Формирование представлений о диких животных у детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Вопросам экологического образования  дошкольников  посвящено множество работ. Проблема образования детей дошкольного возраста разработана в трудах И. Д. Зверева, А. Н. Захлебного, Н. М. Мамедова, Л. П. Салеевой, Н. А. Рыжовой, С. Н. Николаевой. В них доказано, что в дошкольном возрасте можно сформировать у детей знания о разных формах жизни, о связях в природе, осознанно-правильное отношение к природным объектам и явлениям на эмоционально- чувственной основе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.19 КБ

Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДИКИХ ЖИВОТНЫХ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Вопросам экологического образования  дошкольников  посвящено множество работ. Проблема образования детей дошкольного возраста разработана в трудах И. Д. Зверева, А. Н. Захлебного, Н. М. Мамедова, Л. П. Салеевой, Н. А. Рыжовой, С. Н. Николаевой. В них доказано, что в дошкольном возрасте можно сформировать у детей знания о разных формах жизни, о связях в природе, осознанно-правильное отношение к природным объектам и явлениям на эмоционально- чувственной основе.

Ознакомление детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) c дикими животными является важной задачей педагогического процесса дошкольной организации.

Значение ознакомления младших дошкольников с дикими животными заключается в том, что у детей расширяется кругозор, появляются новые знания и возможности их применения в разнообразной продуктивной деятельности. Формирование элементарных экологических представлений расширяет представления детей о животных. Дети с большим желанием знакомятся с дикими животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания.

Объектом исследования является  познавательная образовательная деятельность по ознакомлению с дикими животными детей младшего дошкольного возраста.

Предметом исследования является ознакомления с дикими животными детей младшего дошкольного возраста.

Цели исследование: создание условий для формирования представлений о диких животных у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

- изучить проблему ознакомления младших дошкольников с дикими животными;

- проанализировать уровень представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста;

- проектировать образовательную деятельность по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с дикими животными.

Методы исследования: наблюдение, проектная деятельность.

Особое значение в дошкольном детстве имеет непосредственное общение с природой. Наблюдение за животными является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей. Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний.

Организованная образовательная деятельность помогает детям систематически знакомиться с миром животных и проявлять свое внимательное отношение к нему. У детей формируется позиция "не проходи мимо". Они замечают не только необычное, удивительное, но и в обыденном, привычном начинают находить интересное.

При ознакомлении с животными, у детей пробуждается живой интерес и любознательность, что способствует развитию их эмоциональной сферы, познавательных способностей и мышления, определенный эмоциональный настрой.

Знакомство детей с особенностями животных с взаимосвязями, существующими в природе, имеют большое значение для умственного воспитания: развивает познавательный интерес к природе, мышление, развивает связную речь и обогащает словарь.

Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет разорять гнезда, муравейники, обижать животных, птиц, насекомых.

Многообразие форм живой природы, имеющиеся повсюду, составляет непосредственное окружение ребенка с самого его рождения. Оно воздействует на его чувства, ум, воображение. Непосредственное наблюдение в природе имеет огромное значение для ребенка и является важным условием накопления разнообразных представлений о животном мире.

Осознанно-правильное отношение детей строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенности жизни, роста и развитии отдельных живых существ, знании приспособительных зависимостей существование живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивает ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения проявляется в том, что дети сами могут объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направления на сохранение и улучшение жизни животных.

Процесс становление осознано-правильного отношения к живому сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными.).

Таким образом, педагог не только знакомит ребенка с животным, но и учит относиться к ним бережно и внимательно. Побуждать у детей, с самого раннего возраста, интерес и любовь к животным, необходимо, во-первых, для формирования правильного отношения к фауне, во-вторых, для развития высших нравственных чувств, какими являются гуманизм и справедливость, предлагающие активную действенную позицию ребенка в отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться и т. п.). Необходимо предупреждать в детях такой порок, как бессердечное обращение к животным, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки открытых мероприятий по проектной деятельности на тему "Психологические условия формирования представлений о нравственных ценностях у детей младшего дошкольного возраста".

С целью повышения качества образовательного процесса в МАДОУ, совершенствования педагогического мастерства я, воспитатель Елена Леонтьевна Медянцева, работаю по теме: "Психологические условия формиров...

Электронное дидактического пособие «Дикие животные» для детей младшего дошкольного возраста

Данное электронное пособие предназначено для детей младшего дошкольного возраста и может быть использовано педагогами  ДОУ в рамках непосредственно образовательной деятельности, а также родителям...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Дикие животные» для детей младшего дошкольного возраста

Цель: закрепление знаний детей о диких животных их детенышах и о месте их обитания...

Презентация на тему "Загадки о диких животных " для детей младшего дошкольного возраста.

презентация на тему "Загадки о диких животных" знакомит детей младшего дошкольного возраста с дикими животными лесов средней полосы России. Поможет детям увидеть особенности внешнего вида жи...

«Формирование представлений о домашних животных у детей младшего дошкольного возраста посредством использования эффективных методов и приемов»

«Формирование представлений о домашних животных у детей младшего дошкольного возраста посредством использования эффективных методов и приемов» Дети – любознательный народ. Им интересно все в этом мир...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию на тему: рисование штампами «Дикие животные» для детей младшего дошкольного возраста.

Цель – Учить детей самым простым способом получать изображения, делая отпечатки штампами. Продолжать знакомить с основным цветами (синий, красный).Задачи:Обучающие – обучить дете...