Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Учить замечать птиц в ближайшем окружении, уточнить и расширить представление детей о птицах, об особенностях внешнего вида, повадках, приспособлении их к среде обитания, закреплять и систематизировать знания воспитанников о птицах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Птицы осенью.
Образовательная область: познавательное развитие
Вид деятельности: непосредственно-образовательная
Возрастная группа: старшая
Цель: обогащать знания детей о перелётных птицах.
Программное содержание:
Образовательные задачи: учить замечать птиц в ближайшем окружении, уточнить и расширить представление детей о птицах, об особенностях внешнего вида, повадках, приспособлении их к среде обитания, закреплять и систематизировать знания воспитанников о птицах.
Развивающие: развивать интерес к жизни птиц, активизировать зрительное внимание, мышление, память и речь детей.
Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к природе, бережное, заботливое отношение к птицам.
Предварительная работа: чтение художественной литературы о птицах, показ презентаций, просмотр мультфильмов, наблюдение птиц на прогулке, рассматривание картин, иллюстраций с изображением разных видов птиц, картины из серии «Береги природу», беседы о жизни птиц осенью.
Словарная работа: перелётные и зимующие, свирели, трели, длинноногий, длинношеий, длинноносый, безголосый, оперенье, стая, клин, вожак.
Материалы и оборудование: Мультимедийное оборудование, презентация «Перелётные птицы», аудиозапись с голосами птиц, картины из серии «Птицы летят на юг», перья и растительное масло в мисках на каждого ребёнка.
Ход деятельности:
Воспитатель читает стихотворение К. Бальмонта «Осень» :
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении?
(Ответы детей)
- Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени.
(Ответы детей)
-А как называются птицы, которые улетают в тёплые края и которые остаются?
(Ответы детей)
-Назовите перелётных птиц.
(Ответы детей)
-Отгадайте, пожалуйста, загадку:
1. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней
Кто же это ?
(Ответы детей)
(Воспитатель показывает презентацию «Перелётные птицы»(1 слайд)
- Послушайте, как поёт соловей (аудиозапись).
2. Эта птица никогда для птенцов не вьёт гнезда.
(Ответы детей) (2 слайд)
-Послушайте, как кричит кукушка (аудиозапись).
Отгадайте следующую загадку:
3. Под крышей я леплю гнездо, из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину.
(Ответы детей), (3 слайд), (включается аудиозапись).
4. Этот старый мой знакомый:
Он живёт на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
(Ответы детей), (4 слайд), (аудиозапись).
-Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелётным. У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по – разному, как же они их различают?
(Ответы детей)
- Ребята, а почему птицы улетают в тёплые края?
(Ответы детей).
- А как они находят дорогу на юг и обратно сюда?
- Оказывается, что некоторые птицы улетают ночью, другие днём. Но перед полётом они больше обычного едят, нагуливают жирок – в полёте им подкрепиться негде, а ориентируются по звёздам. Некоторые птицы улетают «стайками», все вместе, некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника, а другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. У птиц есть вожаки, которые показывают дорогу.
(воспитатель показывает картины из серии «Птицы летят на юг»).
Физкультминутка «Птицы»:
Ну – ка, птички, полетели,
Полетели и присели,
Поклевали зёрнышки,
Поиграли в полюшке,
Водички попили,
Пёрышки помыли,
В стороны посмотрели,
Прочь полетели.
Дидактическая игра: «Отгадай и присядь».
- Ребята, сейчас я буду называть перелётных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте, а если название перелётной, то машите руками:
(Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.)
Дидактическая игра: «Скажи одним словом».
- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом:
- У аиста длинные ноги, он какой?
- У аиста длинный клюв, он….
-У ласточки длинный хвост, она…
-Ласточка любит тепло, она…
- У ласточки острые крылья, она…
- У соловья Звонкий голос, он…
Дидактическая игра: «Продолжи предложение, найди причину».
-Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что….
- Дятла можно назвать лесным доктором, потому что….
-Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что…
-Все люди любят слушать соловья, потому что….
- Весной перелётные птицы прилетают назад, потому что…
(Ответы детей).
Опыт «Птицы и нефть»:
-Давайте подбросим перо и проследим, как оно летит. Строение перьев позволяет птицам летать, отталкивая воздух крыльями. А теперь представим, что птица села на воду, покрытую нефтяной плёнкой, образовавшейся из-за разлившейся нефти из танкера (дети обмакивают перо в растительное масло).
Давайте подбросим перья и посмотрим, что происходит? (Перо камнем падает вниз). Почему это происходит? ( Ответы детей).
( Перья загрязняются, слипаются и теряют способность отталкивать воздух, а значит птица не может взлететь и может погибнуть).
-Люди всегда должны беречь природу и не допускать её загрязнения.
- Ребята, давайте вспомним, о чём мы сегодня беседовали?
-О каких новых перелётных птицах вы узнали?
-Что интересного узнали о кукушке?
- Что нового узнали о перьях?
-Ребята мне понравилось, как вы внимательно слушали, думали, отвечали, выполняли задания. Молодцы! Я даю вам призы (открытки, календари, книги о птицах).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/17/picture-613556-1673969975.jpg)
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы на тему: «Знакомство со стеклом»
Конспектнепосредственно-образовательной деятельности попознавательному развитию детей старшей группы натему: «Знакомство со стеклом» Цель: Познакомить детей со свойствами стекла.Задачи: 1. Продол...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/25/picture-131412-1351179862.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Знакомство со свойствами песка»
Экспериментально - исследовательская деятельность с детьми в старшей группе....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/06/picture-750881-1454772431.jpg)
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе.
Тема: «Как хлеб на стол пришел»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/15/picture-565314-1421340326.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Наша улица». (Правила дорожного движения)
Закрепить правила дорожного движения, учить детей применятьзнания полученые ранее в практической деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/23/picture-760290-1456243462.jpg)
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ деятельности по познавательному развитию в старшей группе "От колоска до каравая"
это занятие было проведено 3 декабря 2015 года на базе МБДОУ "Детский сад № 8 г. Торжок Тверской области. К конспекту прилагается видеопрезентация и фотоотчет...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/19/picture-817925-1474303822.jpg)
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе. Тема: развитие элементов логического мышления с использованием интерактивной доски.
Занятие направлено на закрепление умения классифицировать предметы по разным основаниям. В ходе НОД решаются такие познаваателльные задачи как: освоение действий построения модели в форме классификаци...