Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Волшебница-вода»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

ЧУРИКОВА Светлана Ивановна

 закрепить знания детей о свойствах воды (чистая, жидкая, тяжелая, прозрачная, может окрашиваться в разные цвета, холодная, горячая, теплая), закрепить умение играть с водой и добывать знания о предмете и исследовать его путём опытной деятельности. уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, развивать мыслительную деятельность, умение наблюдать, анализировать,  умение рассуждать, сравнивать и делать выводы, на основе практического опыта, расширять активный словарный запас детей. развивать коммуникативные способностивоспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал Муниципального Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения «Детский сад №15» г. Алейск. Алтайского края.

Конспект итогового занятия

опытно-экспериментальной деятельности

во второй младшей группе

«Волшебница-вода» 

                                                                      Воспитатель: ЧУРИКОВА С И

                                              Алейск 2021

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Волшебница-вода»

Цель познавательного занятия: обобщить и уточнить знания детей на данном этапе. проверка усвоения знаний.

Задачи:

Обучающие задачи: закрепить знания детей о свойствах воды (чистая, жидкая, тяжелая, прозрачная, может окрашиваться в разные цвета, холодная, горячая, теплая), закрепить умение играть с водой и добывать знания о предмете и исследовать его путём опытной деятельности. уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.

Развивающие задачи: развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, развивать мыслительную деятельность, умение наблюдать, анализировать,  умение рассуждать, сравнивать и делать выводы, на основе практического опыта, расширять активный словарный запас детей. развивать коммуникативные способности

Воспитательные задачи: воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.

Предполагаемый результат: использование усвоенных способов экспериментальных действий в различных видах деятельности, повышение уровня познавательных способностей детей, формирование уверенности в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

Виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Формы и методы организации совместной деятельности: упражнение, игра с речевым сопровождением, беседа, наблюдение, экспериментирование.

Индивидуальная работа: в процессе экспериментальной деятельности задаются наводящие вопросы в случае затруднений, оказывается индивидуальная помощь.

Оборудование: стол с тазиком, тазик с водой, разноцветные губки, салфетки одноразовые стаканы, гуашь (красный, желтый, синий, красный цвет); , аудиозапись «Путешествие в мир воды».

Ход занятия:

   Вводная часть:

- Здравствуйте, ребята! Давайте с вами улыбнёмся друг другу и поделимся хорошим настроением!      

     Собрались все дети в круг

     Я – твой друг, и ты – мой друг!

     Дружно за руки возьмемся

     И друг другу улыбнемся!

А вы любите, когда к нам приходят гости? (Ответы детей).

- Ой, кто же к нам пришёл (открывается дверь). Ребята, к нам пришла девочка Маша.

Здравствуй, Маша! Ой, а почему ты такая грустная и грязная? Что случилось?  Маша сейчас нам расскажет.

- Ребята,  я шла к вам в гости и упала в лужу.

- Что же делать? Поможем Маше умыться? Тогда начнем. У нас тазик с водой. Скажите,  а какой водичкой нужно умываться? Почему? Правильно умываться нужно тёплой водой. Холодной водой умываться нельзя, потому что Маша может простудиться и заболеть. Ребята, пока Маша умывается, давайте вспомним потешку «Водичка-водичка».

Водичка, водичка,

Умой мое личико -

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

-Посмотрите, какая Маша стала чистая и весёлая. Ребята, а вот интересно, откуда берётся лужа? Кто знает? (ответы детей).

-Правильно, когда тает снежок и когда идёт дождик. Молодцы!  А где у нас прячется дождик?

- В тучках.

- Вот видишь, Маша, из тучки капает дождик и появляется много-много луж. Особенно много луж весной. Давайте посмотрим и покажем Машеньке, откуда берутся лужи, откуда идут дожди. И Маша с нами присядет и посмотрит

 Правила при работе с водой

 Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду — не беда:

салфетка под рукой всегда!.

Давайте в ручки возьмём губки. Губки - это наши тучки. Смотри, Маша, сначала тучки легкие, в них нет воды ни капельки. А в тазике у нас моря, океаны, озёра, речки, из которых тучка набирает воду. Опускаем нашу тучку в воду, тучка наполняется, а затем поднимается вверх и становится ребятки какой? Какая стала тучка? Была легкая, а теперь какая? А теперь из тучки начинает капать дождик. Смотри, Маша, как капает дождик.

-Ребята, а какие капельки бывают? (холодные и теплые, маленькие и большие).  А теперь, давайте положим наши губки и вытрем ручки.

Маша говорит, что хочет поиграть с нами. Поиграем? Идёмте, Маша посмотрит (садим Машу на ковер).(пальчиковая игра)

Капля - раз, капля - два,

Очень медленно сперва,

Хлопки руками на каждое слово.

А потом, потом, потом -

Все бегом, бегом, бегом.

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять.

Хлопки руками на каждое слово.

Кап-кап, кап-кап.

Свободные движения пальчиками.

Зонтики скорей раскроем,

От дождя себя укроем.

Соединить руки над головой.

(проходят и садятся на стульчике) Беседа «Кому и для чего нужна вода?»

- Ребята, а кому нужна вода? (Ответы детей) Она нужна растениям? (Ответы детей) А для чего? (Ответы детей) А нужна ли вода животным? (Ответы детей) А человеку? (Ответы детей) А для чего она нам нужна? (Ответы детей).

- Чтобы пить, мыть руки, купаться, готовить, стирать (ответы детей).

- Правильно: пьем, моем руки, купаемся, стираем, варим еду, моем посуду, пол, поливаем растения и животным тоже нужна вода. А как вы думаете, если случится пожар, что поможет нам его потушить? Конечно вода. Молодцы!

- Ребята, какая бывает вода? (ответы детей). Давайте подойдем к столу и проведем опыты с водой.

- А сейчас мы покажем Маше, как вы умеете играть с водой. Хочешь посмотреть Маша наши опыты?

Опыт №1. «Вода имеет вес»

 Итак, перед вами два стаканчика - один пустой, другой с водой! Поднимите по очереди стаканчики и скажите, что тяжелее? Вода или пустой стаканчик? (Ответы детей) Верно, вода тяжелее. Значит, мы какой можем сделать вывод? (дети высказывают свои мысли, формулируют вывод) Опускаем нашу тучку в воду, тучка наполняется, а затем поднимается вверх и становится ребятки какой? Какая стала тучка? Была легкая, а теперь какая? тяжёлая

Вывод: вода имеет вес.

 Опыт №2. «Вода -  жидкость»

- Ребята, теперь возьмите стаканчик с водой и попробуйте аккуратно перелить воду в пустой стаканчик. Почему вода льется? (Ответы детей). Вода жидкая, поэтому она льется. Значит, мы можем сделать следующий вывод, какой? (Ответы детей)

Вывод: вода – это жидкость.

Опыт №3 «Вода не имеет вкуса»

-А сейчас, давайте попробуем на вкус нашу водичку. Что скажите, вода имеет вкус? (Ответы детей). Вода вкуса не имеет. И мы делаем следующий вывод, что вода …(Ответы детей

Вывод: вода безвкусная.

 Опыт №4 «Вод не имеет запаха»

- А сейчас я вам предлагаю понюхать водичку. Чем она пахнет? (Ответы детей)

Вода не пахнет, она не имеет запаха.

Вывод: вода не имеет запаха.

 Опыт №5 «Вода – растворитель. Придаем воде вкус и запах»

- Мы немножко отдохнули и теперь можем продолжить. Присаживайтесь и мы продолжим изучать с вами свойства воды. Мы с вами определили, что вода не имеет вкуса и запаха, но давайте попробуем придать воде вкус и запах. Согласны поэкспериментировать? (Ответы детей). У нас есть сахарный песок и дольки лимона, предлагаю вам взять по дольке лимона, выжить лимонный сок в стаканчик с водой и добавить ложечку сахарного песка (воспитатель с дольками лимона и сахарным песком подходит к каждому ребенку). Аккуратно выжимаем сок лимона, ручки вытираем салфетками. Затем добавляем сахарный песок, и все тщательно перемешиваем. Обратите внимание, после размешивания, кристалликов сахара почти не осталось. Почему? (Ответы детей). Сахар растворился.  А теперь понюхайте и попробуйте, пожалуйста, что у вас получилось? (Ответы детей)

 Вывод: вода – растворитель, ей можно придать и вкус, и запах.

 Опыт 6 «Вода прозрачная, бесцветная»

-Ребята, у вас на столе у каждого есть ложечки и еще по стаканчику с молоком. Опустите сначала ложечку в стаканчик с водой, а потом в стаканчик с молоком. В каком случае, ложечку было видно, а в каком не видно? (Ответы детей). Все верно, ложечку видно в воде, но не видно в молоке. Следовательно, какой мы делаем вывод? (Рассуждения детей)

Вывод: Вода – прозрачная, бесцветная.

Опыт №7 «Вода – растворитель. Придаем воде цвет»

- В одном из опытов, мы с вами определили, что вода бесцветная. Скажите, а мы можем изменить цвет воды? (Предположения детей) Верно, мы можем ее окрасить в разные цвета. Для этого у нас есть кисточки и краски. Выберите себе, пожалуйста, цвет краски, назовите, какой цвет выбрали? (Ответы детей). Теперь аккуратно обмакните кисть в баночку с краской, а затем промойте кисть в стаканчике с водой. На этот раз пробовать не нужно, это не безопасно! Что у вас получилось? (Ответы детей).

Вывод: вода – растворитель, ее можно окрасить в любой цвет.

- Ребята, давайте вместе с Машей поиграем- физминутка

Раз, два, три, четыре, пять

Любят капельки играть

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп.

Мы глазами миг-миг

Мы плечами чик-чик.

Раз туда, два сюда

Повернись вокруг себя.

Раз присели, два привстали,

Руки к верху все подняли

Раз, два, раз, два (хлопки в ладоши)

Вот и кончилась игра!

Заключительная часть (рефлексивный этап)

(- обсуждение с детьми: «Было ли интересно проводить опыты с водой?», «Что понравилось больше всего?», «Что было сложно выполнить?», «С какими свойствами воды познакомились?»;)

- Ребята, что вы узнали сегодня интересного о воде?  (ответы детей).

- Вода может быть теплой, горячей, холодной. Вода не пахнет. Вода имеет вес, она тяжелая. Вода не имеет вкуса, она безвкусная. Может окрашиваться в разные цвета – красный, желтый, синий, зеленый. Вода жидкая и может литься. Какими замечательными волшебниками вы сегодня были вместе с волшебницей водой! Молодцы!

Маша обращается к детям: «Ребята, мне очень понравилось играть вместе с вами. И я вам принесла подарок». ( Сюрпризный момент0

В.: Ребята, мне очень с вами понравилось экспериментировать, вы все старались и внимательно слушали. Маша дарит вам волшебные раскраски «Раскрась водой», можете попробовать прямо сейчас, только нужно заменить воду в стаканчиках, и промыть кисточки.

Маша оставайся в детском саду  с детьми раскрашивать твою раскраску.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Волшебница-вода»

Тема: «Волшебница-вода»Обучающие задачи: познакомить детей со свойствами воды (чистая, жидкая, тяжелая, прозрачная, может окрашиваться в разные цвета, холодная, горячая, теплая), учить дет...

Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Волшебница-вода»

Цель: формирование представлений о свойствах воды.Задачи:-развивать интерес к исследованию, экспериментированию с водой;-развивать тактильные ощущения, мелкую моторику;-упражнять проговаривании потеше...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Волшебница-вода»

Обобщить и уточнить  знания детей на данном этапе.Задачи:Обучающие задачи: познакомить детей со свойствами воды (чистая, жидкая, тяжелая, прозрачная, может окрашиваться в разные цвета, холод...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Волшебница-вода»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Волшебница-вода»...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Волшебница-вода»

laquo;Волшебница-вода» Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы. Задачи:Образовательная:Познакомить детей с н...

Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Волшебница Вода»

Вид: познавательно – исследовательская деятельность.Тип: интегрированное.Цель: Расширение представления о свойствах воды.Задачи:Образовательные:1. Познакомить детей со свойствами воды:...