Информационно-познавательный проект в старшей группе «Почемучки-исследователи»
проект по окружающему миру
Информационно-познавательный проект
в старшей группе
«Почемучки-исследователи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekttt.docx | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно-познавательный проект
в старшей группе
«Почемучки-исследователи»
2020-2021 уч. год
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
(Китайская пословица)
Тип проекта: поисково-исследовательский, долгосрочный.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Срок реализации: проект был осуществлен в период с октября 2020 по май 2021 г.
Актуальность проекта:
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. В старшем дошкольном возрасте у детей развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которые развивают продуктивные формы мышления. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать и способствовать ее развитию. Познавательно - исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию целостной картины мира.
Исследования Н. Н. Подьякова, подтверждают, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том что, он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость анализа и сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Проблема: В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.
Методы обучения: словесные, практические, наглядные.
Новизна: Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования c учетом интеграции образовательных областей программы.
Цели проекта:
· Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
· Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
· Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
· Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
Задачи проекта:
- Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями; - Пополнить и обогатить в группе развивающую предметно-пространственную среду для организации работы дошкольников по экспериментальной и исследовательской деятельности.
- Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
- Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира) ;
-Развивать наблюдательность;
-Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т. д.) .
-Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
-Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
-Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
-Создание условий для проявления исследовательской активности старших дошкольников в самостоятельном и коллективном экспериментировании.
- Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Условиями реализации проекта являются:
Методы проведения:
• Поисково-исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы;
• Проведение опытов (практических) ;
• Беседы (конструктивные).
Форма организации:
1. Формы образовательной работы с детьми:
• опыты, эксперименты
• экспериментирование на прогулке
• индивидуальная работа с детьми
• самостоятельная экспериментальная деятельность
• дидактические игры
• подвижные игры
• труд в природе и в уголке природы
• чтение художественной литературы
• беседы
• просмотр презентаций, мультфильмов.
2. Формы работы с родителями:
• Консультация
• Буклеты, памятки
• Беседы
• Ручной труд
• Развивающая среда.
Ресурсное обеспечение проекта. Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована предметно-развивающая среда и создан центр экспериментально-поисковой деятельности «Уголок экспериментирования».
Основное оборудование и материалы: Приборы – помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, микроскоп.
Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.
Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки.
Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы.
Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.
Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная.
Красители: Акварельные краски и гуашь, пищевые красители.
Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки. Деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки.
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.
Предполагаемый результат:
• У детей сформировано эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
• Дети проявляют познавательный интерес к занятиям, улучшено речевое развитие.
• Сформированы основы диалектического мышления.
• Углублены знания, предусмотренные программой.
• Усвоены основы целостного видения окружающего мира.
• Сформированы коммуникативные навыки.
• Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
• Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
• У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
• У детей расширены знания и представления об окружающем мире, в том числе про снег и лёд.
• У детей развиты познавательные умения через экспериментальную деятельность.
Риски и пути преодоления рисков:
В ходе реализации данного проекта возможно возникновение некоторых рисков, которые будут решены следующим путём:
1. Вовлечение родителей посредством индивидуальных консультаций, отдельных поручений, а так же обеспечением материала для творчества.
2. Предварительная подготовка детей родителями в домашних условиях.
Продукт проектной деятельности:
• Лэпбук «Опыты и эксперименты»
• Создание картотеки опытов и экспериментов.
Основные принципы организации детского экспериментирования:
Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и
непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
-предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,
обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
-обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Этапы реализации проекта
1 этап. Организационно-подготовительный этап.
· Анализ научной и методической литературы.
· Педагогическая диагностика на начало проекта.
· Разработка перспективного планирования с детьми и родителями.
· Организация предметно – развивающей среды
2 этап. Познавательно-творческий (практический)
Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей.
3 этап. Заключительный
Создание картотеки опытов и экспериментов.
Лэпбук «Большая книга опытов и экспериментов»
Педагогическая диагностика на конец проекта.
Перспективный план работы с родителями
Форма работы | Тема |
Беседа дома с детьми: | «Кто такие учёные», «Что такое эксперимент?» |
Консультация: | «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» |
Ручной труд:
| - Изготовить с детьми водяной фильтр из разнообразных материалов.
|
Беседа:
| «Как организовать игры с водой». |
Консультация | «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?» |
Памятка:
| «Играя, познаем». |
Привлекать родителей к пополнению коллекции: | «Разные ткани» «Бумажная страна» |
Консультация | «Интересные опыты с детьми» |
| «Поэкспериментируем! |
Тематические консультации | «Значение экспериментальной деятельности для детей» |
Памятка для родителей | «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». |
Родительское собрание | Обсуждение итогов и анализ работы |
Вывод:
Мы пришли к выводу что, развитие исследовательских способностей дошкольников через новые педагогические технологии – такие как проектная деятельность, в образовательной практике способствуют развитию у детей поисково-исследовательской активности - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.
Дальнейшее использование разработанной и предложенной модели позволит нам совершенствовать исследовательскую активность дошкольников и определить дальнейшие шаги в развитии детей и взаимодействии с родителями. Включение методов исследовательского обучения в образовательный процесс, систематическое проведение разработанных мероприятий, а также согласованная совместная работа воспитателей, родителей и педагога-психолога способствуют качественной подготовке детей к обучению в школе.
Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для нас, поэтому считаем, что в детском саду и в семье не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно – познавательный, краткосрочный проект «День Защитника Отечества» для детей старшего дошкольного возраста.
Знакомство с историей Российской Армии и её ролью в современном обществе, воспитание чувства гордости и уважения к нашим героическим предкам и сегодняшним защитникам Отечества.Знакомство с...
Информационно-познавательный, творческий проект «Наша Армия» для детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность: В настоящее время у детей дошкольного возраста недостаточный уровень знаний о Российской армии. Дети не знают историю праздника – 23 февраля, в связи с этим был запланир...
Информационно-познавательный, творческий проект «Наша Армия» для детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность: В настоящее время у детей дошкольного возраста недостаточный уровень знаний о Российской армии. Дети не знают историю праздника – 23 февраля, в связи с этим был запланир...
презентация информационно-познавательного проекта в старшей группе "Профессия парикмахер"
В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных трудом предметов. Углубленное из...
Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками «Почемучки-исследователи»
На сегодняшний период в дошкольном образовании в свете ФГОС ДО особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства -...
Проект по познавательному развитию для детей средней группы «Почемучки - исследователи»
На сегодняшний день тема проекта очень актуальна. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает ок...
Информационно-познавательный проект в старшей группе "Здоровое питание-залог здоровья!"
Здоровье– это необходимый компонент счастливой жизни. Значение здоровья в жизни человека трудно переоценить.Однажды Сократа спросили:«Что является для человека наиболее ценным и важным в ж...