«Посиделки у хозяюшки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сачишина Элла Борисовна

Цель: Знакомить детей с традициями и обычаями русского народа: бытом, гостеприимством. Обогащать знания детей о русском народном творчестве. Показать своеобразие, красоту русского фольклора. Вызвать у детей интерес к жизни на Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_meropriyatie_eto_eto.docx21.94 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt2.4 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект «Посиделки у хозяюшки»

Цель: Знакомить детей с традициями и обычаями русского народа: бытом, гостеприимством. Обогащать знания детей о русском народном творчестве. Показать своеобразие, красоту русского фольклора. Вызвать у детей интерес к жизни на Руси.

Образовательные задачи:

-формировать образную речь, употребляя в разговорной речи пословицы, поговорки, шутки-прибаутки.

 - расширять и активизировать словарь детей по теме;

- развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память;

 - активизировать и систематизировать имеющиеся знания детей о традициях русского народа.

Развивающие задачи:

-развитие речевой активности, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.

 -развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи;

-развитие продуктивной деятельности через рисование, лепку.

- закреплять умение использовать разные приемы лепки, рисования.

 Воспитательные задачи:

-формирование навыков сотрудничества, доброжелательности;

- воспитывать у детей нравственные ценности русского народа: любовь к ближним, трудолюбие, верность, красоту, добро, чувство гордости за свой край, за свою Родину.

-продолжать воспитывать внимание, сосредоточенность, аккуратность при работе с изо- материалами;

Интеграция образовательных областей:

- «Познавательное развитие».

- «Речевое развитие».

- «Художественно-эстетическое развитие».

- «Социально-коммуникативное развитие».

- «Физическое развитие».

Ход занятия.    СЛАЙД 1

русская народная мелодия, Воспитатель вводит детей Хозяйка (воспитатель) в русском народном сарафане встречает гостей (детей).

Хозяйка: 

Русь деревянная - края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные.

Раздолье русские песни поют.

-Здравствуйте гости дорогие! Хорошему гостю хозяин рад!

Дети: Отвечают на приветствие пословицами:

-Много гостей, много и новостей.  

-Что есть в печи - на стол мечи!  

-Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.  

Хозяйка: Что ж, садитесь поудобнее.
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину,
Я рассказ свой поведу.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
Наш народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой. В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей) .
Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.
Хозяйка: Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, плели лапти, вязали, вышивали. А ещё песни пели и шутки-прибаутки сочиняли.

Хозяйка: Дорогие наши гости, а вы знаете шутки-прибаутки

Порадуйте меня.

Дети: Читают шутки-прибаутки:

1.Собака на кухне
Пироги печет.
Кот в углу
Сухаpи толчет.
Кошка в окошке
Платье шьет.
Курочка в сапожках
Избушку метет.                                

2. Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.        

3. Коза-хлопота
День-деньской занята:
Ей — травы нащипать,
Ей — на речку бежать,
Ей — козляток стеречь,
Малых деток беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса
Их с собой не унесла.    

Хозяюшка: Издавна русский народ славиться своим трудолюбием. Об этом говорят пословицы.

Дети: Читают пословицы.

1.Без труда не выловишь и рыбку из пруда.    

2.Кто не работает, тот и не ест.                         

3.Рабочие руки не знают скуки.                          

4.Сделал дело - гуляй смело.                          

5.Пока есть силы, трудись, на старости будет на что жить. 

6.Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.      

7.Будешь трудиться - будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.   
8.Была бы охота - заладится всякая работа.                     

Хозяюшка: Ой да молодцы, давайте поиграем в игру

Игра «Подбери слово».

Кончил дело – гуляй …(смело)

Кто(спешит)… тот людей смешит.

Меньше слов, да больше…(дела)

Без печи холодно, без хлеба…(голодно)

Не будет хлеба, не будет и…(обеда)

А еще загадки сочиняли долгими зимними вечерами
Хозяйка: Ох, ребятушки, а загадок в моей горнице видимо-невидимо. Хотите послушать? (достаёт шкатулку с загадками).
1. Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт. (ухват) .

2. Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит… (чугунок)

3. Чёрный конь,
Скачет в огонь. (кочерга) .

4. Выпускает жаркий пар,
Древний чайник (самовар) .

5. Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра.
На плечах дугой повисло,
Держит вёдра (коромысло) .

6. Сама не ест,
А людей кормит. (ложка)

7. Ходит каток,
По паре порток. (утюг) .

8. Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят… (лапти) .
Хозяйка: Ребята, вам понравились мои загадки?
Хозяйка: Комнату в избе называют «горницей». Посреди горницы ставили печь. Она служила источником тепла и света.
Воспитатель: Наши дети знают стихотворение про русскую печь.
Ребенок: Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.  

Давайте подумаем, почему печь в избе самая главная?

Где в горнице пищу приготовить? Конечно же, в печи!

Чем избу обогреть?

Когда на улице холодно, то в доме и в детском саду тепло. Что нас греет? (Ответы детей)

А в старину батарей не было. Что тогда грело? (Печь)

Что нужно, чтобы печь грела? (Дрова)

Да, печь и накормит и обогреет. А случалось, и так: нагуляются дети, на горках накатаются, в снежки наиграются, придут с улицы мокрые, замерзшие, где сушить одежду и валенки? Оказывается печь еще и сушит. Пока вещи сушатся, мы с вами поиграем в игру.


Проводится игра «У Маланьи, у старушки»               СЛАЙД 2, 3, 4
У Маланьи, у старушки, (дети движутся по кругу, держась за руки)
Жили в маленькой избушке.
Семь сыновей.
Все без бровей,
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
Вот с такими усами,
С такой головой,
С такой бородой.
Ничего не ели,
Целый день сидели,
На нее глядели,
Делали вот так…(Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза», «большой» нос и уши, показывают усы и т. д.) Присаживаются на корточки. Повторяют за ведущим любое смешное движение.


Воспитатель: Ребята, а давайте покажем хозяюшке, что мы тоже много знаем о том, как жили раньше люди. Поиграем в игру «Что было, что стало»
(Хозяюшка задаёт вопросы, дети отвечают)
1. Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги)
2. Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)
3. Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)
4. Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)
5. Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)
Хозяйка: Молодцы! А я продолжу вам рассказывать о жизни русского народа.
Мужчины на полях работали, а хозяюшки хлеб да пироги пекли.
Ребята, самое главное на столе – это хлеб! А выпекали его в русской печи. И говорили о хлебе так: «Хлеб всему голова! »

Воспитатель: Хозяюшка, а наши дети знают стихотворение о хлебе.
Ребёнок: Вот он хлебушек душистый,
Вот он тёплый, золотистый.
В нём здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
Ребенок: Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.      
Ребенок: В нём земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки,
Вырастай богатырём!    

Хозяйка: Молодцы! Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками, караваем. Давайте и мы с вами сейчас что-нибудь испечем. Многие мамы дома пекут пирожки, булочки, хлеб. Из чего они пекут? (Тесто, мука) А мы с вами слепим пироги из пластилина. (Лепим из пластилина на трех сдвинутых столах)  

Ну и славно потрудились вы. Пора и отдохнуть: игра «Пироги» Под музыку  СЛАЙД 5«Калинка - малинка» дети из двух команд перекладывают деревянными ложками пироги пластилиновые  с подноса в миску. Выигрывает команда, выловившая большее количество пирогов.
Хозяйка: Ну и как водится, гости без угощения не обходятся. А я для вас, пироги испекла, пышные да румяные. А теперь мне так хочется вас угостить вкусными пирогами, да чайком из самовара.
(Под весёлую музыку Хозяйка угощает детей хлебом и наливает чай из самовара) . Дети пьют чай с пирогом. Уходя, прощаются, произносят пожелания этому дому: «Дай Бог счастья тому, кто в этом дому», «чтоб поля зеленели и скотина не болела».

Рефлексия:

- Вам понравилась изба?
- К кому в гости мы ходили?
-- Какое у вас, сейчас настроение?
- Кому понравилось наш поход в гости к хозяюшке в русскую избу потопайте, а кому не понравилось похлопайте?



Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "В гостях у Хозяюшки"

занятие по развитию речи в 1младшей группеЦель:развивать у детей интерес к народному творчеству:песням, потешкам, прибауткам;закреплять знания детьми фольклорных произведений и т.д....

Конспект открытого мероприятия "В гости к хозяюшке" в кружке "Бабушкины посиделки"

Цель: Приобщение детей к истокам  русской народной культуре; знакомство с народными играми, хороводами; закреплять умение ориентироваться в пространстве; совершенствовать мелкую моторику рук....

"Посиделки у хозяюшки"

Развлечение в старшей группе....

Посиделки "В гостях у хозяюшки".

Посиделки "В гостях у хозяюшки"....

Конспект "Посиделки в гостях у Хозяюшки"

Знакомство детей с обычаями и традициями русского народа.: приобщение к духовной культуре, к русскому фольклору....

Сценарий мероприятия «Посиделки у самовара» Посиделки по обычаям и традициям русского народа

Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм;•Познавательная цель: - Расширить пре...