Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Признаки зимы».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
в старшей группе
на тему: «Признаки зимы».
Цель:
Уточнение представлений детей о признаках зимы и сезонных изменениях в природе; устанавливать причинно-следственные связи: почему происходит смена времен года.
Задачи:
Уточнить и расширить представления детей о признаках зимы, расширить представления детей о сезонных изменениях в природе, связанных с зимним периодом.
Формировать умение строить связанные высказывания типа рассуждения. Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ.
Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priznaki_zimy.docx | 28.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
в старшей группе
на тему: «Признаки зимы».
Цель:
Уточнение представлений детей о признаках зимы и сезонных изменениях в природе; устанавливать причинно-следственные связи: почему происходит смена времен года.
Задачи:
Уточнить и расширить представления детей о признаках зимы, расширить представления детей о сезонных изменениях в природе, связанных с зимним периодом.
Формировать умение строить связанные высказывания типа рассуждения. Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ.
Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.
Ход НОД.
- Самоопределение (вступительная часть)
Дети стоят около воспитателя.
Воспитатель:
Ну –ка дети встаньте в круг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Садитесь на стульчики.
- Актуализация (вспомнить то что поможет на данном занятии)
Воспитатель: Ребята, какие времена года вы знаете? (зима, весна, лето осень)
Я сейчас вам загадаю загадку, а вы попробуете её отгадать.
Солнцу теплому не верьте -
Впереди метели.
В золотистой круговерти
Листья полетели.
Это я пришла с дождями,
Листопадом и ветрами.
Дети: Осень.
Воспитатель: А почему вы решили, что в этой загадке говорится об осени? Какие приметы осени скрыты в этой загадке?
Чем осень отличается от других времен года?
Дети: Становится прохладно, чаще идут холодные дожди. На деревьях листья сначала меняют краску листьев, а потом сбрасывают их. В лесу много грибов. Птицы улетают в теплые края. Животные делают запасы пищи на зиму.
- Постановка проблемы
Воспитатель: А как вы думаете, а какое сейчас время года? А почему вы так думаете? Давайте вместе разберемся, какое же сейчас время года?
- Проект выхода из затруднения. (основная часть)
Воспитатель: Давайте с вами рассмотрим, произошли ли какие –нибудь изменения в природе? Как изменилась погода?
Дети: На улице очень холодно, дует сильный ветер. Идет снег. С приходом зимы, начинаются морозы.
Воспитатель: Каким стало солнце, небо?
Дети: Световой день стал короче.
Небо серое, солнце светит мало.
Солнце светит - но не греет.
На небе мы видим тучи, вместо дождя идет снег. Снег покрывает землю, ложится на ветки деревьев, крыши домов.
Воспитатель: Как вы думаете, почему зимой идет снег? Откуда он берется?
Дети: Зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому зимой идет снег.
Как называется это природное явление?
Дети: Снегопад
А теперь, если вы отгадаете загадки, вы узнаете, какие еще явления неживой природы бывают зимой.
1. Лежало одеяло
Мягкое, белое
Солнце напекло -
Одеяло утекло.
Дети: снег.
2. Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю.
Дети: метель
3. Мороз на воду опустился
И мир вокруг преобразился.
Там где раньше все текло,
Превратилось все в стекло.
Дети: лёд
Воспитатель: Ребята, а вы помните, как мы проводили опыт с водой – налили воду в формочки и оставили их на морозе. Что произошло с водой в формочках?
Дети: Вода замерзла и превратилась в лёд.
Воспитатель: Как вы думаете, что происходит с реками, озерами, ручьями зимой?
Дети: водоемы тоже замерзают- покрываются льдом.
Воспитатель: Итак, мы с вами рассмотрели признаки зимы и узнали, какое же сейчас время года?
Воспитатель: А что происходит в живой природе зимой? Что происходит с растениями, деревьями и кустарниками?
Дети:
- Все растения, деревья и кустарники без листьев
- Зимой они не растут, погружаются в сон, потому что зимой мало воды, света и тепла.
- Снег оберегает растения от вымерзания.
Воспитатель: А что птицам хорошо зимой живется ? Почему вы так думаете ?
Почему птицы улетели в теплые края?
Дети: Птицам голодно, исчезли насекомые и червяки.
Воспитатель: А люди могут чем-то помочь птицам?
Дети: люди делают кормушки их подкармливают.
Воспитатель: А как же зимуют животные в лесу?
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку, посмотрите на картинку и расскажите что вы знаете об этом животном.
«Кто на ветке шишку грыз?
И бросал объедки в низ?
Кто по веткам ловко скачет?
Кто в дупле орехи прячет?» (Белка)
Дети: Зимой белка меняет окраску. Летом - ярко-рыжая шерсть, а зимой - голубовато-серая. Серая окраска делает белок менее заметными для хищников. В теплые дни белка прыгает по веткам деревьев, грызет шишки, добывая из них семена. А в сильные морозы прячется в дупло и спит, свернувшись клубочком и укрывшись пушистым хвостом.
У кого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от холода – кора. (Заяц)
Дети: Когда дни делаются короче, воздух холоднее и появляется снег, его мех становится белым. Белый зимний мех зайца хорошо маскирует его. Днем зайцы сидят под кустами, прячутся от лис и волков, охотников. А ночью ищут пищу, питаются корой деревьев, особенно любит осину.
«Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге
От мороза прячет нос». (Медведь)
Дети: Медведь спит в берлоге, сосет лапу.
«Рыжий клубок
За белым – скок». (Лиса)
Дети: У лисы теплая пушистая шубка. Она ловит зайцев, белок и мышей. Лиса учует мышь в норе потом начинает прыгать на снегу. Мышь испугавшись, выбегает, лиса ловит ее. В сильные морозы лиса прячется в норе.
«Серый, зубастый
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет». (Волк)
Дети: Волк зимой злой и голодный, он хищник, ловит зайцев, белок, мышей. По ночам он тоскливо воет. Часто волки собираются в стаи, чтобы легче добывать пищу.
Воспитатель: Ребята, о зимующих птицах и диких животных в зимний период мы с вами узнаем на следующих занятиях.
Воспитатель:
Физ. пуза.
Снег идет, снег идет (машут руками),
Дворник улицу метет (показывают),
Мы катаемся на санках (пружинка),
И встаем все на коньки (встаю на носочки),
Мы катаемся на лыжах (показывают),
И играем все в снежки (показывают).
Воспитатель: А как вы думаете, жизнь людей, меняется ли с приходом зимы?
Дети: Люди стали теплее одеваться, теперь нужно чистить улицы и машины от снега.
Чем вы любите заниматься зимой? В какие зимние игры любите играть?
Дети: Лепить снеговиков, играть в снежки, кататься на санках, лыжах, на коньках.
Ребята, а как вы думаете, почему эти признаки появились? Почему наступает зима?
Вы хотите это узнать? Смотрим
Наша Земля движется вокруг Солнца по орбите. Земля наклонена к Солнцу то Северным, то Южным полушарием. Когда Земля наклонена к Солнцу Северным полушарием – оно получает больше света и тепла, поэтому в нем световой день увеличивается, становится тепло, и наступает лето, а в Южном полушарии - Зима. И наоборот.
Какое время года будет на Земле, когда она передвинется в то место орбиты, где Солнце больше освещает Южное полушарие? (в нем будет лето) А какое время года в это время наступит в Северном полушарии? (правильно, зима).
В каком полушарии находится наша страна. (Россия находится в северном полушарии.) Какое у нас сейчас время года? (зима).Почему у нас сейчас зима?
Дети : Потому что Земля наклонена к Солнцу южным полушарием. Солнце больше освещает Южное полушарие. (в нем сейчас лето) , а в Северном полушарии зима, потому, что на него попадает меньше солнечных лучей, и оно получает меньше тепла и света. Поэтому понижается температура, световой день становятся короче.
Рефлексия
Какое сейчас время года, все с этим согласны?
Какие признаки зимы мы сегодня вспомнили?
Как влияют признаки зимы на изменения в природе ( на растения, на птиц на животных)?
Что у людей изменилось с приходом зимы?
Давайте вспомним, что мы сегодня узнали, о смене времен года?
Воспитатель: Вам нравится зима? А почему?
Дети: Да. Можно играть в снежки кататься на лыжах, санках, коньках, лепить снеговика.
Воспитатель: Правильно, вы хорошо занимались, сегодня вечером мы с вами можем нарисовать признаки зимы и рассказать своим родителям о том почему наступает зима.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Необыкновенное путешествие"
КОНСПЕКТзанятия по ознакомлению с окружающим миромв старшей группе «НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"Тип занятия:развивающее, обучающееВид занятия: ознакомление с окружающим миромТема: «Нео...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
В ГОСТИ К ГОРОДЕЦКИМ МАСТЕРАМ...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Ознакомление детей с государственными символами России"
Тема: Ознакомление детей с государственными символами России.Цель: формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о Родине.Задачи:- познакомить детей с главными символами России (герб,...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада по теме: «Все профессии важны, все профессии нужны. Ознакомление с профессией врача»
Конспект занятия в помощь воспитателям ДОУ при планировании своей деятельности по окружающему миру....
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «В мире профессий»
Цель: Вызвать у детей интерес к окружающему миру; расширять знания и представления о профессиях.Задачи:Образовательные:Формировать у детей представление о разных профессиях, показать значимость к...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «В мире металла».
Цель: Формирование первичных представлений о металле, его свойствах и качествах, развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами и качествами металла.Задачи:Познакомить ...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «В мире профессий»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группеКонспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе...