Комплексное итоговое занятие. «Воздух и ветер»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
В процессе занятия закрепляются знания детей о живой и неживой природе, в доступной и увлекательной форме даются детям элементарные знания о существующих в природе взаимосвязях, продолжается знакомство детей с понятием «воздух», его свойствами, ролью воздуха в жизни человека и других живых организмов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомство с понятие воздух | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексное итоговое занятие.
«Воздух и ветер»
Возраст с 6 до 7 лет
Программное содержание: Закрепить знания детей о живой и неживой природе, в доступной и увлекательной форме дать детям элементарные знания о существующих в природе взаимосвязях, продолжать знакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, ролью воздуха в жизни человека и других живых организмов. Продолжать знакомить детей с ролью ветра в жизни растений, с семенами, распространяющимися при помощи ветра.
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам,
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его Святынь.
- О каком храме идёт речь?
- Как мы называем комнату, в которую сейчас войдём? ( комната природы)
Здесь вас ждут новые открытия.
1 Картинки- загадки.
- Что можно отнести к неживой природе? ( вода, солнце, ветер…)
- Какие 3 группы живых организмов вы знаете? ( растения, животные и человек)
- Чем живые организмы отличаются от объектов неживой природы?
- Связаны ли между собой живая и неживая природа?
- Почему эти предметы не относятся к природе? ( книга, стол….)
( Появляется НЕЗНАЙКА)
Незнайка: Постойте, постойте, как же так? Про меня- то забыли? А я кто, по- вашему?
Незнайка: Верно. Я живой. Я много двигаюсь, люблю всё вкусное, стал вон какой большой. А ещё я очень умный и всё на свете знаю.
- Не хвастайся, Незнайка, Нехорошо быть таким нескромным. Наши ребята тоже многое знают. Ну- кА загадайте Незнайке самую трудную загадку:
Он повсюду, невидим,
Но всегда мы дышим им,
На земле, в горах и водах
Жизнь несёт спаситель…..( воздух)
Незнайка (задумался): Кто же этот спаситель? Может это бабушка?
Может, это пожарная команда? ( дети отгадывают загадку)
Четыре водяных океана широко-широко разлились по Земле? (глобус)
- Какие вы знаете океаны?
А пятый океан воздушный разлился над Землёю, наша планета окружена воздушной рубашкой.
- Как называют её учёные? ( воздушная оболочка. атмосфера)
- Зачем Земле воздушная рубашка?
Пятый океан очень важный для жизни. Попробуйте глубоко вздохнуть, закрыть ладошкой рот и нос, и посчитать про себя. Недолго придётся считать, нестерпимо захочется убрать ладошку и глотнуть свежего воздуха. Воздухом дышим мы с вами, дышат и звери, и птицы, и растения.
- Как дышат люди? А звери?
Незнайка: Мы и звери дышим через нос. Собака когда ей жарко, дышит через рот, я сам видел. А как дышат растения? Куда они спрятали свои носы? (дети отвечают).
Незнайка: Значит, и колокольчикам, и берёзке, и грибам нажжен воздух?
А я об этом не знал. А вот как узнать, что я дышу? Может, я просто рот открываю?
( дети дышат на ладошки)
- Вот сегодня мы и поговорим о воздухе.
Незнайка: Ой о воздухе? А кто его видел-то воздух? Может, его и нет вовсе. Я, например, его никогда не видел. Вы, ребята, его видели что-ли?
( воздух можно увидеть зимой, когда дышим, изо рта воздух вырывается)
- Мы с ребятами сейчас тебе докажем, что воздух есть.
- Почему мы его не видим, мы ведь знаем ,что он вокруг нас?
Свойства воздуха.
1 Воздух прозрачный. Это его главное свойство.
-Как вы думаете, можно поймать воздух? (дети ловят воздух в пакеты)
- В каких игрушках пойманный воздух? ( в мячах, в воздушных шарах, в колёс…)
2 Воздух имеет вес. ( на одной чаше весов- пустой пакет или воздушный шарик, на другой- завязанный пакет с воздухом).
3 Воздух есть всюду.
Незнайка: Прямо уж, всюду…А вот в земле его нет. ( дети рассказывают, что воздух там тоже есть, между комочками почвы. Им дышат корни растений, подземные жители).
Незнайка: А вот в бутылочке его нет. Пустая она. ( дети делают опыт)
Опыт: опускают бутылочку в тазик с водой. Идут пузырьки воздуха. Значит, бутылочка не была пустой. В ней был воздух.
Незнайка: Подумаешь! Я и раньше вас всё знал, просто забыл. А сейчас я один случай вспомнил. Однажды в Цветочном городе меня угостили вкусной водой и дали трубочку- соломинку. Я не только пил, но и пузыри пускал. Вот здорово! Дунешь в стакан, а в нём пузырьки появляются.
- Ты выдыхал через трубочку воздух. А вот у меня бутылка лимонада.
-Что будет, если я её открою? ( воздух вырывается из бутылки)
( дети пьют лимонад через трубочку). Воспитатель надувает воздушный шарик и с шумом выпускает из него воздух.
- Кто надувал шарик? Чем вы их надували? А вот этот шарик сам надувается. Хотите посмотреть?
4 Опыт: на охлаждённую в холодильнике пластмассовую бутылку надеть ( на горло) воздушный шарик. Опустить бутылку в ведро с горячей водой. Шарик стал сам надуваться. Вынуть из ведра- шарик спустился.
Воздух при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
-А сейчас мы увидим ещё одно свойство воздуха. Посмотри, Незнайка, как ребята будут танцевать.
Танец с большим платком. ( в конце танца ребята одновременно поднимают платок за концы вверх и опускают. Получается купол, заполненный воздухом).
Незнайка: Совсем как парашют. Вот здорово! Теперь я всё про воздух знаю.
- А вот и не всё. Закройте все глаза. (разрезаю апельсин)
- Что чувствуете? Вот и ещё одно свойство воздуха: воздух умеет переносить запахи, он распространяется во всех направлениях. Апельсином пахнет в комнате. У нас окно открыто, и там теперь тоже пахнет апельсином.
( появляется Карлсон из окна):
Привет, ребята! Ух, как вкусно пахнет апельсином. Я мимо пролетал. И вдруг такой запах. Как же вы про меня забыли? Может, вы не любите апельсин? Может, у вас варенье лишнее есть?
- Дорогой Карлсон! Мы тебя обязательно угостим и вареньем, и апельсином. Но сначала расскажи нам, почему ты умеешь летать? Нам тоже хочется полетать.
Карлсон: А у меня моторчик имеется. И на спине вот такая штука- пропеллер называется. Пропеллер вертится- ветер дует. А это у вас что? Пропеллер для воспитательницы? Когда вы шалите, она от вас на крышу улетает?
- Карлсон, никуда я не улетаю, а иногда очень хочется. Это вентилятор. Нажми на кнопочку. ( поднести бумажку, она движется) Теперь включи. Что стало с бумажкой? Откуда взялся ветер?
Карлсон: Это всем ясно, чего зря спрашивать. Лучше банку с вареньем принесите. Все Карлсоны с детства знают, что ветер бывает, когда воздух движется.
- Хотите сами сделать ветер? ( раздаёт веры).
- Что вы чувствуете, когда машете ими? Как рождается ветер? Ветер это движение воздуха.
- Карлсон, куда движется ветер? (ветер всегда стремится в тепло)
Карлсон: Кто в полях шумит пшеницей
И летит крылатой птицей? ( ветер)
Кто играет проводами,
Поднимает пыль клубами? ( ветер)
Кто к земле деревья клонит,
Кто волну морскую гонит? ( ветер)
Карлсон: А какие вы знаете загадки, заклички про ветер?
Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задирает.
Одним проходу не даёт,
Других он подгоняет.
Ветер снег съедает.
Без рук, без ног, а ворота открывает.
Без рек, без ног, под окном стучится, в избу просится.
Куда ветер, туда и тучи.
( Карлсон прощается. Дети угощают его вареньем)
Незнайка: Карлсон, возьми меня с собой. Я очень хочу полетать.
До свидания, ребята!
- Ветерок поможет нашим друзьям долететь до крыши.
- А что ещё умеет делать ветер? ( подобрать глаголы)
- Как он мешает человеку?
-Каким бывает ветер?
-Ветер, как и все в природе, подчиняется главному закону Вселенной. Какой это закон? ( всё в природе едино, красиво и гармонично. Главный закон- Красота и Гармония.)
Иллюстрации: Красоту. Гармония- ветерок колышет деревья, наклоняет цветы.
2. Хаос- шторм на море, ветер разрушает посёлки.
- А как ветер помогает человеку? ( корабли с парусами, мельницы)
- Мы сейчас станем ветерками. Представьте себе, что перед каждым из вас огромное море, а вы- ветры. Тихонько подуйте на паруса ваших корабликов.
Плывёт, плывёт кораблик
На запад на восток.
Канаты-паутинки,
А парус-лепесток.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
- Теперь кораблики уберите и тихонько подуйте на воду. Что получилось? Так рождаются волны в озере, в реке, в океане.
- Кому ещё нужен ветер? Для чего нужен он растениям?
Дидактическая игра « Кому помогает ветерок»
( из семян, плодов растений отобрать те, которые разносит ветер)
Крылышки у семян, семена с парашютиками, семена ( воланчики)
- А ещё у кого в природе есть крылья?
- Кому нужен воздух. Ветер? ( насекомые, птицы)
- Всем на Земле нужен воздух. Что должен делать человек, чтобы все на Земле дышали свежим воздухом?
-Не загрязнять воздух дымом, гарью, копотью.
-Сажать много деревьев и цветов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного итогового занятия по экологическому воспитанию и обучению грамоте в подготовительной группе.
Коспект составлен в соответствии с программой "Радуга" (Доронова)...
Комплексное итоговое занятие в подготовительной группе «Идём встречать лето».
Занятие охватывает все стороны звуковой культуры речи : чёткое произношение слов и фраз, дифференциацию звуков, совершенствование слоговой структуры слова, развитие голосового аппарата, связной речи. ...
Комплексное итоговое занятие «Весна пришла»
Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим, развитию речи и лепке....
Конспект комплексной итоговой деятельности по проекту "Наш Бажов" в старшей группе.
В течение зимы и весны мы много говорили о писателе П.П.Бажове: читали его сказы, рисовали, лепили, а теперь, отправляемся в путушествие во времена сказов Бажова....
Комплексное итоговое занятие по развитию речи и лепке в средней группе на тему:" Кошка и котята."
занимательное и интересное занятие....
Игровое занятие "Воздух и ветер"
возраст с 6 до 7 лет...
Комплексное итоговое занятие. «Воздух и ветер»
: Закрепить знания детей о живой и неживой природе, в доступной и увлекательной форме дать детям элементарные знания о существующих в природе взаимосвязях, продолжать знакомить детей с понятием «...