Познавательно- исследовательский проект "Что такое снег?"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познавательно- исследовательский проект "Что такое снег?" | 41.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно- исследовательский проект
Воспитатель Лебедева Н.Е.
Образовательная область: познание
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
По количеству участников: групповой, фронтальный.
По продолжительности: краткосрочный
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители
Актуальность
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями , с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т. п.
Словесно-логическое мышление детей шестого,седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Познание мира – это активная и сложная деятельность. Окружающий мир привлекает ребенка своей новизной, желанием познать неизвестной. Предметы, окружающие малышей, являются для них источником любопытства и первой ступенькой познания мира.
Ребенок, который познает неизвестный мир, учится быть решительным, побеждать страх и неуверенность в себе. Расширяется кругозор ребенка, расширяется словарь: ребенок осваивает названия предметов, их свойства и качества, пространственные понятия и обобщающие слова. Ребенок воспринимает мир с его сложностями, формируется представление об окружающем мире. Закладывается фундамент общего умственного развития ребенка, с восприятием предметов начинается познание. Все другие формы познания запоминание, воображение, мышление, строятся на основе образцов восприятия, являются результатом их переработки.
Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт.
В дошкольном образовательном учреждении приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребенка и проводится в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил и законов в формализованном виде. Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт.
Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий.
Проблема проекта
Во время прогулки дети увидели пушистые хлопья снега. Детей выразили радость и неподдельный интерес. Были такие ребята, которые ловили снег ртом и говорили, что это сладкая вата и её надо есть. Другие говорили, что снег есть нельзя, будет болеть горло. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о снеге (снежинках) очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Что такое снег?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о снеге.
Цель проекта
Ознакомление со свойствами снега путем развития творческой и познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности.
Задачи
-Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов со снегом
-Уточнить и расширить представления о снеге и, помочь понять изменение их свойств.
- Формировать представления детей о явлениях и объектах окружающего мира, об их взаимосвязи в природе
-Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.
-Формировать умения детей делать выводы и умозаключения, а потом на основе накопленного опыта, реализовать их в самостоятельной творческой деятельности.
- Развивать познавательные процессы (память, внимание, воображения) .
-Развивать умение отражать в творческой деятельности свои наблюдения, знания.
-Развивать трудовые и самостоятельные навыки детей, чувства коллективизма и ответственность за выполняемую работу.
- Воспитывать активность, желание участвовать в процессе всей реализации проекта.
-Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое.
Планируемые результаты.
-Расширение представления о снеге.
- Расширение словарного запаса.
- Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.
- Активное участие воспитанников в проведении опытов и исследований.
- Развитие умения ставить конкретную задачу, находить ее решение и делать соответствующий вывод.
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный.
• Обсуждение цели, задачи с детьми.
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
• Перспективное планирование проекта.
II этап – основной.
• Реализация проекта путем решения поставленных задач
III этап – заключительный.
• оформление фотоальбома «Как мы изучали снег» по результатам проекта.
Реализация проекта
Образовательная область | Содержание деятельности |
Познавательное развитие | Наблюдение за состоянием погоды. Наблюдение за снегом (сыпучий, мягкий, липкий). Опыты со снегом и льдом. Наблюдение за явлениями природы, типичными для зимы (иней, снег, гололед, метель) .Д/и «Когда это бывает? » |
Речевое развитие | Рассматривание картин с изображением зимних пейзажей.Словесная игра «Доскажи слово», Составление описательных рассказов по картинам. Заучивание стихотворений о зиме, снеге. Чтение произведении «Снегурочка» (р.н.с.), «Морозко» (р.н.с.) Поэзия: А.Пушкин «Вот, север, тучи нагоняя…»; К.Бальмонт «Снежинка»; А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»; Проза: В.Бианки «Книга зимы», «Кто чем пишет? Кто как читает?»; Г.Скребицкий «Зима»; Л.Воронкова «Снег идет», В.Одоевский «Мороз Иванович». |
Социально-коммуникативное развитие | Беседа на тему: «Если хочешь быть здоров…», «Снег может быть опасным»(нельзя подходить к домам, на крышах которых висят большие снеговые козырьки), Очистка дорожек, перил от снега. |
Художественно-эстетическое развитие | Танец «Снежинки»; Драматизация сказки«Заячья избушка»; Слушание песни «Метелица» Работы по рисованию на темы «Зимние забавы», «Снежинки» Постройки из снега «Снеговик». Аппликация «Дома в снегу» Вырезывание снежинок из бумаги |
Физкультурно - оздоровительная деятельность | Подвижные игры «Мороз - красный нос», «Снежинки и ветер», «Снежки» Игровые упражнения «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку». Дыхательная гимнастика «Снежинки летят» Игра в снежки. Катание на санках. |
Работа с родителями
Выставка детских рисунков на тему «Зимние забавы».
Консультации: «Как сделать прогулку зимой интересной».
Оформление фотоальбома «Как мы изучали снег».
Список литературы
- Данюкова А. Вы любите проекты?//Обруч.-2001.-№4.-с.11-13.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: ТЦ «Сфера», 2001.-192с.
- Круглова О.С. Технология проектного обучения.//Завуч.-1999.- № 6.-с. 91-94.
- Источник: http://signorina.ru/1657-igry-so-snegom-dlya-doshkolnikov.html
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ./Авт.-сост.: Л.С.Киселева и др.- М.: АРКТИ, 2003.- 96 с.
- Рагулина Л., Крюкова Н., Каргопольцева Л. Бизнес проект в ДОУ.//Обруч.- 2002.- № 6.- С.7-9.
- Савенков А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики.//Дошкольное воспитание.- 2000.- № 2.- С.8-17
Словесная игра «Доскажи слово»
(необходимо добавить подходящее слово, связанное со словом «снег») .
- Тихо, тихо как во сне падает на землю (снег) .
- С неба всё скользят пушинки — серебристые (снежинки) .
- Кружатся над головою каруселью… (снеговою) .
- На поселок, на лужок тихо падает (снежок) .
- Словно в белый пуховик нарядился (снеговик) .
- Рядом снежная фигурка—это девочка (снегурка) .
- На снег-то посмотри, - с красной грудкой (снегири) .
Дидактическая
Опыты со снегом.
1. Что такое снег?
Занести снег в комнату и дождаться когда он растает.
Вывод: снег – это замерзшая вода.
2. Сходства и различия льда и снега.
Сходства: оба холодные, тают в тепле, превращаясь в воду.
Различия: снег рыхлый, сыпется, лед твердый; снег падает из тучи, лед образуется при замерзании водоемов.
Вывод: вода может иметь различный вид
3. Почему снег сильно скрипит в мороз?
Снег состоит из снежинок с лучиками, при обламывании происходит скрип. Вывод: в мороз звуки слышны лучше.
4. Могут ли на льду, как и на снегу, остаться следы?
Снег мягкий, рыхлый, набивается в узор подошвы и принимает его форму. Лед твердый, поэтому на нем следы не остаются.
Вывод: на льду след остаться не может.
5. Почему медведь не замерзает в берлоге, ведь снег холодный?
Поместим три баночки с водой в большой сугроб: одну в нижнюю его часть, вторую в середину, и третью в верхнюю часть, припорошив снегом. Через 2-3 часа достанем баночки. В верхней баночке – лед, в средней – наполовину лед и вода , в нижней – вода не замерзла.
Вывод: под снегом тепло, снег играет роль шубы.
6. Что такое снег, как он получается?
Существует круговорот воды в природе. Вода испаряется, скапливается в облака, облака все время двигаются, а когда воды в облаках становится очень много, она выливается дождем (там, где тепло) или выпадает снегом (там, где зима) .
Вывод: вода – замерзший дождь, образуется в облаках при испарении воды из водоемов. Этот процесс называется круговорот воды в природе.
Консультация для родителей
"Как сделать зимнюю прогулку приятной и полезной".
Для наших детей зима - долгожданная и любимая пора. Они знают: как только выпадает снег, участки детского сада превращаются в сказочную страну, которую населяют персонажи любимых сказок, вылепленные из снега.
Не секрет, что для физического развития, укрепления организма детям необходимо как можно больше времени проводить на свежем воздухе. И зима — не исключение из этого правила! А чтобы холод принес пользу и не помешал малышам получить удовольствие от прогулки, они должны быть заняты интересным делом. Необходимо лишь следить за тем, чтобы более интенсивные движения сменялись более спокойными.
Как организовать зимние прогулки и сделать их наиболее интересными и полезными для детей?
Попробуйте поиграть в специальные игры, задания, забавы, подходящие для зимних условий.
Задания на внимание:
1. Показать детям веточку и предложить внимательно осмотреть ее в течение 30—40 сек. Затем веточку спрятать. Теперь ребята должны постараться как можно точнее ответить на следующие вопросы: сколько на ветке сучков; сколько из них сломанных; от какого дерева и когда срезана эта веточка.
2. Во время пути обратите внимание детей на то, что происходит вокруг. Сколько труб на том доме? Кто там идет вдали — мужчина или женщина? Есть ли здесь лиственные деревья? Сколько человек в той группе? Что нес в руках прохожий? и др.
3. Обратить внимание, что:
а) если большие и маленькие предметы находятся от нас на одном и том же расстоянии, то маленькие кажутся дальше;
б) яркие предметы кажутся ближе, чем темные;
в) в пасмурный день, в дождь, в сумерки все расстояния кажутся больше, а в солнечный день — наоборот.
Кроме игр со снегом, занимательных упражнений и забав, большим успехом у наших детей пользуются игры-эстафеты. Такие развлечения помогают содержательно и весело провести с детьми прогулки, спортивные состязания.
Кто быстрее слепит снеговика
Дети разбиваются на пары, и каждая пара получает задание слепить снеговика. Для этого необходимо скатать комки разного размера, поставить их друг на друга. Сделать снеговику глаза, брови, нос, рот (из морковки и угольков) и надеть шапку (ведро). Выигрывает та пара, которая быстрее закончит работу. Дети о работе договариваются сами, игра начинается по команде «Приготовились! Начали!»
Флажки
Вдоль ската горки расставлены палочки с ленточками на них. Необходимо прокатиться с горы на санках и схватить флажок. Побеждает тот, у кого больше флажков.
Снежки
Дети лепят снежки и стараются попасть друг в друга. Бросать можно только в ноги. Вариант: можно разделить детей на две команды. Выбывает из игры тот, в кого попадут снежком. Выигрывает та команда, у которой останется больше игроков.
Шагай шире
Расстояние между двумя линиями 3—4 м. Необходимо быстрее дойти до противоположной черты, делая широкие шаги. Вместо широких шагов можно передвигаться и прыжками.
Кто выше подбросит снежок
В игре принимают участие все дети. По команде дети начинают лепить снежки и подбрасывать их. Каждый выполняет задание 3 раза. Побеждает тот, кто все три раза подбросит снежок выше всех. Бросают 2 раза правой и 1 раз левой рукой.
Самые быстрые санки
2—3 детей садятся на санки спиной вперед (на одних санках может ехать один ребенок или двое детей). По команде дети начинает отталкиваться ногами и двигаться вперед. Расстояние от старта до финиша — 5 метров. Игру можно повторять 2—3 раза, с разными участниками.
Попади в лунку
Педагог делает в снегу несколько лунок, каждому ребенку дает мешочек с шариками. За установленное время дети забрасывают в лунку как можно больше шариков, затем подсчитывают итог.
На морозе необходимо постоянно двигаться. Делать это можно разными способами. Подойдут:
— Ходьба и бег спинами друг к другу.
— Парный бег (взявшись за руки).
— Быстрая ходьба с подниманием предметов.
— Бег вперед спиной.
— «Беги и не дотрагивайся» (шесть лыжных палок ставятся на расстоянии 2— 2, 5 м друг от друга). Ребенок должен пробежать между палками (змейкой), не дотрагиваясь до них. Вместо палок можно использовать другие ориентиры.
— Подъем в горку руки за спиной, спуск с горы (можно шагом или бегом).
— «След в след» — ходьба по следам взрослого, взрослый при этом учитывает длину детского шага.
После активного движения необходим небольшой отдых. В это время можно предложить отгадать загадки о зиме, например:
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой,
Двор в снегу, в снегу дома,
Ночью к нам пришла... (Зима)
Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз? (Мороз)
Отгадай, кто я таков?
Я играть с тобой готов:
То качусь я, то скачу,
А подбросишь — полечу. (Мяч)
Он в берлоге спит зимой
Под большой сосной,
А когда придет весна,
Он проснется ото сна. (Медведь)
Помните в детстве это радостное возбуждение, когда, проснувшись, вдруг обнаруживаешь, что все вокруг белым-бело? Постарайтесь, чтобы и ваши дети получали удовольствие от зимы.
Игры со снегом
Игра «Снежки» направлена на формирование у ребенка представления о пластичности снега. Чтобы познакомить малыша с этим свойством снега, следует отследить, когда погода будет мягкая. Это главное условие, так как только при такой погоде можно преобразовывать снег. Ход игры. Так как снег очень быстро тает в домашних условиях, игру лучше всего проводить на улице. Обратите внимание малыша на снег. Возьмите его в руки и начните совершать с ним разные действия: сжимать, разделять на части и т.д. После чего предложите аналогичные действия совершить ребенку. Затем покажите ему, как можно из снега лепить шарики - снежки. Чтобы ребенку было весело, можно поиграть в догонялки и побросаться снежками.
Игра «Рисунки на снегу» способствует формированию представления у ребенка о том, что снег легко уплотняется. В качестве оборудования для игры вам понадобятся: палочка, штампы-силуэты животных и птиц. Ход игры. Выйдя на улицу, обратите внимание малыша на отпечатки, которые оставляют люди и животные на снегу. После чего предложите ему порисовать на снегу, оставив на нем отпечатки рук, ног, штампов, линии от палочки и т.д.
Игра «Снежные цветы» направлена на формирование представления у ребенка о том, что мокрый снег хорошо лепится и ему можно придать любую форму, а на морозе он превращается в лед. Для игры вам нужны мокрый снег, подкрашенная вода, формочки в виде цветов. Ход игры. Вспомните с малышом, как было красиво весной и летом, когда было много цветов. Но выпал снег, все стало белым. Расскажите ребенку, что это можно исправить, сделав разноцветные цветы из снега. С этой целью выставьте перед малышом миски с подкрашенной водой разного цвета (красного, синего, зеленого и др.) Поочередно в каждую емкость погрузите снег. После этого возьмите формочку, заполните ее поменявшим цвет снегом и опрокиньте на доску. Получится снежный цветок. По аналогии создайте новые цветы и выставьте все ваши «шедевры» на улицу. Они будут радовать не только вас и вашего малыша, но и всех проходящих мимо людей.
Игра «Снежные скульптуры» направлена на формирование представления у ребенка о том, что мокрому снегу можно придать любую форму. Ход игры. Как часто мы лепим с малышом снежную бабу, но почему-то забываем о том, что из снега можно создать практически все, что захочешь. Лепите из снега мишек, собачек, заек и т.д. Не беспокойтесь о том, что ваши снежные фигуры будут отличаться от реальных объектов. Главное - не забывать передавать их характерные особенности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский проект "Что такое снег?" во 2-ой младшей группе
Познавательно-исследовательский проект "Что такое снег?" во 2-ой младшей группе....
Познавательно- исследовательский проект «Что такое снег?»
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции :анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует поз...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Такое непростое куриное яйцо"
Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Такое непростое куриное яйцо" поможет воспитателям при подготовке к НОД в средней группе. В занятии представлено экспериментирование и театрализа...
Познавательно-исследовательский проект "Такой разный Дед Мороз"
Познавательно-исследовательский проект "Такой разный Дед Мороз"...
НОД. Познавательное развитие. Познавательно исследовательская - деятельность. Тема: «Что такое воздух?»
НОД. Познавательное развитие. Познавательно исследовательская - деятельность. Тема: «Что такое воздух?»...
Познавательно-исследовательский проект «Такая разная вода»
Цель проекта: развитие представлений детей о свойствах и состояниях воды, о нахождении ее в природе.Задачи:1. Формирование познавательного интереса дошкольников.2. Формирование элементарных экологичес...
Познавательно – исследовательский проект «Такой разный шоколад»
Трудно найти ребёнка, который не любил бы шоколад. А как часто мы слышим просьбы детей купить вкусную шоколадку. Но, как мы выяснили, дети ничего не знают о том, откуда пришёл к нам шоколад, из чего и...