Уровень обр. орг., Педагогический совет «Экологическое образование для устойчивого развития детей дошкольного возраста», МБДОУ ЦРР детский сад №1 «Солнышко», 29.11.2018г.
консультация
«Экология и здоровье», доклад
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_i_zdorove.docx | 213.57 КБ |
ped_sovet_ekologicheskoe_obrazovanie_dlya_ustoychivogo_razvitiya_detey_doshkolnogo_vozrasta.pdf | 375.84 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №1 «СОЛНЫШКО» Г. ДОЛГОПРУДНОГО
(МОДОУ ЦРР детский сад №1 «Солнышко»)
Педагогический совет
«Экологическое образование для устойчивого развития детей дошкольного возраста»
Доклад на тему
«Экология и здоровье»
Подготовила:
воспитатель
Нарчаева Унайзат
Шипауттиновна
от 29.11.2018г
г. Долгопрудный
2018г.
Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто.
Сократ
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, человек не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что индивидуум неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более. К сожалению, многие люди не соблюдают простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии, вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь. В связи с этим важной задачей человека и общества является привитие каждому мысли о заботе и оберегании собственного здоровья. Только четко спланированные мероприятия по укреплению физического состояния способны устранить или хотя бы ослабить пагубное воздействие окружающей среды и вредных привычек.
Тело нужно тренировать, загружать работой, учить выполнять максимально возможное количество движений, помогающих в достижении цели. Часто звучит понятие “любить своё тело, быть с ним в содружестве, помогать ему в сохранении здоровья и молодости”. Чтобы что-то любить, надо это знать. И чтобы помочь разобраться в основах здорового образа жизни, его принципах и составляющих, мы сегодня проводим эту консультацию. Проблема здоровья, развития и воспитания детей остаётся важнейшей государственной проблемой. Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья. В настоящее время воспитание культуры здоровья педагога приобретает такое же значение, как и его профессиональная подготовка.
Под культурой здоровья мы понимает не только информированность в области здоровье сбережения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье, здоровье окружающих и быть настоящим примером для подрастающего поколения, для формирования азов культуры здоровья у воспитанников детских садов.
Сохранение здоровья педагога и ребенка – это стратегическая проблема современного образовательного учреждения. Будущее нашей страны, закладывается уже сегодня в подрастающем поколении. Поэтому дошкольное учреждение следует рассматривать не только как образовательное учреждение, а прежде всего, как социальный институт занятости, защищенности и охраны здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса. Отрицательные эмоции (тревожность, депрессия, уныние, апатия и т. д.) легко переходят от педагога к ребенку. А отрицательное эмоциональное напряжение сужает работу сознания. Это делает проблему профессионального здоровья педагога в настоящее время одной из наиболее значимых. Охрану и восстановление профессионального здоровья педагогов образовательного учреждения мы видим в усилении различных методик педагогики, их связей между медициной и психологией, гигиеной и физической культурой, а также трудовым законодательством, потому что категория здоровья – это интегральное качество в системе “Здоровье – работоспособность – эффективность – развитие”.
Принцип к здоровью через образование стал новым направлением в современной педагогике, выразившимся в новом направлении, получившей название валеология, целью которой является формирование у подрастающего поколения культуры здоровья.
Формирование валеологической культуры педагога – непременное условие достижения образовательной и воспитательной цели. Этим должен обладать каждый педагог, поскольку здоровье не только общая ценность, но и вопрос национальной безопасности страны. Что же делается в нашем дошкольном учреждении:
• ежедневная физзарядка педагога с детьми;
• организация спортивных мероприятий;
• соблюдение режима дня и санитарно-гигиенических норм;
• консультации, Педсоветы, Деловые игры;
• участие педагогов в проводимых районных спортивных соревнованиях.
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. Недаром в народе говорят: «Здоровому все здорово!» Об этой простой и умной истине стоит помнить всегда, а не только в те моменты, когда в организме начинаются сбои и мы вынуждены обращаться к врачам, требуя от них подчас невозможного.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек сам творец своего здоровья! Вместо того чтобы грезить о «живой воде» и прочих чудотворных эликсирах, лучше с раннего возраста вести активный и здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Главное – здоровый образ жизни – комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия.
Основные элементы здорового образа жизни – плодотворная трудовая деятельность, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, рациональное питание, закаливание, отказ от вредных привычек.
Здоровый образ жизни и его принципы.
Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие. В основе здорового образа жизни лежат как биологические, так и социальные принципы. Образ жизни должен меняться с возрастом, он должен быть обеспечен энергетически, предполагать укрепление здоровья, иметь свой распорядок и ритм. В биологических принципах ЗОЖ необходимо отметить: питание, солнечный свет, тепло, двигательная активность, уединение и даже игры (преимущественно в детстве).
Но человек велик и разумен. Он живет в обществе (в социуме) и для его образа жизни недостаточно одних биологических принципов.
К социальным принципам здорового образа жизни относятся:
• эстетичность;
• нравственность;
• присутствие волевого начала;
• способность к самоограничению.
Здоровый образ жизни и его составляющие.
По современным представлениям в ЗОЖ входят следующие составляющие:
• отказ от вредных пристрастий (курение, алкоголизм, наркотики);
• рациональное питание;
• оптимальный двигательный режим;
• закаливание организма;
• личная гигиена;
• положительные эмоции
Понятие здоровья и здорового образа жизни
Для того, чтобы лучше понять, как именно стоит построить систему занятий физической культурой для спасения собственного организма, следует сначала четко уяснить себе, что мы хотим восстановить и с чего следует начать. Конечной целью любого оздоровительного процесса является достижения состояние здоровья.
Что же такое здоровье? Казалось бы, самый простой ответ должен гласить, что здоровье – это отсутствие болезней. Но такого понимания здоровья, распространённого в быту, недостаточно. Не случайно до сих пор не прекращаются дискуссии специалистов, пытающихся дать определение понятию здоровья.
По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «здоровье – состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном).
Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т. е. жизни в определенном человеческом обществе.
Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.
Следовательно, для достижения состояния здоровья необходимо и достаточно следить за
соблюдением порядка, в котором организм отвечает определениям всех трех типов здоровья. Это может быть достигнуто путем приобщения к какому-либо физкультурному сообществу или кружку. Однако в наше неспокойное настоящее у городского человека часто не находится свободного времени для принятия участия в подобных движениях. В этом случае индивидуум должен составить себе программу самостоятельно.
Обеспечение физического здоровья.
Необходимо изучать все составляющие здорового образа жизни: правильное питание, закаливание и использование других не медикаментозных методов оздоровления, использование биологически активных добавок к пище (БАД) для профилактики и оздоровления. В последние годы разрабатываются вопросы коррекции здоровья и профилактики заболеваний с позиции системного подхода к поддержанию и восстановлению здоровья человека и улучшению качества жизни. Многие уже осознали, что они должны сами отвечать за свое здоровье и здоровье своих детей и близких. Этому надо учиться. Вот почему так важны лекции, конференции, семинары, обмен опытом. Необходимо выработать общую концепцию.
В настоящее время особенно важными в охране физического здоровья становятся два аспекта:
1) повышение сопротивляемости к острым заболеваниям верхних дыхательных путей с помощью различных закаливающих процедур, а также введение в каждодневный рацион БАД, укрепляющих иммунитет,
2) с другой стороны – изучение и внедрение в широкую практику тех не фармакологических натуропатических мер помощи, которые прошли проверку временем.
Физические упражнения
Движения, потребность в которых обусловлена закономерностями роста организма,- непременное условие
нормального развития, укрепления здоровья, формирования правильной осанки и овладения основными двигательными навыками. Для того чтобы стать сильным, ловким, выносливым и работоспособным, необходимо регулярно заниматься физическим трудом, физкультурой и спортом. Способность мышцы выполнять физическую работу зависит от ее предшествующей тренировки. В первую очередь тренировка повышает мышечную силу. Под ее воздействием утолщаются мышечные волокна и вся мышца в целом. Тренировки способствуют улучшению координации и автоматизации мышечных движений, повышению работоспособности.
Тренированный человек, утомленный проделанной работой, способен быстро восстанавливать свои силы. Тренировка благотворно сказывается на развитии всего организма. Мышечная работа способствует улучшению настроения, создает ощущение бодрости и в конечном итоге приводит к повышению жизнедеятельности всего организма.
Человек всегда должен стремиться к развитию таких физических качеств, как сила, ловкость, быстрота, выносливость. У каждого из нас множество дел, которые требуют физических усилий, надежной закалки.
Снижение физических нагрузок неблагоприятно отражается на здоровье. У людей развивается слабость
скелетных мышц, затем возникают слабость сердечной мышцы и нарушения в работе сердечно-сосудистой системы. Одновременно происходит перестройка костей накопление в организме жира, развитие атеросклероза (хронического заболевания, проявляющегося в повреждении внутренней стенки артерий и нарушении кровообращения, падение работоспособности, снижается устойчивость к инфекциям, ускоряется процесс старения организма. Эпоха научно-технической революции привела к уменьшению доли ручного труда за счет механизации и автоматизации трудовых процессов. Развитие городского транспорта и таких средств передвижения, как лифты,
эскалаторы, движущиеся тротуары, развитие телефонизации и других средств связи привели к широкому распространению малоподвижного образа жизни, к гиподинамии – понижению двигательной активности.
Основными способами борьбы с последствиями гиподинамии являются все виды физической тренировки, физкультура, спорт, туризм, физический труд. Регулярные занятия физическими упражнениями и спортом, утренняя зарядка, физкультминутки, прогулки, туризм призваны компенсировать двигательное голодание. Бытовые, трудовые или случайные физические нагрузки не решают дела, поскольку они, как правило, развиваются непропорционально. Специально же продуманные занятия физическими упражнениями позволяют выровнять физическую подготовленность, развиваться пропорционально и разносторонне.
Физические упражнения надо выполнять ежедневно, желательно несколько раз в день. Физические упражнения очень разнообразны. Летом хорошо много плавать, бегать, играть на открытом воздухе в волейбол, баскетбол, бадминтон, настольный теннис. Плавание, длительный бег, спортивные игры дают хорошую нагрузку на все системы организма, способствуют развитию выносливости, улучшают работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
Гимнастику можно выполнять в домашних условиях, уделяя ей несколько минут или несколько десятков минут – по мере надобности. Для здоровья человека важное значение имеет состояние скелета и мышечной системы. Их формирование происходит в детские годы в процессе роста и развития организма. Хорошая осанка, т. е. правильное положение тела при ходьбе, стоянии, сидении, выполнении различных видов работы, не только имеет эстетическое значение, но и является необходимым условием для нормального развития и полноценного функционирования внутренних Заключение
Вне всякого сомнения, культура человека как личности в значительной степени зависит от того, как он относится к своему здоровью. Даже чрезвычайно умный, воспитанный, образованный человек, будучи больным, не способен в полной мере пользоваться своими ментальными преимуществами. Беречь и укреплять собственное здоровье необходимо с малых лет до самого преклонного возраста, а методики, широко распространенные в средствах печати и доступные как по своей сложности, так и по затрачиваемому времени, позволят поддерживать высокую планку собственного здоровья.
Помните: здоровый образ жизни позволяет в значительной мере раскрыть те ценные качества личности, которые столь необходимы в условиях современного динамического развития. Это прежде всего высокая умственная и физическая работоспособность, социальная активность, творческое долголетие. Сознательное и ответственное отношение к здоровью как к общественному достоянию должно стать нормой жизни и поведения всех людей. Повсеместное утверждение здорового образа жизни – дело общегосударственной значимости, всенародное, и в то же время оно касается каждого из нас.
Таким образом, сегодня требуются новые подходы к формированию ценностного отношения педагогов к здоровью. Здоровый образ жизни воспитателя – неотъемлемое профессиональное качество, необходимое для формирования здорового образа жизни ребенка.
Приложение 1. Комплекс упражнений, направленный на укрепление организма
Важно выполнять весь комплекс движений для всех групп мышц и суставов в определенной последовательности и с достаточной нагрузкой. Примерной схемой проведения утренней зарядки продолжительностью 12-15 минут может быть следующая:
Для мышц и суставов головы и шеи (в течение 3-4 мин.):
наклоны головы вперед, назад, влево и вправо (8-10 раз);
повороты головы вправо и влево (8-10 раз);
вращательные движения головы справа налево и наоборот (8-10раз).
Для рук и плечевого пояса:
выбрасывание рук в стороны, вверх и вперед с распрямлением их и приведением к туловищу со сгибанием в локтевых суставах (10 раз);
вращение вытянутых рук спереди назад и сзади вперед (10 раз);
схватывание руками туловища спереди (выдох) и разведение их в стороны (вдох) (8-10 раз); движения в лучезапястных суставах—сгибание и разгибание по 10-15 раз и вращение предплечья (15-20 раз); сжимание пальцев в кулак и разгибание их по 10-15 раз.
Для мышц и суставов позвоночника:
сгибание и разгибание вперед, назад, вправо и влево;
вращение позвоночника вправо и влево с вытянутыми в стороны руками;
сгибание позвоночника вперед с доставанием пола кончиками пальцев (8-10 раз).
Для мышц и суставов нижних конечностей:
ходьба на месте с максимальным сгибанием в коленных и тазобедренных суставах;
поочередное движение прямой ноги вперед и назад с одновременным движением прямых рук в этом же направлении по 10-12 раз каждой ногой;
поочередное вращательное движение правой и левой вытянутой ноги спереди назад и сзади вперед по 10-12 раз каждой ногой. Во время упражнений следует следить за вдохом и выдохом. Естественно, что часть движений нельзя выполнять, лежа в кровати или сидя на стуле. В этих случаях их следует заменить другими или совсем исключить. Важно только следить за тем, чтобы все 4 группы мышц получали достаточную нагрузку. Что касается мышц туловища, брюшного пресса, то они активно работают при упражнении рук, ног и позвоночника, а дыхательные мышцы – во время вдоха и выдоха.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»
Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...
Доклад к педагогическому совету: «Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста»
"Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контр...
Публикация опыта. МАУ г.Нижневартовска "Центр развития образования" секция «Речевое развитие детей дошкольного возраста» «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по Экокниге посредством использования мнемотаблиц"
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"14187241","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]http://cro.edu-nv.ru/opyt/78-obshchestvennye-ob-edineniya/rm...
Педагогический совет в ДОУ «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»
Цель: объединение усилий педагогического коллектива для повышения уровня организации игровой деятельности детей....
Сообщение на педагогическом совете " Метод наблюдения в умственном развитии детей раннего возраста". («Комплексный подход к образованию детей раннего возраста»)
Сообщение на педагогическом совете " Метод наблюдения в умственном развитии детей раннего возраста"....
Выступление на педагогическом совете ДОУ «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»
Театрализованная деятельность – универсальное средство гармоничного развития ребенка....
Современные педагогические технологии в экологическом образовании для устойчивого развития в дошкольном образовательном учреждении
Для повышения качества и эффективности воспитательно-образовательного процесса в области экологического образования педагогам доступны в использовании современные педагогические технологии. Зная основ...