Конспект открытого занятия "Свойства песка"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Выжимова Ирина Сергеевна

Цель: Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка.

Задачи:

Образовательные. 

-Познакомить детей со свойствами песка (сыпучий, сухой, мокрый).

-Формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и порядком действий.

-Уточнять и активизировать словарь, совершенствовать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы, формировать  грамматический строй речи.

-Формировать интерес к исследованию, экспериментированию.

-Формировать умение делать  выводы о свойствах песка.

Развивающие. 

-Развивать познавательные способности, творческое мышление;

-Развивать у детей предпосылки в опытно-исследовательской деятельности, умения реализовывать свои интересы;

-Развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы;

-Развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения;

-Развивать фантазию, творчество, воображение.

Воспитательные.

-Воспитывать аккуратность в обращении с песком,  умение играть со сверстниками рядом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия :

«Свойства песка»

Подготовила: воспитатель Выжимова И.С.

 МАДОУ ЦРР д/с № 105

Цель: Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка.

Задачи:

Образовательные. 

-Познакомить детей со свойствами песка (сыпучий, сухой, мокрый).

-Формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и порядком действий.

-Уточнять и активизировать словарь, совершенствовать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы, формировать  грамматический строй речи.

-Формировать интерес к исследованию, экспериментированию.

-Формировать умение делать  выводы о свойствах песка.

Развивающие. 

-Развивать познавательные способности, творческое мышление;

-Развивать у детей предпосылки в опытно-исследовательской деятельности, умения реализовывать свои интересы;

-Развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы;

-Развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения;

-Развивать фантазию, творчество, воображение.

Воспитательные.

-Воспитывать аккуратность в обращении с песком,  умение играть со сверстниками рядом.

Предварительная работа:

Игры с песком на прогулке и в группе (световой стол);

Рассматривание фотографий с видами построек из песка.

Оборудование:

Световой стол, песок, лейка с водой, различные формочки, коробка. Проектор.

Ход занятия.

Орг. момент

- «Доброе утро, ребята! Я рада вас приветствовать на своем открытом занятии. Давайте вспомним, какое сейчас время года?»

Дети отвечают: «Зима»

- Правильно – Зима. И мы с вами сегодня поговорим о зиме.

А у меня есть для вас сюрприз!

Воспитатель открывает коробку, а там песок. Берет руками и расстраивается.

- Ой, я кажется, перепутала коробки, что же мне делать. Извините меня ребята, уважаемые гости, но занятие похоже придется отменить.

Вдруг начинается шум ветра и звук супящегося песка, звучит голос:

- Привет, я – песочный мальчишка и я спрятал ваш сюрприз. Я обиделся на вас. Вы совсем забыли обо мне, уже несколько месяцев не играете со мной и говорите все о зиме и о снеге. Я хочу, что б вы вспомнили про меня и тогда я верну вам ваш сюрприз.

-Ребята, мы будем выручать наш сюрприз?

-Что же ребята нужно сделать, что бы рассказать нам о песке?

Ответы детей.

- Нам нужно изучит песок и его свойства.

Но прежде чем мы начнем, нам нужно подумать, какие правила существуют при работе с песком.

Дети проговаривают правила:

Песочный мальчишка:

-да ребята, вы такие молодцы, играть с песком нужно осторожно.

И на экране появляются совсем другие значки.

Ребята посмотрите на экран, песочный мальчишка решил пошалить и все сделал наоборот.

Ты нас не запутаешь, дети заметили твою хитрость.

И так приступим:

Из чего состоит песок?

Ответы детей

Пойдем к первому столу узнаем. Там лежит сухой песок

Можно рассмотреть песок под лупой.

На экране появляется фото песчинок. Песчинки состоят из разных горных пород и поэтому имеют разный цвет и размер. Из больших камней, ветер выветривает, вода вымывает.

Дыхательная гимнастика:

Дует ветер ветерок,

раздувает он песок,

а песок катается

с горки осыпается

Картина на экране гора у моря и звук ветра и воды, следующая побережье без гор.

А где ребята очень много песка?

Ответы детей.

Правильно в пустыне. Откуда же берется песок в пустынях? Основная часть песка перенесена ветром в пустыни. Но есть и случаи, когда пустынные песчинки образованы путем разрушения гор. Некоторые пустыни изначально были морским дном, но многие тысячелетия тому назад вода ушла, отступила.

Видео с осушением водоемов.

Сейчас пустыни являются еще и домом для живых существ.

Видео с обитателями пустыни.

Дети самостоятельно пробуют на подносах создать жизнь в пустыне.

Песок изготавливают также искусственно. Это происходит с помощью измельчения таких твердых материалов как камень.

Смешать камень с клеем и дать детям возможность, самим изготовить песок

Физминутка: 

«Мы песчинки». Дети встают в круг, крепко прижавшись плечиками, как камушки, слушется шум ветра и воды, они разрушают камушек и песчинки начинают свободно двигаться по залу кружится на ветру, аккуратно касаясь друг друга плечиками. При соприкосновении меняют направление движения.

Следующий опыт: свернуть бумагу конусом, насыпать внутрь песка и залить водой.  Дети сами это могут сделать и обнаружить, что песок пропускает воду и при этом намокает. Таким образом, песок является природным фильтром планеты, вся грязь остается на песке.

 Мокрый песок сохраняет следы.  На подносе на мокром песке можно попробовать оставить следы. А затем снова попробовать его сдуть. Намокая песок становится тяжелее. Еще мокрый песок легко лепится. Где мы можем лепить из песка? Как в повседневной жизне используется это  свойство песка?

Ответы детей. Показать видео со стройки, как замешивают бетон и заливают им фундамент. А потом появляется дом.

В древности, люди заметили, что во время грозы при ударе молнии в песчаный берег на том самом месте появлялись причудливые прозрачные фигурки. А еще если нагреть песок до температуры плавления он превращается в стекло.

Видео с изготовлением стекла

А еще песок может лечить, как вы думаете, как песок может лечить?

Ответы детей

У меня есть особенный песок, который используют для лечения, для лечения плохого поведения и настроения. Дать детям полепить, что вы видите?

Что он не разваливается…

Расскажите у кого улучшилось поведение, кто почувствовал что улучшилось настроение?

Итог занятия.

Давайте расскажем, что мы сегодня узнали о песке? Песок — полезный и необходимый материал. Его используют для изготовлении стекла, бетона, фильтров для очистки воды, наждачной бумаги.

Ответы детей.

Песочный мальчишка

- Ребята, у меня тоже улучшилось настроение! И поведение! Вы такие молодцы и так много знаете о песке! Спасибо! Я совершил плохой поступок, я спрятал и порвал ваш сюрприз, но я стал совсем другим, честно-честно.  Мы рады что ты исправился и поменял свое поведение, а сюрприз наш стал еще интереснее, он превратился в пазлы, мы его будем собирать и разбирать, когда нам захочется.

- Обещай нам  беречь чужой труд и помогать  ребятам узнавать, все новые и новые  знания, обо всем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ ЗАНЯТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «ОСОБЕННОСТИ ПЕСКА»

Программное содержание: познакомить детей со составом и  свойствами природного  и искусственного песка. Развивать способности овладевать средствами познавательной деятельности способами обсл...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия «Игры с песком» (для детей старшего дошкольного возраста)

Игра с песком предоставляет ребенку избавиться от психологических травм с помощью экстериоризации фантазий и контроля над своим внутренними побуждениями. Метод песочной терапии я использовала дл...

Конспект открытого занятия в первой младшей группе. Игры с водой и песком "Лисичка в гости к нам пришла"

развивать познавательную деятельность;ознакомление и закрепление свойств сухого песка (сыпется), влажного (держит форму);со свойствами воды и других материалов (кораблик бумажный, плавает)....

Конспект открытого развивающего занятия играем с песком

Цель:  стимуляция эмоционального фона у детей с помощью песочной  техники.Задачи:1. обогащение  тактильного опыта  у воспитанников;2. развитие  кинестетической чувствительност...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию на тему «Особенности песка»

Знакомить детей с составом и свойствами природного песка...