Конспект НОД в старшей групп по ФЦКМ тема: «Осень»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сязи Мария Никитична

Обобщить знания детей об осенних изменениях и явлениях в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ftskm_2021.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Салемальский детский сад «Золотая рыбка»

Конспект НОД

в старшей групп по ФЦКМ

 тема: «Осень»

Составитель: Сязи М.Н., воспитатель

Детский сад «Золотая рыбка»

        

с. Салемал, 2021 г.

Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе «Осень»

Образовательная область«Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей«Познавательное развитие»«Речевое развитие»«Социально-коммуникативное развитие»«Художественно-эстетическое».

ЦЕЛЬ:

обобщить знания детей об осенних изменениях и явлениях в природе.

Задачи:

Образовательные: закрепить представления детей об осени, умение выявлять причинно-следственные связи.

Развивающие: развивать память, внимание, логическое мышление,

наблюдательность.

Речевые: развивать диалогическую, связную речь.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, желание беречь ее.

Обогащение словаря: Лиловый, золотой, багряный, мрачная

Активизация словаря: поздняя, золотая, листопад, изморозь, дождливая, скучная, темная, грустная, богатая, красивая, яркая, цветная, радостная.

Материал: картины И. Левитана «Золотая осень»«Осенний пейзаж», материалы для опыта.

Методические приё мы: беседа, вопросы, игровая мотивация, чтение стихотворений.

Предварительная работа:

Наблюдение за осенней погодой во время прогулок. Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок об осени. Чтение стихотворений. Беседы о приметах осени. Загадывание загадок об осени. Чтение произведений об осениПодвижные игры«Листопад»«Раз, два, три! Этот лист бери»Дидактические игры«Осенние приметы»«С какого дерева лист».

Организация и проведение НОД:

Звучит тихо фрагмент музыки П. И Чайковского «Времена года – Осень»И запись стихотворения:

* * *

Падают, падают листья -

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают -

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

В руки возьмем по корзинке,

В лес за грибами пойдем…

О каком времени года говорится в стихотворении? (Осени).

ВоспитательОсень бывает разной : хмурой с дождями; ласковой, яркой, нарядной, доброй – как настроение. Давайте передадим друг, другу доброе настроение и улыбнемся друг другу.

Выполняют мимические упражнения.

- Есть две осени. Одна золотая радостная, роскошно убранная, богатая урожаем. Другая - грустная, с тихим плачем мелкого моросящего дождя. Зовут её поздней осенью.

За что любят золотую осень? А ты, Сережа, как думаешь? Кто еще скажет, за что любят осень? (ответы детей, при необходимости воспитатель дополняет: за щедрость, богатство красок лесов, полей, садов, за ясные дни, летящие по ветру паутинки).

Послушайте отрывок стихотворения:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной. И. Бунин.

- О какой осени говорится в стихотворении? (золотая осень)

- Картины золотой осени, яркие и красочные. Многие поэты и художники воспевали в своих произведениях образ золотой осени.

И сегодня, мы с вами познакомимся с картиной выдающегося русского художника И. И. Левитана.

Рассматривание картины «Золотая осень» на экране.

Осень дивное, чудесное время года, воспетое многими поэтами. Ребята если бы вы писали стихотворения, какие бы использовали слова для описания золотой осени (богатая, красивая, яркая, цветная, радостная и т. д.) Составление описательного рассказа о золотой осени с помощью мнемотаблицы.

- Ребята, назовите приметы осени, которые можно отнести к золотой осени.

• Осенью много паутины – на ясную погоду.

• Если на березе лист начал желтеть с вершины, то будущая весна будет ранней, а если снизу - то поздняя.

• Осенью птицы летят низко - к холодной, высоко - к теплой зиме.

- А о какой осени говорит автор вот этого стихотворения?

Улетели в край далекий,

Под иные небеса,

Птички вольные, покинув

Обнаженные леса!

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца… (поздняя осень)(А. Плещеев).

На слайде картина И. Левитана «Осенний пейзаж».

- Перед вами картина великого русского художника И. Левитана «Осенний пейзаж». Как вы думаете, какую осень изобразил художник?

Рассматривание картины Исаака Ильича Левитана «Осенний пейзаж».

Подберите слова для поздней осени(дождливая, мрачная, скучная, темная, грустная, и т. д.).

Составление описательного рассказа о поздней осени с помощью мнемотаблицы.

- А теперь назовите приметы поздней осени.

• В октябре на одном часу и дождь и снег.

• Осень – перемен восемь.

• Осенью семь погод на дворе.

Игра «Скажи, что бывает осенним

Дети подбирают словосочетания. Например, осенний деньосенняя погода и т. д.

Загадка: Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это -. Ответ (Дождь)

Игра «Дождик»

Меж еловых мягких лап

(поглаживаем подушечками пальцев поверхность стола.)

Дождик кап-кап-кап. (Стучим пальцами по столу.)

Где сучок давно засох, Серый мох, мох, мох.

(Касаемся стола первым и пятым пальцами раскрытой кисти рук.)

Где листок к листку прилип, Вырос гриб, гриб, гриб.

(Поднимаем руки над столом, пальцы то складываем вместе, то раскрываем широко.)

Кто нашел его, друзья?

(Указательным пальцем правой руки касаемся поочередно всех пальцев левой руки.)

Это я, я, я!

(разжимаем все пальцы левой руки, кроме мизинца, показываем его.)

ВоспитательОсенью часто идёт дождь. А вы знаете, почему идет дождь? Хотите посмотреть, как получается дождик?

Опыт «Дождь»

Наливаем в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Кладем на металлическое блюдо несколько кубиков льда и ставим его на банку. Теплый воздух, поднимаясь вверх, будет охлаждаться, а содержащийся в нем водяной пар - конденсироваться, образуя облако.

- Вот так и в природе. Испаряясь с земли капельки воды поднимаются вверх. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми облаками и при охлаждении падают на землю в виде дождя.

Работа с методическим пособием «Круговорот воды в природе».

- Ребята, а чем вам нравится осень(ответы детей). А тебе, Саша? А как думаешь ты, Лиана? (ТРИЗ «Осень хорошо и плохо»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД в старшей группе по ФЦКМ: "Уж небо осенью дышало..."

Цель образовательной деятельности: установление связи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений и птиц....

Конспект НОД в старшей группе по ФЦКМ на тему «Князь Владимир - креститель Руси»

Цель: познакомить детей  с князем Владимиром - крестителем Руси....

Конспект НОД в старшей группе по ФЦКМ на тему «Славяне, наши предки»

Цель: познакомить детей с образом жизни древних славян, формировать понимание слова «предки», понимание того, что Россия – страна с большой многовековой историей....

Конспект НОД в старшей группе по ФЦКМ тема: "Наша Родина - Россия"

Формирование у детей представления о России как государстве....

Конспект ООД по физическому развитию в старшей группе по лексической теме «Осень. Признаки осени»

Цель: формировать у детей двигательные умения и навыки в соответствии с его индивидуальными особенностями. Развивать физические качества и потребности бережного отношения к своему здоровью....

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Осень. Приметы осени»

Конспект логопедического занятия в старшей группепо лексической теме «Осень. Приметы осени»      Подготовила  учитель-логопед Кравченко Ю.В....