Методическая разработка для детей дошкольного возраста «Мини-метеостанция»
методическая разработка

Трощенкова Елена Александровна

Задача познания природы и природных явлений, а так же вопрос воспитания бережного отношения к природе, - сами по себе являются наиважнейшим в процессе воспитания детей.

Одним из способов такого непосредственного контакта с природой и её изучения, является создание мини метеостанции. Такой способ наблюдения за природой актуален по многим причинам:

- процесс наблюдения за явлениями погоды становится наглядным и  интересным;

- занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике;

- у детей в ходе организованной деятельности будут наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать, делиться полученной информацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №16 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

(ГБДОУ детский сад №16 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга)

____________________________________________________________________________

Совместный  проект

воспитателей,  детей и  родителей

2-ой младшей группы

«Мини-метеостанция»

Составили и провели: Е.А.Трощенкова, О.А.Волохова,

Паспорт проекта

Название проекта

«Мини метеостанция»

Тип проекта

Общеразвивающий, творческий, игровой, краткосрочный, для воспитанников 2-ой младшей группы общеразвивающей направленности.

Участники проекта

Воспитанники 2-ой младшей группы, родители детей, воспитатели

Рекомендуемые сроки

05.11.2021 – 20.11.2021

Причины возникновения

В дошкольном воспитании очень важным является воспитание бережного отношения к природе с основами экологии. Составной частью этой большой работы является процесс познания природы.

Одной из таких форм работы становится создание экологического пространства детского сада и проектная деятельность, которая сделала бы более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой.

Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция (метеоплощадка).

Метеостанция должна давать возможность познакомить детей с основными простейшими метеорологическими приборами, с методикой наблюдений и обработки результатов наблюдений.  

Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии детей с миром природы и разворачиваться как увлекательное путешествие, чтобы они получали от этого не только новые знания, но и радость.

Актуальность проекта

Задача познания природы и природных явлений, а так же вопрос воспитания бережного отношения к природе, - сами по себе являются наиважнейшим в процессе воспитания детей.

Одним из способов такого непосредственного контакта с природой и её изучения, является создание мини метеостанции. Такой способ наблюдения за природой актуален по многим причинам:

- процесс наблюдения за явлениями погоды становится наглядным и  интересным;

- занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике;

- у детей в ходе организованной деятельности будут наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать, делиться полученной информацией.

Цель проекта

- создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников, формирование у детей  элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.

- приобщение родителей к участию в жизни детского сада.

Задачи проекта

Для детей:

- познакомить с профессией метеоролога;

- формировать представление о значении погоды в жизни растительного и животного мира (накапливание знаний народных примет о погоде).

- познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, гигрометром.

- обучение детей элементарному понимаю показаний приборов и их сравнению;

- познакомить детей с назначением метеорологической станции;

- привлечение родителей к изготовлению метеоприборов.

Для родителей:

- привлечение родителей к изготовлению метеоприборов;

- приобщение родителей к участию в жизни детского сада, построение взаимодействия родителей и педагогов.

Формы реализации

1. Беседы

2. Наблюдения в природе

3. Опыты-эксперименты

4. Чтение художественной литературы

5. Дидактические игры

6. Сюжетно-ролевые игры

7. Слушанье музыки и песен

8. Изготовление поделок, индивидуальных работ по теме проекта

9. Совместная деятельность детей, педагогов и родителей.

Продукты проекта

1. НОД «Юный метеоролог».

2. Игра-эксперимент «Музыка ветра».

3. Лэп-бук

4. Предметы для метеостанции, сделанные своими руками.

Форма презентации продуктов проекта

Работа с детьми:

- Беседы.

- НОД «Юный метеоролог».

- Совместное коллективное и индивидуальное рассматривание предметных и сюжетных картинок.

- Чтение художественной литературы по теме проекта

- Картотеки игр: пальчиковые, сюжетно- ролевые, дидактические, подвижные.

- Коллективная работа

Для педагогов:

Подготовка презентации проведенной работы и продуктов по проекту «Мини метеостанция».

Для родителей:

- Изготовление метеорологических приборов.

Планируемые результаты

К окончанию срока реализации проекта у детей должны быть сформированы:

- понятие о профессии метеоролога;

- понятие о назначении метеорологической станции;

- представление о значении погоды в жизни растительного и животного мира;

- понятие о приборах мини-метеостанции: термометром, флюгером, дождемером, гигрометром.

- понятие об элементарных показаниях приборов, их фиксации и сравнению.

Познавательное развитие:

- расширять знания детей о природных явлениях и погоде.

Речевое развитие:

- активизация и обогащение словарного запаса детей.

Социально-коммуникативное развитие:

 - создание условий для коллективной работы на мини метео-станции.

Физическое развитие:

- повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей.

Для родителей:

- привлечение родителей к изготовлению метео-приборов;

- приобщение родителей к участию в жизни детского сада, построение взаимодействия родителей и педагогов.

Перспективное планирование подготовительного этапа

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Ожидаемый результат

педагога (педагогов) и обучающегося (обучающихся)

педагогов, обучающихся и их родителей

педагога (педагогов) и родителя (родителей)

родителя (родителей) и ребенка

организация развивающей

предметно-пространственной среды

свободная

1. Беседы.

2. Наблюдения. 3. Рассматривание иллюстраций.

4. Чтение художественной литературы.

5. Участие в дидактических, сюжетно-ролевых играх.

1. Создание необходимых условий для реализации проекта.

2. Прочтение  в домашних условиях художественной литературы по просьбе педагогов.

3. Участие в изготовлении метеорологических приборов.

1. Определение совместных целей и задач.

2. Коллективные и индивидуальные рекомендации родителям по изготовлению метеорологических приборов

1. Беседы с детьми по рекомендации педагогов.

1. Организация предметно-развивающей среды по теме проекта

2. Организация и оформление мини метеостанции.

3. Изготовление дидактических игр и пособий.

1. Рассматривание книг, иллюстраций по теме проекта.

2. Совместные игры детей.

(настольно-печатные и, дидактические, ролевые).

1. У детей должны быть сформированы понятия:

- о профессии метеоролога;

- о назначении метеорологической станции;

- о значении погоды в жизни растительного и животного мира;

- о приборах мини-метеостанции, снятию, фиксации и сравнению их показаний.

2. Должно быть налажено взаимодействие родителей и педагогов.

3. Должно произойти приобщение родителей к участию в жизни группы и детского сада в целом.

Перспективное планирование образовательной деятельности воспитателя, обучающихся и родителей на основном этапе проекта

Образовательная область

Совместная деятельность педагога (педагогов) и ребенка (детей) и родителя (родителей)

Познавательное развитие

1. Беседы:

«Кто такой метеоролог?», «Что такое метеостанция?», «Погодные явления»,

«Народные приметы», «Когда это бывает?»

2. Совместное коллективное и индивидуальное рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме проекта.

3. Дидактические игры (Приложение 2.1.)

4. Чтение художественной литературы (Приложение 2.3.)

5. Отгадывание загадок по теме проекта. (Приложение 2.6)

Социально-коммуникативное развитие

1. Дидактические и сюжетно-ролевые игры по теме проекта (Приложение 2.1.)

2. Пальчиковые игры по теме проекта (Приложение 2.2.)

Речевое развитие

1. Активизация и обогащение словарного запаса детей в коллективных и индивидуальных беседах по теме проекта.

 

Художественно-эстетическое развитие

1. Рисование по теме проекта.

2. Лепка по теме проекта.

Физическое развитие

1. Физкультминутки (Приложение 2.5.)

2.  Подвижные игры (Приложение 2.4.)

Деятельность педагогов

Работа с детьми:

- проведение индивидуальных и коллективных бесед с детьми ;

- совместное прочтение художественной литературы;

- совместное рассматривание иллюстраций с детьми;

- проведение опытов с приборами метеостанции.

Работа с родителями:

Рекомендательная и координирующая работа с родителями:

- определение совместных целей и задач;

- мотивация родителей к участию в жизни группы;

- рекомендации родителям по изготовлению поделок.

  

Деятельность родителей

1. Определение с педагогами совместных целей и задач.

2. Выполнение заданий и поделок по теме проекта.

Самостоятельная деятельность детей

1. Рассматривание книг, иллюстраций по теме проекта.

2. Рисование.

3. Опытная деятельность.

 

Реализация проекта (итоговый этап)

Положительные результаты реализации проекта

Отрицательные результаты

результаты реализации проекта

Причины наличия отрицательных результатов

1.Созданы условия для формирования у детей понятий и представлений:

- о профессии метеоролога;

- о назначении метеорологической станции;

- о значении погоды в жизни растительного и животного мира;

- о приборах мини-метеостанции, снятию, фиксации и сравнению их показаний.

2.Созданы условия: 

- для продуктивного взаимодействие родителей и педагогов;

- для  приобщения родителей к участию в жизни группы и детского сада в целом.

3. Получены положительные эмоции от совместно сделанных работ.

Не все родители подключились к работе по теме проекта.

Занятость родителей воспитанников.

Приложение 2

 2.1. Дидактические  и сюжетно-ролевые игры для младшей группы на тему: «Мини метеостанция».

«Прогноз погоды»

Цели: формировать желание оберегать и охранять природу; представления о погодных изменениях в природе; ценностные ориентации, определяющие бережное отношение к природному миру. Развивать представления о том, какие погодные явления есть в природе; интерес и любовь ко всему живому. Закреплять знания детей о погодных явлениях в природе.

Ход игры 

I вариант: Воспитатель раздает детям карточки, на которых изображено погодное явление-дождь, ветер, солнце и др. Ребенок должен подобрать карточку-картинку и расположить ее в нижнем правом углу. Например, нарисован дождь - надо подобрать карточку с изображением дождя. За правильное выполненное задание участник дидактической игры «Прогноз погоды» получает фишку.

Игра проводится несколько раз. Выигрывает тот, у кого наибольшее количество фишек

II вариант: Второй вариант игры проводится детьми самостоятельно.

После приобретения навыка игры дети могут играть без помощи взрослого.

Фишки в данном варианте не используются.

 «Ветреная и безветренная погода».

Цель: научить детей определять и доказывать наличие или отсутствие ветра на картинке.

Ход игры

Детям предлагаются картинки с изображением ветреной и безветренной погоды. Дети раскладывают картинки на группы и по каждой составляют рассказ о том, почему они считают, что изображена названная ими погода.

«Живое – неживое»

Цель:   Закреплять знания о живой и неживой природе.

Дидактический материал:   Можно использовать картинки «Живая и неживая природа».

Ход игры 

Воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети - машут руками, если предмет неживой природы - приседают.

«Собираемся на прогулку»

Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда»«обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.

Оборудование: куклы, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени, маленький шкафчик для одежды и стульчик.

Ход игры:

В гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.

 

«Что кому?» 
Цель: учить соотносить орудия труда с профессией, воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, примерять на себя роль представителей разных профессий.
Игровые правила: называть профессию в соответствии с орудием труда. Вспомнить, где видели такого работника.
Ход игры
На столе приготовлены предметы труда представителей разных профессий (игрушки): набор медицинских инструментов, набор кухонной посуды, парикмахерский набор, бытовая техника и т.д. Воспитатель приглашает к столу по одному ребёнку, тот берёт игрушку, называет ей. Остальные называют, кому нужен этот предмет для работы. 
Вариант: найти все орудия труда для определённой профессии и назвать их.

2.2. Пальчиковые игры на тему «Мини метеостанция».

Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Капал дождик на ладошку

Кап-кап, кап-кап

(Дети хлопают в ладоши в ритме)

Я ловил малютку крошку.

Кап-кап, кап-кап

(Пальчиками стучат по ладошке)

Дождик вдруг пошел сильней

Побежали в дом скорей!

(Соединяют ладони над головой)

Пальчиковая гимнастика:

Солнышко

Солнышко проснулось

(Сжимают ладошку в кулачок.)

Сладко потянулось.

(Поднимают кулачок вверх.)

Лучикам пора вставать

(Разжимают по одному пальчику)

Раз, два, три, четыре, пять.

Пальчиковая гимнастика:

На дворе мороз и ветер,

На дворе гуляют дети, (сжимают и разжимают пальцы)

Руки, руки потирают (потирают руки)

Руки тихо согревают (складывают руки лодочкой и дуют в них)

Не замерзнут руки-крошки –

Мы похлопаем в ладоши (хлопают в ладоши)

Вот как хлопать мы умеем, (хлопают в ладоши)

Вот как руки мы согреем (показывают руки)

Вот какие молодцы! Согрелись?


2.3. Художественная литература не темы: «Мини метеостанция».

В Бианки «Прячутся».

Г. Скребицкий «Осень».

И. Бунин «Листопад».

В. Бианки «Холодно в лесу, холодно!».

И. Токмакова «Как на горке снег, снег»

К. Д. Ушинский «Проказы старухи-зимы».

Русские народные сказки «Снегурочка», «Зимовье зверей».

А. Барто «Куда весна пропала».

В. Бианки «Синичкин календарь», «Март», «Апрель», «Май».

Е. Серова «Подснежник».

З. Александрова «Капель».

И. Токмакова «Весна».

В. Берестов «Весёлое лето».

В. Бианки «Лесные домишки».

К. Ушинский «Когда наступает лето».

С. Маршак «Июнь», «Июль», «Август».

2.4. Подвижные игры на темы: «Мини метеостанция».

Подвижная игра «Семена и ветер».

Ветер переносит семена растений, например, одуванчика, птицы используют силу ветра при дальних перелётах. Давайте превратимся в семена клена, которые так же переносит ветер и поиграем.

-Раз, два, три, мы покружились и в крылатки превратились. Подул сильный ветер – крылатки полетели.

Дети по сигналу «ветер» бегают по площадке, по сигналу «ветер стих» кружатся и приседают. Игра повторяется 2-3 раза.

- Давайте еще раз посмотрим на приборы и на природу вокруг, какая сегодня погода. (дети подводят итог)

Солнце или дождь

Если воспитатель показывает карточку с тучкой- дети имитируют дождь,

когда карточка с солнышком- руки вверх поднимают, а когда карточка солнышко с тучкой- приседают и руки за спину прячут.

«Хорошо – плохо».

С помощью картинок дети рассказывают, когда хорошо, когда плохо.

НАПРИМЕР:

«Солнце»:

хорошо – тепло, можно ходить в легкой одежде, дает свет, растет все живое, можно загорать и т.д.;

плохо – обгореть, засуха, жара, солнечный удар и т.д.

«Дождь»:

хорошо – растут грибы, ягоды, все зеленое, прохладно и т.д.;

плохо – лужи, грязь, холодно, можно промокнуть, заболеть и т.д.

(Речевая игра «Ветер-ветерок!)

- Ветерок поёт песенку (ш-ш-ш). «Дует сильный ветер» (дети произнося звук «ш» громко)

- «Дует слабый ветер» (произносят звук «ш» тихо)

2.5. Физкультминутки на темы: «Мини метеостанция».

1. Физкультминутка «Весна»

Снег чернеет на полянке,

(Наклон вперед, руки вперед, ладони к щекам, удивленное покачивание головой.)

Солнце дольше, ярче светит, (Встать на цыпочки, руки вверх.)

Время класть на полку санки (Потянуться вверх, изобразить.)

И сбивать сосульки детям. (Изобразить сбивание сосулек.)

Встань, природа, ото сна, (Присесть, встать.)

К нам идёт сама весна! (Шаги на месте с высоким подниманием ног.)

Вопрос и задание:

-Почему говорят, что сосульки растут вниз головой?

-Придумай разговор между Санками и Лыжами, которых весной убрали до будущей зимы.

2. Физкультминутка «Лето»

Вот и наступило лето, (Встать, руки вверх, в стороны.)

Солнцем вся земля согрета. (Поворот кругом.)

Мы на пляже загораем, (Встать, руки за голову.)

Землянику собираем, (Присесть, изобразить.)

Ловко плаваем в реке, (Изобразить.)

Спим, свернувшись, в гамаке. (Присесть, ладони под щёку.)

Вопрос и задание:

-За что дети любят лето?

- Перечисли летние игры и развлечения.

3. Физкультминутка «Осень»

Поля вокруг черны, пусты,

И стали желтыми кусты, (Наклон вперед, руки в стороны, поворот кругом.)

Деревья голые стоят, (Встать, руки над головой.)

Стал серым лес, стал мрачным сад, (Наклон вправо-влево.)

И дождик льёт как из ведра,

Как будто в облаке дыра. (Встать, махи прямыми руками сверху вниз, очертить круг над головой.)

Вопрос и задание:

-Чем осенний дождь отличается от весеннего?

-Придумай историю об одиноком Пугале на пустом огороде в дождливую осень.

4. Физкультминутка «Зима»

Мы сегодня на горе, (Встать, руки вверх.)

Ну а горка во дворе, (Руки в стороны.)

Кто на санках, (Изобразить.)

Кто на лыжах, (Изобразить.)

Кто подальше, (Наклон вперед, руки вперед.)

Кто поближе, (Встать, руки к груди.)

В горку мчимся мы бегом, (Бег на месте.)

Ну а с горки – кувырком. (Присесть, согнутые в локтях руки вращать перед грудью.)

2.6. Загадки для младшей группы на тему: «Мини метеостанция».

Снег на полях,

Лёд на водах,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? (Зима)

Зазвенели ручьи, Солнце подпекает,

Прилетели грачи. Цветы расцветают.

В улей пчела Ягоды поспевают

Первый мёд принесла. Когда это бывает? (Лето)

 

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Весна)

 

Листья желтеют

И дождь поливает.

Когда это дети,

Такое бывает? (Осень)

 

Он слетает белой стаей,

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает-

На ладони и во рту. (Снег)

  

Ветер листьями играет,

их с деревьев обрывает.

Всюду листики кружат -

это значит (Листопад).

 

Вдоль дорожек без труда

Мчится талая вода.

Снег от солнечных лучей

Превращается в. (Ручей)

 

Он растет красивый, нежный,

Голубой иль белоснежный.

Даже раньше расцветает,

Чем на речке лед растает.

Распустился точно в срок

Первый мартовский цветок. (Подснежник)

 

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это - (Дождь)

 

На минуту в землю врос

Разноцветный чудо-мост.

Чудо-мастер смастерил

Мост высокий без перил. (Радуга)

Кто живёт на небе чистом,

Называется лучистым?

Греет, светит, глазки «слепит»,

Его очень любят дети. (Солнышко)

 

Снова туча набежала,

Очень сыро, мокро стало.

Яркий зонтик раскрываем

От него себя спасаем! (Дождь)

На минуту в землю врос

Разноцветный чудо-мост.

Чудо-мастер смастерил

Мост высокий без перил. (Радуга)

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (Облака)

По полю рыщет,

поет да свищет,

Деревья ломает,

к земле приклоняет. (Ветер)

Ты весь мир обогреваешь

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все ...(Солнце)

Это важный показатель,

Градусник - ее приятель.

Если жарко - высока,

А в мороз она низка. (Температура)

Он на лужах, посмотри,

Выдувает пузыри.

Хочет, чтобы я и ты

Не забыли про зонты. (Дождь)

Опустели наши грядки.

Огород и сад в порядке.

Ты, земля, еще рожай.

Мы собрали. (Урожай)

 

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел -

Он вспорхнул и улетел (Бабочка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для детей дошкольного возраста по изучению правил безопасного поведения на дорогах "Юл фәне иленә сәяхәт"

Здесь  отрывок  этой методической разработки. Работа сама  состоит из проектов для детей старшей группы коррекционных  ДОУ....

методическая разработка. "Приобщение детей дошкольного возраста к труду через профессии взрослых"

От уровня знаний дошкольников о труде, профессиях человека зависят и их интерес к труду, и развитие их познавательной деятельности, и уровень знаний об окружающей социальной действительности, и умение...

Методическая разработка для детей дошкольного возраста "У истоков народного мастерства" 2014-2015 уч.год

Знакомство детей дошкольного возраста с малыми фольклорными формами - потешками,  песенками; сказками; народными промыслами....

Методическая разработка для детей дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром. Кроссворд: "Инструменты".

Решая кроссворд, дети старшего дошкольного возраста знакомятся со строительными инструментами....

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры посредством декоративно-прикладного искусства».

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры посредством декоративно-прикладного искусства» дает развитие ребенка в различных областях: это и патриоти...

Методическая разработка "Обучение детей дошкольного возраста рисованию, лепке, аппликации на основе предметов народного искусства"

Материал содержит описание основных направлений работы с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста при обучении детей дошкольного возраста рисованию, лепке, аппликации на основе предме...

Методическая разработка "Обучаем детей дошкольного возраста правилам дорожного движения"

Учебный материал по обучению дошкольников правилам дорожного движения для педагогов и родителей...