конспект по познавательному развитию
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_vesna.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект занятия по познавательному развитию

Тема: «Весна»

Старшая группа

        

                 

 

Тема: «Весна»

Цели:

  1. Закрепить знания о смене времен года, помочь запомнить названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней и поздней весной в природе.
  2. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление, физиологическое дыхание, глазомер; умение проводить прямые линии в разных направлениях.
  3. Закладывать основы экологического воспитания; воспитывать бережное отношение к природе, гуманные проявления в поведении и деятельности в природе.
  4. Активизировать словарь за счет слов: имен существительных (март, апрель, май, проталина, оттепель, ручей, сосулька, лучи, капель, подснежник, почка…); имен прилагательных (ранняя, долгожданная, яркое, звонкий, хрупкая, прозрачная, блестящая, скользкая….); глаголов (журчит, темнеет, тает, набухает, прибывает, припекает….); учить отвечать на вопросы полными ответами, использовать доказательную речь.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, какому времени года будет посвящено сегодняшнее занятие.

Приходит с добром,
Веет теплом,
Светом солнечным красна,
А зовут ее … (весна).

Воспитатель: Вы рады весне? Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (примерные ответы детей) (Долгожданная).

-Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне? (примерные ответы детей)  (Веселое, хорошее, задорное, прекрасное, …).  

Давайте найдем наше настроение и вспомним, какое еще бывает настроение.

Дидактическое упражнение: «Найди настроение. Покажи настроение». (С использованием пиктограмм)

Речевое упражнение: “Какой? Какая? Какое?” Можно сказать - весеннее настроение? А солнце весной какое? (Весеннее). А лужи весной какие? (Весенние). А небо, весной какое? (Облако, ручьи, деревья, трава, проталинка, сосулька, дождь, день)

Воспитатель: Давайте расскажем, что бывает весной. Свой ответ начинайте со слова “весной”…

Дети:

Весной… ярко светит солнце.
Весной тает снег.
Весной появляются проталинки.
Весной появляются лужи.
Весной набухают почки.
Весной прилетают птицы.
Весной появляются сосульки.
Весной бегут ручьи.
Весной просыпаются насекомые?
Весной дикие животные меняют цвет шубки.
Весной у зверей появляются детеныши.
Весной появляются первые цветы: подснежники, мать – и - мачеха.
Весной появляется трава.
Весной идет дождь.

(Дети отвечают, воспитатель выставляет на мольберте картинки с приметами в две «дорожки»: ранняя , поздняя весна)

Воспитатель: А какая весна у нас сейчас? (Ранняя)

Подвижная игра: “Весна, весна красная”.

Весна, весна красная!                            

(дети идут по кругу, взявшись за руки) 
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,                            

(идут в другую сторону)
С великой милостью:
Со льном высоким,          

(останавливаются, поднимают руки вверх встают  на носочки, вдох)
С корнем глубоким,                                  

(приседают, опускают руки, выдох)
С хлебами обильными.                            

(взявшись за руки, бегут по кругу).

Упражнение на дыхание: «Ах, как пахнет!» (предложить понюхать, как пахнут весной:  воздух, трава,  первые цветы – глубокий вдох, медленный выдох; принюхаться - несколько коротких вдохов, длинный выдох со словом “Ах!”)

Воспитатель: Весна приготовила для вас сюрприз. Отгадайте, что это?

Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосулька)

Воспитатель: Правильно. Вот сколько сосулек. Возьмите по одной.

Воспитатель: Потрогайте сосульку, какая она?

Дети: Холодная, мокрая, скользкая, гладкая, ледяная, острая.

Воспитатель: Какая она по форме? На что она похожа?

Дети: На морковку.

Воспитатель: Посмотрите на нее, какая она?

Дети: Прозрачная, блестящая, переливается на солнце…

Воспитатель: Если сосулька упадет, что произойдет?

Дети: Она разобьется.

Воспитатель: Давайте проверим. (Роняем). Значит, она какая?

Дети: Хрупкая.

Воспитатель: Что еще бьется при падении?

Дети: Стекло.

Воспитатель: Что происходит с сосулькой в тепле?

Дети: Тает.

Воспитатель: Возьмите сосульку в руку, что вы видите?

Дети: По сосульке стекают капельки. Послушайте, как звенят капли. (Подставить поднос)

Воспитатель: Когда на улице тает сразу много сосулек – получается капель. Пальчиковая гимнастика:

Кап-кап-кап звенит капель –

(барабанить пальцами по столу, имитируя игру на пианино)
Это к нам пришёл апрель.

Воспитатель: Послушайте стихотворение.  

(Чтение ребенком стихотворения «Капель»)

На солнышке согрелась ель,
Подтаяла сосна,
Идет апрель,
Звенит капель,
На улице весна.

Воспитатель: Название какого месяца вы услышали в стихотворении. Какие еще весенние месяцы знаете? ответы детей).

Воспитатель: Давайте дружно скажем: «Март, апрель, май – их не забывай». Так что же весной ярко светит, греет, припекает?

Дети: Солнце.

Воспитатель: Давайте позовем солнышко.

Закличка “Солнышко” (с хлопками):

Солнышко ясное, нарядись! (хлопки по плечам, скрестив руки на груди)
Солнышко красное, покажись!
(хлопки в ладоши)
Платье алое надень,
(хлопки по коленям)
Подари нам красный день!
(хлопки над головой). 

Вношу нарисованное солнце с одним лучом.

Воспитатель: Солнышко пока к нам добиралось все свои лучики раздарило. Надо как-то исправить положение. Давайте поиграем с лучом.

Гимнастика для глаз

Лучик вверх, лучик вниз,
Лучик детям улыбнись,
Вправо, влево посмотри,
Вокруг солнца обойди.
Воспитатель: Что же можно сделать? (ответы детей)

Дети дорисовывают лучи фломастерами, воспитатель – глаза, улыбку.

Воспитатель: Солнышко благодарит вас за помощь и приглашает поиграть со своими друзьями - солнечными зайчиками.

Игра с зеркальцами.
Скачет зайчик по стене
И подмигивает мне.
Перепрыгнул на картину,
Задержался на ботинке,
Поплясал на потолке,
Притаился в уголке.
Вот и спрятался в кроватке.
С нами он играет в прятки.
1, 2, 3, 4, 5
Мы идем его искать.

(Если солнца не будет, то после загадки перед детьми возникает проблемная ситуация, которую они объясняют: “нет солнца – не может быть солнечных зайчиков”)

Воспитатель: Как вы думаете, какие краски нужно взять, чтобы нарисовать весну? (ответы детей: желтую – для солнца, синюю – для неба, зеленую - для листиков…).

Воспитатель: Все верно. Наше занятие заканчивается. Вы все меня порадовали. А весна с нами не прощается, ее следы мы будем замечать везде. Согласны? На прощанье весна дарит вам свои маленькие солнышки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Волшебный магнит Конспект НОД познавательное развитие, познавательно-исследовательская деятельность.

Данный материал будет полезен не только воспитателям старших групп, но  и родителям, а также работникам  групп дополнительного образования....

Конспект НОД. Познавательное развитие. ФЭМП НОД 19. Младшая группа. Вид деятельности – познавательно - исследовательская Форма организации – игры с правилами

Конспект НОД. Познавательное развитие. ФЭМП  НОД 19. Младшая группа.Вид деятельности – познавательно - исследовательскаяФорма организации – игры с правилами...

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование) «Уголь - «чёрное золото» земли Назаровской» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Цель:    дети включены в поисково-познавательную деятельность через опытно-экспериментальную работу; имеют представление об угле, как «черном золоте» земли Назаровской (его ...

Конспект НОД познавательное развитие и развитие речи в сташей группе «Дикие животные зимой» с использованием технологий развития критического мышления.

Цель: Обобщать и классифицировать знания о диких животных.Задачи образовательные: Формировать умение выделять главные признаки предметов и явлений; закреплять в речи названия  жилищ животных (бер...

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность «Дерево и его свойства» в старшей группе комбинированной направленности №6«Ромашка»

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность«Дерево и его свойства»в старшей группе комбинированной направленности №6«Ромашка...

Конспект НОД Познавательное развитие. Познавательно - исследовательская деятельность. Тема: "Удивительная бумага"

Конспект НОД Познавательное развитие. Познавательно - исследовательская деятельность.  Тема: "Удивительная бумага" подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)...