Проект "Редкие животные нашего края"
проект по окружающему миру (старшая группа)
. Многие виды редких животных находятся на грани вымирания, занесены в Красную книгу. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, к животному миру, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_pedagogicheskogo_proekta.docx | 529.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт педагогического проекта
Наименование проекта | «Редкие животные нашего края» |
Актуальность проекта | В детстве ребенок открыт миру и готов получать новые знания и опыт. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственного воспитания, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. Особенно хорошо происходит формирование этих качеств посредством экологического образования, приобщения детей к природе, в частности – к животному миру. В настоящее время многим животным необходима помощь, они находятся на грани вымирания и нуждаются в особой защите. Поэтому так важно воспитать поколение, гуманно относящееся ко всему живому на Земле. Решению этого вопроса поможет наш проект посредством знакомства ребёнка с редкими животными родного края, формированием знаний о них. Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу. Дети не все владеют обобщающим понятием «дикие животные», не знают виды редких диких животных, которые находятся на грани исчезновения. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Многие виды редких животных находятся на грани вымирания, занесены в Красную книгу. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, к животному миру, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир |
Практическая значимость проекта | Использование данного проекта другими педагогами в ДОО. |
Цель проекта | Совершенствование у детей представлений о редких животных нашего края, положительное отношение к представителям живой природы, через создание книги «Красная книга Свердловской области» |
Участники проекта | Воспитатель, дети старшей группы, родители. |
Проблемный вопрос | Знаете ли вы, каких животных называют редкими? |
Проблема проекта | Низкая заинтересованность детей о жизни диких животных |
Задачи проекта | Задачи для детей:
|
Задачи для родителей:
| |
Задачи для педагогов:
| |
Сроки реализации | 2 недели |
Вид проекта | Информационно-творческий, краткосрочный |
Продукт проекта | Альбом по теме: «Красная книга Свердловской области» |
Особенности проекта | Сосредоточенность на достижении конечной цели |
Ресурсы проекта (материальные, технические, информационные, человеческие) | Материальные: методическая литература, энциклопедии, наборы для сюжетно ролевых игр, игровые наборы диких животных, книги про животных с иллюстрациями, дидактические игры Технические: ноутбук, принтер Информационные: интернет ресурсы, художественная литература Человеческие: дети, родители, воспитатель. |
Риски | Отсутствие заинтересованности со стороны родителей Нехватка времени на создание альбома |
Итоги проекта | Создание альбома «Красная книга Свердловской области» |
Деятельность детей | Деятельность родителей | Деятельность педагогов |
Дети принимают участие в разных мероприятиях, создают поделки, участвуют в беседах, учат стихи про животных, рассматривают картины, играют в сюжетно-ролевые игры, в дидактические игры, рассматривают энциклопедии. | Принимают участие в подготовке проекта, составления плана, принимают участие в совместных мероприятиях. Проводят беседы с детьми, смотрят фильмы, читают книги, помогают в составлении альбома «Красная книга Свердловской области» | Планировка этапов проекта, составление плана. Пополнение уголка природы энциклопедиями, дидактическим материалом по данной тематике. Подборка информации и фотографий для книги. Мотивация детей на конструктивную деятельность через чтения художественной литературы, рассматривание картин и беседы. |
Подготовительный этап:
Дата | Мероприятия, инициированные воспитателем | Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта | Риски | Результаты |
Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы; Составление плана работы; Подбор художественной литературы: стихов, загадок, пословиц, сказок, песен о диких животных; Подборка энциклопедий: «Красная книга России», «Что, как, почему?» Д.Литвинова, «Моя первая книга о животных» А.Никишин, «Все животные» Е. Ананьева, «Живой мир» Л.Колвин, Э.Спиэр; Энциклопедия животных М.Авдонина; работа с методическим материалом, литературой по данной теме; сбор фотоматериала, картинок о диких животных. Сбор дидактического материала о животных: картотека «Дикие животные», умные карточки «Животные», дидактическая игра для детей «Большие и маленькие», домино «Дикие животные», «Обитатели леса»; Знакомство с красной книгой. Организация консультации с родителями | Методическая литература, интернет, компьютер, телефон Компьютер, WhatsApp, литература (художественная, методическая), мультфильмы «Смешарики. Красная книга», «Развивающий мультик для детей про животных из Красной книги. Туттимульти», карточки для игры «Опиши животных»; Лист, ручка для фиксации ответов детей Компьютер, бумажный носитель, ручка | Отключение электричества/интернета Непонимание сути вопроса, нежелание детей отвечать Отключение электричества | Разработана стратегия реализации проекта Подобран материал к теме «Редкие животные нашего края» Сформулирован проблемный вопрос Составлен план основного этапа |
Основной этап:
Дорожная карта основного этапа проекта:
Дата | Место в режиме дня | Мероприятия | Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии | Промежуточные результаты |
Утренний круг Консультация с родителями Вечерний круг Игровая деятельность Сон час Утренний круг Круглый стол НОД «Речевое развитие» Вечерний круг ЧХЛ во время подготовки к полднику НОД | Провести беседу с детьми на тему «Знаете ли вы редких животных нашего края?» Провести онлайн-консультацию с родителями на тему «Зачем знакомить детей с редкими животными нашего края», ознакомление родителей с проектом. Провести беседу с детьми на тему «Природа родного края» Провести дидактическую игру с детьми «Помоги животным подготовиться к зиме», Лото «Дикие животные», Домино «Дикие животные», «Обитатели леса» Отправить в группу в WhatsApp родителям ссылки на мультфильмы «Смешарики. Красная книга» (https://yandex.ru/video/preview/7275515844986578835), «Развивающий мультик для детей про животных из Красной книги.Туттимульти». (https://yandex.ru/video/preview/16644027012367999194) Поход в зоопарк Провести беседу с детьми о мультфильмах, которые они посмотрели дома с родителями Послушать с детьми музыку «Голоса птиц»; «Голоса животных» Организовать и провести мастер-класс для родителей на тему «Красная книга своими руками» Составить рассказ с детьми, с помощью мнемотаблиц «Опиши животное» Рассматривание картин и иллюстраций: «Дикие животные» Прочитать детям рассказ «Как звери к зиме готовятся» (В. Бианки) Провести с детьми игру «Угадай животное» (малой подвижности, вытягивает карточку с животным, показывает животного, остальные дети угадывали, что за животное) Провести игру с детьми «Узнай по описанию» Прочитать детям произведение «Аист и его ученики» (Пляцковский М.С.) Провести беседу с детьми на тему «Почему в лесу нельзя шуметь?» Провести занятие по лепке на тему «Белочка с орешком» (Художественно-эстетическое развитие) «В гостях у лесных зверей», (ФЭМП) Изготовление поделок, рисунков, аппликаций с животными. | Воспитатель, дети Воспитатель, родители Воспитатель, дети Воспитатель, дети Воспитатель, родители Родители, дети Воспитатель, дети Воспитатель, родители Воспитатель, дети Воспитатель, дети Воспитатель, дети Воспитатель, дети Воспитатель, дети Воспитатель, дети Родители, дети | Дети узнали о редких животных нашего края Родители ознакомлены с проектом Дети ознакомлены с природой родного края Проведена игра с детьми «Помоги животным подготовиться к зиме» Отправлены в группу в Whats App родителям ссылки на мультфильмы «Смешарики. Красная книга», «Развивающий мультик для детей про животных из Красной книги.Туттимульти». Дети познакомились с обитателями зоопарка Проведена беседа с детьми о мультфильмах, которые они посмотрели дома с родителями; прослушана музыка «Голоса птиц»; «Голоса животных» Организован и проведен мастер-класс для родителей на тему «Страницы красной книги» Составлен рассказ с детьми, с помощью мнемотаблиц «Опиши животное» Прочитан детям рассказ «Как звери к зиме готовятся» (В. Бианки) Проведена с детьми игра «Угадай животное» (малой подвижности, вытягивает карточку с животным, показывает животного, остальные дети угадывали, что за животное); проведена игра с детьми «Узнай по описанию» Детям прочитано произведение «Аист и его ученики» (Пляцковский М.С.) Проведена беседа с детьми на тему «Почему в лесу нельзя шуметь?» Проведено занятие по лепке на тему «Белочка с орешком», «В гостях у лесных зверей» |
Заключительный этап:
Дата | Итоговые мероприятия | Оценка эффективности реализации проекта | Степень достижения поставленных целей | Обобщение педагогического опыта |
Оформление книги «Красная книга Свердловской области» -Награждение участников, принявших участие в создании красной книги нашего края выставки -Презентация проекта на родительском собрании | Цель реализована. 80% родителей, принявших участие в реализации проекта, положительно отозвались о важности проделанной работы в воспитании детей | высокая | Выступление на пед. совете |
Приложение 1
Консультация для родителей: «Животный мир нашего края»
Уважаемые родители, Вы поможете своему ребенку стать более любознательным, развитым и успешным, если:
1. Выясните, знает ли ребенок диких животных нашего края. Рассмотрите с ним картинки, изображающие диких животных.
2. Выясните, знает ли ребенок, почему этих животных называют «дикими» (живут в лесу, сами добывают себе пищу, сами строят себе жилье).
3. Побеседуйте с ребенком о том, как зимуют дикие животные нашего края.
4. Вспомните с ребенком названия детенышей диких животных. Предложите поиграть в игру «Кто у кого?» Взрослый называет любое дикое животное, а ребенок называет детеныша этого животного.
5. Выясните, знает ли ребенок названия жилищ животных. Для уточнения знаний ребенка предложите ребенку поиграть в игру с мячом «Кто где живет?» Вы бросаете ребенку мяч и называете дикое животное; ребенок ловит мяч, называет его жилище и возвращает мяч вам.
6. Предложите ребенку отгадать загадки о диких животных.
7. Предложите ребенку подобрать слова, характеризующие диких животных.
( Например: медведь - бурый, большой, лохматый, неуклюжий, сладкоежка; лиса - рыжая, хитрая, ловкая, плутовка, коварная и т. д)
Приложение 2
Мастер-класс с родителями воспитанников
старшей группы
на тему:
«Красная книга своими руками»
Подготовили:
Завялова Г.С.,
Саблина Н.А.
Камышлов, 2022 г.
Мастер-класс «Красная книга своими руками»
(создание книги своими руками)
Аннотация:
В ходе мастер - класса родители познакомятся с процессом изготовления книги. Особое внимание обращено на экологическое воспитание детей. Проблема сохранения всего живого на Земле. К мастер - классу подготовлена электронная презентация.
Цель:
Создание условий для включения родителей в активную деятельность по экологическому воспитанию детей.
Задачи:
- Создать благоприятные условия для общения родителей, увлеченных одной общей темой;
- Способствовать повышению интереса родителей к теме экологического воспитания детей и созданию рукотворной книги;
- Практическое обучение родителей созданию книги своими руками.
Форма проведения: творческая работа в группе.
Материалы:
Книжно - иллюстративная выставка: «По страницам Красной книги»; презентация для родителей.
Оборудование: ноутбук, экран, проектор.
Раздаточный материал:
Листы ватмана размером А3, цветная бумага, канцелярские принадлежности (на каждого участника), распечатанные изображения животных и растений, информация о них.
Целевая аудитория: родители воспитанников.
Ход мастер - класса
(До начала мастер - класса родители знакомятся с выставкой: «По страницам Красной книги»)
Теоретическая часть
Воспитатель: Добрый вечер, дорогие родители! Сегодня мы с вами не будем придерживаться строгих правил родительского собрания. Я приглашаю вас на мастер - класс «Красная книга своими руками».
С годами проблема сохранения нашей планеты становится все более актуальной. Спасение окружающей среды от пагубных воздействий волнует каждого человека, проживающего на Земле, независимо от его возраста и пола. Целенаправленное экологическое воспитание детей должно организовываться взрослыми, начиная с раннего возраста, чтобы с малых лет подрастающему поколению прививались любовь и забота об окружающей среде.
Сегодня мы с вами поговорим об одной из острых экологических проблем - быстром уменьшении численности многих видов животных и растений на Земле. Некоторые виды уже навсегда исчезли с лица нашей планеты, другие находятся на грани исчезновения. Очень часто человек не задумывается о последствиях исчезновения животных и растений, уничтожает их для достижения своих эгоистических целей. Одни срывают растения ради минутного наслаждения их запахом или видом, другие – истребляют животных из-за роскошного меха, бивней или из-за вкуснейшего мяса, третьи - из-за страха перед живыми существами. При этом в Красную книгу занесены не только хищники, но и птицы, некоторые представители рыб и насекомых.
С каждым годом на нашей планете становится меньше различных представителей флоры и фауны. Чтобы не допустить полного исчезновения всего живого на Земле, люди стали задумываться, как можно не допустить исчезновения ни одной особи животного и растительного мира. Таким образом, они пришли к выводу, что растения и животные требуется охранять.
И наконец-то в 1963 году по решению Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП) была впервые издана Красная книга. В 1978 году такая книга появилась и в нашей стране.
Слайд1, 2
Воспитатель: А теперь я предлагаю Вам ознакомиться с презентацией «По страницам Красной книги».
Слайд 3
Воспитатель: как Вы думаете, уважаемые родители, для чего нужна Красная книга и почему был выбран именно этот цвет?
Родители: (ответы родителей).
Слайд 4
Воспитатель: Если мы заглянем в Красную книгу, то увидим, что страницы у Красной книги разноцветные. Как Вы думаете, почему страницы книги окрашены в разные цвета: черный, красный, желтый, белый, серый, зеленый?
Родители: (ответы родителей).
Воспитатель: Страницы Красной книги окрашивают в различные цвета не просто так. По цвету страницы можно узнать, в каком сейчас состоянии находятся те или иные растения, птицы, л животные. На чёрных страницах показаны животные, которые уже полностью исчезли с лица Земли. На красных страницах изображены исчезающие экземпляры, которые редко встречаются в окружающем мире и очень нуждаются в охране. На жёлтых страницах занесены животные и растения, чья численность в наше время сокращается. Еще немного неразумной деятельности человека, направленной на данные живые объекты, и они попадут на красные странички. На белых страницах помещены существа, которые живут на ограниченной территории, но при этом их всегда было немного. На серых страницах занесены малоизученные виды, которые обитают в труднодоступных местах. На зелёных страницах представлены животные и растения, которые были спасены от исчезновения.
Слайды 5-10 (Рассматривание страниц Красной книги)4
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам ознакомиться с некоторыми животными и растениями, которые занесены в Красную книгу.
Слайд 11
Воспитатель: Давайте обсудим причины исчезновения редких животных.
Родители: (обсуждение исчезновения редких животных)
Воспитатель: Причины исчезновения животных:
- Загрязнение окружающей среды: например, загрязнение воды, почвы, воздуха бытовыми отходами.
- Деятельность людей: имеется в виду строительство, разрушение местообитания живых существ в результате хозяйственной деятельности. Также не забываем и про пожары.
- Во все времена люди убивали животных. Если раньше целью была добыча пропитания, то в наше время человек убивает животных ради интереса.
Слайд 12
Воспитатель: Скажите пожалуйста, что нужно сделать, чтобы животные и растения не исчезали?
Родители: (ответы родителей)
Воспитатель: Чтобы уберечь исчезающие виды растений, запомните главные правила:
- не убивать животных;
- не забирать диких животных к себе домой;
- не срывать растения из Красной книги;
- не разорять гнёзда;
- не ловить насекомых;
- не топтать и не пинать грибы.
Практическая часть
Воспитатель: Дорогие мои, родители, с Красной книгой мы познакомились, пришли к тому, что все растения и животные нуждаются в охране и сохранении.
А сейчас я предлагаю вам заняться практической частью, совместно изготовить Красную книгу. Каждый ребенок мечтает о своей собственной книге, сделанной своими руками. В этом должен помочь им взрослый. Ну, как же делать книгу своими руками. Давайте учиться вместе.
Для изготовления Красной книги нам понадобится ватман размером А3, изображения животных, растений и насекомых, информация о них. Ножницы, клей, карандаши и фломастеры. Я предлагаю вам разделиться на группы, подготовить информацию, которую нужно использовать для оформления странички Красной книги и начать работать.
Заключительная часть:
Воспитатель: Вот и готовы наши первые странички Красной книги. Я надеюсь, что вы сегодня научились чему-то новому и теперь можете продолжить работу над новыми страничками Красной книги уже совместно со своими детьми. И наша книга будет постепенно пополняться и расти.
Воспитатель: Вот и подошел к концу наш мастер-класс! Спасибо всем за ваше участие. А сейчас приглашаем вас на общее фото.
Приложение 3
Мнемотаблица «Дикие животные»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логоритмического занятия в подготовительной группе. Тема: В лесу (животные нашего края) DOC
В конспект включены: оборудование и ход занятия (Монтессори-приветствия с текстами речевок, пальчиковая гимнастика, текст и описание движений для игрового массажа с массажными мячиками, психоречевая г...
конспект занятия по формированию лексического строя речи "Дикие животные нашего края"
Конспект занятия по формированию лексического строя речи «Дикие животные нашего края» в старшей - подготовительной группе Цели занятия:• Закреплять знания о диких животных и их жилища...
Презентация "Дикие животные нашего края" к занятию по формированию лексической стороны речи "Дикие животные нашего края"
Материал содержит фотографии диких животных Подмосковья...
Дикие животные нашего края
Конспект занятий по экологическому воспитанию в старшей группе...
Календарно-тематическое планирование по теме «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши»
Календарно-тематическое планирование по теме «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши» Подготовила: Воспитатель Крылова Эльвира ГеннадьевнаВозрастная категория:...
Консультация для родителей «Закрепление знаний детей по теме «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши»
Консультация для родителей «Закрепление знаний детей по теме «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши» Предназначение: консультация подготовлена для привлечения...
Макет леса "Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края" 2 младшая группа
Цель: - оформление многофункциональной предметно – развивающей среды для развития творческого потенциала воспитанников, формирования их знаний, умений и навыков.Задачи: - создать услов...