Конспект по экспериментированию в старшей группе "Маленькие фокусники"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
(Конспект непосредственно образовательной деятельности)
«Шоу фокусников»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Цель: Развивать познавательную активность детей через экспериментальную деятельность.
Программные задачи:
образовательные:
-упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление;
-продолжать учить объяснять "волшебные явления" с точки зрения науки;
- -формировать знания о магнитной силе, о весовом объёме жидкостей, о силе воздуха, о свойстве моющего средства.
развивающие:
-развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память, тактильную чувствительность;
-умение работать в группах, самостоятельно и дисциплинировано;
- умение использовать условную мерку.
воспитательные:
-воспитывать желание участвовать в совместной деятельности;
- доброжелательность, самостоятельность, дисциплинированность.
Материалы: предметы из дерева, металлов, пластмасс, стали, бумаги; магнит.
Предварительная работа с детьми: рассказ детям о профессии фокусника, о целях и принципах его деятельности, работа с детьми в «Центре экспериментов», беседа о технике безопасности при проведении опытов, разучивание физминутки под музыку.
Организационный момент:
В: "Ребята, сегодня между детьми старшей группы вышел спор, что фокусники всех обманывают. А вы как думаете? Фокус это вполне объяснимо, задача фокусника заключается в том, чтобы показать фокус так, чтобы его секретная сторона была не видна. Сегодня мы с Вами попробуем стать фокусниками, ребята нам нужно не только показать фокусы - эксперименты, но и пояснить, почему так происходит. Вы бы не могли мне помочь? (Дети)
В: Сейчас, я буду превращать вас в фокусников. Закройте все глаза.
1, 2, 3, 4, 5 начинаю превращать
На носочки поднимитесь
Потихоньку покружитесь
В фокусников превратитесь!
(Воспитатель одевает шляпу)
В: Я тоже превратилась в фокусника и на правах старшего, буду главный фокусник. Согласны? Я буду объявлять название фокуса, наблюдать за правильностью эксперимента, ну и помогать, если вы будите затрудняться. Хорошо? И чтобы вы были тоже немного похожи на фокусника, я приготовила вам вот такие атрибуты. (Воспитатель достаёт коробку с шапочками) – дети одевают, помогают друг другу.
В: Для подготовки нам нужно разделиться на три команды.
В: А разделимся мы с помощью нашего волшебного мешочка.
Л: Все по очереди будут доставать из мешка геометрические фигуры смайлики, у кого одинаковые те в одной команде.
В: Я хочу немного усложнить вам правила: прежде чем достать фигуру, её нужно потрогать и назвать, цвет фигур не учитываем, только по форме.
(Дети называют фигуры)
В: Теперь соберитесь в 3 команды.
В: Итак я приглашаю вас в «Центр экспериментирования»
Давайте вспомним правила безопасности при проведении экспериментов:
- Эксперименты проводи, только в присутствии взрослых.
- Не трогай оборудование без разрешения.
- Ничего не пробуй на вкус без разрешения взрослых.
- Будь осторожен с острыми и стеклянными предметами, не играй с ними.
- Соблюдай тишину, не перебивай.
В: Первый фокус выполняет первая команда «Живая скрепка»
В: Ребята посмотрите что на столе и разделите все предметы на две группы: металлические и не металлические. Поднеся магнит по очереди к предметам первой и второй группы. Мы определяем, что неметаллические предметы не притягиваются к магниту, а металлические предметы притягиваются к магниту.
В: А теперь фокус – эксперимент , на стол мы положим металлическую скрепку, а магнит приставим под стол к столешнице где лежит скрепка и поводим магнитом под столом. Что вы видите? Что происходит со скрепкой?( Ответы детей).Правильно скрепка на столе стала двигаться.
Вывод: Магниты обладают способностью притягивать предметы из железа или стали, никеля и некоторых других металлов. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.
В: Фокус удался! Давайте поаплодируем нашим фокусникам.
В: Следующий фокус выполняет вторая команда"Разноцветные жидкости"
Итак слушаем внимательно и делаем.Сначала мы нальём простой воды в колбу и затем в эту же колбу медленно нальём растительного масла.
В:Хочу немного усложнить вам этот эксперимент. Наливать жидкости вы будите с помощью мерок. Воду отмерить до цифры 1, а растительное масло до цифры 2.
В: Приступаем, а вы ребята внимательно наблюдайте, правильно наши фокусники измеряют жидкости.
Воспитатель контролирует, помогает.
В: Что получилось, ребята?
Вывод: Вода осталась внизу, а масло сверху.
В: Почему , как вы думаете?
Вывод: Вода тяжелее масла, а масло самое лёгкое, оно осталось сверху.
В: Молодцы, поаплодируем фокусникам.
Ребята, а какие должны быть фокусники?
( Внимательные, ловкие, быстрые)
В: Вот сейчас, я вас и проверю на ловкость, внимательность и быстроту реакции. Видеофизминутка.
В: Вы молодцы!
В: Третий фокус выполнит третья команда «Танцующая фольга»
Перед вами алюминиевая нарезанная очень узкими и длинными полосками фольга. Проведите расческой несколько раз по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к полоскам фольги.
Полоски начнут "танцевать".
В: А вот почему это происходит объясню вам я, так как это свойство вы будете изучать в школе. Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.
В: Молодцы, поаплодируем фокусникам.
А сейчас в следующем фокусе участвовать будут все.
"Фиерверк из шаров"
В:Надуем шары и закрепим прищепкой. (дети берут шары и прищепки)
В: Как правильно надуваем шар? (Носом вдох и выдыхаем ртом воздух в шар) – дыхательная гимнастика.
Дети надувают.
В: Посмотрите на все шарики. Сейчас по моему сигналу отпустим шары и посмотрим, чей шар улетит дальше или выше.
Дети отпускают.
В: Чей шар улетел дальше? Почему?
Вывод: Потому что он был больше. а значит в нём было больше воздуха. Воздух выходил сильнее и быстрее.
Заключительная часть
В: Я рада что, фокусы – эксперименты прошли успешно. Как вы думаете, мы смогли объяснить все фокусы? А какой фокус вам понравился больше всех? Почему? (дети)
Список используемой литературы:
- «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова;
- «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст» И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир;
- «Неизведанное рядом» В.В. Щетинина, О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова;
- «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией Прохоровой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия – экспериментирования в старшей группе « Путешествие к морю»
Тема «Путешествие к морю» Цель: 1.Актуализировать знания детей о растворимости соли. 2.Продолжать развивать познавательную активность детей в пр...
Конспект занятия-экспериментирования в старшей коррекционной группе "Удивительные свойства воды"
Конспект занятия-экспериментирования в старшей коррекционной группеТема: «Удивительные свойства воды»...
ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ЧУДЕСА ПРИРОДЫ».
Занятие формирует у детей знания о конкретных представлениях свойств воды: у воды нет собственной формы, она прозрачная, вода растворитель; что вода иногда нуждается в очистке; занятие вос...
Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе по теме «Свойства воды»
Конспект занятия-экспериментирования в старшей группепо теме «Свойства воды»...
Конспект по экспериментированию в старшей группе
Формировать у детей экологические представления организованы на принципах коммуникативно-познавательной деятельности....
Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе «Волшебная вода, узнаем мы тебя»
Основная цель занятия - систематизировать знания детей о свойствах воды через организацию совместной деятельности, а также способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через...
Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе. «Свойства воды» (экспериментирование с детьми 5–6 лет)
Формировать у детей представления о свойствах воды....