«Экологическая лаборатория на участке детского сада».
статья по окружающему миру
2017 год в России был объявлен годом экологии. Целью моей работы стало воспитание гармоничной личности, способной чувствовать и понимать внешний мир, чутко и с любовью относиться к природе. Для реализации обозначенной цели была оборудована «Экологическая лаборатория на участке детского сада». Работа в эколаборатории началась в рамках проекта детского сада « Человек природе друг, пусть узнают все вокруг». Познание мира ребёнком происходит в каждую секунду и от нас зависит, будет ли наполнена жизнь наших детей приятными эмоциями и ощущениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekolaboratoriya.docx | 28.86 КБ |
Предварительный просмотр:
В основу современной модели экологического воспитания заложен аспект осознанной природоохранной деятельности, смысл которой в том, чтобы сформировать у ребёнка навыки личностных, познавательных, социальных, управляющих и других универсальных действий по отношению к природе.
Учитывая актуальность, важность экологического образования в России 2017 год объявлен годом экологии.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования базируется на личностно ориентированных образовательных технологиях и предусматривает соблюдение принципа согласованности экологического воспитания со всеми образовательными сферами:
Область «Социально-коммуникативного развития» поможет достичь формирования эмоциональной эмпатии, отзывчивости по отношению к объектам природного окружения, заложит практические навыки безопасного поведения в социальной и природной среде.
Образовательная сфера «Познание» нацелена на расширение кругозора, получение знаний о физических свойствах объектов природы, развитие понимания гармонического единства и целостности экологической системы планеты Земля во всём разнообразии народов и многочисленных видов живых организмов.
Область «Речевое развитие» введёт детей в увлекательный мир художественной литературы о природе, познакомит с уникальными фактами, расширит рамки рекомендованных министерством учебных пособий.
Наконец, сфера «Физическое развитие» решит задачи по формированию здорового образа жизни, привнесёт глубокое внутреннее осознание его ценности и значимости в судьбе каждого человека.
Цель работы детского сада: формирования основ экологической культуры у детей — воспитание гармоничной личности, способной чувствовать и понимать внешний мир, чутко и с любовью относиться к природе.
Для реализации обозначенной цели требуется решение следующих задач:
Образовательная — пробудить живой познавательный интерес, любознательность к окружающему миру природы. Кроме того, реализация образовательной задачи требует проведения информационной работы, направленной на экологическое просвещение, развитие компетентности и внутренней культуры непрагматических отношений с природой.
Развивающая — сформировать навыки осознанной деятельности по охране окружающей среды.
Воспитательная — становление экологического мышления, совершенствование эмоционально-мотивационной области, нравственное воспитание и формирование ценностных ориентиров.
Большое значение в экологическом образовании детей имеет организация экологической среды
Использовать окружающую среду как источник образовательного материала, педагогически её организовывать — одна из основных задач, возлагаемых на педагога-дошкольника, отмечала Е.Тихеева
Учеными доказано, что опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т. п.) имеет второстепенное значение: его задача — расширить и дополнить те впечатления, которые ребёнок получает от непосредственного контакта с объектами природы.
И действительно, что может быть значимее, интереснее, эффективнее влияния природы на ребенка, ведь это и есть самая эффективная среда для экологического образования детей.
Опыт показывает, что совместно организованная деятельность педагога с ребенком имеет большей коэффициент полезности, чем специально организованная.
Мы долго думали, искали пути решения проблемы.
Результатом наших поисков стало изменение в окружающей среде на участке детского сада, создание детской эколаборатории и прилегающей к ней экосреды.
Наша лаборатория рассматривалась как место, где дети в совместной деятельности с воспитателем будут постигать азы экологического образования.
Мы разработала план работы и вместе с коллегами план – схему изменения среды на территории детского сада в соответствии с целями и задачами деятельности эко – лаборатории.
Цель: Воспитание защитника природы, умение быть милосердным, любить и беречь свою землю.
Задачи:
1.Обогащать знания детей о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях.
2.Развивать эстетические чувства, умение замечать прекрасное, любоваться объектами природы, оберегать её красоту и богатство.
На сайте детского сада мы объявили конкурс на лучшее название летней лаборатории. Подавляющим большинством она получила название « Лаборатория Кота Ученого» и символом ее стал игрушечный кот, подаренный родителями. Фигура кота стала центральной, от которой стала разрастаться наша лаборатория.
Оборудование эколаборатории под открытым небом не требовало от нас каких- то колоссальных материальных затрат. Все было сделано из старого материала, хранящегося в сарае детского сада. Мы его пересмотрели, привели в порядок и разместили на полянке, где и начала действовать наша лаборатория. Полянку мы разделили на центры.
Дошкольникам свойственен интерес к атрибутам, они стимулируют их познавательный интерес, вызывают эмоциональный отклик.
Для работы в лаборатории мы изготовили детям халатики из пакетов,
каждому ребенку были приготовлены перчатки для работы на земле. Т. о. даже в самой лаборатории мы использовали как бы бросовый материал, показывая, что и у ненужных вещей может быть вторая жизнь.
Направления работы нашей эколаборатории были определены:
1. «Мы с природой дружим, мусор нам совсем не нужен» (за основу которого мы взяли Методические рекомендации, разработанные институтом развития.
2. «Давайте всем миром в любую погоду, будем беречь родную природу».
Для осуществления экологического образования, воспитания любви к природе нужны, конечно, живые объекты, а не картинки. Для этого, желательно, совершать экскурсии в лес, в поле. В связи с жесткими рамками безопасности, существующими сегодня, нам этого не всегда возможно сделать, поэтому, оценив окружающую среду на территории детского сада, мы решили кое-что изменить и добавить, что бы процесс экологического воспитания шел более эффективно.
Так у нас появилась экологическая тропинка на территории детского сада. Она у нас небольшая, но в нее мы включили как можно больше разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов. Они не все создавались специально, мы просто обозначили их как экологическую точку), и проложили маршрут через них: это : кустарники, деревья, трава.
Старые пни, клумбы, сделали небольшой водоем, огород, альпийскую горку, декоративный камнепад, фонтанчик. Такая работа требовала от коллектива творчества, самоотдачи, а главное желания этого сделать.
Работа в эколаборатории началась в июне в рамках проекта детского сада « Человек природе друг, пусть узнают все вокруг». Эколабораторию посещали не только старшие дошкольники, но и малыши, для них мы организовывали и проводили специальные мероприятия по формированию начал экологического образования: игры с водой и песком.
Для более старших детей разрабатывались и реализовывались экопроекты: «Спасатели природы», «Братья наши меньшие». Экологические конкурсы, викторины «Знатоки природы»
Таким образом, взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное), мы показывали не только на картинках, но и на живых примерах. Например, вытоптанные участки травы, сломанные ветки деревьев. Это произвело на детей большой положительный эффект.
В эколаборатории есть уголок жужжащих и ползущих, где обитают бабочки, жуки, паучки. Дети с восторгом наблюдают за ними в естественных условиях. Я рассказываю о пользе насекомых. Так в естественных условиях дети знакомились и наблюдали за ними.
Береза – символ России. Береза краса русского леса, великолепное дерево, глядя на которое глаз человека отдыхает. Рассказала детям о том, что нежность дерева создает спокойный фон, на котором глаз человека отдыхает, работая в экономном режиме. Я рассматриваю березу и как прекрасное средство для наблюдения: березы разного возраста, разные по толщине, со светлой или более темной корой. Обращала внимание, что береза не только радует нас своей красотой, но и является средством оздоровления человека. Заметила, что многие дети, уходя из детского сада, предлагали своим бабушкам посмотреть на березку, что бы глазки отдохнули.
Огород, который назвали «Грядки сеньора Помидора», прилегает к нашей лаборатории. Вместе с детьми мы сажаем грядки с простыми быстрорастущими овощами, за которыми наблюдаем и ухаживаем. Отмечаем их рост и развитие. Обращаю внимание, что мы выращиваем экологически чистые продукты, поливая их чистой водой, рыхля землю, не используя химических добавок, подводя детей к тому, что они делают вывод о том, что эти продукты полезны для здоровья. При организации такой работы я особо обращаю внимание на бережное отношение к земле, как к нашей кормилице.
Читаю пословицы и поговорки, обращаю внимание на то, что землю нельзя загрязнять.
Собранный урожай отдаем на кухню. Аппетит у детей заметно улучшается.
В эколаборатории есть простая метеоплощадка под открытым небом, которая служит элементарному прогнозированию погоды. Наблюдаем за ветром, отмечаем погоду. Из пластиковых бутылок сделали простые дождемеры, с детьми размещали их в разных концах площадки, после дождя анализировали, где больше выпало осадков и почему.
Наблюдение за облаками – одно из самых любимых занятий детей в эколаборатории. Для этого мы специально изготовили окно для рассматривания облаков, что способствует развитию творчества. Фантазии детей.
Сейчас очень модно заниматься фотографией. Красоту родной природы трудно передать словами, а вот фотографией можно. В детском саду мы провели фотовыставку фотографий педагогов и родителей на тему «Я восхищаюсь этой красотой», которая вызвала огромный резонанс. Разместили на сайте детского сада, и путем голосования он – лайн выбрали победителей.
В работе с детьми используются разные формы, методы и средства экологического образования детей. Но огромное значение имеет пример самих взрослых. Зачастую, дети ведут себя и поступают так же, как поступают их родители, воспитатели.
В этом году мы начали работу по раздельному сбору мусора и регулярной уборки с детьми экоторпы и территории нашей лаборатории. Работа велась и осенью, называлась она « Зеленый патруль выходит в пятницу».
Во время прогулки или уборке территории своего участка у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д.
Поэтому нашей задачей в работе по данному направлению стало:
- уточнять у детей представления об источниках возникновения мусора;
- вызвать желание научиться бросовым вещам давать вторую жизнь;
- способствовать развитию потребности принимать личное участие в сохранности окружающей среды (соблюдение чистоты на улице, дома, в детском саду и т.д.)Мы стремились как можно шире привлекать родителей к нашей работе .Организовывали и проводили выставку семейных плакатов «Сохраним нашу планету Земля»
Проводили красочный праздник «Что за чудо эти шляпки», обязательным условием, которого было использование растительного элемента в декоре головного убора.
Самое яркое впечатление осталось от праздника Экомоды.
Костюмы были выполнены родителями из бросового материала. Цель такого дефиле : показать, что даже ненужные предметы могут иметь вторую жизнь.
Интерес детей, знания полученный при работе эколаборатории не прошли бесследно. Многие дети, заинтересовавшись тем или иным явлением, проблемой изучают ее, и полученные результаты представляют на районной научно – практической конференции старших дошкольников « Я - исследователь», которая ежегодно проходит в нашем городе и организуется методическим отделом ОО.
Воспитанники нашего детского сада постоянные участники конференции, имеют Дипломы за лучшие работы. Так в 2017 году воспитанница моей группы Суконнова Алиса презентовала детско-родительский проект « Бархатцы. Какая от них польза», который был отмечен дипломом.
Завершается год экологии, можно уже подводить итоги. Для нас, педагогов, это был интересный, насыщенный год. Мы изучили и внедрили в практику работы по экологическому образованию детей новые технологии Геокешинг.,
организовали и внедрили в практику работу Мобильного зоопарка, Эколабораторию, усовершенствовали среду на территории детского сада.
Для детей это стал год, когда они больше узнали и полюбили родную природу, надеюсь, что они стали чуть больше понимать и ценить то, что нас окружает. Проблемы экологии стали понятнее. Свои решения они представляют в форме совместных проектов, принимают участие в конкурсах, имеют дипломы. Для родителей он стал еще одним напоминанием того, что они являются примером для детей и от того, как они себя ведут по отношению к природе, во многом зависит в какой экологической обстановке будут жить их дети и внуки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическая тропа на участке детского сада
Экологическое воспитание дошкольников....
Экологическая тропа на участке детского сада
Экологическое воспитание дошкольников....
Беседа на экологической тропинке на участке детского сада «Пчелы»
Цель: дать детям представления элементарные о жизни пчелы (внешний вид, особенности, образ жизни, взаимосвязь с растениями и человеком)....
Доклад на тему :Экологическая тропа на участке детского сада
Важное место в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответ...
Проект Организация экологического пространства на участке детского сада «Огород»
Совместное созидание в «учебном сообществе» взрослых и детей дает каждому ребенку возможность исследовать значения вещей и процессов, спорить, договариваться с другими, решать проблемы. Де...
"Экологическое воспитание дошкольников через экологическую тропу на участке детского сада»
laquo;Экологическое воспитание дошкольников через экологическую тропу на участке детского сада»Абильева Зарина Миндваевна,старший воспитательМБДОУ «ЦРР – детский сад № 332» г....
«Экологическое воспитание дошкольников через экологическую тропу на участке детского сада»
В соответствии с календарем мероприятий в сфере воспитания и дополнительного образования детей Самарской области на 2024-2025 учебный год, утвержденным распоряжением Министерства образования и науки С...
- Мне нравится (1)