«Посиделки у хозяюшки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Знакомить детей с традициями и обычаями русского народа: бытом, гостеприимством. Обогащать знания детей о русском народном творчестве. Показать своеобразие, красоту русского фольклора. Вызвать у детей интерес к жизни на Руси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovoe_meropriyatie_eto_eto.docx | 21.94 КБ |
prezentatsiya.ppt | 2.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект «Посиделки у хозяюшки»
Цель: Знакомить детей с традициями и обычаями русского народа: бытом, гостеприимством. Обогащать знания детей о русском народном творчестве. Показать своеобразие, красоту русского фольклора. Вызвать у детей интерес к жизни на Руси.
Образовательные задачи:
-формировать образную речь, употребляя в разговорной речи пословицы, поговорки, шутки-прибаутки.
- расширять и активизировать словарь детей по теме;
- развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память;
- активизировать и систематизировать имеющиеся знания детей о традициях русского народа.
Развивающие задачи:
-развитие речевой активности, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.
-развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи;
-развитие продуктивной деятельности через рисование, лепку.
- закреплять умение использовать разные приемы лепки, рисования.
Воспитательные задачи:
-формирование навыков сотрудничества, доброжелательности;
- воспитывать у детей нравственные ценности русского народа: любовь к ближним, трудолюбие, верность, красоту, добро, чувство гордости за свой край, за свою Родину.
-продолжать воспитывать внимание, сосредоточенность, аккуратность при работе с изо- материалами;
Интеграция образовательных областей:
- «Познавательное развитие».
- «Речевое развитие».
- «Художественно-эстетическое развитие».
- «Социально-коммуникативное развитие».
- «Физическое развитие».
Ход занятия. СЛАЙД 1
русская народная мелодия, Воспитатель вводит детей Хозяйка (воспитатель) в русском народном сарафане встречает гостей (детей).
Хозяйка:
Русь деревянная - края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные.
Раздолье русские песни поют.
-Здравствуйте гости дорогие! Хорошему гостю хозяин рад!
Дети: Отвечают на приветствие пословицами:
-Много гостей, много и новостей.
-Что есть в печи - на стол мечи!
-Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
Хозяйка: Что ж, садитесь поудобнее.
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину,
Я рассказ свой поведу.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
Наш народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой. В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей) .
Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.
Хозяйка: Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, плели лапти, вязали, вышивали. А ещё песни пели и шутки-прибаутки сочиняли.
Хозяйка: Дорогие наши гости, а вы знаете шутки-прибаутки
Порадуйте меня.
Дети: Читают шутки-прибаутки:
1.Собака на кухне
Пироги печет.
Кот в углу
Сухаpи толчет.
Кошка в окошке
Платье шьет.
Курочка в сапожках
Избушку метет.
2. Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
3. Коза-хлопота
День-деньской занята:
Ей — травы нащипать,
Ей — на речку бежать,
Ей — козляток стеречь,
Малых деток беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса
Их с собой не унесла.
Хозяюшка: Издавна русский народ славиться своим трудолюбием. Об этом говорят пословицы.
Дети: Читают пословицы.
1.Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
2.Кто не работает, тот и не ест.
3.Рабочие руки не знают скуки.
4.Сделал дело - гуляй смело.
5.Пока есть силы, трудись, на старости будет на что жить.
6.Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.
7.Будешь трудиться - будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.
8.Была бы охота - заладится всякая работа.
Хозяюшка: Ой да молодцы, давайте поиграем в игру
Игра «Подбери слово».
Кончил дело – гуляй …(смело)
Кто(спешит)… тот людей смешит.
Меньше слов, да больше…(дела)
Без печи холодно, без хлеба…(голодно)
Не будет хлеба, не будет и…(обеда)
А еще загадки сочиняли долгими зимними вечерами
Хозяйка: Ох, ребятушки, а загадок в моей горнице видимо-невидимо. Хотите послушать? (достаёт шкатулку с загадками).
1. Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт. (ухват) .
2. Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит… (чугунок)
3. Чёрный конь,
Скачет в огонь. (кочерга) .
4. Выпускает жаркий пар,
Древний чайник (самовар) .
5. Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра.
На плечах дугой повисло,
Держит вёдра (коромысло) .
6. Сама не ест,
А людей кормит. (ложка)
7. Ходит каток,
По паре порток. (утюг) .
8. Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят… (лапти) .
Хозяйка: Ребята, вам понравились мои загадки?
Хозяйка: Комнату в избе называют «горницей». Посреди горницы ставили печь. Она служила источником тепла и света.
Воспитатель: Наши дети знают стихотворение про русскую печь.
Ребенок: Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
Давайте подумаем, почему печь в избе самая главная?
Где в горнице пищу приготовить? Конечно же, в печи!
Чем избу обогреть?
Когда на улице холодно, то в доме и в детском саду тепло. Что нас греет? (Ответы детей)
А в старину батарей не было. Что тогда грело? (Печь)
Что нужно, чтобы печь грела? (Дрова)
Да, печь и накормит и обогреет. А случалось, и так: нагуляются дети, на горках накатаются, в снежки наиграются, придут с улицы мокрые, замерзшие, где сушить одежду и валенки? Оказывается печь еще и сушит. Пока вещи сушатся, мы с вами поиграем в игру.
Проводится игра «У Маланьи, у старушки» СЛАЙД 2, 3, 4
У Маланьи, у старушки, (дети движутся по кругу, держась за руки)
Жили в маленькой избушке.
Семь сыновей.
Все без бровей,
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
Вот с такими усами,
С такой головой,
С такой бородой.
Ничего не ели,
Целый день сидели,
На нее глядели,
Делали вот так…(Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза», «большой» нос и уши, показывают усы и т. д.) Присаживаются на корточки. Повторяют за ведущим любое смешное движение.
Воспитатель: Ребята, а давайте покажем хозяюшке, что мы тоже много знаем о том, как жили раньше люди. Поиграем в игру «Что было, что стало»
(Хозяюшка задаёт вопросы, дети отвечают)
1. Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги)
2. Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)
3. Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)
4. Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)
5. Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)
Хозяйка: Молодцы! А я продолжу вам рассказывать о жизни русского народа.
Мужчины на полях работали, а хозяюшки хлеб да пироги пекли.
Ребята, самое главное на столе – это хлеб! А выпекали его в русской печи. И говорили о хлебе так: «Хлеб всему голова! »
Воспитатель: Хозяюшка, а наши дети знают стихотворение о хлебе.
Ребёнок: Вот он хлебушек душистый,
Вот он тёплый, золотистый.
В нём здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
Ребенок: Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Ребенок: В нём земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки,
Вырастай богатырём!
Хозяйка: Молодцы! Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками, караваем. Давайте и мы с вами сейчас что-нибудь испечем. Многие мамы дома пекут пирожки, булочки, хлеб. Из чего они пекут? (Тесто, мука) А мы с вами слепим пироги из пластилина. (Лепим из пластилина на трех сдвинутых столах)
Ну и славно потрудились вы. Пора и отдохнуть: игра «Пироги» Под музыку СЛАЙД 5«Калинка - малинка» дети из двух команд перекладывают деревянными ложками пироги пластилиновые с подноса в миску. Выигрывает команда, выловившая большее количество пирогов.
Хозяйка: Ну и как водится, гости без угощения не обходятся. А я для вас, пироги испекла, пышные да румяные. А теперь мне так хочется вас угостить вкусными пирогами, да чайком из самовара.
(Под весёлую музыку Хозяйка угощает детей хлебом и наливает чай из самовара) . Дети пьют чай с пирогом. Уходя, прощаются, произносят пожелания этому дому: «Дай Бог счастья тому, кто в этом дому», «чтоб поля зеленели и скотина не болела».
Рефлексия:
- Вам понравилась изба?
- К кому в гости мы ходили?
-- Какое у вас, сейчас настроение?
- Кому понравилось наш поход в гости к хозяюшке в русскую избу потопайте, а кому не понравилось похлопайте?
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие "В гостях у Хозяюшки"
занятие по развитию речи в 1младшей группеЦель:развивать у детей интерес к народному творчеству:песням, потешкам, прибауткам;закреплять знания детьми фольклорных произведений и т.д....
Конспект открытого мероприятия "В гости к хозяюшке" в кружке "Бабушкины посиделки"
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуре; знакомство с народными играми, хороводами; закреплять умение ориентироваться в пространстве; совершенствовать мелкую моторику рук....
"Посиделки у хозяюшки"
Развлечение в старшей группе....
Посиделки "В гостях у хозяюшки".
Посиделки "В гостях у хозяюшки"....
Конспект "Посиделки в гостях у Хозяюшки"
Знакомство детей с обычаями и традициями русского народа.: приобщение к духовной культуре, к русскому фольклору....
Сценарий мероприятия «Посиделки у самовара» Посиделки по обычаям и традициям русского народа
Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм;•Познавательная цель: - Расширить пре...
Методические посиделки «Этапы и виды конструирования. Интересные идеи»етодические посиделки «Этапы и виды конструирования. Интересные идеи»
Методические посиделки «Этапы и виды конструирования. Интересные идеи»...