Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе « Вода – бесценный дар природы»
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)
Цель занятия.
Закрепить знания детей о свойстве воды ( жидкая, без запаха, без вкуса, прозрачная, течёт, замерзает, в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются , вода не имеет формы). Дать понятие о значимости воды в жизни человека, в природе. Развивать речь, мышление, любознательность. Развивать умение делать выводы. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды. Познакомить детей с ещё одним свойством воды (« Пар – тоже вода»). Закреплять в речи детей слова: фильтр , воронка, пар. Воспитывать аккуратность при работе.
Материал.
Прозрачные пластиковые стаканчики, грязная и чистая вода, чайные ложечки, сахар, подносы, воронки, марля, вата, тряпочки, термос с горячей водой, зеркальце, салфетка, алгоритмы, аудиозапись « Вода», мультфильм « Капитошка».
Ход занятия.
Организационный момент. Звучит запись журчания ручейка. Воспитатель читает стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника кипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить.
Основная часть. Воспитатель. Сегодня речь пойдёт о воде. Кому же нужна вода? А может ли человек прожить без воды? Какая нужна человеку вода? Конечно же , вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Без воды всё живое на земле погибнет, засохнет. Вода - это жизнь и воду надо беречь. А как же мы должны беречь воду?
Проводится игра на внимание « Вода, воздух, огонь, земля».
- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? ( Это место , где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
- Давайте сегодня мы превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств.
Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы , они полностью подготовлены к работе. Занимайте свои рабочие места.
- Приступим к нашему исследованию.
Опыт №1 Какого цвета вода?
Предложить детям поднять стакан с водой и рассмотреть её. Спросить, видны ли пальчики через воду ( ответы детей).
Вывод: вода прозрачная жидкость, не имеющая цвета.
Опыт №2 Вода не имеет собственного запаха.
Предложить детям определить , есть ли у воды запах. ( Ответы детей)
Затем предложить детям размешать в воде мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.
Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.
Опыт №3 Вода – растворитель.
А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают своё мнение . Затем предложить детям размешать в воде сахар. После растворения вещества предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая.
Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществом, которое мы положили в воду? ( Ответы детей).
Опыт№4 Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А какую форму имеет вода? Для этого возьмём широкий стаканчик с водой и перельём в узкий стаканчик. Форма, которую принимает вода, изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются, их не видно, только земля влажная. И так – вода не имеет формы.
Слышится плач . воспитатель на обратной стороне доски находит « Капельку» - она грустная и грязная.
Воспитатель. Дети, посмотрите внимательно и скажите, кто это? А откуда появилась « Капелька»? Как вы думаете, почему она грустная? А грязная почему? Дети, а зовут нашу капельку, « Капитошка». Как мы можем ей помочь? Почистить.
Воспитатель предлагает детям очистить воду.
Дети берут всё необходимое для очистки воды: ёмкости, воронки, фильтры, стаканчики. Выполняют работу.
Воспитатель меняет грустную капельку на весёлую. Обратить внимание детей, что
Капелька стала весёлой. По окончании работы ребята делают вывод: грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой, поэтому наша Капелька стала весёлой и чистой.
Физкультминутка.
Мы устали, засиделись. ( одна рука вверх, другая вниз)
Нам размяться захотелось. ( рывками менять руки)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот.( повороты корпусом)
А потом наоборот.
Приседанья начинаем, ( приседания)
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
И в последний раз присели,
А теперь на место сели.( дети садятся на места)
Опыт№5 пар – это тоже вода.
Воспитатель. Ребята, вы, знаете, что вода бывает холодной, тёплой, а ещё вода может быть горячей. Сильно, сильно горячей – кипяток. Я вскипятила чайник и налила горячую воду в термос.
Воспитатель открывает термос и показывает детям пар, стараясь, чтобы дети заметили пар.
Воспитатель. Что вы видите над термосом? Интересно, откуда он появился, что это такое пар, из чего он? Тогда , давайте, аккуратно его поймаем на это зеркальце. Посмотрите, что стало с зеркальцем ( оно запотело). Теперь мы сможем посмотреть, из чего состоит пар, что это такое.
Воспитатель предлагает салфетку ( она сухая). Необходимо промокнуть зеркальце об салфетку. Она стала мокрой. Значит пар – это тоже вода.
Вывод: пар – это вода. Отмечаем ещё одно свойство воды.
Воспитатель вывешивает на доске плакат – алгоритмы свойств воды.
Подвести итог занятия. Спросить, что нового узнали на занятии, что больше всего понравилось. Отметить каждого ребёнка, в чём он проявил на занятии.
В конце занятия дети поют песню для капельки « Капитошки».
После дети предлагают Капитошке погостить у них природном уголке. Капитошка дарит ребятам угощение.
Использованная литература.
Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников ( 4-7 лет).
Крашенников Е.Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных способностей дошкольников ( 5-7 лет).
Аверина И. Е.Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.: Айрис-Пресс, 2007.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования « ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_issedovatelskaya_deyat-t.docx | 18.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
« Вода – бесценный дар природы»
Цель занятия.
Закрепить знания детей о свойстве воды ( жидкая, без запаха, без вкуса, прозрачная, течёт, замерзает, в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются , вода не имеет формы). Дать понятие о значимости воды в жизни человека, в природе. Развивать речь, мышление, любознательность. Развивать умение делать выводы. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды. Познакомить детей с ещё одним свойством воды (« Пар – тоже вода»). Закреплять в речи детей слова: фильтр , воронка, пар. Воспитывать аккуратность при работе.
Материал.
Прозрачные пластиковые стаканчики, грязная и чистая вода, чайные ложечки, сахар, подносы, воронки, марля, вата, тряпочки, термос с горячей водой, зеркальце, салфетка, алгоритмы, аудиозапись « Вода», мультфильм « Капитошка».
Ход занятия.
Организационный момент. Звучит запись журчания ручейка. Воспитатель читает стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника кипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить.
Основная часть. Воспитатель. Сегодня речь пойдёт о воде. Кому же нужна вода? А может ли человек прожить без воды? Какая нужна человеку вода? Конечно же , вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Без воды всё живое на земле погибнет, засохнет. Вода - это жизнь и воду надо беречь. А как же мы должны беречь воду?
Проводится игра на внимание « Вода, воздух, огонь, земля».
- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? ( Это место , где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
- Давайте сегодня мы превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств.
Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы , они полностью подготовлены к работе. Занимайте свои рабочие места.
- Приступим к нашему исследованию.
Опыт №1 Какого цвета вода?
Предложить детям поднять стакан с водой и рассмотреть её. Спросить, видны ли пальчики через воду ( ответы детей).
Вывод: вода прозрачная жидкость, не имеющая цвета.
Опыт №2 Вода не имеет собственного запаха.
Предложить детям определить , есть ли у воды запах. ( Ответы детей)
Затем предложить детям размешать в воде мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.
Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.
Опыт №3 Вода – растворитель.
А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают своё мнение . Затем предложить детям размешать в воде сахар. После растворения вещества предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая.
Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществом, которое мы положили в воду? ( Ответы детей).
Опыт№4 Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А какую форму имеет вода? Для этого возьмём широкий стаканчик с водой и перельём в узкий стаканчик. Форма, которую принимает вода, изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются, их не видно, только земля влажная. И так – вода не имеет формы.
Слышится плач . воспитатель на обратной стороне доски находит « Капельку» - она грустная и грязная.
Воспитатель. Дети, посмотрите внимательно и скажите, кто это? А откуда появилась « Капелька»? Как вы думаете, почему она грустная? А грязная почему? Дети, а зовут нашу капельку, « Капитошка». Как мы можем ей помочь? Почистить.
Воспитатель предлагает детям очистить воду.
Дети берут всё необходимое для очистки воды: ёмкости, воронки, фильтры, стаканчики. Выполняют работу.
Воспитатель меняет грустную капельку на весёлую. Обратить внимание детей, что
Капелька стала весёлой. По окончании работы ребята делают вывод: грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой, поэтому наша Капелька стала весёлой и чистой.
Физкультминутка.
Мы устали, засиделись. ( одна рука вверх, другая вниз)
Нам размяться захотелось. ( рывками менять руки)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот.( повороты корпусом)
А потом наоборот.
Приседанья начинаем, ( приседания)
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
И в последний раз присели,
А теперь на место сели.( дети садятся на места)
Опыт№5 пар – это тоже вода.
Воспитатель. Ребята, вы, знаете, что вода бывает холодной, тёплой, а ещё вода может быть горячей. Сильно, сильно горячей – кипяток. Я вскипятила чайник и налила горячую воду в термос.
Воспитатель открывает термос и показывает детям пар, стараясь, чтобы дети заметили пар.
Воспитатель. Что вы видите над термосом? Интересно, откуда он появился, что это такое пар, из чего он? Тогда , давайте, аккуратно его поймаем на это зеркальце. Посмотрите, что стало с зеркальцем ( оно запотело). Теперь мы сможем посмотреть, из чего состоит пар, что это такое.
Воспитатель предлагает салфетку ( она сухая). Необходимо промокнуть зеркальце об салфетку. Она стала мокрой. Значит пар – это тоже вода.
Вывод: пар – это вода. Отмечаем ещё одно свойство воды.
Воспитатель вывешивает на доске плакат – алгоритмы свойств воды.
Подвести итог занятия. Спросить, что нового узнали на занятии, что больше всего понравилось. Отметить каждого ребёнка, в чём он проявил на занятии.
В конце занятия дети поют песню для капельки « Капитошки».
После дети предлагают Капитошке погостить у них природном уголке. Капитошка дарит ребятам угощение.
Использованная литература.
Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников ( 4-7 лет).
Крашенников Е.Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных способностей дошкольников ( 5-7 лет).
Аверина И. Е.Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.: Айрис-Пресс, 2007.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования « ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы по теме: "Свойства воды"
Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы Тема: « Свойства воды» Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей...
Познавательно – исследовательский проект для детей старшей группы на тему «Друзья природы» в номинации «Мы оберегом станем для природы»
Познакомить дошкольников с Красной книгой Саратовской области, умение ценить и создавать красоту, воспитывать бережное отношение к природе....
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебная вода»
Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, растений, животных (вода источник жизни и обеспечения здоровья, о свойствах воды (прозрачная, без вкуса, без запаха, растворит...
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Вода –как чудо» (Опытно-экспериментальная деятельность)
ull;«Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам,•приобретают способность сами ставить вопросы•и получать на них фактические ответы,•оказываясь на более высоком умственном и...
Конспект занятия по развитию поисковой деятельности в старшей группе детского сада Тема: «Свойства воды»
Развитие навыков поисковой деятельности: определение основной задачи (вопросов), выдвижение предположений, вариантов решения, их проверка и выводы по полученным результатам. Формирование интерес...
конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе " Чудо -вода"
Знакомство детей с некоторыми свойствами воды,развивитие анализирующих восприятий неживой природы ,воображение и любознательность....
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода, бумага, дерево»
Углублять знания о свойствах бумаги, заинтересовать детей работой с бумагой; совершенствовать исследовательские и продуктивные способности детей, мышление, мелкую моторику кистей рук; продолжить воспи...