Интегрированное занятие по познавательному развитию
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Занятие в детском саду с детьми подготовительной группы на тему «Слава великих городов России»
Цель: формирование уважительного отношения к истории страны.
Задачи:
— обогащать первоначальные представления о великих городах России;
— стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории и культуры городов России;
— формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности.
Оборудование: письмо, настольно-печатные игры «Москва -- великий город», «Санкт-Петербург — город дворцов», «Построй Спасскую башню»; иллюстрации с изображением достопримечательностей Санкт-Петербурга (Петропавловская крепость, Адмиралтейство, Кунсткамера, Летний сад, Исаакиевский собор, Эрмитаж, Дворцовая площадь, Аничков мост, Невский проспект), Москвы (Колокольня Ивана Великого, Царь-пушка, Царь-колокол, Красная площадь), портрет Ивана Федорова, репродукции икон, написанных художником Андреем Рублевым; аудиозаписи песен «Моя Москва» (муз. И. Дунаевского, сл. М. Лисянского), «С чего начинается Родина» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского), аудиопроигрыватель, диктофон, письмо.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, к нам в группу пришло письмо от детей из детского сада, который находится в Татарстане. Они просят рассказать им о великих городах России, потому что они так мало знают о них. В Республике Татарстан есть много книг о татарских городах и мало книг для детей, в которых рассказывается о Москве, Санкт-Петербурге и других городах, прославивших Россию. Ребята не случайно обратились к вам за помощью: они слышали, что вы так много знаете о великих городах России, и кто, как не вы, сможете им интересно рассказать о них. Вы готовы помочь детям, обратившимся к вам за помощью?
Дети. Да.
Воспитатель. Как можно им помочь?
Дети. Можно подобрать для них наши рисунки, картинки, игры о городах России, записать наши рассказы, пословицы, поговорки на диктофон и выслать.
Воспитатель. Какими славными городами известна Россия всему миру?
Дети. Москвой, Санкт-Петербургом, Екатеринбургом, Пермью.
Воспитатель. Чем богаче, красивее, дружелюбнее каждый город, тем сильнее родная страна. Как называется главный город России?
Дети. Москва.
Воспитатель. Москва — столица нашей Родины. Она важна для всех людей, которые живут в России. Еще А.С. Пушкин, живший очень давно, писал:
Москва... Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось,
Как много в нем отозвалось!..
Ребята, чтобы вспомнить о том, чем знаменита Москва, предлагаю послушать стихотворение.
Ребенок
Здесь Кремль,
Здесь Воробьевы горы
И площадь Красная видна.
Такой большой старинный город,
Гордится им моя страна!
Всем городам она голова,
Столица Родины — Москва.
И. Векшегонова
Воспитатель. Чем же еще знаменита Москва, вы вспомните, если поиграете в игру.
Игра-лото «Москва — великий город»
К большой карте с изображением Москвы дети подбирают маленькие карточки, на которых изображены знаменитые люди, достопримечательности столицы (русский художник Андрей Рублев, храм Василия Блаженного, первый книгопечатник Иван Федоров, Красная площадь, Кремль, здание Большого театра).
После выполнения задания воспитатель проводит беседу по содержанию маленьких карточек.
Воспитатель показывает детям картинку с изображением Кремля.
Воспитатель. «Начинается Москва, как известно от Кремля». Для чего был построен Кремль в древние времена?
Дети. Чтобы защититься от врагов.
Воспитатель. Да, в древние времена на Москву часто нападали враги, и чтобы защититься от них, построили крепость — Кремль. Московский Кремль очень красивый. Двадцать башен украшают его и делают очень сильной крепостью. У каждой башни свое название. Самая красивая — Спасская башня. Предлагаю поиграть в игру, во время которой вы вспомните, как она выглядит.
Игра «Построй Спасскую башню»
Детям нужно собрать по образцу разрезанную на 5—6 частей картинку с изображением Спасской башни.
Воспитатель. Любой человек, который приходит в Кремль, обязательно хочет посмотреть на колокольню Ивана Великого, Царь-колокол и Царь-пушку.
Воспитатель показывает иллюстрации колокольни Ивана Великого, Царь-пушки и Царь-колокола.
«Иваном-звонарем» называют колокольню Ивана Великого. Раньше это была самая высокая колокольня в Москве. Чтобы разглядеть ее купол — «златую шапку» — нужно высоко поднять голову. В давние времена каждый входящий в Кремлевские ворота снимал шапку в знак уважения к матушке-Москве. Как называется главная площадь Москвы?
Дети. Красная.
Ответы детей сопровождаются показом картинки с изображением Красной площади.
Воспитатель. Почему она так называется?
Дети. Красная — значит, красивая.
Воспитатель. А еще какие образные выражения с этим словом вы знаете?
Дети. «Красна девица», «красно солнышко», «весна-красна», «лето красное», «крыльцо красное», пословицы: «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Что красно, то и хорошо».
Воспитатель. Красная площадь стала так называться только после того, как на ней появился храм Василия Блаженного. Он — украшение площади и всей Москвы. Кому посвящен этот памятник?
Дети. Русским воинам.
Воспитатель. Да, этот памятник посвящен воинам, павшим в кровавой схватке с врагом. Собор очень живописный, красочно убранный, радостный. Ребята, а что находится внутри храма?
Дети. Иконы.
Воспитатель. Да, внутри храма находятся иконы, на которых изображены святые, ангелы, сцены из библейских легенд. Какой известный русский художник, живший в Москве, писал иконы?
Дети. Андрей Рублев.
Воспитатель показывает портрет художника и репродукции написанных им икон.
Воспитатель. О каком знаменитом человеке, портрет которого находится здесь, мы с вами еще не рассказали?
Дети. О первом книгопечатнике — Иване Федорове.
Ответы детей сопровождаются показом иллюстраций с изображением первого книгопечатника. Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации и предлагает полюбоваться красотой Москвы.
Воспитатель. Москва — удивительно красивый город. Недаром народ сложил поговорки и пословицы о ней. Вспомните их, пожалуйста.
Дети. «Кто в Москве не бывал — красоты не видал», «Москва — мать городов русских», «Москва — сердце России», «Москва веками строилась», «Москвою-столицей весь народ гордится», «Хлеба-соли покушать, красного звону матушки Москвы послушать», «Говорят в Москве, а слушают по всей стране», «Москва от глаз далеко, а сердцу близка».
Воспитатель. Молодцы, много пословиц вспомнили! Есть такое стихотворение о Москве, которое знают все люди, живущие в России. Это стихотворение Федора Глинки «Город чудный, город древний». Послушайте его.
Ребенок
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах;
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..
На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных...
Это матушка Москва!
Кто, силач, возьмет в охапку
Холм Кремля-богатыря?
Кто собьет златую шапку
У Ивана-звонаря?..
Кто Царь-колокол подымет?
Кто Царь-пушку повернет?
Шляпы кто, гордец не снимет
У святых в Кремле ворот?!
...Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град старинный, град сердечный,
Коренной России град!
Воспитатель. О Москве придумано много замечательных песен. Послушайте одну из них.
Звучит аудиозапись песни «Моя Москва» (муз. И. Дунаевского, сл. М. Лисянского), являющейся гимном столицы.
Ребята, как вы думаете, что мы можем отправить детям, обратившимся к нам за помощью?
Дети. Наши рассказы, картинки с изображением достопримечательностей Москвы и людей, которые ее прославили, пословицы и поговорки, стихи, записи песен.
Воспитатель. Москва не всегда была столицей. Почти триста лет назад царь Петр I построил на берегу Невы новый красивый город и дал ему имя — Санкт-Петербург, что значит город святого Петра. Для чего был построен этот один из самых красивых городов мира?
Дети. Чтобы было удобно торговать, защищать Россию от врагов.
Воспитатель. Все верно, чтобы было удобно торговать, отправляясь по морю в другие страны, чтобы защитить Россию с севера, по приказу Петра I был построен Санкт-Петербург. Этот город был столицей Российского государства 200 лет. Впрочем, как появился Петербург, и каким он стал, — об этом знают все. Сначала «на берегу пустынных волн стоял он, дум великих полон», а потом, через каких-то сто лет, «юный град, полночных стран краса и диво», «Петра творенье», расцвел и разросся так, что перед ним «померкла старая Москва». Город получился очень красивым. Главная улица Санкт-Петербурга — Невский проспект — была широкой и длинной, прямой, как стрела.
Воспитатель демонстрирует фотографию Невского проспекта.
Лучшие архитекторы строили дома в Петербурге, воздвигали различные сооружения.
Воспитатель показывает фотографии достопримечательностей города: Петропавловской крепости, Адмиралтейства, Кунсткамеры, Летнего сада, Исаакиевского собора, Эрмитажа, Дворцовой площади, Аничкова моста.
Предлагаю отгадать загадки о красивых, известных местах в Петербурге.
Отгадывая загадку, дети показывают соответствующую картинку.
Красивый и просторный,
Широкий и большой,
Идет он от Дворцовой,
Встречается с Невой.
Мост Александра Невского
Задерживает путь
По главному проспекту.
А как его зовут? (Невский проспект.)
В начале Невского стоит
Здание прекрасное на вид:
Колонны, статуи и шпиль,
И только в вышине
Горит кораблик золотой
Весь в солнечном огне. (Адмиралтейство.)
Есть в Петербурге чудо-сад,
Украшен кружевом оград.
Дворец в нем есть царя Петра
И статуи, как божества,
В тени аллей, возле оград.
Скажите, что это за сад? (Летний сад.)
Продолжим наш разговор о Санкт-Петербурге. Его недаром называют «городом дворцов». Чтобы вспомнить о том, какие знаменитые дворцы украшают этот город, предлагаю поиграть в игру.
Игра-лото «Санкт-Петербург — город дворцов»
К большой карте с изображением Санкт-Петербурга дети подбирают маленькие карточки с изображением дворцов, прославивших этот великий город: Зимнего, Летнего, Михайловского, Мраморного, Таврического, Петергофа.
После выполнения задания воспитатель проводит беседу по содержанию маленьких карточек.
Воспитатель. Ребята, вот мы и вспомнили о таких замечательных, красивых городах, как Москва и Санкт-Петербург. В следующий раз мы продолжим разговор о других великих городах России. Аудиокассету с записью ваших рассказов, рисунки о нашей Родине, книги с картинками о Москве и Санкт-Петербурге, наши игры, аудиозаписи песен мы отправим по почте детям, живущим в Татарстане. Как вы думаете, поможет ли это им лучше узнать нашу Родину?
Дети. Да.
Воспитатель. Да, знакомство с великими городами России поможет детям из Республики Татарстан лучше узнать нашу Родину. Сегодняшнее занятие мне хочется закончить замечательной песней.
Звучит аудиозапись песни «С чего начинается Родина» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по познавательному развитию, музыки и художественному творчеству для старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на тему: «Какая она зима»
Программное содержание.Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.Продолжать знакомить с пейзажной живописью. Вызывать эм...
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию (познавательно – исследовательская деятельность, здоровый образ жизни, художественное творчество) «Подводные спасатели»
Цели:Развивать познавательную активность, любознательность, умения наход...
Интегрированное занятие по познавательному развитию: "Зимушка -зима"Интегрированное
Интегрированное занятие по позновательному развитию,для детей средней группы. Ипользовала разныеобласти-Познание,Коммуникация, Социализация,Безопасность....
Интегрированное занятие по познавательному развитию (фэмп) и речевому развитию.Тема: «Путешествие по сказкам»
Задачи:Учить детей сравнивать части множества предметов, определяя их равенство или неравенство, уравнивать их.Совершенствовать умение детей сравнивать предметы по величине.Развивать представление о г...
Конспект открытого интегрированного занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) и художественно-эстетическому развитию (аппликацией). Старшая группа. "Весеннее путешествие"
Формировать представления о весне, как периоде пробуждения природы через развитие продуктивной деятельности детей....
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФЭМП) И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) НА ТЕМУ: «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФЭМП) И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) НА ТЕМУ: «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ» В С...