Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему "Деревья"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

учить устанавливать причинно- следственные связи между свойством материала и способом использования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_derevya.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

на тему «Деревья»

Цель: расширять знания детей о деревьях, их свойствах и применении человеком.

Задачи:

Обучающие:

-расширять представления детей о дереве, его свойствах и качествах;

-закрепить названия деревьев, их отличительные признаки;

-учить устанавливать причинно- следственные связи между свойством материала и способом использования;

-формировать умения делать выводы на основе практического опыта.

Развивающие:

-развивать познавательные и исследовательские способности.

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к живой природе и разумное использование ее даров.

Материал: веточка дерева, картинки с изображением деревьев, магнитофон, диск с записью «Звуки леса», игрушка Лесовик, картинка с изображением старого дуба, логические картинки «Рост дерева», деревянные брусочки по количеству детей, поделки из дерева, матрешка, книги, конструктор, деревянная ложка.

Ход НОД:

1 часть, организационная:

Дети сидят за столами.

Воспитатель: ребята вы любите волшебство, фокусы, превращения?

Дети: Да!

Воспитатель: Хотите, я покажу вам один фокус? И даже в группе устрою чудесное превращение?

Дети: Да, хотим!

Воспитатель: чтобы превращение получилось, мне нужен волшебный предмет, как и любому волшебнику. Есть у меня веточка, но не простая, а волшебная. Она мне и поможет.

(Дети собираются вокруг воспитателя)

Воспитатель: В руку веточку возьму, веточкой своей взмахну. На кружочки становитесь (дети становятся на кружочки на ковре) И в деревья превратитесь!

2 часть, образовательная:

Вот это да! я попала в лес! А какие же деревья растут в моём лесу? Я буду загадывать загадки, а вы их отгадывать.

1. Не загадка это даже,

Сразу назовем,

Если кто-то только скажет:

«Желуди на нем» (Дуб)

2.Весной зеленела

Летом загорела,

Осень в сад пришла-

Красны ягодки зажгла. (Рябина)

3.Вроде сосен, вроде ёлок,

А зимою без иголок. (Лиственница)

4.Никто её не пугает,

А она дрожит. (Осина)

5.Он стоит высокий, стройный,

Лист на нём резной, узорный.

Ветками качает он. Кто скажите это…? (Клён)

6.У меня иголки

Длиннее, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветки- только на макушке. (Сосна)

7.Не заботясь о погоде

В сарафане белом ходит.

И в один из теплых дней

Май серёжки дарит ей. (Береза)

Воспитатель: Да, лес у меня необычный. В нём много разных деревьев: И дуб, и береза, и сосна, и ель…

А если в лесу растут одни ёлки и сосны, то как будет называться такой лес?

Дети: Хвойный.

Воспитатель: А ели деревья только с листочками?

Дети: Лиственный.

Воспитатель: А в нашем лесу все деревья растут: и лиственные, и хвойные. Какой же тогда лес у нас?

Дети: Смешанный!

Воспитатель: А теперь присядьте на траву (дети садятся на ковер). Закройте глаза и послушайте звуки леса. (Включается магнитофонная запись «Звуки леса». В это время воспитатель достает игрушку Лесовика.

Лесовик: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Лесовик: Вы знаете, кто я такой? (ответы детей) Правильно, я- Лесовик, главный в лесу. За порядком слежу. Чтобы все цвело, росло, чтоб зверей и птиц не пугал никто, не безобразничал, деревья не ломал. И вас в обиду не дам- вас ведь в деревья превратили?

Дети: Да! Я- тополь, я- Березка!

Лесовик: Вижу, вижу! Стали вы деревьями, а про деревья-то всё знаете?

Дети: Да!

Лесовик: Я вот про детей знаю, что у них есть руки, ноги, голова и много ещё чего. А у дерева что есть?

Дети: Ствол, крона, ветви, корень, кора.

Лесовик: Ух, ты! Молодцы! А для чего дереву корень?

Дети: Через корень дерево питается полезными соками, пьёт воду. Ещё корень держит дерево крепко в земле и ветер не может сломать его, но иногда сильный ветер вырывает дерево с корнем, и оно погибает, потому что не может питаться.

Лесовик: А кора для чего?

Дети: Кора защищает ствол, по которому бегут соки в веточки дерева, и дерево живёт и растёт.

Лесовик: А деток каждого дерева знаете?

Дети: Да!

Лесовик: А как правильно их назвать?

Дети: Семена.

Лесовик: Ну, тогда отвечайте: У берёзы…? (Серёжки)

У дуба? (Желуди)

У клена? («Самолётики»)

У ёлки? (Шишки)

Лесовик: Да вы умные ребята, всё знаете! Покажу я вам картинку.

(Достаю и вешаю на мольберт картинку старого могучего дуба)

Посмотрите, какое большое, сильное и красивое дерево. Но чтобы оно таким стало, должно пройти много лет.

(Достаю картинки с логическим заданием «Рост дерева» в 4-х экземплярах на каждый стол).

Попробуйте-ка мои картинки сложить в правильной последовательности, чтобы выросло дерево.

(Дети подходят к столам, выкладывают картинки, Лесовик хвалит их и 1-2-х детей можно спросить, почему именно так выложили картинки).

Лесовик: Молодцы! Правильно разложили карточки! Из семян дерево вырастили. А знаете ли вы, что пока дерево растет, оно проживает свою жизнь и имеет свою историю, о которой может само рассказать? Вы знаете, что дерево может сказать, сколько ему лет?

Дети: Оно ведь говорить не умеет.

Лесовик: а вы посмотрите, что у меня есть! (Достаю круглый спил дерева) Вы знаете, что это такое? (Выслушиваю ответы детей) Правильно, это спил дерева. Если на него внимательно посмотреть, то можно увидеть круги, или их ещё называют кольца. По этим кольцам определяют возраст дерева: сколько колец, столько лет и дереву. Давайте с вами сосчитаем, сколько лет было этому дереву (считают, определяют).

Лесовик: Какие вы умные дети! Нравитесь вы мне! Я с вами немного поиграть хочу, а вы хотите?

Дети: Да, хотим!

Лесовик проводит физминутку «Деревья»:

Руки подняли и помахали- это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули- ветер сбивает в росу.

Плавно руками помашем- это к нам птицы летят.

Как они сядут покажем- крылья сложили назад.

Лесовик: А теперь я вам предлагаю превратиться в учёных и отправиться со мной в лабораторию. Хотите?

Дети: Да! Хотим!

Лесовик: Веточкой своей взмахну- вас в учёных превращу!

Пойдёмте все к столу (дети собираются вокруг стола, Лесовик достаёт большую корзину, в ней- спилы деревьев, раскладывает на столе, перед детьми).

Лесовик: Сейчас мы будем с вами экспериментировать! Перед вами спилы деревьев. Возьмите их. Потрогайте руками. Какой спил? (Дети отвечают: гладкий, твёрдый)

Лесовик: А как вы думаете, спил прочный?

Дети: Да, прочный?

Лесовик: Давайте проверим. Попробуем приложить усилие и сломать его. (Дети пробуют не, не получается)

Лесовик: Да, спил прочный. А теперь приложите его к щеке. Что чувствуете?

Дети: Тепло.

Лесовик: Это говорит о том, что дерево удерживает тепло и не пропускает холод.

А теперь приставьте спил ко рту, а сзади держите руку. Подуйте теперь на спил. Чувствует ваша рука, что вы дуете?

Дети: Нет.

Лесовик: Это говорит о том, что дерево не пропускает ветер. Теперь понюхайте спил. Что ощущаете?

Дети: Пахнет вкусно и приятно.

Лесовик: А на свет через него посмотрите.

Дети: Не видно ничего.

Лесовик: Итак, ребята, какими же качествами обладает дерево? (Выслушивает ответы детей и, если они затрудняются ответить, помогает им: прочное, твердое, ветер не пропускает, свет не пропускает, тепло удерживает)

Лесовик: А теперь, внимание! Смотрите! (Беру спил и опускаю в контейнер с водой). Что вы видите?

Дети: Он не тонет!

Лесовик: А теперь подойдите к этому столу. (Дети подходят к столу, накрытому салфеткой. Убираю салфетку- на столе стоят поделки из дерева: посуда, украшения, игрушки, книги и тетради…

Посмотрите, ребята, сколько красивых, нужных вещей у меня есть. Из чего же они сделаны?

Дети: Из дерева, вещи деревянные.

Лесовик: Совершенно верно. Человек очень часто использует в своей жизни дерево. Назовите, что делают из дерева? (Дети отвечают)

Лесовик: Правильно, из дерева изготавливают посуду, игрушки, украшения. Мебель, на которой вы сидите: столы, стулья, кроватки, на которых вы спите- всё деревянное. Дерево не пропускает холод, держит тепло, не тонет, что же ещё можно из него сделать? (Выслушиваю ответы детей, помочь если затрудняются)

Да, люди строят деревянные дома, делают лодки. А ещё- бумагу! А уж из неё- книги и тетради.

Много пользы приносит дерево человеку. Поэтому мы должны беречь и охранять наши леса и природу.

Лесовик: Молодцы, ребята! Из вас получились хорошие ученые! Мы проделали большую работу по исследованию спилов дерева. А теперь наша лаборатория закрывается. Сейчас я возьму свою волшебную палочку, и мы из ученых снова превратимся в деревья. (беру палочку): Веточкой своей взмахну, вас в деревья превращу!

Лесовик: Не только людям деревья нужны. А ещё кому? (Ответы детей: птицам, животным)

Лесовик: Вот с тебя ель, лесному зверю какая польза?

Ребенок: Мои шишки любят белка, клест. А зайчик под моими веточками прячется от волка и лисы. (Если ребенок затрудняется с ответом, подсказывают другие дети или Лесовик)

Лесовик: А ты какую пользу приносишь, осина?

Ребенок: Зайцы и лоси мою кору грызут зимой.

Лесовик: А ты, дуб?

Ребенок: У меня кабаны и белки любят есть желуди.

Лесовик: А еще как деревья помогают животным и птицам?

Дети: На деревьях живут белки, совы, птицы гнезда вьют и спят на ветках. В кустах и на ветках от врагов прячутся.

Лесовик: Ай, да молодцы! Ай, да умные ребята! Но пришло время возвращаться в детский сад и превращаться в детей. Возьму-ка я свою волшебную веточку. Веточкой сейчас взмахну- деревья в деток превращу!

А напоследок давайте послушаем звуки леса (Дети садятся на ковёр, закрыв глаза, слушают «Звуки леса», Лесовик переодевается)

Дети открывают глаза.

Воспитатель: Ребята, проходите и садитесь на свои места. (Дети садятся за столы)

Понравилось вам в лесу? Любите лесные прогулки? А правильно ли вы ведете себя на природе: не ломаете ветки деревьев, не рвёте зря цветы, не оставляете не потушенным костёр?

Помните, что говорил Лесовик? Чтоб дерево выросло, много лет пройти должно. (ответы детей)

3 часть, заключительная:

Воспитатель: Вспомните, что мы сегодня делали?

Какие деревья вы знаете?

Что больше всего понравилось и запомнилось?

Молодцы! Вы все справились. Наше занятие закончено.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Наши друзья — деревья»

Образовательные задачи:

-Углублять экологические знания детей на основе представлений детей о деревьях и хозяйственном значении древесины;

- Систематизировать знания об особенностях строения дерева;

- Совершенствовать умение решать познавательные задачи;

- Устанавливать связи между состоянием деревьев и условиями окружающей среды;

- Показать значение деревьев в жизни человека: строительство, изготовление бытовых предметов, украшений;

- Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках рисования.

Развивающие задачи:

- Активизировать в разгадывании загадок;

- Развивать у детей память, внимание;

- Способствовать развитию фантазии и творчества в рисовании нетрадиционной техникой;

- Продолжить формирование основ экологической культуры через общение с природой;

-Развивать воображение, логическое и пространственное мышление;

-Развивать чувство композиции, колорита.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе;

- Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия;

- Продолжить воспитывать интерес к творчеству.

Словарная работа: древесина, лыко, матрёшка, деревянная ложка.

Методы и приёмы: введение образного сказочного героя, как сюрпризный момент; путешествие, как форма организации детей, игровая мотивация, создание ситуации успеха; нетрадиционная техника рисовани.

Оборудование: ноутбук, DVD диск с записью шума леса и голосами птиц; корзина, спички, карандаш, доска разделочная, ложка деревянная, матрёшка-игрушка, письмо от Старичка-Лесовичка; альбомные листы, гуашь, емкость с водой, губки.

Размещение оборудования и посадка детей: дети располагаются на стульях. Для выполнения заданий использовать все пространство группового помещения.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие к нашим лесным друзьям - деревьям. А путешествие у нас будет необычным, т. к. мы с вами отправимся в волшебный лес. Ну, что готовы к путешествию? Закрыли глаза (звучит фонограмма шума леса, пения птиц)

2. Актуализация знаний, умений и навыков

Воспитатель: Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной грозовою?

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

Весной - веселит,

Летом - холодит,

Осенью - питает,

Зимой - согревает.

Дети: Дерево.

(воспитатель показывает корзину)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, это лесной сюрприз. Что это?

Ответы детей: Корзина.

Воспитатель: Верно, а вы знаете, из чего сплетена эта корзина?

Дети: Сплетена из веток или лыка, то есть древесных материалов. Воспитатель: Ой, посмотрите, а в корзине письмо и какие-то предметы.

(Воспитатель достаёт письмо от старичка-Лесовичка)

Воспитатель: Ребята — это письмо от лесовика. А вы знаете кто такой Лесовик?

Ответы детей: Это сказочный персонаж, старичок-Лесовичок охраняет лес.

Воспитатель: Верно, ребята, лесовик – это сказочный персонаж, который охраняет лес.

Вот послушайте, что он пишет:(читает письмо)

"Дорогие мои маленькие друзья, здравствуйте! Я очень рад, что вы не забываете меня. Сегодня я приглашаю вас в путешествие по волшебному лесу, во время которого вас ожидают сюрпризы. Вы сможете узнать что-то новое и интересное. Отгадайте загадки, а в корзине найдите отгадки.

Желаю вам удачи!

Ваш друг - старичок-Лесовичок. "

Загадка 1: Это тесный-тесный дом:

Сто сестричек жмутся в нём.

И любая из сестёр

Может вспыхнуть как костёр.

Дети: Спички! (выбирают коробок со спичками)

Воспитатель:

В руки спички не бери,

Сам огонь не разводи

Может пожар случиться-

Для детей опасны спички.

Воспитатель: Ребята, из чего сделаны спички?

Дети: из древесины.

Воспитатель:

Вот, ребята, для вас вторая загадка:

Умный Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где носом ведёт

Там заметку кладёт.

Дети: Это карандаш.

(если дети затрудняются, воспитатель берёт и показывает карандаш)

Воспитатель: Вот он, Маленький Ивашка –

Деревянная рубашка,

Где пройдёт – коснётся

Там след остаётся.

Воспитатель: Молодцы, ребята

Ребята – дошколята.

Но вот снова загадка, отгадайте-ка ребятки:

Рядом разные подружки,

Все похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всегда одна игрушка. Дети: Матрёшка!

Воспитатель: Правильно.

А вот ещё загадка:

Трудная, работа.

Сама не ем, а людей кормлю.

Дети: Ложка.

Воспитатель: (показывает разделочную доску и спрашивает)

Ребята что это? И для чего она нужна?

Дети: Доска разделочная. На ней можно резать всё что угодно

Воспитатель: следующая загадка:

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

Дети: Книга.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что бумага тоже сделана из дерева путём сложной переработки. На бумаге пишут, рисуют. Чтобы мы делали, если бы не было бумаги?

Дети: Мы бы были безграмотными, не могли бы читать, писать.

Игра: "Покажи ствол, ветви, корни, листья"(физминутка)

Воспитатель называет части дерева, а дети выполняют движения.

"Ствол" -опускают руки вниз,

"Листья" -шевелят пальцами.

"корни" - топают ногами.

"Ветви" -поднимают руки вверх.

Воспитатель: Ребята, а что ещё делают из дерева?

Ответы детей: Из деревьев заготавливают древесину, из которой делают мебель, бумагу, картон, вырезают ложки, ковши, игрушки.

лыжи, сани, музыкальные инструменты …

Воспитатель: А как надо относиться к деревьям? Как беречь, охранять?

Ответы детей: деревья надо беречь, охранять. Не ломать.

Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу, возвращаемся в детский сад. Закройте глаза, мы окажемся в детском саду. А все, что вы увидели в волшебном лесу, запомните и расскажите своим младшим братьям и сестрам и будем вместе беречь лес.

3. Практическая часть

Воспитатель: Ребята, а давайте Лесовичку нарисуем в подарок картину.

(дети с помощью воспитателя под спокойную музыку рисуют восковой свечой силуэт дерева. У каждого ребёнка альбомный лист, гуашь, кисть, губка.)

4. Итог

Воспитатель: Молодцы, ребята, мне очень понравилось с вами гулять по лесу. Дети, а понравилось ли вам? Что особенно понравилось? О чём вы расскажите дома своим мамам, папам (ответы детей)

Теперь вы знаете, что деревья нужно беречь, потому что они наши друзья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе

Учить замечать птиц в ближайшем окружении, уточнить и расширить представление детей о птицах, об особенностях внешнего вида, повадках, приспособлении  их к среде обитания, закреплять и систематиз...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы на тему: «Знакомство со стеклом»

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности попознавательному развитию детей старшей группы натему: «Знакомство со стеклом» Цель: Познакомить детей со свойствами стекла.Задачи: 1. Продол...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Наша улица». (Правила дорожного движения)

Закрепить правила дорожного движения, учить детей  применятьзнания  полученые ранее в практической деятельности....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ деятельности по познавательному развитию в старшей группе "От колоска до каравая"

это занятие было проведено 3 декабря 2015 года на базе МБДОУ "Детский сад № 8 г. Торжок Тверской области. К конспекту прилагается видеопрезентация и фотоотчет...