Проблема формирования правовой культуры у детей дошкольного возраста
консультация (средняя группа) на тему
Формирование правовой культуры у дошкольников, является важным аспектом работы с родителями, и с самими дошкольниками
Скачать:
Предварительный просмотр:
Наиболее актуальной остается проблема формирования правового сознания детей дошкольного возраста. Правовое сознание дошкольников является результатом их правового воспитания. По мнению М.Н.Микляевой, основы правового сознания дошкольника представляют собой совокупность устойчивых правовых знаний и правовых убеждений, выражающихся в правильном правовом поведении и нравственно-правовых чувствах подрастающего поколения по отношению к окружающему миру.
Формирование основ правового сознания детей дошкольного возраста возможно через формирование трех его компонентов.
1. Информационно-познавательного – знания детей о правах, знания об обязанностях.
2. Эмоционально-оценочного – оценка собственной деятельности, умение оценивать поступки других людей с точки зрения норм права.
3. Поведенческо-деятельностного – умения и навыки по реализации правового поведения, умение реализовывать свои права в деятельности, соблюдать запреты и исполнять обязанности.
Методы работы с детьми:
1.Проведение с детьми бесед на темы: «О добре и зле», « Я и мое имя», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Каждой вещи – свое место». Тематика бесед опирается на конкретные ситуации.
2.Рассматривание иллюстраций, наборов картин, отражающих нравственно- правовые понятия проходит всегда успешно. Особенно нравится детям рассматривать иллюстрации к сказкам, отмечать нарушены ли в сказках права героев, какие, и находить выход из данной ситуации.
3.Воспитательные ситуации.
Особенностью организации воспитывающих ситуаций в практике ДОУ является учет педагогами следующих факторов:
1.предложение детям собственно ситуации.
Предлагается содержание ситуации, заявляется ее проблемность. Дается задание обыграть ситуацию, распределить ее по ролям, внести необходимые атрибуты, наглядный материал.
2. работа по анализу ситуации.
Предполагается совместный с детьми поиск решения проблемы посредством рассуждения, пояснения, сравнения.
3. проговаривание, либо проигрывание позитивного решения ситуации.
Предоставить детям возможность обсуждения выработанной социально-ценностной модели поведения и ее обыгрывания, предложить детям вспомнить ситуации из сказок и привести примеры из их собственного опыта.
4.Серии игр, направленных на развитие умения общаться, правовых знаний.
Деятельность педагога по гражданско-правовому воспитанию включает следующие формы работы с детьми:
1. Совместная деятельность педагогов с детьми:
а) циклы образовательных мероприятий: интегрированные занятия, экскурсы, устные сочинения-миниатюры, сочинения-размышления, беседы-рассуждения, выставки, вернисажи, походы, путешествия, гражданские десанты, индивидуальные проекты, воспитывающие ситуации.
б) использование фрагментов образовательных мероприятий: конструирование и моделирование, составление карт-схем, игры-открытия, игры-поиски, игры-путешествия, игры-фантазирования; встречи с известными горожанами; чтение произведений детской литературы, фрагментов статей периодической печати; организация и проведение праздников, концертов, детских представлений, постановок театра, кукольных спектаклей, музыкально-лирических композиций.
2. Совместные проекты педагогов ДОУ с родителями и детьми:
- проекты, направленные на исследование семьи, ее типов, общих занятий, традиций и т.д.
- организация клубов для родителей, для родителей и детей;
- участие родителей в праздниках, спектаклях, выставках;
- создание картотек (библиотеки, игротеки, сведений о детском саде, о городе, крае).
Формы просвещения родителей:
- наглядная агитация (в родительском уголке помещены тексты Конвенции ООН о правах ребенка.);
- памятка для родителей о стиле общения с ребенком;
- оформление альбомов «Моя семья», «Наша группа».
- консультации: «Родительская любовь», «Мама и папа – гаранты прав ребенка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект " Формирование правового сознания у детей дошкольного возраста"
В результате работы в рамках данного проекта мы решаем следующие задачи:повышение логико-нормативного правосознанияповышение эмоционально-образного правосознанияповышение поведенческого правосознания....
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Формирование правовой компетентности у детей дошкольного возраста
Все мы хотим жить в правовом государстве, а это значит, что любой гражданин нашей страны должен знать свои права и обязанности. Когда начинать знакомить своего ребенка с правами и ко...
Формирование основ правовой культуры у детей дошкольного возраста
В данной работе я представляю работу по формированию у детей дошкольного возраста основ правовой культуры....
Воспитание правовой культуры у детей дошкольного возраста
Значимость и уникальность детства признаются многими деятели науки, культуры, образования. Об этом говорили и п...
Педсовет: «Формирование правовой компетентности у детей дошкольного возраста и их родителей»
Педсовет:«Формирование правовой компетентности у детей дошкольного возраста и их родителей»...