мастер класс для педагогов по экспериментированию в младшей группе
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

мастер класс для воспитателей "Использование кинетического песка как средства развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_kineticheskiy_pesok.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение детский сад №95

Мастер-класс для педагогов
Использование кинетического песка как средства развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста

Подготовила:

воспитатель

Тихонова Т.Б.

Цель мастер класса:

-предоставление опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через использование игр-экспериментов с кинетическим песком.

Задачи:

-повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер-класса по развитию познавательной активности младших дошкольников через экспериментальную деятельность;

- представить участникам мастер – класса одну из форм проведения экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста;

- сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в воспитательно - образовательном процессе экспериментальной деятельности для развития познавательной активности младших дошкольников.

Методы и приемы: репродуктивный, практический.

Оборудование: подносы, игрушка - Фея, игрушка- бабушка,  кинетический песок разных цветов, формочки для  песка, мелкие игрушки, формы для песка, цветные камни, кубики, геометрические фигуры, игрушки зверят.

Предварительная работа: обработка специальной литературы.

Количество участников: неограниченно.

Добрый день, уважаемые коллеги. Тема моего мастер-класса «Использование кинетического песка, как средства развития познавательной активности в детском саду»

Предлагаю ответить на вопросы

Прошу отвечать «Нет» или «Да».

Так мы педагоги, вот наша стезя?

А наш девиз: «Учиться везде и всегда?» (да)

Скажите, хотели прийти вы сюда,

Чтоб что-то узнать, что-то взять для себя? (да)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Нам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать.

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Дети - прирождённые исследователи, активно собирающие информацию о своём окружении .Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.

Экспериментирование − деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях. Н. Н. Поддъяков говорил«Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».
Н.Н. Поддьяков  доказал, что  лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии ребенка, на его способности к обучению. Именно экспериментирование, так же как и игровая деятельность, является у маленьких детей ведущим видом деятельности.  Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка.

Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению Н.Н. Поддьякова, в экспериментальной деятельности ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания. Мир физических явлений, окружающий ребенка, дает огромные возможности для систематического развития умственных способностей. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта, и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, поступающей от взрослого.

Задача педагогов – помочь детям в проведении исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения – представление результатов, полученных в исследовании. Для того чтобы превращения в окружающем мире не просто были замечены ребенком, но и стали импульсом к развитию его творческого мышления, дошкольник должен во время выполнения опыта или эксперимента оказаться в позиции не зрителя, а исследователя. Важно, чтобы ребенок не только сам совершил конкретные действия с объектом, но и решил задачу, обнаружив существенные отношения

Исходя из актуальности приоритетного направления, понимая, какое значение имеет экспериментирование в развитии познавательной активности, стремясь создать условия для исследовательской активности ребенка, нами была сформулирована цель работы: развитие познавательной активности и познавательного интереса детей младшей группы в процессе экспериментирования с кинетическим песком.

Я предлагаю вам поэкспериментировать и побыть немного детьми.

Мы оправляемся в путешествие.

Посмотрите, фея нам приготовила волшебный сундучок, давайте посмотрим, что в нем лежит. Это же разноцветные комочки, как выдумаете, что это такое. (ответы). Это волшебный песок. Предлагаю его посмотреть, потрогать и понять, что же с ним можно делать, для чего он нужен.

Игра- эксперимент «Здравствуй песок»

Цель: знакомство со свойствами кинетического песка.

Ход: воспитатель показывает тарелочки, на которых лежит песок. Что с ним можно сделать?

- Потрогать, помять, погладить, лепить, раскатать.

Значит из этого песка можно лепить.

-Давай для бабушки слепим пирожки и разложим их по тарелочкам, которые соответствуют их цвету.

«Длинные —короткие дорожки»

Цель: продолжать знакомить со свойствами кинетического песка- держит форму.

Оборудование: кинетический песок, домик из кубиков, мелкие игрушки.

Ход: предложите пальцем нарисовать дорожку на песке, при этом сильно надавив на него.

«Выложи узор из цветных камней»

Цель: дать представление о свойстве кинетического песка-пластичность, развивать умение распределять рисунок по всей поверхности, способствовать активизации творческой активности.

Оборудование: кинетический песок, подносы, камни

Ход: предлагаю для феи выложить узор из волшебных камней.

«Трафареты»

Цель: продолжать закреплять представление о свойствах кинетического песка-сохранять форму отпечатка. Учить пользоваться трафаретами.

Оборудование: кинетический песок, формы для отпечатков

Ход: предложить надавить на трафарет и посмотреть, отпечатается ли он на песке, взять в руки, понаблюдать, не рассыпалась ли фигура.

«Что выше?»

Цель: знакомить со свойствами кинетического песка-способность слипаться, пластичность, развитие сосредоточенности.

Оборудование: кинетический песок, подносы

 Ход: предложить слепить высокую и низкую башенку.

«Фигуры»

Цель: продолжать закреплять представление о свойствах кинетического песка-оставлять отпечатки и держать форму, закреплять название геометрических фигур.

Оборудование: кинетический песок, геометрические фигуры разных цветов, образцы фигур из бумаги

Ход: предложить посмотреть на фигуру из бумаги и выбрать такую же (одинакового цвета и величины) и отпечатать ее на подносе.

«играем в сказку»

Цель: закрепление свойств кинетического песка.

Оборудование: кинетический песок, деревянные животные, поднос.

Ход: предложить оживить сказку, слепить дорожки, домик, деревья и обыграть ее.

Таким образом, делается вывод, что кинетический песок нельзя сыпать струйкой, он хорошо лепиться, оставляет следы, отпечатки, из него можно сделать постройку;

Дети знакомятся с правилами и способами работы с песком;

Учатся создавать собственные песочные композиции.

Следует отметить, что применение игр с кинетическим песком нельзя рассматривать как самостоятельный и самодостаточный метод развития познавательной и эмоциональной сферы дошкольника. Его использование выступает в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка к познавательной активности, создавать благоприятный эмоциональный фон.

Лев Семёнович Выготский говорил: «Творчество-это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создаёт что-либо новое». Пусть это будет нашим девизом в работе и воспитании детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс с педагогами по экспериментированию

Мастер-класс с педагогами  по экспериментированию с разными материалами«Интересные опыты с детьми»подготовила: воспитатель Васильева Марина ВалерьевнаЦель мастер-класса: Продемонстрировать н...

Мастер-класс для педагогов по экспериментированию.

Презентация и описание мастер-класса...

Мастер- класс для педагогов по экспериментированию с песком в рамках проекта: «Экспериментирование, как основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

Презентация, текст к презентации и пошаговая инструкция Мастер- класса для педагогов  по экспериментированию с песком в рамках проекта: «Экспериментирование, как основа поисково-исследовател...

Доклад «Значение детского экспериментирования для психического развития детей» с элементами мастер-класса для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. ( Н. Н. Поддьяков)...

Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Повышение уровня знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками....

Мастер-класс для педагогов по экспериментированию «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Цель мастер-класса: продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, магнитом....