Проект на тему: «Наш А. С. Пушкин». Для детей 5 – 6 лет.
проект по окружающему миру (старшая группа)

Андриянова Светлана Владимировна

Создать условия для приобщения детей старшего дошкольного возраста к русской классической литературе посредством знакомства с творчеством А.С. Пушкина. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nash_pushkin.docx37.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка
(МБДОУ ДС № 37 г. Кузнецка).

Проект на тему: «Наш А. С. Пушкин».

Для детей 5 – 6 лет.

                                           Автор проекта: 

воспитатель Андриянова Светлана Владимировна

Вступление.

В нашей стране нет человека, который не знал бы, не читал Пушкина!

Александр Сергеевич Пушкин создавал свои произведения для взрослых, но он умел писать так просто и в то же время так интересно, что многое из написанного им понятно и близко детям.

Большинство, вероятно, слышали «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке».

Портрет Александра Сергеевича Пушкина всем знаком. Всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на вьющиеся волосы и курчавые бакенбарды, скажет: это Пушкин.

Поэт давно умер, а слава его все растет. Почти в каждом городе есть улица, названная в его честь. Во многих городах — в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе,  Пскове есть памятники Пушкину. Около Санкт-Петербурга расположен небольшой городок. В нем учился и жил Александр Сергеевич Пушкин. До революции это место называлось Царским Селом. Сейчас это город Пушкин. В Москве именем великого поэта названа одна из центральных площадей — площадь Пушкина и станция метрополитена, выходящая на эту площадь,— Пушкинская.

Рассказывать о Пушкине и просто, и трудно. Просто — потому что об этом великом поэте написано много книг и его жизнь хорошо известна. Трудно — потому что, какие бы слова ни подобрали, рассказывая о Пушкине, все они не смогут передать, как велик его талант и как много он сделал для своей родины. Стихи Пушкина, его поэмы и сказки живут с человеком всю жизнь. Пушкин родился в Москве. Еще мальчиком, учась в Лицее, он писал стихи, которые были так хороши, что удивляли даже знаменитых поэтов. Когда Пушкин закончил поэму «Руслан и Людмила», поэт Василий Андреевич Жуковский подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя». Этими словами Жуковский хотел сказать, что молодой Пушкин написал стихи лучше, чем он, знаменитый поэт. Ежегодно, в день рождения А.С. Пушкина в селе Михайловское, куда часто приезжал поэт (здесь жила его няня Арина Родионовна), и где написаны многие его произведения, устраивается праздник, на котором читают стихи самого поэта, стихи ему посвященные. В те же дни в Москве люди несут цветы к памятнику поэта, который находится на Пушкинской площади, и также вспоминают его стихи. А в Петербурге, длинные очереди выстраиваются к Дому-музею Пушкина на улице Мойка. Здесь поэт жил со своей семьей, здесь и умер от раны, полученной на дуэли. Пушкин прожил короткую жизнь, но после себя оставил столько прекрасных произведений, что русская литература стала одной из самых замечательных в мире. Представить себе литературу нашей страны без произведений Пушкина просто невозможно.

Тип проекта: познавательно-творческий, открытый (в контакте с семьей).

Продолжительность проекта: среднесрочный

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги.

Актуальность проекта: недостаточные, малочисленные  знания детей о сказках А.С. Пушкина. Устный опрос родителей показал, что лишь некоторые родители читали детям сказки А.С. Пушкина, небольшая часть родителей показывала детям мультфильмы, снятые по сказкам А.С. Пушкина, но основная часть родителей считает, что знакомить детей с произведениями А.С. Пушкина ещё рано, что дети ещё маленькие и ничего не поймут.

 Мы же предполагаем, что благодаря изучению творчества великого русского поэта содействуем появлению у детей стремления к постоянному общению с книгой, развиваем способность наслаждаться художественным словом, учим уместно употреблять в речи образные выражения, создаём ситуации, способствующие возникновению интереса к изучению творчества и других писателей.

Цель проекта: создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к русской классической литературе посредством знакомства с творчеством А.С. Пушкина.

Задачи проекта: 

  • формировать интерес к книгам, литературным произведениям;
  • прививать любовь к родному языку;
  • познакомить детей с творчеством великого русского поэта и писателя А.С. Пушкина;
  • воспитывать умение слушать, понимать и воспринимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них;
  • способствовать развитию свободного общения с взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта;
  • развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности.

Основные формы реализации проекта: 

  • чтение художественной литературы;
  • интегрированные занятия;
  • продуктивная деятельность;
  • игры–импровизации, театрализованная деятельность;
  • викторины.

                                                  Образовательные области:

Физическое развитие.

Задачи: Воспитывать желание совершенствовать свои физические качества, целеустремленность, развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость.

Социально-коммуникативное развитие.

Задачи: способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Побуждать к проведению режиссерских игр, игр-фантазий.

Развивать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, навыки элементарного самоконтроля.

Воспитывать умение работать в одной команде, сопереживать и радоваться успеху, решать проблему сообща.

Познавательное развитие.

Задачи: развивать память, мышление, воображение, закрепление знаний геометрических фигур;

Систематизировать представление детей о многообразии насекомых, воспитывать интерес к живой природе. Бережное отношение к ним.

Речевое развитие.

Задачи: развивать связную речь, выразительность речи; обогащать словарный запас, путём введения новых слов; закреплять умения рассказывать о своих любимых сказках; инсценировать любимые фрагменты произведений; загадывать загадки по произведениям Пушкина; воспитывать интерес к художественной литературе.

Художественно-эстетическое развитие.

Задачи: воспитывать художественно - эстетический вкус и нравственность детей на основе знакомства с произведениями А. С. Пушкина, развивать творческое воображение;

Развивать эмоциональную отзывчивость к музыке различного характера.

Этапы реализации проекта.

I этап - подготовительный

(накопление знаний).

апрель

Неделя

Методическая работа педагога

Работа с детьми

Взаимодействие с родителями

2 неделя (10 -14)

  • постановка цели и задач для педагогов;
  • изучение методической литературы;

  • создание проблемной ситуации для детей;
  • ознакомить родителей с планом проекта;
  • разработка памяток для родителей “Что, как и когда читать детям”.

3 неделя

(17 -22)

  • подбор аудио и видео материала по произведениям А.С. Пушкина, оформление презентации по биографии автора и викторины по сказкам поэта;

  • беседа «Правила для уголка книг»
  • беседы с детьми с целью выяснения, что они знают об А. С. Пушкине, что хотели бы еще узнать, откуда это можно узнать;
  • организация выставки книг с привлечением родителей “Мои любимые сказки”;

4 неделя

(24 -28)

  • создание альбома «Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина»

Рассказ воспитателя о поэте с использованием средств ИКТ (детские годы);

Ручной труд: изготовление декораций для инсценировки стихотворения отрывка из поэмы «Руслан и Людмила»

Анкетирование родителей «Детская классическая литература в домашней библиотеке»

II этап – основной

(совместная деятельность всех участников проекта)

май

Неделя

Методическая работа педагога

Работа с детьми

Взаимодействие с родителями

2 неделя

(8 -12)

Подбор иллюстраций к сказкам

  • чтение сказок А.С. Пушкина: «Сказка о царе Салтане»;
  • рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников в детских книгах различных изданий;
  • чтение и разучивание отрывков стихотворений А.С. Пушкина о разных временах года;

  • Наглядная информация: «Правила общения с книгой», «Как стать хорошим читателем»

2 неделя

(15-19)

Подготовка материала к играм-драматизациям

  • Коммуникация: объяснение старинных слов и понятий;
  • игры-драматизации по сказкам: “У самого синего моря”, “Свет мой, зеркальце, скажи”, “В чешуе как жар горя, тридцать три богатыря”, “Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь плывёте?”;

Помощь в подготовке костюмов и декораций к играм-драматизациям

3 неделя

(22 -26)

Разработка конспектов по рисованию «Ель растёт перед дворцом»; «Ветер по морю гуляет»;

  • Чтение сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • организация библиотеки юного читателя;
  • продуктивная деятельность (рисование): «Ель растёт перед дворцом»; «Ветер по морю гуляет»;

Помощь в организации библиотеки

4 неделя

(29 -2)

Подбор стихотворений А.С. Пушкина  к конкурсу чтецов

  • Чтение сказки «Сказка о мёртвой царевне»
  • конкурс чтецов стихов об осени (любимой поре года великого поэта);
  • игра-фантазия “Если б я поймал золотую рыбку...”;

Подбор и заучивание стихотворений

июнь

Неделя

Методическая работа педагога

Работа с детьми

Взаимодействие с родителями

2 неделя

(5 -9)

Разработка конспектов: лепка «Белочка»;

Подготовка материала к викторине «Герои сказок Пушкина в цифрах»;

Подбор дидактических игр по произведениям Пушкина

  • Продуктивная деятельность (лепка) «Белочка»
  • Пушкинская игротека – дидактические игры по произведениям А.С. Пушкина (“Какой сказочный герой лишний?”, “Найди предметы из сказок Пушкина” и др.);
  • викторина по математике “Герои сказок Пушкина в цифрах”;

  • посещение с родителями пушкинских мест
  • Письма-памятки «Как заучивать стихотворение»

3 неделя

(12 - 16)

Разработка конспекта по лепке  (барельеф) «Рыбка»;

Подготовка к экскурсии

  • Экскурсия в библиотеку;
  • оформление выставки детских работ по сказкам А.С. Пушкина;
  • Заучивание отрывка из поэмы «Руслан и Людмила» «У Лукоморья дуб зелёный…»
  • Продуктивная деятельность (лепка) «Рыбка» (барельеф)

  • Участие в экскурсии;
  • Помощь в оформлении выставки

4 неделя

(19 -23)

Разработка конспектов по рисованию «У Лукоморья дуб зелёный», «Петушок с высокой спицы…», «Царство золотой рыбки» (разными техниками)

         рисование “У лукоморья дуб зеленый”, “Петушок с высокой спицы...”, “Царство золотой рыбки” и др.        

  • слушание музыкальных произведений: “Три чуда: Белка, Богатыри, Царевна Лебедь”; “Полет шмеля”; “Океан море”, Н. Римского-Корсакова; “Аквариум”, “Лебедь”, “Танец Золотой рыбки”, К. Сен-Санса из цикла “Карнавал животных”.

Наглядная информация «Знакомим дошкольников со сказкой»

5 неделя

(26-30)

Разработка конспекта по лепке тестом «Царевна-лебедь»

•        продуктивная деятельность: лепка из соленого теста “Царевна–лебедь”;

  • социально-нравственное развитие: беседа о зависти, злости, жадности по сказкам А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке»

Разработка памяток «как научить ребёнка слушать»

                                                    III этап – заключительный

 (результат).

июль

Неделя

Методическая работа педагога

Работа с детьми

Взаимодействие с родителями

2 неделя

(10 -14)

Подготовка материала для создания книжек-малышек

  • создание книжки-малышки “Сказки Ученого Кота” с иллюстрациями дошкольников к различным к сказкам А. С. Пушкина;
  • Физическое развитие: Весёлые старты для мальчиков «33 богатыря»
  • Игровая деятельность: весёлые игровые конкурсы для девочек «Если б я была царицей»

Выставка семейных работ произведениям «Любимая сказка»

3 неделя

(17 - 21)

Разработка конспекта по конструированию и аппликации «Флот царя Салтана», «Сказочные дворцы»;

Подготовка материала для викторины

  • конструирование и аппликация из бумаги “Флот царя Салтана”, из строительного материала “Сказочные дворцы”
  • Организация викторины между группами по сказкам Александра Сергеевича Пушкина с награждением всех участников и победителей

Пополнение фонотеки аудиозаписи сказок А.С. Пушкина

3 неделя

(24 - 28)

  • оформление фото выставки по следам проекта;
  • обобщение результатов, подведение итогов совместной деятельности.

  • Познание (коммуникация, развитие речи): «придумывание новой концовки «Сказки о рыбаке и рыбке»

Помощь в подготовке презентации проекта

Предполагаемые результаты: 

  • Развитие интереса к творчеству А.С. Пушкина, к русской литературе.
  • Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
  • Расширение кругозора.
  • Совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
  • Содействие творческому развитию детей, развитию творческих способностей.
  • Формирование и развитие эмоциональной отзывчивости.
  • Гармонизация отношений между взрослыми и детьми.  

Литература:

Буренина Л.И., Колунтаева Л.И.Проектирование интерактивной программы
предшкольного образования. С.-Петербург, 2007г.
Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Творчекий центр СФЕРА.,
М. 2006г.
Арнаутова Е.П. Педагог и семья. И. «Карапуз», М., 2002 г.
Гуров В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с
семьей. Педагогическое общество России.М., 2003г.
Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство
развития детей и взрослых.
Книга для педагогов дошкольных учреждений. М., 1995 г.
Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. М., 1993г.
Давыдова О.И. Работа с родителями в ДОУ.М., 2005г.
Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья. М., 2001г.
Евдокимова Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в
ДОУ. «Управление ДОУ» № 1, 2004г.
Дошкольная педагогика. Октябрь 2009г.
Семья и детский сад: педагогическое образование родителей. С.-П., 2009 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта на тему:"ОБЖ: Охрана жизни и здоровья детей посредством обучения правилам поведения ребёнка на улицею"

Презентация проекта на тему:"ОБЖ: Охрана жизни и здоровья детей посредством обучения правилам поведения ребёнка на улице"....

Педагогический проект на тему: Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности детей 5-7 лет»

Реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности....

Проект по теме: "Сказки А.С. Пушкина"

В материале представлены основные этапы реализации проекта "Сказки А.С. Пушкина". Цель проекта: развитие интереса к творчеству А.С. Пушкина, к русской литературе. Сказка - это...

Проект на тему "Такие разные часы или знакомство детей со временем" (краткое описание педагогического проекта)

В данной разработке представлены цели, задачи  работы с детьми по теме "Знакомство детей со временем", проблемы и причины выбора данной темы; а так же представлены мероприятия с детьми ...

Проект "Путешествие по сказкам А.С. Пушкина" для детей старшего дошкольного возраста

laquo;Чтение – вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека - есть наука самая занимательная». А. С. Пушкин...

Проект на тему: «Чтобы не было беды» для детей подготовительной к школе группы (возраст детей 6 – 7 лет)

Вид проекта: информационный, социальный, творческий.Участники проекта: дети 6-7 лет, воспитатели группы, родители.Продолжительность: краткосрочный, с 24 января 2022года по 28 января 2022года. Вве...

Проект с использованием программы STEM образования на тему: "Сказки А.С. Пушкина" Для детей старшего дошкольного возраста. Выполнила: воспитатель Трушлякова Елена Александровна.

Проект с исподьзованием программы STEM образования. На тему: "Сказки А.С. Пушкина" Для детей старшего дошкольного возраста...