Исследовательский Проект "Что такое радио"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Актуальность данной темы заключается в том, что большинство современных детей никогда не задумывались о том, что такое радио? Кто его изобрел первым? Где используется в наше время?
Целью работы является изучение истории создания и применения радио, а также возможности изготовления радио в домашних условиях.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
* Понять, что такое радио и как оно работает;
* Выяснить, когда появилось первое радио и кто его изобрел;
* Рассмотреть области применения радио;
* Провести опрос среди воспитанников детского сада по теме «Радио»;
* Собрать радиоприемник своими руками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_-_chto_takoe_radio_1.docx | 31.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 45 детский сад «Семицветик» г. Южно-Сахалинска
693013, г. Южно-Сахалинск, ул. Пуркаева М.А. 47А; 🕾(4242) 312-550
ПРОЕКТ
«ЧТО ТАКОЕ РАДИО?»
Автор: Черкасов Глеб – воспитанник подгот. группы
Научный руководитель: Сердюкова Елена Валерьевна
г. Южно-Сахалинск
2021г.
Содержание
Введение …………………………………………………………………………….....3
Актуальность…………………………………………………………………………..3
Гипотеза……………………………………………………………………….…….…4
Цели и задачи……………………………………………………………………….…4
Методы исследования………………………………………………………………...4
1. Что такое радио. Его история………………………………………………….…..5
2. Принцип работы радио……………………………………………………….……6
3. Радио в жизни человека…………………………………………………….….…..7
4. Сборка радиоприемника своими руками……………………………………..…..8
Заключение……………………………………………………………………………9
Список используемой литературы……………………………………………….....10
Приложения…………………………………………………………………….….…11
Приложение 1 «Опрос детей «Что я знаю про радио»…………………………….11
Приложение 2 «А.С. Попов»………………………………………………………..12
Приложение 3 «Приемник Попова»……………………………………………..…13
Приложение 4 «Схема радиоприемника Попова»…………………………………14
Приложение 5 «Экскурсия на радиостанцию АСТВ……………………………....15
Приложение 6 «Радиоприемники разных времен»………………………………...17
Приложение 7 «Космическая радиосвязь»…………………………………………18
Приложение 8 «Поход в библиотеку»………………………………………………19
Приложение 9 «Сборка радиоприемника своими руками»………………………..20
Введение
Однажды, будучи у дедушки в гостях, я нашел в кладовке старый, странный предмет.
Я поинтересовался, что же это? На что, мне дедушка ответил: «Это старое радио!». Мне стало очень интересно. Ведь я слышу радио только в машине, у папы, и оно выглядит совсем по-другому.
Дедушка мне рассказал, что раньше радио было не такое, как сегодня, а совсем другим.
Мне захотелось как можно больше узнать об этом устройстве и у меня возник вопрос: «А смогу ли Я сам собрать радио?».
Актуальность
Актуальность данной темы заключается в том, что большинство современных детей никогда не задумывались о том, что такое радио? Кто его изобрел первым? Где используется в наше время?
Я поинтересовался у своих ребят, в группе, а что они знают про радио. И мне никто не смог ничего ответить, только пожимали плечами. Я провел опрос «Что я знаю про радио?». По результат видно, что ребята ничего не знают, но всем хотелось бы собрать радио своими руками (Приложение 1).
Тогда я поделился своим желанием узнать, что такое радио со своими родителями и со своим воспитателем в детском саду, с Еленой Николаевной. И она мне сказала, что поможет узнать все про этот необычный прибор.
Чтобы расширить свои знания о радио, я решил изучить подробнее историю возникновения радио, его устройство, технологию передачи информации на большие расстояния. Также захотелось узнать и проанализировать значение радио в современной жизни. В домашних условиях собрать свое радио и поделиться полученным опытом со своими друзьями.
В связи с актуальностью темы я решил выдвинуть следующую гипотезу: радио можно собрать в домашних условиях, без использования сложных технических средств, занятых на производстве?
Объектом исследования является передача радиоволн.
Предметом исследования является радио и его устройство.
Целью работы является изучение истории создания и применения радио, а также возможности изготовления радио в домашних условиях.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
* Понять, что такое радио и как оно работает;
* Выяснить, когда появилось первое радио и кто его изобрел;
* Рассмотреть области применения радио;
* Провести опрос среди воспитанников детского сада по теме «Радио»;
* Собрать радиоприемник своими руками.
В работе были использованы следующие методы исследования:
- анализ;
- эксперимент;
- наблюдение;
- поиск информации, изучение ее.
Цель и задачи обусловили структуру работы. Данная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка, использованной литературы и приложения.
- Что такое радио? Его история
С воспитателем мы посетили библиотеку, где очень много литературы про радио (Приложение 8). Из книг, Я узнал, что радио – это способ передачи на расстояние и приёма звуков, сигналов при помощи электромагнитных волн, распространяемых специальными станциями.
Необходимость передавать информацию на большие расстояния возникла у человечества уже давно, еще со времен первобытных людей.
Поначалу для этого использовали дым костра, отражение солнечного света и сигнальные огни. Этими способами люди обходились на протяжении долгих лет, до изобретения флажковой сигнализации и телеграфа. Однако со временем передаваемая информация становилась все более сложной, что привело к созданию новых систем.
Слово «Радио» в переводе с латинского означает «излучать, испускать лучи». Основой радио являются электромагнитные волны.
В 1880–1890 годы практически одновременно ряд ученых провели успешные эксперименты по использованию электромагнитных волн, применив при этом усовершенствованные элементы. Вот почему сегодня сразу несколько стран претендуют на звание изобретателя радио.
В России первым человеком, который собрал радиоприемник стал Александр Степанович Попов (Приложение 2).
Устройство Попова отличалось чувствительностью и надежностью. Его приемник обнаруживал излучение радиосигналов на расстоянии до 60 м.
- Принцип работы радио
Первый радиоприемник А. С. Попова имел очень простое устройство: батарея, электрический звонок, электромагнитное реле и стеклянная трубка с металлическими опилками внутри. Передатчиком служил искровой разрядник, возбуждавший электромагнитные колебания в антенне, которую Попов впервые в мире использовал для беспроводной связи (Приложение 3,4).
В радиопередатчике речь, музыка – любые звуки превращаются в особые волны – радиовоны. Антенна передающей радиостанции излучает в пространство радиоволны. Эти радиоволны принимаются антеннами приемников радиослушателей. Волны эти распространяются со скоростью света одинаково хорошо и в атмосфере, и в безвоздушном пространстве космоса, проникают сквозь дерево, стекло, камень. Пересекаясь радиоволны не смешиваются друг с другом. Радиоприемник с помощью антенны улавливает их и превращает снова в речь, музыку и другие звуки.
Первая попытка передачи по радио человеческой речи была предпринята Поповым в 1903 году, однако качество передачи было плохим.
С каждым годом радиоприемники совершенствовались и становились лучше. В наше время работа радио основывается на Ультракоротких волнах (УКВ), а телевидение стало цифровым (Приложение 6).
Изучая тему «Радио» мы вместе с воспитателем, с Еленой Николаевной сходили на экскурсию на радиостанцию АСТВ. Я сам записывал свой голос и пробовал его преобразовать на компьютере при помощи специальной программы (Приложение 5).
- Радио в жизни человека
Чуть более 100 лет назад радио прочно вошло в нашу жизнь. И сегодня нам кажется, что оно было всегда. Мы привычно настраиваем свой радиоприемник на любимую радиостанцию, слушаем музыку, новости или прогноз погоды.
История XX века неразрывно связана с радио и радиовещанием. В своей повседневной жизни мы не задумываемся над тем, что после открытия радиолокации (обнаружение предметов на расстоянии с помощью радиоволн) жизнь человека стала удобнее и безопаснее. Так, ночью, в тумане, на большом расстоянии радиолокатор «видит» то, что недоступно человеческому глазу. Кораблям в море больше не грозит неожиданное столкновение с айсбергом, из-за которого в Атлантическом океане затонул в начале XX века пассажирский пароход «Титаник». Летчик уверенно ведет сквозь плотную пелену облаков свой самолет. Радиоволны надежно охраняют наши воздушные границы. Ни один чужой самолет не сможет незаметно проникнуть в небо нашей Родины.
С помощью сигналов – команд, передаваемых по радио, инженеры управляют работой машин, находясь от них за миллионы километров. Так управляли и луноходом, и автоматическими межпланетными станциями, опустившимися на Венеру и Марс. Управляемые по радио машины работают там, где человеку опасно находиться (Приложение 7).
- Сбор радио своими руками
В процессе изучения радио мы с Еленой Валерьевной в детском саду и с родителями дома, провели несколько увлекательных опытов по преобразованию магнитных волн.
Вот, например один из них: Я взял втулку от туалетной бумаги, намотал на нее медную проволоку. Чтобы было удобно работать я взял дощечку и закрепил углы гвоздиками. Папа мне помог накалить на огне лезвие и соединить между собой проводки. Звук мы слышали при помощи наушников. Но, в наше время радиоволны низкочастотные, поэтому сложно поймать волну.
В группе детского сада я собрал своими руками радиоприемник, из конструктора из серии «Экспериментируем». Это оказалось очень увлекательным занятием. Вот пошаговое описание сбора радио в домашних условиях.
Шаг 1. Подготовка: Я открыл коробку, вытащил все имеющиеся детали и достал инструкцию. Я проверил работу наушников, микрофона. Когда я говорил в микрофон, из наушников шел звук. Затем мы собрали блок для электросхемы.
Шаг 2. Сборка корпуса: Я плотни присоединил заднюю сторону корпуса к собранному блоку с электросхемой.
ШАГ 3. Сборка ручки: Я собрал ручку, скрепив ее при помощи тонкой клейкой ленты. Затем прикрепил зеркальный держатель к ручке.
ШАГ 4. Сборка рефлектора: Я прикрепил зеркальные лопасти к соединительной основе. Загнули зеркальные лопасти рефлектора внутрь, придав ему вогнутую форму. Прикрепил ручку к рефлектору.
ШАГ 5. Сборка основания: Плотно прикрепил ручку к собранному ранее корпусу при помощи двухсторонней клейкой ленты. Подключил наушники и микрофон к электросхеме. Подсоедините микрофон черной стороной к зеркальной стороне рефлектора. Установил батарейку 9v в отсек, соблюдая полярность +/-. Вставил отсек для батареек в блок и закрыл его.
НАШЕ УСТРОЙСТВО ГОТОВО! (Приложение 9)
Заключение
Итак, чуть более ста лет назад русский ученый Александр Попов создал первый в мире радиоприемник. Сегодня мы привычно настраиваем свой радиоприемник на любимую радиостанцию, слушаем музыку, новости или прогноз погоды. Сейчас по радио можно без проводов связаться с кораблем в море, с самолетом в небе, с космонавтами в космосе. Радиосигналы применяются во всех областях науки и, конечно, в обычной жизни.
Во время работы над данным проектом я изучил в библиотеке энциклопедии, статьи, книги и другую литературу, посвященную радио и радиоволнам. Выяснил, что с момента появления радио оно стало играть огромную роль в жизни человека. Также я изучил историю возникновения и развития радио. В работе представлены фотографии радиоприемников разных десятилетий.
В процессе работы над темой мы побывали с воспитателем на экскурсии на радиостанции «АСТВ». Экскурсия мне очень понравилась, я много интересного узнал о работе радиостанции.
В результате я расширил и систематизировал свои знания о радио, о его устройстве, о том, как менялось и совершенствовалось радио с течением времени.
Мне приобрели конструктор, с помощью которого можно собрать радио своими руками.
Я изучил пошаговую инструкцию, определился, как правильно организовать рабочее место, какими инструментами пользоваться. Затем я приступил к сбору радио. В этом мне помогала Елена Валерьевной. Таким образом, я успешно собрал радио в домашних условиях. Тем самым подтвердив свою гипотезу, о том, что радио можно изготовить своими руками в домашних условиях без использования сложных технических средств, занятых на производстве. И сегодня я имею возможность слушать новости, музыку, прогноз погоды, по собранному мною радиоприемнику.
Список использованной литературы:
- Аристова В.В., Гальперштейн Л.Я.. Моя самая первая энциклопедия. – М., 2006. – 239 с.;
- Зубаков. Б. В., Чумаков. С. В. Энциклопедический словарь юного техника. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогика, 1988. - 464с.;
- Открытия и изобретения. Детская энциклопедия «Махаон». – М., 2016. – 127с.;
- Рига И. Г. Анадырь знакомый и незнакомый. Ч.1. – М.; 2009. – 432 с.;
- «Слушайте радио! Александр Степанович Попов (1859 – 1905)»// Детская энциклопедия. – 2010. - № 3. – С. 35 – 38;
- Ушакова О.Д. Великие изобретения: Справочник школьника. – СПб., 2006. – 96 с.;
- Что такое. Кто такой. Т.3. От Р до Я. – М.: педагогика, 1978. – 256 с.;
- Я познаю мир. Техника: детская энциклопедия/ Под ред. В.И. Малова. – М., 2004. – 398 с.;
- Интернет- источники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Такое непростое куриное яйцо"
Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Такое непростое куриное яйцо" поможет воспитателям при подготовке к НОД в средней группе. В занятии представлено экспериментирование и театрализа...
Исследовательский проект "Такая разная бумага"
Исследовательский проект "Такая разная бумага"...
Познавательно-исследовательский проект "Такой разный Дед Мороз"
Познавательно-исследовательский проект "Такой разный Дед Мороз"...
Познавательно-исследовательский проект «Такая разная вода»
Цель проекта: развитие представлений детей о свойствах и состояниях воды, о нахождении ее в природе.Задачи:1. Формирование познавательного интереса дошкольников.2. Формирование элементарных экологичес...
Исследовательский проект "Такая разная бумага"
Проект будет интересен педагогам ДОУ и дополнительного образования, а так же родителям детей 5-7 лет....
Детский исследовательский проект «Такие разные подушки»
Детский исследовательский проект«Такие разные подушки»...
Исследовательский проект "Такие разные камни"
В проекте ребенок подготовительной к школе группы изучает природные минералы, и их разнообразие....