Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками «Почемучки-исследователи»
проект по окружающему миру (старшая группа)
На сегодняшний период в дошкольном образовании в свете ФГОС ДО особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка так же как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pochemuchki_-_issledovateli.docx | 118.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по экспериментальной
деятельности со старшими дошкольниками
«Почемучки-
исследователи»
Исаева Л.А.
2019 - 2020
Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками «Почемучки-исследователи»
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
(Китайская пословица)
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», – гласит народная мудрость.
«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», утверждают педагоги-практики.
Актуальность
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которые развивают продуктивные формы мышления. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Актуальность заявленной проблемы:
На сегодняшний период в дошкольном образовании в свете ФГОС ДО особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка так же как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать и способствовать ее развитию. Познавательно- исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию целостной картины мира.
Исследования Н. Н. Поддьякова, подтверждают, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том что, он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость анализа и сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Цель проекта: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Задачи:
- расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
- знакомить со свойствами различных предметов, природных материалов; - развитие мыслительных процессов, самостоятельности;
- воспитание гуманно-ценностного отношения к природе;
- создание необходимых условий для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
- привлечение родителей к совместной деятельности;
Название проекта: «Почемучки - исследователи»
Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий, групповой.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта: долгосрочный 1 год
Проблема:
В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.
Методы обучения: словесные, практические, наглядные.
Основные формы реализации проекта:
1. Формы образовательной работы с детьми:
- опыты, эксперименты
- экспериментирование на прогулке
- индивидуальная работа с детьми
- самостоятельная экспериментальная деятельность
- дидактические игры
- подвижные игры
- труд в природе и в уголке природы
- чтение художественной литературы
- беседы
- просмотр презентаций, мультфильмов.
2. Формы работы с родителями:
- Мастер класс
- Консультация
- Буклеты, памятки
- Беседы
- Ручной труд
- Развивающая среда.
3. Формы работы с педагогами:
- Консультации
- Буклеты
- Мастер класс.
Предполагаемый результат:
- Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
- Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
- Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;
- Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
- В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.
Перспективы:
- Внедрить в работу ДОУ данный проект по опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
- Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности (по рекомендациям учителя – логопеда);
- Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;
- Пополнять предметно – развивающую среду;
- Систематизировать дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.
Этапы проведения проекта
Этапы | Содержание деятельности | Сроки |
Организационно – диагностический | Анализ научной и методической литературы. Педагогическая диагностика на начало проекта. Разработка перспективного планирования с детьми и родителями. Организация предметно – развивающей среды | Сентябрь
|
Практический | Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей.
| Октябрь - май |
Заключительный | Педагогическая диагностика на конец проекта | май
|
Перспективный план работы над проектом по опытно – экспериментальной деятельности на 2019 – 2020г
Сентябрь:
Диагностика
Октябрь:
Прогулка «Отпечатки наших рук» (Свойства мокрого песка)
Прогулка «Кто живет в земле?»
Беседа «Где прячутся насекомые?»
Дидактическая игра «Изучаем листья»
Ноябрь:
Экспериментирование «Магнит и его свойства»
Дидактическая игра «Свойства бумаги»
Беседа «Свойства металла»
Дидактическая игра «Приключение Буратино» (дерево и его свойства)
Декабрь:
Беседа «Вода – источник жизни»
Дидактическая игра «Вода и её свойства»
Изготовление льдинок «Замерзание воды»
Интерактивная игра «Круговорот воды в природе»
Январь:
Беседа «Защитные свойства снега»
Прогулка «Следы на снегу»
Беседа «Путешествие в прошлое часов»
Экспериментирование «Ткань и её свойства»
Февраль:
Прогулка «Получаем талую воду»
Экспериментирование «Когда бывает пар»
Просмотр презентации «Почему происходит смена времен года»
Март: Дидактическая игра «Свойства воздуха»
Экспериментирование «Бывает ли воздуху холодно»
Прогулка «Движение воздуха»
Беседа «Знакомство с термометром»
Апрель:
Беседа «Основные системы нашего организма»
Рисование «Наш организм»
Дидактическая игра «Каша – матушка наша»
Спортивный досуг «Мы здоровью скажем – ДА»
Май:
Прогулка «Чем отличается солнечная сторона от теневой»
Экспериментирование «Определение сторон света»
Развлечение «Путешествие по материкам»
Диагностика
Диагностика исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования (по методике Л.Н. Прохоровой, Т.И. Бабаевой, О.В. Киреевой).
- Выявить интерес детей к экспериментированию, определить наиболее привлекательные для них разновидности данной деятельности;
- Выявить особенности экспериментирования в условиях взаимодействия с другими детьми;
- Выявить экспериментальным путем уровень растворимости различных веществ в воде;
- Выявить знания детей о плавучести предметов. Исследовательская задача ребенка – определить степень плавучести различных предметов в воде;
- Выявить умение детей анализировать объект или явление, выделять существенные признаки, сопоставлять различные факты, умение рассуждать и аргументировать собственные выводы;
- Выявить способность ребенка принимать цель деятельности, умения предвидеть результат, отбирать оборудование для осуществления деятельности, владеет ли практическими умениями в деятельности в природе (уход, выращивание растения), умеет ли соотносить результат с целью.
Критерии, уровни усвоения программы:
Высокий уровень (3 балла) – познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делает выводы.
Средний уровень (2 балла) – В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковых действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.
Ниже среднего (1 балл) - ребенок включаются в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично, переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.
Выводы.
Мы пришли к выводу что, развитие исследовательских способностей дошкольников через новые педагогические технологии – такие как проектная деятельность, в образовательной практике способствуют развитию у детей поисково-исследовательской активности - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.
Дальнейшее использование разработанной и предложенной модели позволит нам совершенствовать исследовательскую активность дошкольников и определить дальнейшие шаги в развитии детей и взаимодействии с родителями. Включение методов исследовательского обучения в образовательный процесс, систематическое проведение разработанных мероприятий, а также согласованная совместная работа воспитателей, родителей и педагога-психолога способствуют качественной подготовке детей к обучению в школе.
Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для нас, поэтому считаем, что в детском саду и в семье не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
«Оставляйте всегда что-то недосказанное,
чтобы ребенку захотелось еще и еще раз
возвратится к тому, что он узнал».
Сухомлинский В.А
Используемая литература:
- Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы».
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М.: Мозаика-синтез, 2015.
- Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ. СПб.: Детство-пресс, 2012.
- Куликова И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: Сфера, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками
Экспериментальная деятельность с дошкольниками...
Воспитание экологической культуры через опытно-экспериментальную деятельность у старших дошкольников
Воспитание экологической культуры через опытно-экспериментальную деятельность у старших дошкольников...
Проект «Экспериментальная деятельность со старшими дошкольниками»
На сегодняшний период в дошкольном образовании в свете ФГОС ДО особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства -...
Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками "Вода, воздух и магнит."
Дети при помощи экспериментальной деятельности, формируют представления о свойствах воздуха, воды и магнита....
Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками
laquo;Уроки тётушки совы»...
Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками
Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками...
ПРОЕКТ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 1 «Сказка» пгт. Джубга муниципального образования Туапсинский район...