Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Признаки зимы».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Иванова Наталья Владимировна

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром

  в старшей группе

 на тему:  «Признаки  зимы».

 

Цель

Уточнение представлений детей о признаках зимы и сезонных изменениях в природе; устанавливать причинно-следственные связи: почему происходит смена времен года.

Задачи:

Уточнить и расширить представления детей  о признаках зимы, расширить представления детей о сезонных изменениях в природе, связанных с зимним периодом.   

Формировать умение строить связанные высказывания типа рассуждения. Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ.

Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priznaki_zimy.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром

  в старшей группе

 на тему:  «Признаки  зимы».

 

Цель

Уточнение представлений детей о признаках зимы и сезонных изменениях в природе; устанавливать причинно-следственные связи: почему происходит смена времен года.

Задачи:

Уточнить и расширить представления детей  о признаках зимы, расширить представления детей о сезонных изменениях в природе, связанных с зимним периодом.  

Формировать умение строить связанные высказывания типа рассуждения. Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ.

Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира. 

Ход  НОД.

  1. Самоопределение (вступительная часть)

Дети стоят около воспитателя.

Воспитатель:

Ну –ка дети встаньте в круг

Ты мой друг и я твой друг

 Вместе за руки возьмемся

 И друг другу улыбнемся!

 Воспитатель: Садитесь на стульчики.

  1. Актуализация (вспомнить то что поможет на данном занятии)

 

Воспитатель: Ребята, какие времена года вы знаете? (зима, весна, лето осень)

 Я сейчас вам загадаю загадку, а вы  попробуете её отгадать.  

Солнцу теплому не верьте -
Впереди метели.
В золотистой круговерти
Листья полетели.
Это я пришла с дождями,
Листопадом и ветрами.

ДетиОсень.

 Воспитатель: А почему вы решили, что в этой загадке говорится об осени?  Какие приметы осени скрыты в этой загадке?

Чем осень отличается от других времен года?

Дети:  Становится прохладно, чаще идут холодные дожди. На деревьях листья сначала меняют краску листьев, а потом сбрасывают их. В лесу много грибов. Птицы улетают в теплые края. Животные делают запасы пищи на зиму.

  1. Постановка проблемы

 

Воспитатель: А как вы думаете, а какое сейчас время года? А почему вы так думаете? Давайте вместе разберемся, какое же сейчас время года?

 

  1. Проект выхода из затруднения. (основная часть)

Воспитатель:     Давайте  с вами      рассмотрим,     произошли ли какие –нибудь   изменения  в  природе? Как изменилась погода?

Дети:     На улице очень холодно, дует сильный ветер. Идет снег. С приходом зимы, начинаются морозы.

Воспитатель: Каким стало солнце, небо?

Дети:     Световой день   стал короче.

 Небо серое, солнце светит мало.

 Солнце светит - но не греет.   

На небе мы видим тучи, вместо дождя идет снег. Снег покрывает землю, ложится на ветки деревьев, крыши домов.

Воспитатель: Как вы думаете, почему зимой идет снег? Откуда он берется?

Дети: Зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому зимой идет снег.

Как называется  это природное явление?

Дети: Снегопад

А  теперь, если вы отгадаете   загадки,  вы узнаете,  какие еще явления неживой природы бывают зимой.  

1. Лежало одеяло

Мягкое, белое

Солнце напекло -

Одеяло утекло.

Дети: снег.

2. Гуляю в поле, летаю на воле,

Кручу, бурчу, знать никого не хочу.

Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю.

Дети: метель

3. Мороз на воду опустился

И мир вокруг преобразился.

Там где раньше все текло,

Превратилось все в стекло.

Дети: лёд

Воспитатель: Ребята, а вы помните, как мы   проводили опыт  с водой – налили воду в формочки и оставили их на морозе. Что произошло с водой в формочках?

Дети: Вода замерзла и превратилась в лёд.

Воспитатель:  Как вы думаете, что происходит с  реками, озерами, ручьями зимой?

Дети: водоемы тоже замерзают- покрываются льдом.

Воспитатель:  Итак,  мы с вами рассмотрели признаки зимы и узнали, какое же  сейчас время года?

Воспитатель:  А что  происходит в живой природе зимой? Что происходит с растениями,   деревьями и кустарниками?

Дети:

  • Все растения, деревья и кустарники без листьев
  • Зимой они не растут, погружаются в сон, потому что зимой мало воды, света и тепла.
  • Снег оберегает растения от вымерзания.

Воспитатель:  А что птицам хорошо зимой  живется ? Почему вы так думаете ?  

Почему   птицы улетели в теплые края?  

 Дети: Птицам голодно, исчезли насекомые и червяки.

Воспитатель:  А люди могут чем-то помочь птицам?

Дети:   люди делают кормушки их подкармливают.

Воспитатель:   А как же зимуют животные  в лесу?

Воспитатель:  Ребята, послушайте загадку, посмотрите на  картинку и расскажите что вы знаете об этом животном.

«Кто на ветке шишку грыз?

И бросал объедки в низ?

Кто по веткам ловко скачет?

Кто в дупле орехи прячет?» (Белка)

Дети: Зимой белка меняет окраску. Летом - ярко-рыжая шерсть, а зимой - голубовато-серая.   Серая окраска делает белок менее заметными для хищников. В теплые дни белка прыгает по веткам деревьев, грызет шишки, добывая из них семена. А в сильные морозы прячется в дупло и спит, свернувшись клубочком и укрывшись пушистым хвостом.

У кого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от холода – кора. (Заяц)

Дети:  Когда дни делаются короче, воздух холоднее и появляется снег, его мех становится белым.   Белый зимний мех зайца хорошо маскирует его.  Днем зайцы сидят под кустами, прячутся от лис и волков, охотников. А ночью ищут пищу, питаются корой деревьев, особенно любит осину.

«Летом бродит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос». (Медведь)

Дети: Медведь спит в берлоге, сосет лапу.

«Рыжий клубок

За белым – скок». (Лиса)

Дети: У лисы теплая пушистая шубка. Она ловит зайцев, белок и мышей. Лиса учует мышь в норе потом начинает прыгать на снегу. Мышь испугавшись, выбегает, лиса ловит ее. В сильные морозы лиса прячется в норе.

«Серый, зубастый

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет». (Волк)

Дети: Волк зимой злой и голодный, он хищник, ловит зайцев, белок, мышей. По ночам он тоскливо воет. Часто волки собираются в стаи, чтобы легче добывать пищу. 

Воспитатель: Ребята, о зимующих птицах и диких животных в зимний период  мы с вами узнаем на следующих занятиях.

Воспитатель:

Физ. пуза.  

Снег идет, снег идет (машут руками),

Дворник улицу метет (показывают),

Мы катаемся на санках (пружинка),

И встаем все на коньки (встаю на носочки),

Мы катаемся на лыжах (показывают),

И играем все в снежки (показывают).

Воспитатель:  А как вы думаете,  жизнь людей, меняется ли с приходом зимы?

Дети: Люди стали теплее одеваться, теперь нужно чистить улицы и машины от снега. 
Чем вы любите заниматься зимой? В какие зимние игры любите играть?
Дети: Лепить снеговиков, играть в снежки, кататься на санках, лыжах, на коньках.

Ребята, а как вы думаете, почему эти признаки появились?  Почему наступает   зима?

 Вы хотите это узнать? Смотрим

  Наша Земля движется  вокруг Солнца по орбите.   Земля наклонена к Солнцу то Северным, то Южным полушарием. Когда Земля  наклонена к Солнцу  Северным полушарием – оно получает больше света и тепла, поэтому  в нем световой день увеличивается, становится тепло, и наступает  лето, а в Южном полушарии  - Зима.   И наоборот.

Какое время года  будет на  Земле, когда она передвинется в то место орбиты, где Солнце больше освещает Южное полушарие?   (в нем будет  лето) А какое время года в это время наступит в Северном полушарии? (правильно, зима).

В каком полушарии находится наша страна. (Россия находится в северном полушарии.)  Какое  у нас сейчас время года? (зима).Почему у нас сейчас зима?

Дети : Потому что Земля наклонена к  Солнцу южным полушарием. Солнце больше освещает Южное полушарие.   (в нем сейчас  лето) ,  а в Северном полушарии зима, потому, что на него    попадает меньше солнечных лучей, и оно получает меньше тепла и света. Поэтому понижается температура, световой день становятся короче.

Рефлексия

Какое сейчас время года, все с этим согласны?

Какие признаки зимы мы сегодня вспомнили?

Как влияют признаки зимы  на изменения в природе ( на растения, на птиц   на животных)?

Что у людей изменилось с приходом зимы?

Давайте вспомним, что мы сегодня узнали, о смене времен года?

 Воспитатель: Вам нравится зима? А почему?

Дети: Да. Можно играть в снежки кататься на лыжах, санках, коньках, лепить снеговика.

Воспитатель: Правильно, вы хорошо занимались, сегодня вечером мы с вами можем нарисовать признаки зимы и рассказать  своим родителям о том почему наступает зима.

 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Необыкновенное путешествие"

КОНСПЕКТзанятия по ознакомлению с окружающим миромв старшей группе «НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"Тип занятия:развивающее, обучающееВид занятия: ознакомление  с окружающим миромТема: «Нео...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Ознакомление детей с государственными символами России"

Тема: Ознакомление детей с государственными символами России.Цель: формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о Родине.Задачи:- познакомить детей с главными символами России (герб,...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «В мире профессий»

Цель: Вызвать у детей интерес к окружающему миру; расширять знания и представления о профессиях.Задачи:Образовательные:Формировать у детей представление о разных профессиях, показать значимость к...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «В мире металла».

Цель: Формирование первичных представлений о металле, его свойствах и качествах, развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами и качествами металла.Задачи:Познакомить ...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «В мире профессий»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группеКонспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе...