Формирование национальной культуры у детей дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства
статья на тему

Зиновьева Ольга Николаевна

Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование национальной культуры у детей дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства

Воспитание развитой личности неотделимо от мира культуры. По мере развития эмоционально-чувственного восприятия мира ребенок познает все более широкие грани искусства, приобретает необходимые знания, умения и навыки творческого самовыражения. Ко времени осознанного отношения к действительности его память должна быть заполнена разнообразными художественными впечатлениями, образами, представлениями. Подобное воспитание дает не только разностороннюю комплексную ориентацию в культурной сфере, но и открывает простор для проявления индивидуальных интересов, склонностей, способностей. Так постепенно в сознании человека складывался культурный иммунитет, основанный на традициях определенной культуры (этнической, национальной) и органично соответствующий определенной фазе исторического и социально-экономического развития общества. Понимание красоты мира, природы, человека, его многогранной материально-духовной деятельности через познание национального характера, непреходящих нравственных и культурных ценностей - наиболее эффективный путь полноценного художественного воспитания личности, формирования его эстетических вкусов и нравственных норм.

Особая роль в художественном воспитании принадлежит искусству.  Среди разных видов изобразительного искусства, особая роль отводится народному декоративно-прикладному искусству. Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению - искусство народное: народ создает вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает нам в наследство.

Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств воспитания, которое помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.     Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств. Оно соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.

Н.П.Сакулина говорила, что народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическому чувству. Через это искусство дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа.

Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю.

Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками. Приобщение к народному искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, учит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях.

Развиваясь с помощью искусства, ребенок выступает не только как зритель, но и как творец. Такое творческое выражение помогает развитию талантов, может стать призванием и делом всей жизни.

В нашем детском саду № 33 «Радуга» разработана программа «Волшебная кисточка», которая осуществляется в рамках кружковой деятельности.

Разработанная программа, по развитию творческих способностей детей через восприятие народного искусства, рассчитана на два года обучения и является попыткой обновления содержания изобразительной деятельности по разделу «Знакомство с народным искусством» в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Новизной и отличительной особенностью программы  является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского творчества, например, самодельные инструменты для рисования.

Дошкольники более углубленно знакомятся с изделиями народных художественных промыслов, символикой русского декоративного искусства и самостоятельным созданием декоративных изделий. Знакомство детей с орнаментами и орнаментацией, как самостоятельного вида продуктивной деятельности, лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству.

С целью закрепления полученных навыков и умений были разработаны дидактические игры по декоративно-прикладному искусству.

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Список литературы:

  1. Шпикалова Т. Я., Поровская Г. А. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество. Учебно-методическое пособие. М.: Гумонит, Владос, 2000,- 140с.
  2. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984,-165с.
  3. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1995, - 176с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Актуальность художественно – эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами народного декоративно – прикладного искусства."

Предлагаемая   мною  программа.  "Знакомство  детей  младшего дошкольного   возраста  с  хохломской  росписью" — одно из педагогических условий р...

Педагогическая разработка на тему: «Развитие художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративного-прикладного искусства»

Актуальность  данной разработки состоит в том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей старшего возраста: в развитии их воображения, фа...

Приобщение детей дошкольного возраста к народному декоративно – прикладному искусству

реферат для воспитателей старших возрастных групп детского сада...

Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством

Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно об...

Разработка программы развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства

Современное общество нуждается в творческих людях. Развитие творческой активности начинается с дошкольного детства. Это определяет актуальность данной программы. Программа включает цикл занятий по дек...

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства.

В статье рассказывается о овладении детьми дошкольного возраста навыками рисования, обогащения техники рисования через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством. Яркие образы народных иг...

Доклад на тему: Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами народного декоративно - прикладного искусства.

Доклад на тему: Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами народного декоративно - прикладного искусства.«Творчество является уделом всех, ...  оно является норма...