Технологическая карта "Моя ЮГРА"
материал

Емельянова Оксана Михайловна

Создание условий для развития у детей чувства уважения и любви к своей малой родине, к ее самобытной культуре через художественно-эстетическое развитие. Конспект развлечения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_starshey_gruppe_poyugra.docx29.64 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта развлечения «Моя ЮГРА»

Тема: «Моя Югра»

Возрастная группа: старшая группа

Форма совместной деятельности: развлечение

Форма организации: Фронтальная (групповая)

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

ЦЕЛЬ: Создать условия для развития у детей чувства уважения и любви к своей малой родине, к ее самобытной культуре

Целевые ориентиры: Любознательность, инициативность, проявление самостоятельности в разных видах деятельности. Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх; Способность к принятию собственных решений; Умение подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Задачи:

1. Обучающие задачи:

  • Развивать речевое общение со взрослыми и со сверстниками.
  • Приобщать к богатому наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству.
  • Углублять знания детей об истории народов региона, их быту, традициям.
  • Закреплять знания о животном и растительном мире ХМАО-ЮГРА.

 2. Развивающие задачи:

     . Расширять знания детей о жизни, культуре народов ХМАО через национальные игры, песни.

     . Развивать творческий потенциал дошкольников.

     . Развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать, развивать доказательную речь.

3. Воспитательные задачи:

  • Способствовать установлению доброжелательных отношений между детьми.
  • Воспитывать у детей нравственные качества: доброту, заботу.

Подготовительная работа:

  Беседы о истории ХМАО-ЮГРА, рассматривание иллюстраций, альбомов по теме, чтение художественной литературы по теме, знакомство с национальными подвижными играми, пословицами, подбор музыкальных произведений по теме, подготовка атрибутов для развлечения, Выставка работ по теме «Жизнь и быт народов ханты (изготовленная семьями родителей), Настольно-печатные игры по тематике.

Дидактический материал:

Демонстрационный материал:  ханты в верхней зимней одежде (2 рисунка ханты в верхней зимней одежде), экологические знаки

Раздаточный материал: предметные картинки ягод; игрушки животных (лось, медведь, волк, заяц, сова, белка, олень), орнаменты-полоски 5 видов,  стол с художественным материалом: клеем, салфетками, ножницами. Набор раскрасок.

Литературные средства: пословицы, загадки, легенды.

Музыкальные средства: песня «Любим мы свою Сибирь»

Оборудование: компьютер, колонки, мольберт, бубен

Этап деятельности

Содержание совместной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

  1. Организационный

Дети входят в зал под песню «

Воспитатель приветствует детей и гостей.

- Ситуативный разговор

Воспитатель: - Среди просторов нашей страны есть край, где живете вы, где ваш дом родной, а называется он – (Ханты-Мансийский автономный округ)

- А старинное название нашего округа – Югра. На территории округа проживает много национальностей. Но название округ получил благодаря коренным народам…- Каким? (Ханты и манси)

- Правильно ребята! Живут ханты и манси в тайге, растят детей, занимаются чем? (рыболовством, оленеводством, собирают ягоды и грибы, охотятся). Ханты и манси – мудрые народы. Мудрости они учатся у природы. Их так и называют – «Дети природы. Культура народов Севера очень разнообразна, очень много мифов и легенд у народов ханты и манси. Сегодня мы отправимся путешествовать по просторам бескрайней тайги – Югры.

Приветствует детей задаёт положительный эмоциональный настрой

Предлагает и корректирует выбор детей

Создаёт игровую ситуацию, показывает и свою заинтересованность. Ударом в волшебный бубен, воспитатель предлагает отправиться в дорогу на оленьих упряжках.

Приветствуют друг друга и гостей

Ответы детей

Игра «Оленьи упряжки»

Дети настроены на общение

Умение делать вывод и его аргументировать. Знакомство с историей округа

  1. Планированная деятельность

Детей встречает бабушка Анне в костюме ханты:

-Здравствуйте ребята!

Я – старая хозяйка Тайги,

Охраняю лес волшебный,

От рассвета до зари.

Много сказочных легенд я знаю

К себе в гости приглашаю!

Только я хочу узнать

Сможете ли загадки отгадать?

- А кто скажет, самое верное и необходимое животное для ханты и манси? Какие национальные пословицы об оленях вы знаете?

Легенда от бабушки Анне:

- Живут на нашем Севере старинные Легенды. Великое множество их. Весело и затейливо живут они в наших сердцах. Хотите услышать одну из них?

Задание 1. (Загадки)

- Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец, ходит смело и легко, рога раскинув широко?

- Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под снежный вой спит в избушке снеговой?

- Что за зверь зимой холодной ходит по лесу голодный?

Помогает четко и правильно произнести пословицу, обогащая словарный запас детей через знакомство с народным фольклором

- Оленю лучшая мерка – в дороге проверка.

- Знай, лучшее слово и оленя на путь выведет!

Воспитатель создает атмосферу загадочности и таинства

- Давным-давно жила Красивая девушка Айе. И не только красива она была внешне, но добрая,  и внимательная.  И любили ее все в округ. Проезжал, как-то по небу великий и грозный бог Торум увидел он ее и решил забрать с собой. Не хотела она покидать кроя родные, но ничего не поделаешь, пришлось уехать с ним.  Годы рыдала красавица Айе, а с неба на землю капали ее слезы и наполняли реки и озера. Вот так по легенде образовались в Югорской земле все водоемы. А как только, дождь пойдет, жители Севера знают, что Айе и до сих пор скучает по родным краям

Дети отгадывают загадки

Дети проговаривают пословицы и объясняют их значение

Дети слушают легенду.

Умение логически мыслить

Актуализирует и обогащает знаниевый опыт

Расширяются знания о жизни и быте ханты, познавательный интерес к литературному наследию

Вызвать эмоциональный отклик, чувство сострадания и восхищения к преданности родному краю.

 Приобщать к устному народному творчеству народов Севера.

-Ребята, а какие вы знаете реки нашего края?

-А теперь давайте поиграем в мою любимую национальную игру, которая так и называется «Ручейки и озера»

- Решение проблемных ситуаций: -  Ребята, вижу я что вы добрые и очень умные ребята, а любите ли вы природу? Тогда вам придется ответить на мои вопросы.

-Игра-задание «Кто больше назовет правил поведения на природе?»

Игра-конкурс «В Тайге»

_

Организует детей

Задание 2 (Экологические вопросы)

. Почему в нашем крае не живут бегемоты?

. Почему птицы бывают зимующими и перелетными?

. А скажите мне, изменится в лесу что-нибудь с исчезновением волков?

. А если в лесу погибнут все надоедливые каморы?

Задание 3 (Правила поведения на природе)

Организует игру, объясняя правила выполнения задания.

Задание 4. «Собери ягоды». «Найди таежных жителей». Вовлекает в познавательную деятельность

Дети предлагают свои варианты ответов

Дети выполняют движения под музыку

Дети предлагают решения на проблемные ситуации. Рассуждая, анализируя.

Дети делятся на две команды: -команда мальчиков и команда девочек. Предлагают ответы. В дополнение находят изображение экологического знака.

Команда девочек ищет карточки с таежными ягодами и называет их. Мальчики из предложенных моделей животных выбирают Северных животных. Поисково-познавательная деятельность

Получение в процессе игры положительных эмоций. Обеспечена потребность детей в движении.

Умение анализировать, делать выводы, аргументировать свои предположения. Развитие доказательной речи.

Умение слушать, выполнять выбранные правила. Реализована потребность детей в общении. Умение слушать и слышать друг друга

Проявляют познавательную активность в процессе деятельности. Умение находить правильный ответ.

- Ребята, мы сегодня много говорили о моем народе. Как вы думаете, что согревает ханты в морозную зиму?

- Из чего сшита их одежда?

- Как называется мужская меховая одежда?

- А женская?

Игровая ситуация. Злой бог Торум, разозлился на народ ханты и лишил их национального орнамента, отобрав все волшебные узоры.

Задание 5 (Украсим орнаментом одежду ханты)              Подвести к желанию детей помочь народу ханты.

Дети делятся на подгруппы. Мальчики украшают малицу, девочки – ягушку.  Напоминает, включает детей в самостоятельную деятельность. Предоставляет время для познавательной деятельности; предоставляет выбор в оформлении работы, наблюдает за детьми во время выполнения задания

Дети выбирает способ взаимодействия при выполнении совместной работы: в подгруппе, по желанию.  Если возникла трудность, дети обращаются за помощью к воспитателю и друг другу.

Проявляет познавательную активность в процессе деятельности. Умение подбирать необходимые материалы для работы. Сотрудничать с товарищами, договариваться.

Расширение творческого потенциала детей.

3. Рефлексия

- Хозяйка Тайги Анне прощается с ребятами

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Сегодня вы и пели и играли, и своими знаниями меня удивляли.

- Вам понравилось у меня,

- По старинному обычаю я хочу одарить вас подарками. Это раскраски, на которых изображены богатства Югорской земли.

Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); обеспечивает открытость на ориентированную самостоятельную или совместную со взрослым деятельность.  выполняют игровое упражнение «Оленята» и «возвращаются в детский сад

Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную) деятельность;

высказывают эмоциональный отклик.

Умение оценивать результат своей деятельности.

Умение выражать чувства.

 Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность. Устанавливать доброжелательные отношения между детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"...

Ознакомление старших дошкольников с природой Югры "Сладкая Югринка"

Презентация к занятию по уточнению представлений о природе северного края....

Консультация для родителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ХМАО-Югра)

Консультация для родителей , в котрой знакомлю с историёй образования Ханты- Мансийского автономного округа-югра....

Закон Ханты-мансийского автономного округа – Югры от 1 июля 2013 года № 68-оз «Об образовании в Ханты-мансийском автономном округе – Югре»

Статья 6. Инновационная деятельность в сфере образования автономногоокруга1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, и иныедействующие в сфере образования организации, а также их объ...

Момзикова Надежда. Анализ проекта на тему: «ЮГРА – НАШ ДОМ РОДНОЙ» для детей старшего дошкольного возраста. МБДОУ № 74 "ФИЛИППОК". ХМАО-Югра, г. Сургут.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребен...