Информационно-познавательный проект в старшей группе «Почемучки-исследователи»
проект по окружающему миру

Информационно-познавательный проект

в старшей группе

«Почемучки-исследователи»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekttt.docx51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-познавательный проект

в старшей группе

«Почемучки-исследователи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020-2021 уч. год

 

            «Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

(Китайская пословица)


Тип проекта: поисково-исследовательский, долгосрочный.     

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Срок реализации: проект был осуществлен в период с октября 2020 по май 2021 г.
Актуальность проекта:
          Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. В старшем дошкольном возрасте у детей развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которые развивают продуктивные формы мышления. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
          3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать и способствовать ее развитию. Познавательно - исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию целостной картины мира.
         Исследования Н. Н. Подьякова, подтверждают, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование.
            Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том что, он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость анализа и сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
          
Проблема: В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

Методы обучениясловесные, практические, наглядные.
          НовизнаКомплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования c учетом интеграции образовательных областей программы.
          Цели проекта:
· Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
· Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
· Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
· Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
       Задачи проекта:
- Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями; - Пополнить и обогатить в группе развивающую предметно-пространственную среду для организации работы дошкольников по экспериментальной и исследовательской деятельности.
- Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
- Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира) ;
-Развивать наблюдательность;
-Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т. д.) .
-Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
-Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
-Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
-Создание условий для проявления исследовательской активности старших дошкольников в самостоятельном и коллективном экспериментировании.
- Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Условиями реализации проекта являются:
      Методы проведения:
• Поисково-исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы;
• Проведение опытов (практических) ;
• Беседы (конструктивные).
     
Форма организации:
1. Формы образовательной работы с детьми:
• опыты, эксперименты
• экспериментирование на прогулке
• индивидуальная работа с детьми
• самостоятельная экспериментальная деятельность
• дидактические игры
• подвижные игры
• труд в природе и в уголке природы
• чтение художественной литературы
• беседы
• просмотр презентаций, мультфильмов.
2. Формы работы с родителями:
• Консультация
• Буклеты, памятки
• Беседы
• Ручной труд
• Развивающая среда.
Ресурсное обеспечение проекта. Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована предметно-развивающая среда и создан центр экспериментально-поисковой деятельности «Уголок экспериментирования».
Основное оборудование и материалыПриборы – помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, микроскоп.
Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.
Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки.
Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы.
Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.
Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная.
Красители: Акварельные краски и гуашь, пищевые красители.
Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки. Деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки.
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.
Предполагаемый результат:
• У детей сформировано эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
• Дети проявляют познавательный интерес к занятиям, улучшено речевое развитие.
• Сформированы основы диалектического мышления.
• Углублены знания, предусмотренные программой.
• Усвоены основы целостного видения окружающего мира.
• Сформированы коммуникативные навыки.
• Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
• Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
• У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
• У детей расширены знания и представления об окружающем мире, в том числе про снег и лёд.
• У детей развиты познавательные умения через экспериментальную деятельность.
Риски и пути преодоления рисков:
В ходе реализации данного проекта возможно возникновение некоторых рисков, которые будут решены следующим путём:
1. Вовлечение родителей посредством индивидуальных консультаций, отдельных поручений, а так же обеспечением материала для творчества.
2. Предварительная подготовка детей родителями в домашних условиях.
Продукт проектной деятельности:
• Лэпбук «Опыты и эксперименты»
• Создание картотеки опытов и экспериментов.
Основные принципы организации детского экспериментирования:
       Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
       Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и
непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
-предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
       
Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
      
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,
обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
       Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
      Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
-обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
       
Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

 Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Этапы реализации проекта
1 этап. Организационно-подготовительный этап.

·        Анализ научной и методической литературы.

·        Педагогическая диагностика на начало проекта.

·        Разработка перспективного планирования с детьми и родителями.

·        Организация предметно – развивающей среды 

2 этап. Познавательно-творческий (практический)

 Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей.

  3 этап. Заключительный
                Создание картотеки опытов и экспериментов.

              Лэпбук «Большая книга опытов и экспериментов»
              Педагогическая диагностика на конец проекта.

 

 

 

 

 

МЕСЯЦ

ВИД ДЕЯТЕЛЬ-НОСТИ

ТЕМА

ЦЕЛИ

ОКТЯБРЬ

Беседа рассказ

Экскурсия в детскую лабораторию

Повышение интереса к исследовательской деятельности.

 

Познавательное видео.

Волшебные стеклышки

Познакомить детей с приборами для наблюдения

 

ООД

Свойства веществ

Формирование представлений о свойствах веществ.

 

Опыт

Строение веществ

Расширение представлений о строении знакомых веществ

 

Опыт

Растворяются, не растворяются

Познакомить детей с таким свойством, как растворимость.

 

Презентация

«Мир металлов»

Познакомить детей с разновидностями металлов.

 

Беседа

«Роль металлов в жизни человека»

Познакомить детей с ролью металлов в жизни человека.

 

Опыт

«Свойства песка и глины»

Формировать знания детей о свойствах песка и глины.

НОЯБРЬ

Опыт

«Знакомство со свойствами воздуха»

Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

 

Беседа

«Органы дыхания»

Расширить знания у дошкольников об органах дыхания человека.

 

ООД

«Воздух невидимка»

Расширять знания о воздухе.

 

Опыт

«Крепкий спичечный коробок»

Определить упругость

воздуха.

 

Опыт

«Сухой из воды»

Продемонстрировать существование атмосферного давления.

 

Опыт

«Где теплее»

Выявить что теплый воздух легче холодного.

 

Опыт

«Воздух под водой»

Выявить что воздух легче воды, имеет силу.

 

Подвижная игра

«Поймай воздух»

Закреплять знания о воздухе в процессе игры.

ДЕКАБРЬ

Презентация

«Воды земного шара»

Познакомить детей , что большую часть земного шара занимает вода.

 

Опыт

«Куда делась вода»

Выявить процесс испарения воды

 

Опыт

«Помощница вода»

Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.

 

Экспериментирование на прогулке

«Свойства воды»

Расширить представления о свойствах воды.

 

Д/игра

«Водоем»

Расширять знания об экосистеме водоемов.

 

Опыт

«Изменение объёма жидкости»

Выявить изменение объема жидкости при замерзании.

 

Опыт

«Круговорот воды в природе»

Рассказать детям о круговороте воды в природе. Показать зависимость состояния воды от температуры.

 

П/игра

«Мы водные капельки»

Совершенствовать умение двигаться легко, изящно, самостоятельно менять движения. Побуждать детей самостоятельно придумывать движения. Создавать условия для обучения детей ориентировке в пространстве.

ЯНВАРЬ

Познавательный мультфильм

«Фиксики» (магнит)

Познакомить с происхождением магнита.

 

Опыт

«Магнитные силы»

Выявить свойства магнита

 

Беседа -эксперимент

«Сила тяготения»

Дать детям представления о силе тяготения.

 

Опыт

«Два магнита»

Выявить особенность взаимодействия двух магнитов.

 

Д/игра

«Поймай рыбку»

Закреплять знания о магните в процессе игры.

ФЕВРАЛЬ

Беседа

«В мире электричества»

Расширить представление детей о электричестве

 

Эксперимент

«Волшебный шарик»

Установить причину статического электричества.

 

Игра - эксперимент

«Чудо прическа»

 

Познакомить с проявлением статического электричества.

 

Опыт

Прыгающие рисовые хлопья.

Показать, что в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.

 

Опыт

Способ разделения перемешанных соли и перца.

Показать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.

 

Опыт

Гибкая вода.

Показать, что в воде электроны свободно перемещаются.

 

Опыт

Танцующая фольга

Показать, что разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.

 

Презентация

«Что такое молния»

Выявить что гроза это проявление электричества в природе.

МАРТ

ООД

«Бумага и ее свойства»

Познакомить с разными видами бумаги; познакомить детей со свойствами бумаги; формировать навык выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

 

Опыт

«Какая бывает бумага?»

 

Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги: бумага бывает разных цветов, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая.

 

Опыт

«Послушай, как шуршит бумага»

Закрепить знания детей о бумаге и ткани, их свойствах.

 

Опыт

«Сгибание листов бумаги»

 

Закреплять умения детей производить действия с бумагой, развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно–следственные связи.

 

Опыт

«Легко ли рвется бумага?»

 

Расширять представления детей о свойствах бумаги, закреплять умения делать выводы.

 

Опыт

«Тонет – не тонет»

Расширять представления детей о свойствах бумаги.

 

Опыт

«Видно ли сквозь бумагу?»

Побуждать самостоятельно, добывать знания о свойствах бумаги.

 

Презентация

«Бумага и её свойства»

Закрепить знания детей о бумаге

АПРЕЛЬ

Рассказ воспитателя

Ткани и её свойства

Развитие познавательной активности старших дошкольников в

процессе знакомства со свойствами, значением и областью применения ткани в жизни человека.

 

Беседа

«Как изготавливают ткань»

Рассказать детям о изготовлении ткани

 

Опыт

«Из чего шьют одежду?»

Познакомить детей с тканями, из которых шьют одежду.

 

Опыт

«Переплетение нитей»

Рассматривание переплетения нитей ткани через лупу.

 

Опыт

«Рвется ткань или нет?»

Установить с детьми, какая бывает ткань по плотности.

 

Опыт

«Окрашивание ткани»

Познакомить детей со свойством ткани: она легко окрашивается.

 

Дидактическая игра

«Свойства ткани»

Познакомить детей со свойствами ткани

 

Общение

«Прошлое ткани»

Рассказать детям о прошлом ткани

 

Презентация

Ткани и её свойства

Закрепить знания детей о ткани и её свойствах

МАЙ

Заключительный

этап

 

Сформировать картотеку опытов и  экспериментов.

 

 

 

Создание лэпбука «Большая книга опытов и экспериментов»

Перспективный план работы с родителями

Форма работы

Тема

Беседа дома с детьми:

«Кто такие учёные», «Что такое эксперимент?»

Консультация:

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Ручной труд:

 

- Изготовить с детьми водяной фильтр из разнообразных материалов.

 

Беседа:

 

«Как организовать игры с водой».

Консультация

«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса

детей к познавательному экспериментированию?»

Памятка:

 

 «Играя, познаем».

Привлекать родителей к пополнению коллекции:

«Разные ткани»

«Бумажная страна»

Консультация

«Интересные опыты с детьми»

 

«Поэкспериментируем!

Тематические консультации

«Значение экспериментальной деятельности для детей»
«Организация домашней лаборатории»
«Режим питания нарушать нельзя! »
«Экспериментирование с водой»
«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

Памятка для родителей

«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей

к познавательному экспериментированию».

Родительское собрание

Обсуждение итогов и анализ работы

Вывод:


      Мы пришли к выводу что, развитие исследовательских способностей дошкольников через новые педагогические технологии – такие как проектная деятельность, в образовательной практике способствуют развитию у детей поисково-исследовательской активности - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.

     Дальнейшее использование разработанной и предложенной модели позволит нам совершенствовать исследовательскую активность дошкольников и определить дальнейшие шаги в развитии детей и взаимодействии с родителями. Включение методов исследовательского обучения в образовательный процесс, систематическое проведение разработанных мероприятий, а также согласованная совместная работа воспитателей, родителей и педагога-психолога способствуют качественной подготовке детей к обучению в школе. 

      Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для нас, поэтому считаем, что в детском саду и в семье не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно – познавательный, краткосрочный проект «День Защитника Отечества» для детей старшего дошкольного возраста.

Знакомство с историей Российской Армии и  её ролью в современном обществе, воспитание чувства гордости и уважения к нашим героическим предкам и сегодняшним защитникам Отечества.Знакомство с...

Информационно-познавательный, творческий проект «Наша Армия» для детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность: В настоящее время у детей  дошкольного возраста недостаточный уровень знаний о Российской армии. Дети не знают историю праздника – 23 февраля, в связи с этим был запланир...

Информационно-познавательный, творческий проект «Наша Армия» для детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность: В настоящее время у детей  дошкольного возраста недостаточный уровень знаний о Российской армии. Дети не знают историю праздника – 23 февраля, в связи с этим был запланир...

презентация информационно-познавательного проекта в старшей группе "Профессия парикмахер"

В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных трудом предметов.  Углубленное из...

Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками «Почемучки-исследователи»

На сегодняшний период в дошкольном образовании в свете ФГОС ДО особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства -...

Проект по познавательному развитию для детей средней группы «Почемучки - исследователи»

На сегодняшний день тема проекта очень актуальна. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает ок...

Информационно-познавательный проект в старшей группе "Здоровое питание-залог здоровья!"

Здоровье– это необходимый компонент счастливой жизни. Значение здоровья в жизни человека трудно переоценить.Однажды Сократа спросили:«Что является для человека наиболее ценным и важным в ж...