России. Такие как росомаха, европейская норка и западноевропейский  речной бобр. Орнитофауна округа тоже удивляет, её составляет более 250 различных видов птиц. А сейчас мы немного отдохнём.

Физминутка (пальчиковая гимнастика «Лесное население»)

Животных следы мы как книгу читаем.

В лесу кто живет, мы легко отгадаем:

Вот лисьи следы,

Вот волчьи, лосиные,

Кабаньи и заячьи,

Медвежьи, ежиные.

Вот беличьи, рысьи,

А это – оленьи.

Какое большое в лесу население!

В: Молодцы, возьмите третий конверт. Переходим на следующий вопрос (выходит ребенок и нажимает на следующий слайд). Что мы видим на картинке?  (Реки, озера).

В: Ребята, обратите внимание на макет нашей земли (показ глобуса). Каким цветом обозначена вода на глобусе? (Синим цветом).

В: А какого цвета больше на глобусе? (Синего цвета).

В: Почему? (Потому что на нашей земле воды больше чем суши).

В: Какие большие реки встречаются на территории нашего округа?

(Обь и Иртыш).

В: Правильно, ребята. Кто из вас пролетал на самолете над территорией Югры. Чего больше над крылом самолета - суши или воды? (Воды больше).

В: Ребята, а вы знаете, где есть вода? (Вода есть в морях, океанах, реках, прудах, ручьях, и родниках).

В: Ребята для чего нам нужна вода? (Вода это жизнь, без воды не может существовать ни человек, ни растение, ни животное).

В: Правильно, ребята. Еще по воде перевозят грузы. Югра - это край сотен озёр, подземных вод, больших и малых рек.

В: Вы молодцы, с этим заданием тоже справились и получаете от меня следующий конверт. Переходим на следующий слайд (выходит ребенок и нажимает на следующий слайд). Что мы видим на картинке? (Это ханты и манси).

В: Ребята, мы сегодня с вами часто употребляли название нашего округа. Почему наш округ  так называется? (Потому, что ханты и манси коренные жители нашего округа).

В: А как вы понимаете слово коренные жители? Дети: Коренные жители - это люди, родившиеся на этой земле.

В: Чем занимаются ханты и манси? (Оленеводством, рыболовством, собирательством).

В: Правильно. Важным промыслом для ханты и манси является оленеводство. Олени - самые главные помощники коренных народов. Их используют как транспорт, еду, одежду, музыкальный инструмент. «Олени - наши друзья», - говорят ханты. Их шкуры используют при строительстве дома. Как называется жилище у хантов? (Чум).

В: Чум - это традиционной дом  ханты и манси. Летом он из бересты, а зимой - из оленьей шкуры.

В: А мех оленя для чего пользуют? (Для пошива одежды).

В: А почему из меха шьют?  (Потому что мех теплый).

В: Ребята, я вам предлагаю сиграть в народную игру хантов. Игра называется «Ловля оленей». Для этого мы разделимся на 2 команды. Дети первой команды олени, дети второй команды пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг. Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкается тогда, когда поймано большее число игроков. А олени стараются не попадать в круг (игра повторяется 2-3 раза).

В: Молодцы, отдохнули хорошо. Ребята, а кроме хантов, какие ещё народы живут на территории нашего округа? Дети: русские, башкиры, татары, украинцы, кумыки, азербайджанцы и т.д

В: Правильно, ребята. В нашем регионе проживают 125 национальностей. Общая численность населения  больше 1600000. А чем занимаются другие люди в ХМАО-Югре? Дети: Они добывают нефть и газ. Работают в школах, в садах, работают врачами.

В: Правильно. Люди, когда-то приехавшие сюда за работой, превратили Север из места работы в место для жизни.

     Вы получаете еще один конверт.

В: У нас с вами остался последний слайд. (Выходит ребенок и нажимает на последний слайд). Что мы видим на картинке? (Нефтяные вышки).

В: А какую роль играет нефть в жизни округа. (Наш округ славится с добычей нефти и газа).

В: Как называют людей, которые добывают нефть? (Нефтяники).

В: Правильно, ребята. Нефть очень полезное ископаемое. С её помощью мы получаем свет и тепло. Из него делают парафин для свечей, бензин, резину, линолеум, пластмассу, дерматин, асфальт.

   А вы знаете, кто первооткрыватель сибирской нефти? (Нет).

В: Ребята, в середине прошлого века началось освоение нашего края. В наших землях нашли ценное, полезное ископаемое - нефть. Нашел её советский геолог Фарман Курбанович Салманов. Уверенность в собственных силах помогла ему настоять на своем в самом начале карьеры, когда никто не верил в сибирские нефтяные месторождения и 21 марта 1961 года из скважины №1 в Мегионе забил нефтяной фонтан (рассказ воспитателя сопровождается показом фотографии известного геолога).

 -  Добыча нефти производится людьми различных профессией и специальностей, которых можно объединить под общим названием нефтяники. Сначала геологи находят месторождения, потом рабочие готовят это место для бурения скважины.  После этого буровики бурят разведочные скважины. Если найдена нефть, то трубопроводчики проводят трубопроводы для эксплуатации и после этого её нужно подготовить для дальнейшей транспортировки (каждый этап добычи нефти сопровождается показом слайдов).

В: Ребята, как вы думаете, чем опасны аварии на нефтепроводах? (Это опасно для живой природы).

В: От разлива нефти погибают растения и животные, жители водоемов.

   А сейчас я вам предлагаю разделиться по командам и выполнить задание: выложить из палочек Кюзиенера нефтяную вышку (продуктивная деятельность за столами).

  4. Рефлексивно-оценочный этап

В:  Вы сегодня работали отлично и получаете последний конверт. Предлагаю раскрыть все конверты на полу и посмотрим, что у нас получилось (дети открывают все конверты, из разрезанных картинок на полу составляют панно «Спасти и сохранить»).

В: Ну, что, ребята, доказали мы Ване и его папе, что в Югре очень интересно?

- Какая она, наша Югра? (Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"...

Квест "Карта "Страны сказок"

Квест для детей старшего дошкольного возраста, включающий спортивные и интеллектуальные задания. Проводится на территории детского сада в тёплое время года....

Проект "Мой город, моя страна, ХМАО-ЮГРА"

Данный проект раздвигает рамки краеведческого образования детей и даёт возможность раскрыть более полную картину познания родного края, приобщение к его культурному наследию; предусматривает более тес...

Конспект логопедического занятия в форме квест- игры в подготовительной к школе группе "Поиск карты страны Красивой речи"

Цель: создать условия для развития речи, совершенствования звуковой стороны речи....

Технологическая карта "Моя ЮГРА"

Создание условий для развития у детей чувства уважения и любви к своей малой родине, к ее самобытной культуре через художественно-эстетическое развитие. Конспект развлечения....