Проект во второй группе раннего возраста по сенсорному развитию: "Мы познаем мир"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_poznaem_mir.docx | 55.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад №7»
Проект по сенсорному развитию
во второй группе раннего возраста
«МЫ познаем мир»
Воспитатель: Моисеева О.А.
г. Никольск
Условия возникновения проекта
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в школе.
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.
Актуальность темы
Как показывает многолетняя практика, многие родители имеют недостаточные знания о сенсорных эталонах воспитания ребенка. У многих родителей нет заинтересованности и умений о способах развития сенсорной культуры у детей.
Помочь правильно сформировать у детей сенсорные эталоны через игровую деятельность - первоочередная задача педагога. Развивать мышление и воображение ребёнка. Побуждение думать и анализировать, делать выводы и обобщения.
Цели проекта:
- формирование и развитие сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений;
- накопление сенсорных представлений;
- взаимодействие с родителями в обучении сенсорному развитию детей.
Задачи проекта:
- создавать условия для обогащения представления детей о многообразии свойств предметов окружающего мира, стимулирование развития разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного;
- развивать интерес детей к самостоятельному и совместному со взрослым обследованию предметов, разнообразным действиям с ними;
- продолжать знакомить детей с разными видами сенсорных эталонов через игровую деятельность, формировать их умения сравнивать предметы по основным свойствам – цвету, форме, размеру;
- развивать речь, мелкую моторику детей раннего возраста;
- развивать мышление и воображение ребёнка. Побуждать думать и анализировать, делать выводы и обобщения.
Приоритетная область.
Познавательное развитие:
- развитие сенсорной культуры;
- развитие познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности;
- формирование целостной картины мира.
Актуальным является интегрированный подход, при котором сенсорное воспитание рассматривается в едином комплексе с рядом других образовательных областей.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие:
- позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам.
Речевое развитие:
- формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Художественно-эстетическое развитие:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного).
Физическое развитие:
- укрепление здоровья детей;
- повышение работоспособности, снятие мышечного напряжения.
Тип проекта: познавательно - игровой.
Участники проекта: дети второй группы раннего возраста, воспитатели, родители
Сроки реализации: апрель - май
Форма организации детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный.
- Изучение уровня знаний по теме.
- Составление плана работы по реализации проекта «Мы познаём мир»;
- Создание предметно - развивающей среды по теме проекта;
- Подбор методического материала, иллюстраций, фотографий, стихов, аудио и видеозаписей по данной теме;
- Подготовка консультаций, сообщений и методических пособий для родителей;
- Взаимодействие с родителями:
- Совместное изготовление дидактических игр по сенсорному развитию: «Матрешки», «Подбери колёса для автомобиля», «Волшебные штампы», «Подбери ниточку для зонтика», «Собери бусы»
- Помощь в создании и оформлении выставки «Моя мама мастерица»
2. Реализация проекта.
Образовательные области по ФГОС ДО | Содержание проекта |
Познавательное развитие | 1.Беседа с детьми «На какую фигуру похож предмет». 2.Чтение математических сказок - рассказов. 3. Дидактические игры «Геометрическое лото», «Волшебный мешочек», «Один - много», «Подбери по размеру», «Подбери колёса к автомобилю», «Подбери ниточку для шарика», «Вкладыши. Геометрические фигуры». 4. Просмотр мультфильма про рыбку Малыша из серии «Геометрические фигуры. Квадрат. Треугольник. Круг». 5. Рассматривание тематических альбомов, книг и иллюстраций. |
Художественно - эстетическое развитие | 1. Занятие по изодеятельности «Воздушные шары», «Кораблик плывет по волнам», «Нарядные матрёшки», «Бабочки», «Ягодки» 2. Лепка «Яблоки на яблоне», «Нанижи бусы на ниточку», « Грибок для ёжика», «Разноцветные мячи», «Пирамидка», «Гусеницы», «Божья - коровка» 3.Театрализованные представления «Репка», «Колобок». 4. Настольный театр «Теремок», «Три поросенка» 5. Коллективная работа: «Салют победы» 6. Рисование на манной крупе |
Речевое развитие | 1. Отгадывание загадок на тему: «Геометрические фигуры», «Загадки на цвета». 2. Чтение художественной литературы А. Барто «Мяч», «Бычок» и др., С.Я. Маршак «Сборник произведений 3. Чтение РНС «Колобок», «Рукавичка»», «Теремок», «Три медведя». |
Социально – коммуникативное развитие | 1. Дидактическая игры «Подбери колёса для автомобиля», «Собери бусы», «Подбери пару», «Чего не стало?», «Геометрическая полянка», «Подбери ниточку для шарика» 2. Сюжетно – ролевые игры «Накрываем на стол», «Полечим куклу Аню», «Дочки - матери». 3. Коллективная игра «Найди мышку», «Наряди солнышко». 4. Игры с песком и водой: «Пейте куклы вкусный сок», «Считалочка-купалочка», «Дождик» 5. Конструирование с использованием разного вида конструкторов. 6. «Величина, цвет, форма. Карточки для детей 1-3 лет». |
Физическое развитие | 1. Физкультурное занятие «Веселый мяч». 2. Психогимнастические этюды на выражение эмоций: «Солнышко проснулось», «Вкусно или нет?» «Белочки на веточке». 3. Подвижные и беговые игры: «Солнышко и дождик»» (на прогулке), «Автомобиль и воробышки», «У медведя во бору», «Мой веселый звонкий мяч», Бездомный заяц», « Сердитый пёс», « Воронята». 4. Построение в круг, в колонну, парами. 5. Физкультминутка «А часы идут - идут», «Бабочка», «Будем прыгать и скакать» и др. 6. Пальчиковая гимнастика «Зайка», «Кошки - мышки», «Кто где?», «Пальчики - мальчики» и др. |
3. Заключительный этап
- Оформление выставки «Моя мама мастерица»;
- проведение мастер – класса
Игры – эксперименты с песком и водой
«Пейте куклы вкусный сок»
Цель: выявить свойство воды и красок, способность красок растворятся в воде и изменять её цвет.
Материал: акварельные краски, кисточки, прозрачные пластиковые стаканы с водой.
Ход игры – эксперимента
Художественное слово
Однажды зайка решил показать маме фокус. Он поставил на стол прозрачные стаканчики. Потом налил в них воду. Буль-буль потекла водичка.
- Мама, закрой глаза! – сказал Зайка.
Мама закрыла глаза и стала ждать, что будет. (И ты закрой глазки).
- Открывай! – скомандовал Зайка.
Когда мама открыла глаза, то увидела, что в стаканчиках вода теперь не простая, а разноцветная – жёлтая, красная, синяя, зелёная и оранжевая. (А ты показывай пальчиком, где какая).
- Как красиво! – восхитилась мама.
Предложите детям приготовить для кукол разноцветный сок, постарайтесь привлечь внимание ребёнка элементом волшебства: «А если опустим в стакан с водичкой кисточку с жёлтой краской, интересно, что получится. Какой это сок?»
Накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол, угостите напитками. Красная вода превратится в томатный сок, оранжевая – в апельсиновый, жёлтая – в ананасовый, синяя - в ежевичный.
«Считалочка - купалочка»
Цель: познакомить со свойствами воды: льётся, движется.
Материал: ванночка с водой, игрушки.
Ход игры - эксперимента
Художественное слово
Варим кашу для малышек, (Крутим ручкой в воде, как бы «размешивая кашу».)
Тесто делаем для пышек, (Месим воду, как тесто.)
Сладким чаем угощаем, (Набираем воду в ладошки и выливаем её обратно в ванну.)
Ну а после – отдыхаем!
В ванночку – бултых!
Предложите детям поиграть с водой, обратите их внимание, что водичка движется по направлению движения их руки, а так же она переливается, льётся.
«Дождик»
Необходимый инвентарь: лейка.
Поместите в тазик или ванну пластмассовые игрушки, дайте ребёнку лейку и предложите поиграть в кукольный дождик. Поливайте кукол из лейки, вспоминая все известные вам стихи про дождик. После «дождя» дайте малышу сухое полотенце и попросите вытереть все игрушки.
Дождик, дождик!
Лейся пуще!
Пусть растёт
Пшеница гуще!
Лейся, лейся,
Как река!
Будет белая мука!
Г. Лагздынь
Загадки про геометрические фигуры и цвет
А братишка мой, Сережа, Математик и чертежник - На столе у бабы Шуры Чертит всякие... Ответ: Фигуры | Три вершины тут видны, Три угла, три стороны, - Ну, пожалуй, и довольно! - Что ты видишь? - ... Ответ: Треугольник | Нет углов у меня, И похож на блюдце я, На тарелку и на крышку, На кольцо, на колесо. Кто же я такой, друзья? Ответ: Круг |
Не овал я и не круг, Треугольнику я друг, Прямоугольнику я брат, Ведь зовут меня... Ответ: Квадрат | Ни угла, ни стороны, А родня – одни блины. Ответ: Круг | Обведи кирпич мелком На асфальте целиком, И получится фигура – Ты, конечно, с ней знаком. Ответ: Прямоугольник |
Два квадрата-близнеца – Половинки их отца. Сторонами приложи, Имя их отца скажи. Ответ: Прямоугольник | Кубик в краску окуни, Приложи и подними. Вася десять раз так сделал – Отпечатались они. Ответ: Квадраты | Треугольник с полукругом Круг дразнили «толстым другом». Круг, расстроившись до слез, Уже стал и вверх подрос. Кто же угадает тут, Как теперь его зовут. Ответ: Овал |
Он похож на колесо, А еще на букву О. По дороге катится И в ромашке прячется. Нрав его совсем не крут. Догадались? Это - (круг) | Из него мы строим дом. И окошко в доме том. За него в обед садимся, В час досуга веселимся. Ему каждый в доме рад. Кто же он? Наш друг - (квадрат) | Горы на него похожи. С детской горкой тоже схож. А еще на крышу дома Очень сильно он похож. Что же загадала я?. Треугольник то, друзья. |
Эти фигуры по городу мчат, В садики, школы развозят ребят. Едут автобус, троллейбус, трамвай. Ты на дороге смотри, не зевай! На эту фигуру похожи дома. О чем же пишу я? Ответьте, друзья! (прямоугольник) | Снегом он лежит на крыше, | У тебя ответ найдётся, - Цвет какой имеет солнце? (жёлтый цвет) |
Этот цвет темнее ночи, И его ты знаешь точно (чёрный цвет) | Цвет травы и листвы. Назовёте его вы? (зелёный цвет) | Цвет чистого неба над головой, - Дай поскорее названье, - какой? (голубой цвет) |
Им часто море называют. Кто цвет возьмёт и отгадает? (синий цвет) | Такого цвета наша кровь. Какого, - кто сказать готов? (красный цвет) | Он в яйце есть и в цыпленке, |
Он с лягушкой может квакать, | Всех быков он возмущает, | Каждый апельсин им полон, |
Спрятан этот цвет в листочках | Лягушка скачет на болоте | Цвет одуванчиков на лугу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Во саду ли, в огороде» Участники проекта: Дети второй группы раннего возраста «Неболейки»
Цель: Развитие познавательных и творческих способностей детей в исследовательской деятельности.Задачи1. Систематизирование и обобщение представлений детей об овощах и фруктах.2...
Проект во второй группе раннего возраста «Формирование привычки к здоровому образу жизни детей младшего возраста»
В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превра...
Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье», в рамках городского конкурса «Воспитатель года – 2017»
Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье»Подготовила вос...
Конспект ООД в группе раннего возраста по сенсорному развитию
Конспект ООД в группе раннего возраста по сенсорному развитию...
Информационно-творческий проект во второй группе раннего возраста " Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений "
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения...
Открытое занятие в группе раннего возраста по сенсорному развитию «Три медведя».
Развитие сенсорных способностей детей через дидактические игры....
Конспект открытого занятия во второй группе раннего возраста по сенсорному развитию. Тема: "Домашние животные".
Конспект открытого занятия во второй группе раннего возраста по сенсорному развитию. Тема: "Домашние животные". Цель: формировать восприятие цвета, формы, ве...