Познавательно-исследовательский проект с детьми среднего дошкольного возраста "Кто такие птицы?"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Чеснокова Юлия Александровна

Актуальность

В настоящее время проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Современные дети в силу своей чрезмерной активности самостоятельно не всегда могут найти ответ на интересующие их вопросы. Интерес их неустойчив. Познавательная активность чаще всего непроизвольная. Поэтому взрослым необходимо создать условия, для того чтобы сформировать навыки правильного поведения детей в природе. Чтобы дети не губили насекомых, заботились о животных и птицах, необходимо помочь им понять своеобразие каждого из живых существ в природе, его уникальность и ценность на Земле.

В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, было принято решение реализовать проект «Кто такие птицы?». Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его к помощи пернатым друзьям. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

Срок реализации проекта: краткосрочный (с 10.01.2022 по 21.01.2022)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kto_takie_ptitsy.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Кто такие птицы?»

Подготовила и провела воспитатель Чеснокова Ю. А.

Актуальность

В настоящее время проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Современные дети в силу своей чрезмерной активности самостоятельно не всегда могут найти ответ на интересующие их вопросы. Интерес их неустойчив. Познавательная активность чаще всего непроизвольная. Поэтому взрослым необходимо создать условия, для того чтобы сформировать навыки правильного поведения детей в природе. Чтобы дети не губили насекомых, заботились о животных и птицах, необходимо помочь им понять своеобразие каждого из живых существ в природе, его уникальность и ценность на Земле.

В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, было принято решение реализовать проект «Кто такие птицы?». Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его к помощи пернатым друзьям. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

Срок реализации проекта: краткосрочный (с 10.01.2022 по 21.01.2022)

Вид проекта: познавательно - исследовательски - творческий.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Цель: развитие познавательного интереса, расширить знания детей о птицах родного края, их образе жизни.

Задачи:

  • Развивать элементарные представления о птицах (летают, поют, клюют, радуются, строят себе домики-гнёзда);
  • Способствовать уточнению и обогащению представлений детей о зимующих (синица, снегирь, сорока, воробей, голубь, ворона, дятел) и прилётных птицах (грачи, ласточки, скворцы, журавли и др.), прилёт, зимой живут рядом с человеком, добывание ими корма, выведение птенцов, забота о них;
  • Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за птицами;
  • Воспитывать бережное отношение к птицам;
  • Развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы по прочитанному, вести диалог;
  • Развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;
  • Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
  • Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации; развивать творческие способности;
  • Повышение уровня педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми: изготовление кормушек, проведение акции «Покорми пернатых друзей».

Ожидаемые результаты:

  • Систематизация знаний детей о перелетных и зимующих птицах;
  • Формирование осознанного действенного отношения к птицам, желание заботиться о пернатых;
  • Понимание их значимости в жизни людей;
  • Родитель, активно участвующий в проекте, способен воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам.

1 этап - Предварительный:

  • Подготовка наглядного материала с изображением птиц (открытки, картинки, плакаты, фотографии, иллюстрации из книг);
  • Подготовка музыкального сопровождения (музыка из серии «Голоса птиц»);
  • Подборка и изготовление картотек произведений художественной литературы, загадок о птицах, бесед о птицах, дидактических игр
  • Изготовление лэпбука «Птицы нашего края»
  • Изготовление родителями кормушек для птиц, проведение акции с родителями

2 этап – Основной (с 10.01.по 21.01)

Познавательное развитие:

Беседы: «Перелетные птицы», «Наши пернатые друзья-птицы» Цель: способствовать уточнению и обогащению представлений детей о зимующих (синица, снегирь, сорока, воробей, голубь, ворона, дятел) и прилётных птицах (грачи, ласточки, скворцы, журавли и др.), прилёт, зимой живут рядом с человеком, добывание ими корма, выведение птенцов, забота о них.

Рассматривание:

«Рассматривание и сравнение воробья и вороны» Цель: расширять знания детей о жизни птиц зимой: об их внешнем виде, о питании

«Рассматривание альбома с перелетными птицами»

Цикл наблюдений за зимующими птицами, ведение календаря природы Цель: развитие умения различать виды зимующих птиц, особенности их внешнего облика и поведения.

Ситуативные беседы: «Птичкам холодно зимой», «Что знаем о птицах», «Пернатые друзья», «Какой корм любят зимующие птицы»

Экспериментирование: исследование птичьего пера, рассматривание птичьих следов.

Настольные игры:

«Разрезные картинки», «Помогите найти маму», «Какая птица, назови», «Кто что ест?»

Дидактические игры:

«Назови птицу», «Кто где живёт?», «Времена года», «Когда это бывает», «Кто как кричит?», «Кого не стало?», «Чей голос?», «Подбери крылышко по цвету»

Речевое развитие:

А.Барто «Птичка», «Кто как кричит?», Е.Чарушин «Яшка», М.Зощенко «Умная птичка», А.Толстой «Умная галка», Е.Авдеенко «Воробей», М.Пришвин «Дятел», В. Н. Орлов «Ворона», «На зимовку», Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок», Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», И. Козеева «Журавль – красавка», «Лебеди», «Скопа»

 И. Соколов-Микитов «Улетают журавли».

Л. Н. Толстой «Лебеди», «Птичка».

М.Горький «Воробьишко», просмотр мультфильма

Н.Рубцов «Воробей», «Ворона».

Чтение и обсуждение пословиц и поговорок

Отгадывание загадок по теме.

Рассматривание сюжетных картинок и репродукций, беседы составление рассказов по ним.

Социально – коммуникативное развитие:

Беседы: «Птичья столовая», «Жалобная книга природы», «Не разоряйте птичьих гнёзд», «Перелетные птицы», «Вот какие птички, птички невелички»

Наблюдение за кормушками (птицы маленькие, беззащитные, пугливые, не могут постоять за себя и своё жильё…)

Сюжетно-ролевые игры «Интервью», «Птицы в гнезде – семья»

Подкормка птиц

Художественно – эстетическое развитие:

Раскраски «Птицы»

Лепка «Воробышек»

Аппликация «Скворечник»

Конструирование.

Тема «Птичка»

Цель: побуждать детей к конструкторской деятельности с использованием бумажных материалов.

Слушание: Птичьи голоса,

Музыкально-дидактическая игра «Птички и птенчики» муз.и слова Е.Тилечеевой.

Физическое развитие:

Пальчиковая гимнастика: «Кап-кап», «Птички», «Ласточка», «Весна».

Подвижные игры: «Голуби и кот», «Совушка», «Птички и кошка», «Пчелки и ласточки», «Утка-Гусь», «Летает- не летает», «Вороны», «Птицы в клетке».

Физкультминутки: «Аист», «Птица», «Лебеди».

Работа с родителями:

Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц», «Кафе для птиц»,

Оформление папки-передвижки на тему: «Любовь и забота сохраняют природу»

3 этап - заключительный.

Вешаем кормушки на территории детского сада

Проведение акции «Покорми пернатых друзей»

Создание плаката «Птичья столовая»

В результате реализации проектной деятельности:

1. Знания детей о птицах расширились;

2. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих.

3. На протяжении реализации проекта «Кто такие птицы?» у детей развивалась связная речь.

4. У многих детей появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц).

5. Повысился познавательный интерес у детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Познавательно - исследовательская деятельность в младшем и среднем дошкольном возрасте"

Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний. ...

Познавательно- исследовательский проект с детьми среднего дошкольного возраста Тема. «Путешествие в осень»

Настоящее приключение для дошкольников - наблюдение за  осенними явлениямив природе....

Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...

Познавательно-исследовательский проект с детьми среднего дошкольного возраста "Волшебница вода"

АктуальностьВода для нас – самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, ...

Проект по познавательно – исследовательской (экспериментальной) деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Средняя группа с 4-5 лет.

laquo;Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,тебя невозможно описать, тобою наслаждаются,не ведая, что ты такое. Нельзя сказать что тынеобходима для жизни, ты – сама жизнь…Ты сам...

Групповой проект по познавательно-исследовательской экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Польза и вред вкусных конфет"

Трудно встретить человека, который совершенно не любит сладости, а еще труднее найти того, кто совершенно не любит конфеты. Разноцветные леденцы, шоколадные батончики, воздушное птичье молоко или неве...