Методическая разработка - "Метеостанция в ДОУ!"
методическая разработка по окружающему миру
ПАСПОРТ
МЕТЕОПЛОЩАДКИ
РУКОВОДИТЕЛЬ:
Ромашкина Светлана Леонидовна
воспитатель 1 квалификационной категории
Цель:
Создание предметно – развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности, учить детей наблюдать за изменениями погоды, определять погоду, анализировать, составлять прогноз, делать выводы, использовать для этого специальные метеорологические приборы.
Задачи:
1.Организовать работу на метеоплощадке для систематических наблюдений за погодой.
2.Формировать представление детей о значении погоды в жизни человека, растительного мира.
3.Познакомить детей с приборами – помощникам прогнозирования погоды.
4.Дать представление о профессии гидрометеорологии.
Проблема:
У дошкольников недостаточно сформированы знания о погоде о явлениях природы, недостаточно наглядных условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.
Основные требования к организации метеоплощадки.
Метеоплощадка является важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников. Дает возможность познакомить детей с основными стандартными и простыми метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработкой их результатов.
Метеоплощадка должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовав систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе.
Наблюдения на метеоплощадке можно проводить ежедневно с 10.00 – 11.30 в зависимости от режимного времени прогулок детей в разной возрастной группе.
На метеоплощадке наблюдают за температурой воздуха. Количеством выпавших осадков (которые замеряют с помощью осадкомера). Осенью и зимой определяют степень покрытия и характер залегания снежного покрова.
Необходимо вести дневники наблюдений в которые заносят наблюдаемые за сутки атмосферные - сезонные явления природы: дождь, снег, град, ветер, метель, иней, роса… .
Метеостанция в детском саду своими руками.
Метеостанция в детском саду – это комплекс различных приборов, измеряющие погодные условия и, с помощью которых возможно предсказать погоду на ближайшее время (сутки). Воспитатель с детьми снимают данные с приборов и заносят их в дневник наблюдений. Так же метеостанция используется для проведения занятий на тему экологии, знаний времен года, природных явлений.
Построить свою метеостанцию на территории детского садика – совершенно легко и просто. Для этого вам понадобятся следующие предметы – приборы:
* флюгер
* метеобудка:
- термометр
- компас
-барометр
* дождемер (осадкомер)
* ветряной рукав
* снегомер
* анемометр
* солнечные часы
* гигрометр
* кормушки
* стол для фиксирования наблюдений
* стенд для наблюдений
* ловец облаков
* вертушки, султанчики, ветерки, …
Пожалуй, все приборы можно и приобрести в магазинах, но и смастерить совместно с родителями самим. Эти предметы прикрепляются к специальным шестам и вставляются или вкапываются в землю. Метеостанцию мы построили, далее все остается за погодой. Она все сделает сама. Ведь только с помощью погодных изменений мы сможем делать и фиксировать свои наблюдения.
Измерительные приборы готовы, а теперь давайте разберемся, как же они работают и как их можно использовать в обучении детей.
Главное все приборы разместить в определённой последовательности и придать им красивое оформление. Тогда, имея такую метеостанцию в детском саду, детки будут с большим удовольствием приходить каждый день в садик, чтобы снять показания с приборов.
Что такое погода?
• показания температуры воздуха
• сила и направление ветра;
• наличие осадков;
• состояние неба и солнца;
• влажность воздуха.
Все эти показания имеют отношения к объектам и явлениям неживой природы, на которые дети не обращают внимание самостоятельно мы взрослые должны помочь детям обратить на них внимание, а поможет нам в этом созданная на территории детского сада метеостанция.
Приборы для метеостанции:
Метеобудка - служит для размещения метеоприборов (термометр, барометр, компас). Будка служит для защиты приборов от осадков, сильного ветра и солнечной радиации.
С помощью флюгера и его вращающейся стрелки по опорной оси нам удастся наблюдать за направлением ветра. А благодаря указателю сторон света, мы сможете узнать, в каком направлении дует ветер.
Используя в своей метеостанции специальный прибор - дождемер (осадкомер), имеющий определенную емкость с измерительной шкалой, дети смогут измерять количество выпавших осадков.
Снегомер – (рейка из гладкого прямого бруска, сухого дерева длиной
140 см. окрашена (белой) масляной краской и на лицевой стороне имеет шкалу в сантиметрах - необходим для наблюдений за высотой снежного покрова.
Анемометр – прибор для измерения скорости ветра (сколько раз прокрутится вокруг своей оси).
Ветряной рукав - поможет ребятам разобраться и точно определять направление и силу ветра, расположен на длинной железной трубе на высоте 2.5 м. с вращающимся кольцом.
Компас научит детей ориентироваться на местности и также определять, где находятся север, юг, запад и восток.
Самый важный и нужный измеритель погодных условий – термометр. Именно с помощью этого прибора дети смогут определять температуру воздуха в окружающей среде.
Барометр – прибор для измерения атмосферного давления (высокое давление означает хорошую погоду, низкое – облачную и дождливую).
Гигрометр - определяет влажность воздуха, изготовлен с использованием сосновой шишки. Если воздух сухой – она раскрывается, если влажный – закрывается.
Ловец облаков – прибор для «ловли» и определения типа облаков.
Интерактивные солнечные часы – прибор для определения времени по изменению длины тени от оси и её движение по циферблату.
А вот всевозможные вертушки, ветерки, султанчики станут не только полезным прибором для определения направления ветра и его силы, но и повеселят ребят. Обучения будет легким, и детям будет нравиться весь процесс.
Стенд магнитно-маркерный для рисования мелом или фломастером.
На стенде, наглядно отражены схематические погодные условия: дождь, снег, солнце, ветер, облачно. Дети после оценки погодных условий отмечают на стенде нужные показатели. Такой стенд можно сделать своими руками или приобрести в специализированном магазине. Стенд поможет организовать пространство — он станет основой для вашей метеостанции, а уже рядом с ним размещать снегомер, дождемер и другие приборы.
Метеостанция — это отличный повод для реализации творческих вдохновений. Можно сделать интересные вертушки с детьми и разместить их на вашей станции.
Метеорологические приборы, размещенные на участке и красиво оформленные, помимо своего прямого назначения, стали изюминкой нашего детского сада, вызвали большой интерес со стороны, как детей, так и их родителей. А у детей вызвало огромный интерес снятие показаний с приборов и составление прогнозов.
Такая метеостанция в детском саду, сделанная своими руками, поможет разнообразить ежедневные прогулки детей на свежем воздухе и познакомить их с точными науками, с миром исследований и открытий.
ПЛАН СХЕМА МЕТЕОПЛОЩАДКИ
2 |
1. вход |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 13 |
14 |
гигрометр |
17 |
18 |
21 |
22 |
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
1. вход
2. интерактивные солнечные часы
3. солнечные часы
4. клумба с цветами
5. флюгер
6. ветряной рукав
7. метеобудка ( термометр, барометр, компас)
8. 9. заборчик
10. снегомер
11. дождемер (осадкомер)
12. 13. стол с лавочкой
14. ловец облаков, термометр, ветерок
15. ветерки
16. гигрометр
17 стенд для обозначения погодных явлений
18.19.20. матрешки (украшение)
21. облако – стенд для определения частей суток
22. анемометр
Список литературы:
1.Рыжова Н.Л. Экологическое образование в детском саду. -М.: Изд. Дом
«Карапуз», 2001.-432с.статьи.
2.Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке детского сада \\ Ребенок в детском саду. -2002.-№3.-с.76.
3.Левина Р. Метеоцентр в детском саду или экология в и творчество
\\ Дошкольное воспитание .-1998г.-№7.-49.
4.Николаевой Т. О чём говорят растения .\\ Ребенок в детском саду.-2002.
-№3.-с.88.
5.Приметы и прогнозы \\ Обруч. -2006.- №1. –с.24.
6.Букарева О. Географическая площадка «Здравствуй солнышко» .
\\ Дошкольное воспитание . -2011. -№1. –с.74.
7.Саво И.Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных экологических группах. Детство – Пресс.- 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка для метеостанции в детском саду "Ловец облаков"
Метеорологический прибор по изучению и наблюдению за облаками «Ловец облаков», методические рекомндации по изготовлению и применению в работе с детьми старшего дошкольного возраста...
Методическая разработка. Метеостанция на экологической тропе в ДОУ
На участке детского сада мы выбрали специальный участок, на котором решили создать площадку «Метеостанция». Детская метеостанция будет выполнена компактно...
Методическая разработка: проект "Метеостанция".
Методическая информация о проведении проекта "Метеостанция" в подготовительной группе детского сада....
Методическая разработка для детей дошкольного возраста «Мини-метеостанция»
Задача познания природы и природных явлений, а так же вопрос воспитания бережного отношения к природе, - сами по себе являются наиважнейшим в процессе воспитания детей.Одним из способов такого непосре...