Проект "Мир моря"
проект по окружающему миру (старшая группа)

На сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте. Наша страна со всех сторон омывается морями. И что бы сохранить их красоту и богатства, необходимо воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к родной природе. Но, к сожалению, из бесед с детьми следует что, они очень мало знают о флоре и фауне морей.  С целью осознания уникальности данных природных объектов и воспитания экологически грамотного поведения и был разработан данный проект.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_morya.docx26.46 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Мир моря».  Старшая группа

Паспорт проекта

Тема: «Мир моря»

Участники проекта: дети, педагоги, родители, педагог-психолог.

Возраст детей: 5-6 лет.

Вид проекта: групповой познавательно - творческий.

Срок реализации:  22.09.2021-24.09.2021

Продолжительность: краткосрочный.

Форма проведения:  (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и повседневной жизни)

Проблема проекта:  на сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте. Наша страна со всех сторон омывается морями. И что бы сохранить их красоту и богатства, необходимо воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к родной природе. Но, к сожалению, из бесед с детьми следует что, они очень мало знают о флоре и фауне морей.  С целью осознания уникальности данных природных объектов и воспитания экологически грамотного поведения и был разработан данный проект.

Цель проекта: создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Мир моря».

Задачи проекта:

  • Сформировать у детей представления о морских обитателях;
  • Совершенствовать навыки речевого общения;
  • Развивать творчество, воображение, фантазию;
  • Формировать желание пользоваться специальной терминологией; 
  • Формировать навыки поисковой деятельности;
  • Развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу;
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: подборка музыки, дидактических, подвижных  игр, иллюстраций о морских обитателях.

Ожидаемый результат проекта:

  • овладение понятиями «морские обитатели», «млекопитающие», «моллюски», «кораллы», «водоросли»;
  • имеют простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида;
  • знают о взаимосвязи с другими обитателями; 
  • имеют представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды; 
  • сформированы первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

2

 

Методы и приемы: наблюдения, эксперименты, игры, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц и поговорок, рисование, конструирование из бумаги,  театрализованная деятельность.

Взаимодействие с  родителями:

  • рекомендации родителям по отдыху с детьми на море;
  • Фото - газета «Лето-море»;
  • Папка-передвижка « Летом на море».

Продукт проектной деятельности:

  • Оформление мини- выставки в группе «Дары моря»;
  • макет «Морское дно»;
  • рисунки «Подводный мир»;
  • конструирование из бумаги «Осьминог»;
  • фото- газета «Лето - море». 

Этапы реализации проекта.

I. Организационный:

  • Изготовление картотеки игр и наблюдений с детьми;
  • Сбор и анализ литературы;
  • Подбор материала для познавательной и творческой деятельности с детьми;
  • Беседы «Море в опасности», «Морские обитатели»,  «Рыбы – кто они?», «Морские растения», «Все о ракушках».
  • Разработка плана реализации проекта

II. Практический:

Познавательные занятия
1. «Моря бывают разные» 
     Цель: дать детям представление о том, что на земле существует много морей. Каждое море имеет своё название и характерные особенности (тёплое, холодное море). Продолжать знакомить детей с глобусом. Развивать любознательность, речь, память. 

2. «Путешествие по глубинам морского царя». 
     Цель: расширять представления детей о море, его обитателях, их строении и способах защиты от врагов; поощрять стремление задавать познавательные вопросы; воспитывать любовь к природе, бережное отношение.
Экспериментирование:
«Окрашивание морской воды».
Материалы и оборудование: 2 стакана, соль, краситель.
Ход эксперимента:
1. В один стакан налить водопроводную воду и добавить 5 чайных ложек соли.
2. Во второй стакан налить водопроводной воды и добавить пищевой краситель.
3. В стакан с соленой водой аккуратно влить пару чайных ложек воды с красителем.
Вывод: Окрашенная вода останется на поверхности, так как соленая вода более плотная и тяжелая, поэтому она находится внизу стакана. А водопроводная вода более легкая – поэтому она на поверхности.

«Научи яйцо плавать» 

     Цель: при помощи опыта показать детям свойства воды.
Задачи:
1. Приготовить насыщенный солевой раствор.
2. Проследить, как ведет себя яйцо в воде и солевом растворе.
3. Сделать выводы о свойстве морской воды.
Материалы и оборудование: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.
Вывод: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.

3

Чтение художественной литературы:
     Цель: познакомить детей с изображением морских обитателей в литературных произведениях.
Г. Косова «Азбука подводного мира», 
С. Сахарнов «Кто в море живёт?», 
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Чтение и заучивание стихотворений о море и морских обитателях
     Цель: обобщать и систематизировать знания детей о море и морских обитателях; учить стихотворение наизусть; развивать внимание, память.

Морской конёк
В море, в зарослях игривых,
Вьется пламя огонька –
Раздувают воды гриву
Норовистого конька.
Видит он любую норку,
За добычей смотрит зорко,
Не зевай, глупыш-рачок:
От врага – один скачок. 
Г.Р. Лагздынь

Заучивание пословиц и поговорок о море:
Цель: учить детей запоминать пословицы и поговорки, учить понимать смысл пословиц и поговорок, помочь в придумывании своих. Развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения.
- В море раз побудешь, век не забудешь.
- В море дорог много.
- Море шутить не любит.

Рассматривание картин, фотографий и иллюстраций:
Цель: показать красоту моря в творчестве известных художников, развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения
Рассматривание репродукций картин:
- И.К. Айвазовский  «Чёрное море», «Ураган на море»,
- А. Рылов «Море. Камни»;
- А. Боголюбов «Парусник в море».

Дидактические игры:
«Мир моря»
     Цель: познакомить детей с богатым животным миром морей и океанов, способствует развитию ассоциативной памяти.
Ход игры: дети должны разложить карточки на игровом поле по среде их обитания.

 «Зоологическое лото»
     Цель: узнавать морских обитателей, размещать фишки с животными на необходимые окошки своих карточек. 

«Отгадай загадку»  
     Цель: развивать у детей воображение, мышление, умение делать умозаключения, анализировать.
Ход игры: воспитатель или ребенок загадывает загадку, а дети, отгадав ее, должны аргументировать свой ответ.
«Распутай путаницу»
     Цель: умение ориентироваться на листе бумаги, находить выход из морского лабиринта.
Ход игры: помочь морским обитателям найти своих детенышей, пройдя через лабиринты.

Подвижные игры:
«Море волнуется» 
     Цель: развивать фантазию, художественный вкус в придумывании морских фигур.
                                                                                                                                                   

Ход игры: Ведущий отворачивается от остальных участников и говорит:
- Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!
В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего или отдает фант.

«Водяной»
     Цель: развивать умение с закрытыми глазами угадывать своего товарища.
Ход игры: дети стоят в кругу, а ведущий - в центре с завязанными глазами должен определить, кто перед ним стоит.
«Рыбак и рыбки»
     Цель: совершенствовать прыжки через скакалку, развивать ловкость и выносливость.
Ход игры: водящий становится в центр круга, образованного остальными участниками. «Рыбак» вращает скакалку так, чтобы она скользила по земле и описывала круги под ногами играющих. Участники - «рыбки» должны перепрыгивать через скакалку, чтобы не «попасться на удочку». Попавшаяся «рыбка» становится «рыбаком». 

Художественное творчество:
«Подводный мир»
     Цель: систематизировать знания о подводном мире морских животных. Учить передавать данные знания в рисунке. 

 «Осьминог» 
     Цель: уточнить и расширить знания детей о морских обитателях(внешний вид, сфера обитания, питание, повадки, образ жизни); закрепить умение работать ножницами; развивать мышление, наблюдательность, мелкую моторику; воспитывать интерес к живой природе.

III. Заключительный:

  • Опрос детей по теме;
  • Оформление мини выставки в группе «Дары моря»;
  • макет «Морское дно»;
  • рисунки «Подводный мир»;
  • фотовыставка «Лето - море». 

Итог:

Проектная деятельность в совокупности дала возможность сформировать у детей представления о праздники Всемирный день моря. У детей возникло желание бережно относиться к воде и водным ресурсам, обитателям морей и океанов.

Литература:

  • Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие. –Ярославль: Академия развития, 2003.
  • 2. Коломина Н. В. Занятия по экологии в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2010
  • 3. Бондаренко Т. М.Экологические занятия с детьми 6-7 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2009
  • 4. Шорыгина Т. А. Рыбы какие они? Книга для воспитателей, родителей. Москва 2008
  • 5. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе д/с. - М.: Мозаика-синтез, 2010.
  • 6. Селихова Л. Г. Интегрированные занятия. Ознакомление с природой и развитие речи детей 5-7 лет. М.: Мозаика-синтез 2005

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно тематическое планирование по программе "Возле моря я живу, море я своё люблю"

Программа расчитанна для детей старшего дошкольного возраста....

О, море, море!

В занятии отражена любимая нами взрослыми и детьми тема МОРЯ....

Конспект НОД в подготовительной группе "Море, море, жизнь на дне", с использованием здоровьесберегающих технологий

Базовая образовательная область "Музыка", интеграция образовательных областей: "Физическая культура", "Познание", "Социализация" , "коммуникация"....

Учебно-методическое пособие "Море слева, море справа"

Пособие развивает восприятие и наблюдательность детей 5-6 лет. Используется для ознакомлением с окружающем миром....

Комплексное занятие в подготовительной к школе группе из цикла"Уроки моря"Тема "Мир моря"

Занятие направлено на развитие познавательной деятельности,для расширения знаний о море и морских организмов....

Паспорт проекта "Море, море - мир бездонный..."

В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социо-культурным потенциалом, что позволяет обеспечить проектная...

«Чёрное море – любимое море мое».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего возраста  с  использованием ИКТ...