Методическая разработка - "Метеостанция в ДОУ!"
методическая разработка по окружающему миру

Ромашкина Светлана Леонидовна

 

 

 

 

 

 

 

ПАСПОРТ

МЕТЕОПЛОЩАДКИ

 

РУКОВОДИТЕЛЬ:

Ромашкина Светлана Леонидовна

воспитатель 1 квалификационной категории

 

Цель:

Создание предметно – развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности, учить детей наблюдать за изменениями погоды, определять погоду, анализировать, составлять прогноз, делать выводы, использовать для этого специальные метеорологические приборы.

Задачи:

1.Организовать работу на метеоплощадке для систематических наблюдений за погодой.

2.Формировать представление детей о значении погоды в жизни человека, растительного мира.

3.Познакомить детей с приборами – помощникам прогнозирования погоды.

4.Дать представление о профессии гидрометеорологии.

 

Проблема:

У дошкольников недостаточно сформированы знания о погоде о явлениях природы, недостаточно наглядных условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.

Основные требования к организации метеоплощадки.

Метеоплощадка является важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников. Дает возможность познакомить детей с основными стандартными и простыми метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработкой  их результатов.

Метеоплощадка должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовав систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе.

Наблюдения на метеоплощадке можно проводить ежедневно с 10.00 – 11.30 в зависимости от режимного времени прогулок детей в разной возрастной группе.

На метеоплощадке наблюдают за температурой воздуха. Количеством выпавших осадков (которые замеряют с помощью осадкомера). Осенью и зимой определяют степень покрытия и характер залегания снежного покрова.

Необходимо вести дневники наблюдений в которые   заносят наблюдаемые за сутки атмосферные - сезонные явления природы: дождь, снег, град, ветер, метель, иней, роса… .

Метеостанция в детском саду своими руками.

Метеостанция в детском саду – это комплекс различных приборов, измеряющие погодные условия и, с помощью которых возможно предсказать погоду на ближайшее время (сутки). Воспитатель с детьми снимают данные с приборов и заносят их в дневник наблюдений. Так же метеостанция используется для проведения занятий на тему экологии, знаний времен года, природных явлений.

Построить свою метеостанцию на территории детского садика – совершенно легко и просто. Для этого вам понадобятся следующие предметы – приборы:

* флюгер

* метеобудка:

- термометр

- компас

-барометр

* дождемер (осадкомер)

* ветряной рукав

* снегомер

* анемометр

* солнечные часы

* гигрометр

* кормушки

* стол для фиксирования наблюдений

* стенд для наблюдений

* ловец облаков

* вертушки, султанчики, ветерки, …

 

Пожалуй, все приборы можно и приобрести в магазинах, но и смастерить совместно с родителями самим. Эти предметы прикрепляются к специальным шестам и вставляются или вкапываются в землю. Метеостанцию мы построили, далее все остается за погодой. Она все сделает сама. Ведь только с помощью погодных изменений мы сможем делать и фиксировать свои наблюдения.

Измерительные приборы готовы, а теперь давайте разберемся, как же они работают и как их можно использовать в обучении детей.

Главное все приборы разместить в определённой последовательности и придать им красивое оформление. Тогда, имея такую метеостанцию в детском саду, детки будут с большим удовольствием приходить каждый день в садик, чтобы снять показания с приборов.

Что такое погода?

•            показания температуры воздуха

•         сила и направление ветра;

•         наличие осадков;

•         состояние неба и солнца;

•         влажность воздуха.

 

Все эти показания имеют отношения к объектам и явлениям неживой природы, на которые дети не обращают внимание самостоятельно мы взрослые должны помочь детям обратить на них внимание, а поможет нам в этом созданная на территории детского сада метеостанция.

Приборы для метеостанции:

Метеобудка - служит для размещения метеоприборов (термометр, барометр, компас). Будка служит для защиты приборов от осадков, сильного ветра и солнечной радиации.

С помощью флюгера и его вращающейся стрелки по опорной оси нам удастся наблюдать за направлением ветра. А благодаря указателю сторон света, мы сможете узнать, в каком направлении дует ветер.

Используя в своей метеостанции специальный прибор -  дождемер (осадкомер), имеющий определенную емкость с измерительной шкалой, дети смогут измерять количество выпавших осадков.

 Снегомер – (рейка из гладкого прямого бруска, сухого дерева длиной

140 см. окрашена (белой) масляной краской и на лицевой стороне имеет шкалу в сантиметрах - необходим для наблюдений за высотой снежного покрова.

Анемометр – прибор для измерения скорости ветра (сколько раз прокрутится вокруг своей оси).

Ветряной рукав - поможет ребятам разобраться и точно определять направление и силу ветра, расположен на длинной железной трубе на высоте 2.5 м. с вращающимся кольцом.

Компас научит детей ориентироваться на местности и также определять, где находятся север, юг, запад и восток.

Самый важный и нужный измеритель погодных условий – термометр. Именно с помощью этого прибора дети смогут определять температуру воздуха в окружающей среде.

Барометр – прибор для измерения атмосферного давления (высокое давление означает хорошую погоду, низкое – облачную и дождливую).

Гигрометр - определяет влажность воздуха, изготовлен с использованием сосновой шишки.  Если воздух сухой – она раскрывается, если влажный – закрывается.

Ловец облаков – прибор для «ловли» и определения типа облаков.

Интерактивные солнечные часы – прибор для определения времени по изменению длины тени от оси и её движение по циферблату.

А вот всевозможные вертушки, ветерки, султанчики станут не только полезным прибором для определения направления ветра и его силы, но и повеселят ребят.           Обучения будет легким, и детям будет нравиться весь процесс.

Стенд магнитно-маркерный для рисования мелом или фломастером.

На стенде, наглядно отражены схематические погодные условия: дождь, снег, солнце, ветер, облачно. Дети после оценки погодных условий отмечают на стенде нужные показатели. Такой стенд можно сделать своими руками или приобрести в специализированном магазине. Стенд поможет организовать пространство — он станет основой для вашей метеостанции, а уже рядом с ним размещать снегомер, дождемер и другие приборы.

Метеостанция — это отличный повод для реализации творческих вдохновений. Можно сделать интересные вертушки с детьми и разместить их на вашей станции.

Метеорологические приборы, размещенные на участке и красиво оформленные, помимо своего прямого назначения, стали изюминкой нашего детского сада, вызвали большой интерес со стороны, как детей, так и их родителей. А у детей вызвало огромный интерес снятие показаний с приборов и составление прогнозов.

 

Такая метеостанция в детском саду, сделанная своими руками, поможет разнообразить ежедневные прогулки детей на свежем воздухе и познакомить их с точными науками, с миром исследований и открытий.

 

 

 

 

ПЛАН СХЕМА МЕТЕОПЛОЩАДКИ

2

1. вход

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

гигрометр

17

18

21

22

 

 

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

1. вход

2. интерактивные солнечные часы

3. солнечные часы

4. клумба с цветами

5. флюгер

6. ветряной рукав

7. метеобудка ( термометр, барометр, компас)

8. 9. заборчик

10. снегомер

11. дождемер (осадкомер)

12. 13. стол с лавочкой

14. ловец облаков, термометр, ветерок

15. ветерки

16. гигрометр

17 стенд для обозначения погодных явлений

18.19.20. матрешки (украшение)

21. облако – стенд для определения частей суток

22. анемометр

 

Список литературы:

1.Рыжова Н.Л. Экологическое образование в детском саду. -М.: Изд. Дом

«Карапуз», 2001.-432с.статьи.

 

2.Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке детского сада \\ Ребенок в детском саду. -2002.-№3.-с.76.

 

3.Левина Р. Метеоцентр в детском саду или экология в и творчество

\\ Дошкольное воспитание .-1998г.-№7.-49.

 

4.Николаевой Т. О чём говорят растения .\\ Ребенок в детском саду.-2002.

-№3.-с.88.

 

5.Приметы и прогнозы \\ Обруч. -2006.- №1. –с.24.

 

6.Букарева О. Географическая площадка «Здравствуй солнышко» .

\\ Дошкольное воспитание . -2011. -№1. –с.74.

 

7.Саво И.Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных экологических группах. Детство – Пресс.- 2013.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка для метеостанции в детском саду "Ловец облаков"

Метеорологический прибор по изучению и наблюдению за облаками «Ловец облаков», методические рекомндации по изготовлению и применению в работе с детьми старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка. Метеостанция на экологической тропе в ДОУ

 На участке детского сада мы выбрали специальный участок, на котором решили  создать площадку «Метеостанция». Детская метеостанция будет выполнена компактно...

Методическая разработка: проект "Метеостанция".

Методическая информация о проведении проекта "Метеостанция" в подготовительной группе детского сада....

Методическая разработка для детей дошкольного возраста «Мини-метеостанция»

Задача познания природы и природных явлений, а так же вопрос воспитания бережного отношения к природе, - сами по себе являются наиважнейшим в процессе воспитания детей.Одним из способов такого непосре...