«Наши пернатые друзья»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

- способствовать формированию целостных представлений детей о птицах, умение соотносить изменения в природе с жизнью птиц в лесу весной;

- развивать любознательность;

- воспитывать желание заботиться о птицах,  бережное отношение ко всему живому.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в средней группе «Наши пернатые друзья»

Предварительная работа: рассматривание птиц на картинке и на участке, подкармливание птиц, беседа с детьми о птицах, рассматривание иллюстраций, чтение стихов, загадывание загадок о птицах.

Программные задачи:

- способствовать формированию целостных представлений детей о птицах, умение соотносить изменения в природе с жизнью птиц в лесу весной;

- развивать любознательность;

- воспитывать желание заботиться о птицах,  бережное отношение ко всему живому.

Словарная работа: уточнить обобщающие понятия: зимующие и перелетные птицы

Материал: запись голосов птиц

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: Сегодня из весеннего леса в гости к нам прилетела,

 На лыжах бегунья,        

 На кухне певунья.

 Узнали, кто это?

 Конечно… (Совунья).    

Воспитатель: Совунья  не может понять, что стало с нашими птицами: их так много в лесу, вокруг слышится веселое щебетание. Может быть, в лесу начался  какой-то праздник? (Ответы детей: В лес пришла весна, птицы радуются ее приходу)

Воспитатель: Какие приметы весны вы знаете? (Ответы детей: Ярко светит солнце, тает снег,  капает капель, на деревьях набухают почки).

Воспитатель: Солнышко весной ярко светит, пригревает, звонко капает капель, и если быть очень внимательным, то можно услышать голоса разных птиц. Совунья предлагает нам узнать, чей это голос.

Звук 1 (Голос воробья). Кто догадался, чья это песенка?

Воспитатель: Правильно, это воробей, он что делает? (Чирикает). 

Воспитатель: Воробей какой? (Ответы детей: маленький, проворный, быстрый).

Воспитатель: Как он передвигается? (Ответы детей: прыгает, скачет, летает).

Воспитатель: Как вы думаете, почему воробьи летают стайкой, а не по одному? (Ответы детей: Вместе легче заметить опасность, быстрее найти корм)

Звук 2 (Голос синицы) 

Воспитатель: Чья это песенка?

Воспитатель: Это синичка, название она получила за свою песенку «синь-синь-синь», и говорят, что синица тенькает. Посмотрите, какая  нарядная эта птичка. Опишите ее. (Ответы детей: Грудка у синички ярко-желтая, спинка и крылья с синим отливом).

Звук 3 (Голос дятла) 

Воспитатель:  Правильно, это дятел.  Как вы думаете, почему дятла называют лесным врачом? (Ответы детей: Дятел  питается вредными насекомыми- короедами).

Воспитатель:  Опишите дятла. (Ответы детей: На голове у дятла красная шапочка, спинка черного цвета, а крылья пестрые, у дятла  длинный острый  клюв)

Звук 4 (Голос вороны)

Воспитатель: Что делает ворона? (Каркает).

Воспитатель: Какая ворона? (Большая, важная, серьезная)

Воспитатель: Ребята, скажите, ворона, сорока, дятел, синица – это какие птицы? (Ответы детей: Зимующие)

Воспитатель: Поняла Совунья, что птицы в лесу радуются приходу весны. Она предлагает посмотреть и назвать нам,  каких птиц сегодня она встретила.

Воспитатель:  Кто лишний? (Ответы детей: Белка).

Воспитатель: Почему белка не птица? Чем птицы отличаются от других животных?  

Воспитатель: Составьте  рассказ о птицах по таблице (предлагается мнемотаблица «Птицы»: тело птиц покрыто перьями, у них есть клюв, крылья, две лапки с коготками,  птицы вьют гнезда, откладывают яйца, питаются насекомыми)

Воспитатель: Как вы думаете, легко ли  птицам зимой?

Воспитатель: Кто помогает им пережить долгие холодные северные зимы? (Ответы детей: Люди) 

Воспитатель:  Расскажите, как люди помогают птицам зимой? (Ответы детей: Зимой люди делают кормушки для птиц и подкармливают их). Воспитатель:  Назовите правила кормления птиц. (Кормить нужно в одно и то же время;  в одном и том же месте;  не оставлять мусор возле кормушки) 

Воспитатель:  Совунья предлагает нам покормить птиц. Посмотрите, какой корм она приготовила для птиц. Но у каждой птицы есть свой самый любимый корм. Давайте выберем для каждой птички, то, что ей больше всего нравится. (При просмотре слайда необходимо нажимать на картинки с птицами)

Воспитатель: Некоторые птицы любят семена арбуза, какие это семена? (Арбузные). Кто-то любит семена тыквы?  (Тыквенные). Семена сосны? (Сосновые). Семена ели (Еловые). Молодцы, всё-то вы знаете. Посмотрите, к  нашей кормушке уже прилетели шустрые синицы.

Физкультминутка: «Скачет шустрая синица» 

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах)

 Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге)

 Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге)

 Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте)

 Вот присела на минутку, (Присели)

 Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо)

 И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге)

 Синь - синь, (Прыжки на месте на правой ноге)

 Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах)

Воспитатель:  С приходом весны возвращаются в родные края, птицы которые улетели от нас осенью. Как называют птиц, которые улетают зимовать в теплые края? (Перелетные)

Воспитатель:  Давайте поможем Совунье вспомнить, какие  перелетные птицы совсем скоро вернутся в наши края.

Воспитатель: Совунье не понятно, почему эти птицы улетели на зиму на юг? (Ответы детей: Осенью вода в озере замерзает, и птицам негде жить, исчезают насекомые, и птицам становиться нечем питаться).

Воспитатель: Совунья предлагает нам поиграть. Игра «Зимующие и перелетные птицы». Назовите зимующих птиц. Каких перелетных птиц вы видите?

 Воспитатель: Весна -  время забот для птиц. Нужно свить гнездо, отложить яйца, из которых летом появятся птенцы. Какие правила поведения в лесу нужно соблюдать, чтобы не испугать птиц? (Ответы детей: В лесу нельзя шуметь, кричать, включать громко музыку, подходить к птичьим гнездам, разорять их)

Воспитатель: Ребята, послушайте совет Совуньи:

Дети запомнить должны и понять:
Гнезда у птичек нельзя разорять!

Если в траве увидали яйцо

Или услышали крики птенцов,

Не приближайтесь, не лезьте туда,

И не тревожьте ни птиц, ни гнезда!

Воспитатель: Совунья говорит всем нам: «Большое спасибо!», она так много узнала о птицах, что ей не терпится рассказать обо всём своим друзьям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместной деятельности "Как живут наши пернатые друзья"

Сценарий  разработан с учетом федеральных государственных требований к организации взаимодействия взрослого и детей в  совместной деятельности....

Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе «Наши пернатые друзья»

закрепление знаний у детей по лексичсекой теме "Зимующие птицы"...

Непосредственно образовательная деятельность «Наши пернатые друзья» Образовательная область «Познание»

Цель. Формировать представление  детей о птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц....

презентация "Наши пернатые друзья".

презентация подготовлена к непосредственно образовательной деятельности  "Наши пернатые друзья"...

Занятие по теме "Наши пернатые друзья"

Цели:Развивать умения детей распознавать птиц по повадкам и внешнему виду....